Состояние и перспективы внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение динамики развития внешней торговли в России.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы внешней торговли;
охарактеризоватьсостояние и перспективывнешнейторговлиРФ;
раскрыть проблемы внешней торговли в российской экономике в современное время

Содержание работы

Введение
Теоретические основы внешней торговли…………………………………. 5
Состояние и перспективы внешней торговли России……………………...16
Проблемы внешней торговли в российской экономике в современное время и пути их решения……………………………….……………………….27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы ………………………………………. …32
Приложения

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 87.94 Кб (Скачать файл)

Как известно, к методам  прямых ограничений может быть также  отнесено использование государственной  монополии как исключительного  права государственных органов  или уполномоченных ими частных  фирм на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической  деятельности.

Косвенные ограничения, в  отличие от прямых, непосредственно не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема. Вместе с тем они зачастую оказываются не менее эффективным средством протекционистской защиты национальных производителей, чем таможенное обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают национальная налоговая система и национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может служить поводом к запрету ввода импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответственно налоговая система большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции (система регистрационных сборов и т.д.). Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.

Кроме того, могут использоваться также другие формы косвенных  ограничений — закрытие для иностранцев  отдельных портов и железнодорожных  станций, предписание об использовании  при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет приобретения государственными организациями импортных  товаров при наличии национальных аналогов и т. д.

Существенную роль в системе  протекционистских мер играют и  средства государственного стимулирования экспорта. В современных условиях сформировалась и активно действует  система многообразных финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повышения их конкурентоспособности на внешнем  и внутреннем рынке. К ним можно отнести, во-первых, прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных переводчиков и т. д.; во-вторых, выдачу на льготных условиях экспортных кредитов, государственное страхование и предоставление гарантий при осуществлении внешнеэкономических операций со странами с нестабильным политическим режимом, налоговых льгот и т. п. Следует также отметить, что государство берет на себя значительную часть расходов по обучению кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортерови импортеров за рубежом, а также обеспечению необходимых политических условий их деятельности на внешнем рынке1.

При характеристике направлений  и инструментов внешнеэкономической  политики следует учитывать постоянное изменение их роли в регулировании  международных экономических отношений.

Процессы, протекающие в  современной международной торговле, позволяют сделать вывод, что  либерализация становится ее основной тенденцией. На это указывает увеличивающаяся  открытость национальных экономик, снижение уровня таможенных пошлин, отмена многих квот, ограничений, обострение конкурентной борьбы на мировом рынке2.

Глобальный характер либерализации  международной торговли определяется международным характером конкуренции  в современных условиях. Успех  на мировом рынке тесно связан с привлечением иностранных инвестиций. Большинство стран предлагают льготный торгово-инвестиционный режим для  иностранных инвесторов.

Государственное регулирование  внешней торговли предполагает применение широкого арсенала методов, посредством  которых государство осуществляет деятельность, направленную на создание благоприятных условий для реализации определенной концепции развития национального  хозяйства, а также использование  мероприятий, нацеленных на обеспечение  продвижения отечественных товаров  на рынки иностранных государств. Классификация инструментов торговой политики представлена в табл. 1.

Классификация инструментов государственного регулирования внешней  торговли


1Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учебное пособие. — М.: Консалтбанкир, 2009. — С. 379.

2Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов. — М.: Экономистъ, 2010. — С. 72..

 

Таблица 1

Методы

Инструмент

торговой политики

Регулируется

преимущественно

Методы 

открытого

протекционизма

Тарифные

Таможенные  пошлины 

Импорт

Нетарифные

Квотирование

Импорт

Лицензирование

Экспорт

Нетарифные  методы

скрытого протекционизма

Государственные

закупки

Импорт

Требование 

о содержании местных компонентов

Технические барьеры

Налоги  и сборы

Субсидирование

экспорта

Экспорт

Экспортное 

кредитование

Валютно-кредитные 

инструменты

Экспорт — импорт


 

Группу нетарифных методов (инструментов) делят на три подгруппы: количественные (квотирование, лицензирование); скрытые (государственные закупки, требование о содержании местных  компонентов, технические барьеры, налоги и сборы); финансовые (субсидирование, кредитование).

По нашему мнению, такое  деление группы нетарифных методов нельзя признать точным, поскольку методы, представленные в последней подгруппе, являются не менее скрытыми, чем методы второй подгруппы. Например, прямое субсидирование означает не что иное, как осуществление в широких масштабах демпинга товаров за счет государственного бюджета.

Среди нетарифных методов  следует выделять методы открытого  протекционизма и методы скрытого протекционизма. Методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры  нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже региональной власти. В отличие от таможенных пошлин и количественных ограничений, носящих сравнительно открытый характер и подпадающих под действие торговых договоров и соглашений, скрытый протекционизм осуществляется с помощью средств внутренней экономической политики, и создаваемые ими протекционистские барьеры в большинстве случаев оказываются за пределами действия международных договоров.

Современное государство  обладает широкой гаммой инструментов, позволяющих решать структурные  задачи экономического развития, проблемы эффективности и сбалансированности народного хозяйства, направляя  внешнеторговые потоки товаров в  нужное русло. Несмотря на то, что в  условиях рыночной экономики логично  было бы ожидать преобладания среди  регулирующих инструментов средств  экономического характера (таможенные пошлины, налоги и т.п.) и их автоматического  действия, современная тенденция  их применения, наоборот, выдвигает  на первый план административные (целевые, разовые) меры регулирования торговли. Это связано, во-первых, с существенным снижением уровня таможенного обложения  в ходе восьми раундов тарифных переговоров  в рамках ГАТТ/ВТО, что делает таможенные пошлины недостаточным орудием  защиты при современной острой монополистической  конкуренции, во-вторых, с широко развитыми  процессами региональной интеграции, начинающейся обычно с отмены тарифных ограничений во взаимной торговле. Нетарифные барьеры в торговле, наоборот, подверглись либерализации в  гораздо меньшей степени, носят  характер прямых ограничений, непреодолимых экономическим путем, то есть на конкурентной основе.

В связи с либерализацией мировой торговли значение инструментов открытого протекционизма в регулировании  государством внешней торговли снижается, но одновременно с конца XX в. начинают активно использоваться инструменты  скрытого протекционизма. При этом если первый процесс поддается регулированию  на наднациональном уровне, то второй — нет. В современных условиях инструменты скрытого протекционизма являются более эффективным средством  регулирования внешнеторгового  оборота. Объемы и методы их применения в значительной мере регулируются национальными  правилами, что серьезно затрудняет противодействие указанным инструментам со стороны экспортеров.

В ходе рассмотрения эволюции мировой торговой системы выявляется следующая современная тенденция: международная торговля становится не только более либеральной, но и  более регулируемой (управляемой) как  на межгосударственном (наднациональном), так и на национальном уровне. В  одних случаях это регулирование  ограничивает свободное движение товаров  и услуг, в других — способствует ему или определенным образом  организует, упорядочивает его. Но регулируемая свободная торговля, как и протекционизм, представляет собой вмешательство  в механизм свободного рынка, свободной  конкуренции и в этом отношении  противостоит свободной торговле в  ее классическом понимании. На современном  этапе правильнее говорить не о свободной, а о регулируемой (управляемой) свободной  торговле, что более соответствует  реальным формам международных экономических  связей, так как в современном  мировом хозяйстве внешняя торговля посредством таможенно-тарифного  и в особенности нетарифного  регулирования относится к одной  из самых регулируемых областей хозяйственной  жизни.

 

 

 

    1. Состояние и перспективы внешней торговли России

 

По данным таможенной статистики в январе-августе 2012 года внешнеторговый оборот России составил 543,1 млрд.долларов США и по сравнению с январем-августом 2011 года возрос на 3,3%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 466,8 млрд.долларов США, со странами СНГ  – 76,3 млрд.долларов США.

Сальдо торгового баланса  сложилось положительное в размере 142,2 млрд.долларов США, что на 7,2 млрд. долларов США больше, чем в январе-августе 2011 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 117,9 млрд.долларов США (рост на 4,2 млрд.долларов США), со странами СНГ – 24,3 млрд. долл. США1 (рост на 2,9 млрд.долларов США). 

Экспорт России в январе-августе 2012 года составил 342,7 млрд.долларов США и по сравнению с январем-августом 2011 года увеличился на 3,7%. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья в январе-августе 2012 года приходилось 85,3%, на долю стран СНГ – 14,7%.  
 Основу российского экспорта в январе-августе 2012 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 73,1% (в январе-августе 2011 года – 73,4%). 

В январе-августе 2012 года по сравнению с январем-августом 2011 года стоимостной объем топливно-энергетических товаров увеличился на 4,3%, а физический снизился на 2,9%. Среди товаров топливно-энергетического  комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья  угля каменного на 23,0%, топлив жидких – на 8,1%. При этом сократились  объемы экспорта кокса на 25,9%, нефти  сырой – на 1,5%, бензина автомобильного – на 52,3%, дизельного топлива – на 8,5%, газа природного – на 2,6%, электроэнергии – на 24,0%.

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья  доля металлов и изделий из них  в январе-августе 2012 года составила 9,1% (в январе-августе 2011 года – 9,0%). Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с январем-августом 2011 года на 5,7%, а физический – на 8,6%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них возросли на 7,8%, в том числе: ферросплавов – на 13,7%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 25,8%. Физические объемы экспорта меди увеличились в 2,4 раза; никеля и алюминия – на 88,3% и 12,3% соответственно.

Доля экспорта продукции  химической промышленности в январе-августе 2012 года составила 5,5% (в январе-августе 2011 года – 5,7%). По сравнению с январем-августом прошлого года стоимостной объем экспорта этой продукции увеличился на 1,4%, а физический – на 6,1%, в том числе возросли физические объемы экспорта органических химических соединений – на 11,8%, метанола – на 24,3%, калийных удобрений – на 14,2%, смешанных удобрений – на 12,7%, каучука, резины и изделий из них – на 1,2%.  
 Доля экспорта машин и оборудования в январе-августе 2012 года осталась науровне аналогичного периода прошлого ода и составила 3,4%. По сравнению с январем-августом 2011 года стоимостной объем поставок машин и оборудования увеличился на 3,0%, в том числе: электрического оборудования на 23,6%, железнодорожного оборудования – на 6,6%, инструментов и аппаратов оптических – на 9,8%. Стоимостные объемы поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) снизились на 8,3%.

Доля экспорта продовольственных  товаров и сырья для их производства в товарной структуре в январе-августе 2012 года составила 2,7% (в январе-августе 2011 года – 1,5%). По сравнению с январем-августом 2011 года стоимостные объемы поставок этих товаров возросли на 94,0%, а физические – в 2,4 раза. Физические объемы экспорта продовольственных товаров увеличились в основном за счет экспорта зерновых культур. Значительно возросли физические объемы экспорта семян подсолнечника и растительного масла.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в  январе-августе 2012 года составила 1,8% (в  январе-августе 2011 года – 2,1%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы по сравнению с январем-августом 2011 года снизился на 10,3%. Возросли физические объемы экспорта целлюлозы – на 13,9%, бумаги газетной – на 1,6%; физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов снизились на 19,0%, пиломатериалов – на 1,6%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-августе 2012 года доля топливно-энергетических товаров составила 57,5% от всего экспорта в эти страны, что на 2,4 процентных пункта выше, чем в январе-августе 2011 года. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с январем-августом 2011 года на 3,0%. Физические объемы экспорта угля каменного возросли на 20,6%, кокса  – на 10,0%, нефтепродуктов – на 84,1%, в том числе: бензина автомобильного – на 27,2%, керосина – на 36,9%, дизельного топлива – на 73,9%, топлив жидких – в 2,7 раза. Поставки газа природного снизились на 11,4%. 

Информация о работе Состояние и перспективы внешней торговли России