2. Состояние и перспективы
роста экономики Российской
Федерации
2.1 Динамика общественного
продукта в современной России.
Совокупный общественный
продукт создаётся в многочисленных взаимодействующих
отраслях материального производства,
связанных между собой углубляющимся
общественным разделением труда.
2009 год стал годом одного
из самых значительных со времен Великой
депрессии ударов по мировой экономике.
Согласно оценкам, величина мирового ВВП
сократилась за год на 2,3%, объем мировой
торговли - на 9,4%. Спад производства затронул
большинство развитых стран мира. В США
падение ВВП достигло 2,5%, в Японии - 5,4%,
В Евросоюзе - 3,9%. Среди развивающихся
экономик наибольшие потери понесли страны
Восточной Европы (сокращение производства
- 6%). В Латинской Америке негативная динамика
негативная динамика была выражена меньше,
однако и здесь ВВП сократился на 2,5%. Исключением
стали Азия (без учета Японии), а также
Ближний Восток и Северная Африка. Темпы
роста в этих регионах несколько замедлились,
но остались положительными. Приросты
ВВП достигли здесь соответственно 4,2
и 1,1%. Кризис не обошел и
российскую экономику. Величина ВВП снизилась
за 2009 г.на 7,9%,промышленное производство
- на 9,3%, инвестиции - на 16,2%, на треть выросла
безработица, падение стоимостного объема
экспорта составило 35,5%.
Течение кризиса в
2009 г. еще раз подтвердило наличие негативных
сторон развития отечественной экономики.
Прежде всего это неустойчивый докризисный
форсированный рост экономики в 2006-2008
гг., о чем свидетельствует не столько
двузначные значения темпов роста производства,
сколько короткий срок (несколько месяцев),
за который экономика вернулась на уровень
2005 г. Отечественная экономика
оказалась значительно более уязвима
к колебаниям мировой хозяйственной системы,
чем было принято думать. Кризис показал,
что экономическая ситуация в нашей стране
полностью зависит от динамики на мировых
сырьевых рынков. Восстановление цен на
сырую нефть в начале 2009 г.до уровня 70-80
долл. За баррель после исходного 70%-ного
падения в первые кризисные месяцы стало
ключевым параметром в изменении внутренней
ситуации. Доходы бюджета воспрянули;
фондовый рынок вновь стал расти, а приток
капитала возобновился. И не случайно
поэтому, по оценкам, без фактора внешней
торговли ВВП России упал в 2009 г. дополнительно
на 1,3%. По данным Росстата,
в 2009г. по сравнению с 2008 г. ВВП снизился
на 8,9% и относительно 2007 г. повысился на
13,9% . Такая динамика была предопределена
тем, что наиболее острая фаза кризиса
пришлась на последние месяцы 2008 г. и на
первые месяцы 2009 г. Последующий рост основных
макроэкономических индикаторов был недостаточен
для восстановления ВВП до докризисного
. В производстве товаров в 2009г падение
составило 9,7%.Наиболее глубокий спад валовой
добавленной стоимости в составе произведенного
ВВП наблюдается в тех видах экономической
деятельности, которые связанны с инвестиционными
процессами, зависят в существенной степени
от конъюнктуры внешних рынков, заняты
выпуском потребительских товаров и оказанием
услуг, не ориентированных на удовлетворение
наиболее насущных потребностей. Лидером
падения в производстве товаров является
строительство - сокращение добавленной
стоимости по этому виду деятельности
составило 16,4%.Вторым лидером падения
является обрабатывающая промышленность,
которая показывает наиболее высокие
темпы падения (13,9%) среди отраслей промышленности
(9,4% в целом по трем основным видам деятельности).
Резкое падение в начале года (более 20%
за первый квартал) было обусловлено как
сокращением спроса на продукцию экспорто-ориентированных
отраслей (металлургическая, химическая
и деревообрабатывающая промышленность)
в конце 2008-начале 2009 г., так и последующим
падением спроса в инвестиционно-ориентированных
секторах (машиностроение, производство
транспортных средств, электрооборудования).
Кроме того, в первой половине года предприятия
активно избавлялись от запасов продукции,
что отражали как конъюнктурные опросы
в промышленности (ИЭПП) за этот период,
так и официальная статистика (вклад в
падение ВВП в 1-2 кв. 2009 изменения запасов
материальных оборотных средств составлял
8-9 п.п.). По мере избавления от складских
излишков, а также стабилизации ситуации
на мировых рынках и прекращении бурного
падения инвестиций в основной капитал
(с середины 2009 г. согласно оперативным
данным, со снятием сезонности), что повлияло
и на оценку перспектив спроса, обрабатывающий
сектор начал восстанавливать производство.
Динамика индексов - дефляторов ВВП в разрезе
видов экономической деятельности дает
комплексное представление об изменении
инфляционного фона для всех экономических
секторов, а не только в части розничных
цен. Индекс-дефлятор ВВП за 2007 г. по отношению
к ценам 2008 г. составил 113,5 %. Индекс - дефлятор
ВВП в 2009 г. в целом относительно предыдущего
года оказался самым низким за вест постсоветский
период (102,5% в рыночных ценах и 104,0% - в основных
Это обусловлено в первую очередь снижением
: рублевого эквивалента индекса контрактных
экспортных цен (на 11,9%); цен производителей
на важнейшие виды продукции экспортно-ориентированных
отраслей в составе добычи ископаемых
(на 2,7%); обрабатывающих производств (на
1,7%); ставок налогов на добычу полезных
ископаемых(на 6,9%). На стадии использования
ВВП представлен расходами на конечное
потребление и инвестиции и фактическими
затратами конечных потребителей на указанные
цены. ВВП используемый, кроме того, включает
чистый экспорт товаров и услуг.
Соотношение товаров
и услуг в используемом ВВП отличается
от их пропорций в ВВП произведенном, так
как его продуктовый состав в результате
внешнеторговых операций изменяется.
Произведенные в стране товары и услуги
экспортируются. В то же время фактическое
потребление товаров и услуг и расходы
на инвестиции включают импорт товаров
и услуг. Материалы СНС по общепринятой
их схеме данных о конечном потреблении
и накоплении с выделением товаров и услуг
не содержат. Соответствующие сведения
приводятся в них суммарно по конечным
расходам и фактическому потреблению
домашних хозяйств населения, сектора
«государственное управление» и некоммерческих
организаций, обслуживающих домашние
хозяйства
Объем валового внутреннего продукта
/ВВП/ России в 1-м полугодии 2010 г составил
20 трлн 732,6 млрд руб в текущих ценах, его
физический объем увеличился на 4,2 проц
по сравнению с 1-м полугодием 2009 г. Об этом
сообщается в сводке Федеральной службы
государственной статистики.
2.2 Проблемы и
особенности роста отечественной
экономики
Правительство РФ намерено
обеспечить эффективность финансирования
фундаментальных исследований, научно-технических
направлений, реализуемых в форме
государственных программ и проектов,
а также связать государственную
поддержку развитию системы венчурного
инвестирования и страхования инновационных
рисков. Одновременно будут проводиться
санация и закрытие неэффективно
работающих организаций, реструктуризация
части отраслевых научно-исследовательских
и проектных институтов в инжиниринговые
организации с развитой финансово-экономической,
маркетинговой и коммерческой структурой
.Особое внимание Правительство РФ уделит
защите прав на интеллектуальную собственность,
разработке жесткой системы правоохранительных
мер в рамках государственной политики
защиты авторских прав. Будут закреплены
в законодательном порядке механизмы
вовлечения в хозяйственный оборот результатов
интеллектуальной деятельности, в том
числе полученных за счет средств федерального
бюджета. Предполагается принятие закона
о секретных изобретениях и о внесении
изменений и дополнений в Патентный закон.
Доказано, что фундаментом экономики является
инфраструктура, а темпы экономического
роста находятся в прямой зависимости
от ее состояния. Проблемы современного
этапа экономического роста в России сегодня
отчетливо видны проблемы, препятствующие
стабильному и долгосрочному экономическому
росту:
а) низкая эффективность государственного
управления.
Одним из наиболее серьезных препятствий
экономическому росту в России в настоящее
время является слабая институциональная
среда, в том числе недостаточно высокий
уровень защиты прав собственности и неэффективное
функционирование судебной системы. Избыточным
и обременительным остается вмешательство
органов власти в деятельность хозяйствующих
субъектов. При этом государство не обеспечивает
предоставление в достаточной степени
высокого качества услуг. Отсутствуют
эффективные механизмы гражданского контроля
за принятием решений по основным направлениям
социально-экономического развития;
б) отсутствие условий и стимулов для развития
человеческого капитала.
Демографическая ситуация в стране характеризуется
крайне низким уровнем рождаемости, не
обеспечивающим простого воспроизводства
населения, высоким уровнем смертности,
неэффективным использованием миграционного
потенциала, что не соответствует стратегическим
интересам Российской Федерации и представляет
угрозу национальной безопасности России.
Сокращение численности населения не
позволяет обеспечить формирование квалифицированных
трудовых ресурсов, необходимых для развития
материального и интеллектуального потенциала
Российской Федерации, и способствует
усилению технологической зависимости
России от иностранных государств. В целях
обеспечения доступности и повышения
качества медицинских, социальных и образовательных
услуг требуется модернизация здравоохранения,
образования и социальной сферы, направленная
на обеспечение соответствия государственных
гарантий медицинской помощи, образовательных
стандартов, форм социальной поддержки
имеющимся финансовым ресурсам;
в) низкий уровень конкуренции и высокая
доля нерыночного сектора.
Остается достаточно высокой доля нерыночного
сектора в отдельных отраслях экономики,
сохраняется непрозрачность деятельности
субъектов естественных монополий, что
не позволяет полностью сформировать
рыночную среду;
г) неравномерное осуществление реформ
на региональном и муниципальном уровнях. Существующие
ограничения на межрегиональное перемещение
факторов производства, связанные с неразвитостью
рынков жилья, капитала и транспортной
инфраструктуры, снижают эффективность
экономических связей между регионами
Российской Федерации. Одной из важных
задач является развитие территорий, имеющих
геополитическое значение и требующих
разработки отдельных программ, учитывающих
особенности их территориального и политического
положения;
д) низкий уровень интеграции российской
экономики в международные экономические
отношения. Современный этап развития
мировой экономики характеризуется растущим
уровнем глобализации. Важную роль играет
не только объем внешнеторгового оборота,
но и участие в международных экономических
процессах, место российской экономики
в мировых "цепочках" создания добавленной
стоимости. Российская экономика характеризуется
крайне невысокой степенью диверсификации
экспорта, неэффективным использованием
конкурентных преимуществ в экспорте
услуг и продукции наукоемких отраслей;
е) слабая диверсификация российской экономики,
создающая высокую зависимость от мировой
конъюнктуры цен на основные экспортные
товары. Необходимо изменить
структуру российской экономики и снизить
ее зависимость от внешнеэкономической
конъюнктуры, прежде всего от конъюнктуры
цен на топливно-сырьевые ресурсы. Кроме
того, структура российской экономики
характеризуется низкой долей продукции
малых и средних предприятий в валовом
внутреннем продукте. Значительная часть
малого бизнеса остается "в тени",
не регистрируясь и не платя налоги. Отсутствие
эффективных связей между наукой и производством
не позволяет российской экономике эффективно
конкурировать в высокотехнологичных
отраслях - отраслях с наиболее высоким
уровнем добавленной стоимости. Использование
научных достижений в производстве остается
на низком уровне;
ж) инфраструктурные ограничения экономического
роста. Становление
циклической формы движения отечественной
экономики связано с проблемой экономического
роста. Тип экономического роста зависит
от того, на какие рынки, на какой спрос
ориентирована экономика. Для России существуют
два варианта экономического роста. Первый
связан с ориентацией на внешний рынок
сырьевых ресурсов как наиболее устойчивый,
надежный и доступный для нашей промышленности.
В этом случае внутренние инвестиции будут
направляться на добычу сырья и в непроизводственную
сферу, а основные производственные инвестиции
— за границу. При этом спрос будет формироваться
развитыми странами, которые хотят покупать
сырье подешевле. За границей будут формироваться
и факторы производства — труд и капитал.
Наиболее заинтересованными в таком типе
роста будут отрасли топливно-энергетического
комплекса и добывающей промышленности,
Второй вариант связан с оживлением внутреннего
рынка. Однако это потребует реорганизации
производства, роста эффективности на
отдельных предприятиях. Через межотраслевые
связи процесс технологического роста
будет воспроизводиться. Помочь инвестиционной деятельности
предприятий должно государство путем
освобождения их от части налогов или
предоставления им отсрочки в выплате
налогов. Рост на технической основе выгоден
отраслям потребительского и инвестиционного
спроса. Сегодня для России наиболее реальна
смешанная модель экономического роста.
Для развития отечественной экономики
необходима ее ориентация на повышение
эффективности капитала через активное
внедрение нововведений. Этого можно достичь
только в рамках новой экономики, основанной
на инвестиционном развитии, реализации
долгосрочных стратегических планов государства.
С целью решения указанных проблем Правительство
Российской Федерации будет принимать
меры, направленные на дальнейшее осуществление
институциональных преобразований и стимулирование
темпов экономического роста. Рыночные преобразования, начатые
с надеждой на улучшение условий жизни,
так и не увенчались успехом. В ходе смен
правительств и реформаторов были забыты
как цели реформирования, так и средства
достижения изначально поставленных целей.
При объективном анализе предпринимаемых
правительством решений и их практическом
воплощении видно, что вопрос об экономическом
росте в 1992-1997 гг. даже не поднимался. Все
эти годы в России делили собственность
и власть .В сфере экономики проводилась
политика увеличения налогов, сокращения
расходов в государственном бюджете, предпринимались
настойчивые усилия по получению внешних
кредитов и т.п. При этом забывалось, что
расходы государственного бюджета это
лишь оборотная сторона его доходов - налоговых
поступлений от предприятий и населения.
И если отечественная экономика «не работает»,
то и налоговых поступлений также нет.
Сколько не сокращай бюджетные расходы,
от этого ситуация не улучшится. Это лишь
означает отказ выплаты заработной платы
всем работающим в социальной сфере, оборонной
промышленности, военнослужащим. Снижение
же заработной платы работникам отраслей
социальной сферы и прямая невыплата даже
мизерных ее размеров - это ничто иное,
как разрушение условий для подъема отечественной
экономики. Замедление спада отечественного
производства в 1995-1996 гг. ряд экономистов
прямо связывает с сокращением государственных
расходов. Они предлагают сократить государственные
расходы до уровня как минимум 31% ВВП, а
чтобы добиться устойчивого экономического
роста в 5-7% в год требуется, по мнению авторов
этих рекомендаций, сокращение до 24-25%
ВВП . При рассмотрении государственных
расходов необходимо прежде всего подходить
с позиций целесообразности их сокращения
или увеличения в разрезе элементов затрат.
Так, судя по публикациям, в настоящее
время расходы на содержание управленческого
аппарата всех уровней сегодня в России
в несколько раз превышают аналогичную
статью в бюджете всего Советского Союза.
Рост бюрократического чиновничьего аппарата
при одновременном ослаблении контроля
за его деятельностью служит одним из
основных факторов развития коррупции
в постсоветской России. Неоправданны и ссылки на структуру
расходной части бюджетов западных стран:
сопоставляются иные доходные базы, отражающие
иной уровень развития экономики и налоговых
поступлений. Почти 10-летний период экономических
преобразований в России не привел к перелому
в экономической сфере. Из всех стран Восточной
Европы, входивших в социалистическую
систему, Россия и Украина имеют самые
неблагоприятные результаты экономического
роста. Разочаровывающие экономические
итоги системной трансформации в России
преимущественно рукотворны, т.е. обусловлены
прежде всего попытками исполнительной
власти реализовать именно эту стратегию
и лишь во вторую очередь предопределены
неблагоприятными стартовыми условиями.
К такому выводу приходит большинство
не только отечественных, но и западных
аналитиков.. С самого начала рыночных преобразований
в России была сделана ставка на всесилие
«экономической свободы» при неумении
разумно ею пользоваться, разрушении всех
прежних государственных структур и игнорировании
необходимости создания новых. Так движение к внешней открытости
экономики сочеталось с постепенной отменой
ограничений, со строгим контролем за
внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих
субъектов, со взвешенной и поэтапной
политикой отмены валютных ограничений,
строгим контролем за экспортом национального
капитала и т.д. Как показала оценка сравнительной
эффективности государственной и частной
форм собственности, массовая приватизация
- не лучший способ формирования подлинно
рыночных субъектов. Более того, в определенной
ситуации приватизация ведет к формированию
нерациональной системы корпоративного
управления, способствующего возникновению
антирыночного поведения предприятий,
что фактически и проявилось в России. . Следует подчеркнуть, что как
хозяйственная практика стран с развитой
рыночной экономикой, так и западная экономическая
теория свидетельствовали о незначительном
влиянии формы собственности на экономический
рост и эффективность хозяйствования.
В сложившейся в России политической и
социально-экономической ситуации возобладали
узкокорыстные личные и клановые экономические
интересы . Реформы способствуют возникновению
новых политических сил. Ранние реформы
в стиле «срывания низко висящих плодов»
могут, и во многих случаях так и происходило,
создавать новые группы интересов (часто
связанные с реформаторами), которые затем
используют свои возможности, чтобы заблокировать
последующие реформы». В условиях абсолютного
сокращения национального дохода за последнее
10-летие более чем в 2 раза оставшаяся от
разрухи половина производимого в России
национального дохода оказалась присвоенной
менее чем 8-10% населения страны . Пожалуй,
это главный социальный итог экономических
изменений в России, последствия которого
оказывают и будут оказывать негативное
влияние на социально-экономическое развитие
России, выступающего сегодня объективно
необходимым условием эффективного экономического
роста. Без подъема отечественного производства
и его экономически эффективного развития,
Россия не может выйти из системного кризиса,
продолжить рыночные преобразования и
создать условия для формирования социально
ориентированной рыночной экономики.
С самого начала вопросы совершенствования
ускорения темпов роста стали предметом
острейшего обсуждения. Первоначально
это было связано со стагнацией в зимние
месяцы. В принципе, осенне-зимняя стагнация
прослеживается в российской экономике
уже на протяжении ряда лет, однако каждый
раз аналитиками ставится один и тот же
вопрос: является ли эта остановка вновь
сезонным явлением или же страна оказывается
перед угрозой полномасштабной рецессии?
Вопрос этот стоял тем более остро, что
в 2001 г. наметились негативные тенденции
в развитии мировой экономики и, естественно,
возникли опасения, не является ли российская
стагнация частью общемировых процессов. К весне 2002 г.
экономика России вновь продемонстрировала
рост, однако темп его был ниже, чем в предыдущие
два года. Если в 2000 г. ВВП вырос на 9%, в
2001 г. - на 5%, а в 2002 г. уже 4,3% . И хотя темп
роста российской экономики все равно
превышал показатели ЕС и Северной Америки,
его параметры стали поводом для жесткой
критики правительства со стороны различных
групп политиков и экономистов. Суть критики
состояла в том, что такими темпами Россия
очень нескоро достигнет нынешнего уровня
даже наиболее бедных стран ЕС и уж точно
проиграет в соревновании с быстрорастущим
Китаем. В. Путин также несколько раз в
течение весны высказывался на эту тему,
призывая правительство ставить перед
собой «более амбициозные задачи». Таким
образом, проблема роста в этой дискуссии
выступила не столько как экономическая,
сколько как политическая. Главным здесь
была оценка эффективности деятельности
правительства и, соответственно, вопрос
об альтернативах - как проводимому курсу,
так и осуществляющим этот курс персоналиям.
Вопрос, впрочем, не может быть ограничен
и узко-политическим аспектом проблемы
роста, каким бы важным он не представлялся.
В 2002 г. была четко сформулирована ключевая
задача предстоящих лет (или даже десятилетий):
преодоление разрыва между Россией и наиболее
передовыми странами мира. Такого рода
проблемы достаточно хорошо известны
из экономической истории последних двух
столетий как «догоняющее развитие». Решение
этой проблемы может стать объединяющей
общество идеей, на отсутствие которой
нередко жаловались представители российской
элиты в 1990-е гг. Однако принципиальной
особенностью стоящей перед Россией задачи
является необходимость осуществления
прорыва в условиях постиндустриального
мира, прорыва от индустриального общества
к постиндустриальному. Такой задачи пока
еще никому решать не приходилось.
Признание названной проблемы в качестве
ключевой уже в исходном пункте позволяет
выделить некоторые характеристики роста,
который необходимо обеспечить для современной
России. Во-первых, необходим устойчивый
рост в средне- и долгосрочной перспективе,
а потому важно не допускать принятия
популистских решений, которые приводят
к краткосрочным эффектам, то есть обеспечивают
красивые цифры роста в ближайшие годы,
за чем следует тяжелый кризис. Во-вторых,
рост должен сопровождаться прогрессивными
структурными сдвигами. В-третьих, радикальные
структурные сдвиги предполагают формирования
такой институциональной системы, которая
обеспечивает высокую адаптивность экономики
и отдельных экономических агентов к постоянно
меняющимся вызовам времени.
Экономический рост - проблема многоаспектная,
тем более, когда речь идет о стране, только
выходящей из длительного периода революционных
потрясений и стоящей перед необходимостью
решать задачи глубокой структурной трансформации
своей экономики . Разные экономические
и политические группировки, участвующие
в такой ситуации в дискуссии о росте,
пытаются решать в ней свои, причем существенно
различные задачи. Проблема консолидации
роста имеет несколько аспектов, которые
следует принимать во внимание при выработке
решений практической политики. Во-первых,
это особенности современного этапа технологического
развития, когда перед страной стоит, как
было отмечено выше, задача постиндустриального
прорыва. Во-вторых, существуют некоторые
особенности роста, совпадающего с решением
задач глубокой структурной трансформации
национальной экономики. В-третьих, в условиях
глобализации и открытости российской
экономики ее состояние не может не реагировать
на состояние мировой конъюнктуры (было
бы странно ожидать высоких темпов роста
в условиях мировой рецессии). В-четвертых,
на рост влияет и специфика постреволюционной
ситуации. Все четыре перечисленные обстоятельства
непосредственным образом влияют на современный
российский экономический рост, а их переплетение
в значительной мере предопределяет специфику
решения стоящих перед страной социально-экономических
проблем. Ключевой проблемой
при выработке политики роста является
признание постиндустриального характера
стоящих перед современной Россией вызовов.
Главной особенностью современных производительных
сил является резкое повышение динамизма
и разнообразия (вплоть до индивидуализации)
потребностей, с одной стороны, и возможностей
их удовлетворения с другой. Это означает,
в свою очередь, резкое сужение временных
горизонтов, на которые можно делать ответственные
прогнозы относительно особенностей и
приоритетных направлений технологического
развития стран и отдельных секторов.
Если в индустриальную эпоху можно было
наметить приоритеты роста на 20-30 лет и
при достижении их действительно войти
в ряды передовых стран, то теперь приоритеты
быстро меняются. И сейчас можно попытаться
превзойти весь мир по производству компьютеров
на душу населения, разработать программы
производства самых лучших в мире самолетов
и телефонов, но к моменту их успешного
осуществления выяснится, что мир ушел
далеко вперед. Причем ушел в направлении,
о возможности которого при разработке
программы всеобщей компьютеризации никто
и не догадывался. Устойчивый экономический
рост в России длится уже восемь лет, его
позитивное воздействие очевидно – выросли
доходы населения, сократился уровень
безработицы. Однако качество роста, его
социальная проекция оцениваются не только
динамикой доходов и занятости, но и улучшением
здоровья населения, ростом доступности
образования, развитием социальной инфраструктуры.
Для России важен и пространственный срез
– при огромном разнообразии условий
и уровня жизни в регионах показатели
социального развития всей страны оказываются
на среднем уровне. Итак, рост начался
осенью 1998 года, практически сразу после
знаменитого кризиса и делится на несколько
разных периодов. Когда в экономике начинается
сильный спад, то со временем возникает
реакция против этого падения. Рост наблюдался
во всех станах СНГ после 1998 года, независимо
от прочих условий. Для российской экономики
пост кризисный период (1999 – 2002 г.г.) был
одним из самых успешных не только за годы
реформ, но и за всю послевоенную историю.
За четыре года ВВП увеличился на 26 %, промышленное
производство - на 35 %, инвестиции в основной
капитал – на 38 %. В то же время, как по темпам,
так и по факторам экономического роста
этот период был весьма неоднородным.
Он отчетливо распадался на два этапа.
Первый этап – 1999 – 2000 г.г. - характеризовался
сверхвысокими темпами роста и объемов
промышленного производства (11-12 % в год),
и его эффективности. Этот подъем был обусловлен
целым комплексом взаимосвязанных изменений
в российской экономике, вызванных девальвацией
рубля и повышением мировых цен на нефть:
Девальвация рубля и повышение мировых
цен на нефть создали мощный поток доходов
от экспорта, что благодаря монетизации
экономики, стимулировало увеличение
внутреннего платежеспособного спроса.
Предприятия внутренне – ориентированных
отраслей, защищенные от импорта низким
обменным курсом рубля, смогли уловить
расширение внутреннего спроса и увеличить
выпуск продукции. В результате возник
еще один поток доходов, который так же
способствовал расширению внутреннего
спроса;
Профицит бюджета, обусловленный повышением
собираемости налогов и снижением государственных
расходов, обеспечил стерилизацию денежной
эмиссии, связанной с увеличением сальдо
торгового баланса. Это позволило стабилизировать
инфляцию. Высокая динамика
экономического роста на данном этапе
во многом определялась наличием в российской
экономике масштабных резервов, позволявших
наращивать производство без существенных
капитальных затрат.
Второй этап – 2001 – 2002 г. г. – характеризовался
более чем двукратным замедлением промышленного
роста до 4 – 5 % в год. Это замедление было
вызвано, в основном следующими причинами. Исчерпанием
ресурсов, на которых базировался подъем
в 1999 – 2000 г.г. Превышением
реальным обменным курсом рубля критической
отметки (70 – 75 % от уровня июля 1998 г.) за
который ценовая защита внутреннего рынка
уже не компенсирует недостаточную конкурентоспособность
российских производителей. По мере исчерпания
«девальвационного эффекта» все большее
воздействие на экономическое развитие
стали оказывать фундаментальные дисбалансы
российской экономики, прежде всего, ее
низкая конкурентоспособность. Начиная же с
2002 года и по настоящее время, возобновляется
рост ВВП, промышленного производства
и инвестиций в основной капитал. Рост ВВП в 2006
году составил 6,9 %, что на 0,5 процентного
пункта больше чем в 2005 году. Экономический
рост в России при замедлении роста экспортных
поставок все в большей мере ориентирован
на внутренний спрос, считают экономисты
Министерства экономического развития
и торговли. Позитивное влияние на увеличение
ВВП продолжают оказывать рост инвестиций,
успехи строительного сектора и торговли. По данным правительства,
в январе – ноябре 2006 года прирост инвестиций
составил 12,9%. Большая часть капиталовложений
в основной капитал направлялась в транспорт
и связь, добычу полезных ископаемых, обрабатывающие
производства. Серьезно выросли и прямые
иностранные инвестиции. За 5 лет, когда
действовали нерукотворные факторы экономического
развития, можно было сделать неплохой
задел. И он был сделан. Это характеризуется,
во-первых, тем, что было начато формирование
рынка капиталов, что позволит увеличить
инвестиции, обновить основные фонды.
А именно правительство создало «длинные
деньги» в виде накопительных пенсий –
5 млрд. долларов, значительная часть которых
может быть использована в длительных
инвестициях. Принят ряд решений по улучшению
фондового рынка, специальные решения
об инвестиционных компаниях, в результате
которых вырос объем паевых фондов. Отмеченная
положительная динамика инвестиционного
спроса российской экономики в последние
годы складывается под влиянием как внешних,
так и внутренних факторов экономического
роста. Влияние внешних
факторов определяется изменениями конъюнктуры
мировых цен сырья, а также повышением
кредитных и инвестиционных рейтингов
российской экономики со стороны международных
финансовых институтов.
Среди внутренних факторов следует отметить
следующие:
Рост промышленного производства;
Снижение ставки рефинансирования ЦБ
РФ и как следствие удешевление кредитных
ресурсов;
Снижение налоговой нагрузки на предприятия
и экономику в целом (в частности, с 1 января
2004 года снижена ставка НДС с 20 до 18%, отменен
пятый налог с продаж, начиная с 2005 года,
снижена эффективная ставка ЕСН);
Улучшение финансового состояния предприятий.
Довольно далеко продвинулось развитие
ипотеки, пакет законов уже принят, а друг на выходе и,
видимо, за 2 – 3 года ипотека будет раскручена,
это очень большой рост инвестиций. Так
как главный фактор экономического роста
– инвестиции. Другой фактор – сокращение
доли государства в валовом внутреннем
продукте. Если доля государства сократится,
то увеличится доля частного бизнеса,
и полученные дополнительные средства
частный бизнес в значительной мере используют
на развитие. Так же следует
отметить проблемы, которые в настоящее
время, препятствуют стабильному и долгосрочному
экономическому росту в России: Низкая эффективность
государственного управления. Одним из
наиболее серьезных препятствий экономическому
росту в России в настоящее время является
слабая институциональная среда, в том
числе недостаточно высокий уровень защиты
прав собственности и неэффективное функционирование
судебной системы. Отсутствуют эффективные
механизмы гражданского контроля за принятием
решений по основным направлениям социально-экономического
развития;
Отсутствие условий и стимулов для развития
человеческого капитала. Демографическая
ситуация в стране характеризуется крайне
низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим
простого воспроизводства населения,
высоким уровнем смертности, неэффективным
использованием миграционного потенциала,
что не соответствует стратегическим
интересам Российской Федерации и представляет
угрозу национальной безопасности России. Низкий уровень
конкуренции и высокая доля нерыночного
сектора. Остается достаточно высокой
доля нерыночного сектора в отдельных
отраслях экономики, сохраняется непрозрачность
деятельности субъектов естественных
монополий, что не позволяет полностью
сформировать рыночную среду;
-Неравномерное осуществление
реформ на региональном и муниципальном
уровнях
-Низкий уровень интеграции
российской экономики в международные
экономические отношения. Российская
экономика характеризуется крайне невысокой
степенью диверсификации экспорта, неэффективным
использованием конкурентных преимуществ
в экспорте услуг и продукции наукоемких
отраслей;
-Инфраструктурные ограничения
экономического роста.
С целью решения указанных
проблем Правительство Российской
Федерации должно принимать меры,
направленные на дальнейшее осуществление
институциональных преобразований
и стимулирование темпов экономического
роста. Так же отечественным предприятиями
необходимо делать ставку на выпуск высокотехнологичной,
пусть даже и дорогой продукции.
Только скачек через ступень в технологическом
развитии способен нас приблизить к промышленно
развитым странам.
2.3 Перспективы
достижения устойчивого экономического
роста в Российской Федерации.
Связи с необходимостью обеспечения
устойчивого экономического развития
в условиях современного высоко-конкурентного
мира значительно усложняется характер
проблем, которые предстоит решать нашей
стране.
М. Ершов в своей статье
отмечает, что «речь идет уже не
просто об экономическом росте как
таковом, а о повышении его
качества с целью создания конкурентных
основ в экономике»1.
С. Глазьев пишет, что «выход
на траекторию устойчивого роста
экономики и благосостояния общества
возможен только на основе концентрации
имеющихся ресурсов на прорывных
направлениях формирования нового технологического
уклада, декриминализации рыночной среды
и обеспечения добросовестной конкуренции,
многократного повышения инновационной
и инвестиционной активности, кардинального
улучшения качества государственного
регулирования, стимулирования трудовой,
творческой и предпринимательской энергии
людей»2.
Объем образующихся и накопленных
в российской экономике сбережений
вполне достаточен, чтобы обеспечить
трехкратное увеличение капитальных
вложений, необходимое для выхода
на режим простого воспроизводства
основного капитала в реальном секторе
экономики. Но данное увеличение капитальных
вложений будет возможно при правильной
экономической политике, ориентированной
на решение следующих задач.
В технологической области
стоит задача создания производственно-технологических
систем современного и следующего за
ним новейшего технологических
укладов и стимулирования их роста
вместе с модернизацией смежных производств.
Для этого должны быть решены проблемы
выращивания на основе уже накопленного
научно-промышленного потенциала конкурентоспособных
на мировом рынке предприятий, стимулирования
быстрого распространения технологий
современного технологического уклада,
защиты внутреннего рынка и поощрения
экспорта перспективной отечественной
продукции. Одновременно должны быть обеспечены
условия для опережающего становления
новейшего технологического уклада, включающие
государственную поддержку соответствующих
фундаментальных и прикладных исследований,
развертывание инфраструктуры подготовки
кадров требуемой квалификации, создание
информационной инфраструктуры, а также
системы защиты интеллектуальной собственности.
В институциональной области
необходимо сформировать хозяйственный
механизм, который способствовал
бы перераспределению ресурсов из устаревших
и бесперспективных производств, а
также сверхприбылей от экспорта
природных ресурсов в производственно-технологические
системы нового технологического уклада,
модернизации экономики, повышению
ее эффективности и конкурентоспособности
на основе распространения новых
технологий.
Те же цели должны определять
политику в области совершенствования
организационно-производственной структуры
экономики. Важно стимулировать
такие формы интеграции финансовых,
производственных, торговых, научно-исследовательских
и образовательных организаций,
которые могли бы устойчиво развиваться
в условиях жесткой международной
конкуренции, обеспечивать непрерывное
повышение эффективности производства
на основе своевременного освоения новых
технологий. Необходимо ликвидировать
отставание в использовании современных
технологий управления производством
в течение всего жизненного цикла
продукции.
Для перевода начавшегося
оживления экономики в режим
устойчивого экономического роста
требуются соответствующие макроэкономические
условия. Они включают: нормализацию
системы денежного обращения и формирование
механизмов кредитования производственной
деятельности, снижение процентных ставок
и развертывание институтов долгосрочного
финансирования инвестиций в развитии
производственной сферы, снижение налогообложения
производственной и инвестиционной деятельности,
исправление ценовых диспропорций, защиту
внутреннего рынка от недобросовестной
конкуренции со стороны импортеров.
Так же выход на траекторию
устойчивого экономического роста
предполагает формирование механизмов
расширенного воспроизводства, связывающих
процессы роста производства, увеличения
доходов населения, расширение конечного
спроса, накопления сбережений и подъема
инвестиций. В условиях глубокой дезинтеграции
экономики это требует применения
инструментов государственного регулирования
для устранения диспоритета цен, оздоровления
конкурентной среды, активизации конечного
спроса.
В сфере ценообразования
необходимо устранить завышение
цен на продукцию монополизированных
отраслей экономики. Формы государственного
контроля над ценообразованием должны
определяться условиями конкуренции:
от прямого регулирования тарифов
на услуги естественных монополий до
мониторинга цен на продукцию, производимую
и поставляемую на рынок в конкурентных
условиях. При этом государство не
должно подменять рыночное ценообразование
бюрократическим произволом.
В антимонопольной политике
важнейшие задач и — декриминализация
оптовой и розничной торговли,
расчистка товаропроводящей сети от
организованной преступности, устранение
информационных и других барьеров во
внутренней торговле, прекращение злоупотреблений
со стороны естественных монополий
и др.
Для активизации конечного
спроса в целях стимулирования производства
должна быть внедрена система регулирования
инвестиций и закупок в государственном
секторе, предусматривающая: увеличение
государственных закупок передового
отечественного оборудования для обеспечения
общественных нужд; повышение эффективности
государственного контроля над использованием
амортизационных отчислений и фондов
накопления на предприятиях контролируемых
государством (включая естественные монополии)
для размещения заказов среди производителей
отечественного оборудования, прекращение
использования средств государственного
бюджета всех уровней на цели импорта,
за исключением ограниченного перечня
критически необходимых товаров, не производимых
в стране.
В регулировании внешнеэкономической
деятельности важнейшими задачами являются:
повышение конкурентоспособности
отечественных товаров и услуг,
защита внутреннего рынка от недобросовестной
конкуренции из-за рубежа, создание
благоприятных условий для расширения
внутреннего производства, ограничение
вывоза капитала за рубеж и предотвращения
атак спекулятивного капитала с целью
дестабилизации рубля, а так же расширения
сферы использования последнего
в международных расчетах.
Реализация стратегии
экономического развития России будет
способствовать выходу нашей страны
на траекторию быстрого и устойчивого
роста. Тогда российская экономика
сумеет выйти на инновационный путь
развития, по которому идут передовые
страны.
С. Глазьев в своей статье
«О стратегии экономического развития
России» отмечает, что «согласно
прогнозу развития российской экономики,
разработанному ИНП РАН, различия в темпах
прироста ВВП между инновационным и инерционным
путями развития достигают трехкратной
величины. С учетом нарастающего технического
отставания российской экономики от стран-лидеров
время выбора инновационного пути развития
ограничено ближайшими двумя-тремя годами.
Если возможности ее структурной перестройки
на основе нового технологического уклада
будут упущены, дальнейшее развитие будет
протекать по инерционному сценарию и
Россия останется сырьевой периферией
мировой экономики»3.
Формирование государственной
экономической политики должно осуществляться
на научной основе с использованием
институтов социального партнерства.
Цели экономического развития страны
и приоритеты экономической политики
нужно определять исходя из понимания
объективных закономерностей современного
экономического роста, состояния и конкурентных
преимуществ российской экономики. Правительство
и другие органы исполнительной власти
должны отвечать за достижение сформированных
общенациональных целей экономической
политики.