Состояние рынка труда п Республике Казахстаан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:01, доклад

Описание работы

Переход к регулируемой рыночной экономике коренным образом изменил ситуацию в области занятости населения. Новые производственные отношения, структурные сдвиги в экономике, сокращение до минимума количества убыточных предприятий, ликвидация неэффективных рабочих мест, обновление технической базы производства привели к значительному высвобождению рабочей силы, перераспределению ее между видами занятости, сферами и отраслями народного хозяйства, формированию в Республике рынка труда. При этом усугубилась неравномерность территориального размещения трудовых ресурсов, в отдельных регионах предложение рабочей силы существенно превысило спрос на нее.

Файлы: 1 файл

4 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

СОСТОЯНИЕ РЫНКА  ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Этапы развития казахстанского рынка труда и  его регулирование

 

Переход к регулируемой рыночной экономике коренным образом  изменил ситуацию в области занятости  населения. Новые производственные отношения, структурные сдвиги в экономике, сокращение до минимума количества убыточных предприятий, ликвидация неэффективных рабочих мест, обновление технической базы производства привели к значительному высвобождению рабочей силы, перераспределению ее между видами занятости, сферами и отраслями народного хозяйства, формированию в Республике рынка труда. При этом усугубилась неравномерность территориального размещения трудовых ресурсов, в отдельных регионах предложение рабочей силы существенно превысило спрос на нее.

Становление рыночных отношений в Казахстане сопровождается проведением процесса приватизации и разгосударствления, где объективно происходит перераспределение трудовых ресурсов из государственного в частный сектор. Данный переход, к сожалению, резко обострил в Республике вопросы занятости населения, которые характеризуются следующими причинами: 

− общий спад производства на уровне всего национального хозяйства, негативные предпосылки которого были заложены еще в плановой экономике; 

− с введением  либерализации цен на товары (1992т.) и бесконтрольной эмиссии денежной массы со стороны Российской Федерации отмечалось наличие очень высокого уровня инфляции (вплоть до середины 90-х гг.);

− увеличение спроса на работников определенных специальностей, таких, как переводчики, программисты, банкиры, менеджеры, аудиторы и т.п.;

− в результате эффективного использования рабочего времени произошло высвобождение рабочих рук;

− в целях  максимизации прибыли и экономии на издержках — уменьшение количества рабочих мест, обеспеченное за счет привлечения только высококлассных специалистов.

В проведенном  нами анализе динамики показателей, характеризующих состояние занятости населения, выделяются четыре основных этапа развития безработицы в Казахстане, которые включают: 

—1-й этап (с 1991 по 1993т.) — совсем незначительное увеличение (даже с учетом размеров инфляции) уровня общей безработицы - 0,05% в 1991 г. и 0,95% в 1993 г.;

— 2-й этап (с 1993 по 1995 г.) — постепенное увеличение безработицы, обусловленной высоким  уровнем инфляции — в среднем примерно 2-3%;

- 3-й этап  — (с 1995 г. по 2000 г.) - значительный рост безработицы, сопровождающийся снижением инвестиционных вложений, спадом производства общим экономическим кризисом в странах дальнего и ближнего зарубежья – более 6-7%. 

4-й этап - (с 2000 г. по 2004 г.) – снижение безработицы, связанное с позитивными тенденциями в экономике Казахстан, обусловившими создание новых рабочих мест.

На формирование занятости населения в РК оказывает  воздействие целый комплекс факторов:

- природные

- демографические

- социальные

- политические

- экологические.

Одним из важных аспектов в «лечении» безработицы является определение тех групп населения, в которых она распространена.

В республике трудовые ресурсы в основной массе отличаются высоким уровнем квалификации и специализации. Наша Республика входит в десятку стран по размеру территории, но по численности населения она занимает невысокую степень. К тому же чуть более из 16 млн. казахстанских граждан – пенсионеры составляют около 3 млн., то есть на двух работников – 1 пенсионер (по международным стандартам на одного пенсионера должно приходится не менее 3-х работающих).

Важно отметить, что демографическая ситуация в  стране складывается не лучшим образом  – отмечается тенденция ежегодного снижения рождаемости и рост миграции в связи с отъездом населения на историческую родину (Россия, Израиль, Германия, Греция, Южная Корея и др.). К тому же такая ситуация сопровождается снижением доходов трудящихся, ростом доходов супругов и низким государственным обеспечением уровня социальных программ для населения.

Если рассмотреть  отраслевой аспект, то становится очевидно безработица повысилась во всех отраслях экономики, но преобладающими все же являются промышленность, строительство и сельское хозяйство. За последнее пятилетие среднегодовые темпы снижения численности занятых в отраслях экономики составили 3,7%.

По поводу молодежной безработицы: складывается тенденция  снижения удельного веса молодежи в  общей численности обратившихся в службу занятости; Хочется отдельно остановиться на вопросе трудоустройства выпускников высших школ. По данным анализа, только чуть больше половины молодых специалистов устраиваются на работу. Причин тому несколько — это и отсутствие практического опыта, и нехватка узких специализированных кадров, и неадаптированность к рыночной среде, и т. д. 

В территориальном  разрезе наибольшее число работников высвободилось в Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Актюбинской и Костанайской областях. Такое положение сложилось в результате наличия в данных областях в основном промышленных и сельскохозяйственных предприятий и ферм. По данным Национального статагентства, в целом по республике на одно свободное место претендовало трое обратившихся безработных, в то время как в вышеназванных областях предложение работников варьировалось уже в пределах от 10 до 25-ти человек на одну вакансию.

Перспективы занятости  населения в Казахстане определяются динамикой и уровнем экономической  эффективности производства, поэтому  одной из важных проблем на современном  этапе является рациональное использование труда рабочих.

Стоит отметить, что нынешнее положение дел на рынке труда в Республике не является «головной болью» самих казахстанских  предприятий, эти вопросы должны решаться на макроуровне, с учетом специфики  национальной экономики и оптимального использования инвестиционных ресурсов.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей  силы, а также силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании.

Создание такой действенной  системы регулирования в сфере  занятости является одной из основных задач.

Можно выделить 4 основные направления  государственного регулирования рынка  труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости  и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы направленные на подготовку и переподготовку рабочей смены; в - третьих программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы.

Важной основой регулирования  рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой.

Речь идет о так называемой кривой Филипса, отражающей нелинейную зависимость между этими двумя  величинами. Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филипса может быть преобразована в соотношении между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Существует  комплекс мер косвенного регулирования  рынка рабочей силы: налоговая  ремесленно-кредитная и амортизационная  политика правительства. Немалое влияние  на рынок труда оказывает и  законодательство в области соц. обеспечения, трудовых отношений и т.к.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей  силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия  на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране.

Таким образом, современное государственное регулирование  рынка труда представляет сбой комплекс экологических административных, законодательно-организационных иных мер.

 

Субъекты регулирования  рынка труда

Особое место  в системе регулирования рынка  труда занимают биржи труда, являющиеся одной из важных структур рыночного  хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.

В большинстве  стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под  руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем, на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

Основными направлениями  деятельности бирж труда являются: 

1) Регистрация  безработных

2) Регистрация  вакантных мест;

3) Трудоустройство  безработных и других лиц, желающих получить работу;

4) Изучение конъюнктуры  рынка труда и представление информации о ней;

5) Тестирование лиц, желающих получить работу;

6) Профессиональная  ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

7) Выплата пособий.

В современных  условиях большинство граждан трудоустраиваются  не через биржи труда, а обращаясь  непосредственно в кадровые службы агентства.

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы осуществляет Министерство труда в Казахстане, а так же его органы на местах - центры и службы занятости.

Это же ведомство  разрабатывает и реализует общую  государственную политику в области  труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращение и разрешение трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Особое место  в системе регулирования рынка  труда занимают территориальные  центры занятости населения, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. Возрастает их роль и усложняются функции. Они должны вести учет резервов рабочей силы на территориальном уровне, аккумулировать всю информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностей, информировать жителей о потребностях государственных предприятий, других нанимателей в рабочих определенных профессий и специалистах, содействовать устройству их на подходящую работу. 

Эти центры призваны также организовывать профессиональную ориентацию и переобучение с учетом реального спроса и возможностей трудоустройства, выявлять размеры  нехватки рабочих мест, выступать  инициатором создания общественных работ в условиях необходимости, оказывать содействие в обеспечении работой слабо защищенных социальных групп трудоспособного населения, оказывать социальную поддержку при временной вынужденной незанятости, вести обмен информацией в условиях занятости в других регионах Республики.

В современных  условиях большинство граждан трудоустраиваются  не через центры занятости, а обращаясь  непосредственно в кадровые службы агентства.

Государственное регулирование проблем занятости  и безработицы осуществляет Министерство труда и социальной защиты в Казахстане, а так же его органы на местах - Центры и службы занятости.

Это же ведомство  разрабатывает и реализует общую  государственную политику в области  труда, развитие трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращение и разрешение трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

В настоящее время можно  констатировать, что рынок частных  агентств занятости (далее – ЧАЗ) в принципе состоялся, и с каждым годом в его развитии отмечается некоторый количественный и качественный рост. Однако говорить о том, что это уже полностью сформировавшаяся сбалансированная система, где решены ключевые вопросы юридического, инфраструктурного, функционально-технического и прочего характера, пока еще не представляется возможным.

В настоящее время, в соответствии с официальными данными Министерства труда и социальной защиты населения  Республики Казахстан в целом  по республике насчитывается 74 зарегистрированных частных агентств занятости. 

В последние годы отчетливо прослеживается тенденция увеличения числа коммерческих агентств по трудоустройству и подбору кадров в крупных городах. Так, около 50 % от общего количества официально зарегистрированных ЧАЗ расположены в городе Алматы. 

Вместе с тем, в ряде областей количество зарегистрированных частных агентств занятости либо крайне незначительно, либо такие ЧАЗ отсутствуют вообще. Например, в Кызылординской области нет ни одного частного агентства по трудоустройству.

Региональный дисбаланс  распределения ЧАЗ подтверждают и последние данные по юридическим и физическим лицам, которые получили лицензии Министерства на ведение деятельности, связанной с привлечением иностранной рабочей силы и вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу.

В целом, региональный дисбаланс во многом обусловлен реальным положением на областных рынках труда, которые складываются в соответствии с существующим соотношением спроса и предложения на рабочую силу. Кроме того, в ряде областей посредническую деятельность на периферии осуществляют филиалы ЧАЗ, головные офисы которых зарегистрированы в городах.

Основная сфера деятельности ЧАЗ в Республике Казахстан, прежде всего, касается сферы трудового  посредничества и содействие решения  вопросов занятости. 

Информация о работе Состояние рынка труда п Республике Казахстаан