Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:59, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение динамики развития внешней торговли в России.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы внешней торговли;
охарактеризоватьсостояние и перспективывнешнейторговлиРФ;
раскрыть проблемы внешней торговли в российской экономике в современное время
Введение
Теоретические основы внешней торговли…………………………………. 5
Состояние и перспективы внешней торговли России……………………...16
Проблемы внешней торговли в российской экономике в современное время и пути их решения……………………………….……………………….27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы ………………………………………. …32
Приложения
Как известно, к методам прямых ограничений может быть также отнесено использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической деятельности.
Косвенные ограничения, в отличие от прямых, непосредственно не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема. Вместе с тем они зачастую оказываются не менее эффективным средством протекционистской защиты национальных производителей, чем таможенное обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают национальная налоговая система и национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может служить поводом к запрету ввода импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответственно налоговая система большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции (система регистрационных сборов и т.д.). Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.
Кроме того, могут использоваться
также другие формы косвенных
ограничений — закрытие для иностранцев
отдельных портов и железнодорожных
станций, предписание об использовании
при производстве продукции определенной
доли национального сырья, запрет приобретения
государственными организациями импортных
товаров при наличии
Существенную роль в системе
протекционистских мер играют и
средства государственного стимулирования
экспорта. В современных условиях
сформировалась и активно действует
система многообразных
При характеристике направлений
и инструментов внешнеэкономической
политики следует учитывать постоянное
изменение их роли в регулировании
международных экономических
Процессы, протекающие в
современной международной
Глобальный характер либерализации международной торговли определяется международным характером конкуренции в современных условиях. Успех на мировом рынке тесно связан с привлечением иностранных инвестиций. Большинство стран предлагают льготный торгово-инвестиционный режим для иностранных инвесторов.
Государственное регулирование
внешней торговли предполагает применение
широкого арсенала методов, посредством
которых государство
Классификация инструментов государственного регулирования внешней торговли
1Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учебное пособие. — М.: Консалтбанкир, 2009. — С. 379.
2Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов. — М.: Экономистъ, 2010. — С. 72..
Таблица 1
Методы |
Инструмент торговой политики |
Регулируется преимущественно | |
Методы открытого протекционизма |
Тарифные |
Таможенные пошлины |
Импорт |
Нетарифные |
Квотирование |
Импорт | |
Лицензирование |
Экспорт | ||
Нетарифные методы скрытого протекционизма |
Государственные закупки |
Импорт | |
Требование о содержании местных компонентов | |||
Технические барьеры | |||
Налоги и сборы | |||
Субсидирование экспорта |
Экспорт | ||
Экспортное кредитование | |||
Валютно-кредитные инструменты |
Экспорт — импорт |
Группу нетарифных методов (инструментов) делят на три подгруппы: количественные (квотирование, лицензирование); скрытые (государственные закупки, требование о содержании местных компонентов, технические барьеры, налоги и сборы); финансовые (субсидирование, кредитование).
По нашему мнению, такое деление группы нетарифных методов нельзя признать точным, поскольку методы, представленные в последней подгруппе, являются не менее скрытыми, чем методы второй подгруппы. Например, прямое субсидирование означает не что иное, как осуществление в широких масштабах демпинга товаров за счет государственного бюджета.
Среди нетарифных методов следует выделять методы открытого протекционизма и методы скрытого протекционизма. Методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже региональной власти. В отличие от таможенных пошлин и количественных ограничений, носящих сравнительно открытый характер и подпадающих под действие торговых договоров и соглашений, скрытый протекционизм осуществляется с помощью средств внутренней экономической политики, и создаваемые ими протекционистские барьеры в большинстве случаев оказываются за пределами действия международных договоров.
Современное государство
обладает широкой гаммой инструментов,
позволяющих решать структурные
задачи экономического развития, проблемы
эффективности и
В связи с либерализацией
мировой торговли значение инструментов
открытого протекционизма в регулировании
государством внешней торговли снижается,
но одновременно с конца XX в. начинают
активно использоваться инструменты
скрытого протекционизма. При этом
если первый процесс поддается
В ходе рассмотрения эволюции
мировой торговой системы выявляется
следующая современная
По данным таможенной статистики в январе-августе 2012 года внешнеторговый оборот России составил 543,1 млрд.долларов США и по сравнению с январем-августом 2011 года возрос на 3,3%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 466,8 млрд.долларов США, со странами СНГ – 76,3 млрд.долларов США.
Сальдо торгового баланса
сложилось положительное в
Экспорт России в январе-августе
2012 года составил 342,7 млрд.долларов США
и по сравнению с январем-августом 2011 года
увеличился на 3,7%. В общем объеме экспорта
на долю стран дальнего зарубежья в январе-августе
2012 года приходилось 85,3%, на долю стран
СНГ – 14,7%.
Основу российского экспорта в январе-августе
2012 года в страны дальнего зарубежья составили
топливно-энергетические товары, удельный
вес которых в товарной структуре экспорта
в эти страны составил 73,1% (в январе-августе
2011 года – 73,4%).
В январе-августе 2012 года по
сравнению с январем-августом 2011
года стоимостной объем топливно-
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в январе-августе 2012 года составила 9,1% (в январе-августе 2011 года – 9,0%). Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с январем-августом 2011 года на 5,7%, а физический – на 8,6%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них возросли на 7,8%, в том числе: ферросплавов – на 13,7%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 25,8%. Физические объемы экспорта меди увеличились в 2,4 раза; никеля и алюминия – на 88,3% и 12,3% соответственно.
Доля экспорта продукции
химической промышленности в январе-августе
2012 года составила 5,5% (в январе-августе
2011 года – 5,7%). По сравнению с январем-августом
прошлого года стоимостной объем экспорта
этой продукции увеличился на 1,4%, а физический
– на 6,1%, в том числе возросли физические
объемы экспорта органических химических
соединений – на 11,8%, метанола – на 24,3%,
калийных удобрений – на 14,2%, смешанных
удобрений – на 12,7%, каучука, резины и изделий
из них – на 1,2%.
Доля экспорта машин и оборудования в
январе-августе 2012 года осталась науровне
аналогичного периода прошлого ода и составила
3,4%. По сравнению с январем-августом 2011
года стоимостной объем поставок машин
и оборудования увеличился на 3,0%, в том
числе: электрического оборудования на
23,6%, железнодорожного оборудования –
на 6,6%, инструментов и аппаратов оптических
– на 9,8%. Стоимостные объемы поставок
средств наземного транспорта (кроме железнодорожного)
снизились на 8,3%.
Доля экспорта продовольственных
товаров и сырья для их производства
в товарной структуре в январе-августе
2012 года составила 2,7% (в январе-августе
2011 года – 1,5%). По сравнению с январем-августом
2011 года стоимостные объемы поставок
этих товаров возросли на 94,0%, а физические
– в 2,4 раза. Физические объемы экспорта
продовольственных товаров
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-августе 2012 года составила 1,8% (в январе-августе 2011 года – 2,1%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы по сравнению с январем-августом 2011 года снизился на 10,3%. Возросли физические объемы экспорта целлюлозы – на 13,9%, бумаги газетной – на 1,6%; физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов снизились на 19,0%, пиломатериалов – на 1,6%.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-августе 2012 года доля топливно-энергетических товаров составила 57,5% от всего экспорта в эти страны, что на 2,4 процентных пункта выше, чем в январе-августе 2011 года. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с январем-августом 2011 года на 3,0%. Физические объемы экспорта угля каменного возросли на 20,6%, кокса – на 10,0%, нефтепродуктов – на 84,1%, в том числе: бензина автомобильного – на 27,2%, керосина – на 36,9%, дизельного топлива – на 73,9%, топлив жидких – в 2,7 раза. Поставки газа природного снизились на 11,4%.
Информация о работе Состояние и перспективы внешней торговли России