Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:44, доклад
Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений.
Неизменно отрицательным
является баланс России по статьям, связанным
с предоставлением туристически
Важнейшей и преобладающей статьей торгового баланса Российской Федерации в сфере услуг в последние годы является туризм (в классификации платежного баланса позиция "поездки"). На эту статью в 2000 г. приходилось 40% общего объема экспорта услуг и 59% импорта. Поскольку в настоящее время расходы по "поездкам" более чем в два раза превышают доходы (по сравнению с 1996г. этот разрыв увеличился), эта статья является и крупнейшей расходной частью российского баланса услуг. Важным препятствием роста экспорта услуг по статье «поездки» является отставание развития в стране соответствующей инфраструктуры: недорогих и качественных гостиниц, ресторанов, развлекательных учреждений. По отношению к странам СНГ Россия также выступает нетто-импортером по этой статье: импорт услуг из этих стран в 2000 г. составил 2124 млн. долл. США, а экспорт – 1232 млн. долл. США.
Таблица 2. Структура торговли услугами России за 1996г. и 2000г., в млн. долл. и в %.
1996 |
2000 | |||||||
Экспорт |
Импорт |
Экспорт |
Импорт | |||||
|
13281 |
100 |
18406 |
100 |
9632 |
100 |
17412 |
100 |
Транспорт (включая страхование) |
3630 |
27,3 |
2360 |
12,8 |
3261 |
33,8 |
2330 |
13,3 |
В том числе: |
||||||||
Водный |
1229 |
9,3 |
559 |
3,0 |
1030 |
10,7 |
807 |
4,6 |
Воздушный |
1296 |
9,7 |
1001 |
5,4 |
1406 |
14,6 |
1013 |
5,8 |
Другой транспорт |
1106 |
8,3 |
800 |
4,3 |
825 |
8,6 |
511 |
2,9 |
Поездки |
7102 |
53,5 |
10011 |
54,4 |
3839 |
40,0 |
10224 |
58,7 |
Услуги связи |
563 |
4,2 |
364 |
2,0 |
385 |
4,0 |
288 |
1,6 |
Строительные услуги |
91 |
0,7 |
1085 |
5,9 |
165 |
1,7 |
369 |
2,1 |
Страховые услуги |
… |
… |
… |
… |
35 |
0,3 |
412 |
2,3 |
Финансовые услуги |
84 |
0,6 |
124 |
0,7 |
100 |
1,0 |
36 |
0,2 |
Компьютерные и информационные услуги |
… |
… |
… |
… |
22 |
0,2 |
12 |
0,1 |
Роялти и лицензионные платежи |
159 |
1,2 |
44 |
0,2 |
91 |
0,9 |
31 |
0,2 |
Операционный лизинг |
65 |
0,5 |
128 |
0,7 |
149 |
1,5 |
275 |
1,6 |
Прочие услуги |
1587 |
12,0 |
4289 |
23,3 |
1585 |
16,6 |
3455 |
19,9 |
Источник: Платежный баланс России
В сфере транспортных услуг Россия остается нетто-экспортером на мировом рынке. В общем объеме экспорта услуг удельный вес транспортных услуг составил в 2000 г. 34%; в составе импортируемых услуг на долю транспорта приходилось 13%. Однако, в последние годы прослеживается увеличение импорта данного вида услуг, что является следствием тенденции вытеснения с рынка российских транспортных фирм, особенно в сфере морского и автодорожного транспорта.
На долю других видов услуг (кроме транспорта и туризма) в 2000 г. приходилось около 26% общего объема торговли услугами. Россия пока имеет слабые экспортные позиции в сфере финансовых услуг вследствие неокрепших банковской системы и института страхования. Потребности российских производителей в сложном технологическом оборудовании не удовлетворяются отечественными объемами производства, в результате чего наблюдается дефицит по статье "операционный лизинг". Экспорт таких деловых услуг как маркетинговые, управленческие, аудиторские, консультационные, юридические в структуре российской торговли услугами почти отсутствует. В то же время Россия использует свой экспортный потенциал в области научно-исследовательских разработок (главным образом промышленного и военного характера). Успешно на данном этапе осваивается новый для российских поставщиков рынок компьютерных услуг.
В географической структуре внешней торговли услугами доминируют страны дальнего зарубежья, удельный вес которых в 2000 г. находился на уровне 76,0% по экспорту и 80,2% по импорту.