Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:41, контрольная работа
В Республике Беларусь биржевой срочный рынок функционирует в рамках секции срочного рынка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
Система управления рисками предполагает обеспечение надежности и минимальной рискованности осуществляемых операций. Определяющими механизмами защиты от риска неисполнения обязательств являются:
• мониторинг финансового состояния участников клиринга в рамках секции срочного рынка;
• ежедневная переоценка позиций и выплата вариационной маржи;
• предварительное взимание депозитной маржи;
• установка торговых лимитов;
• ликвидация позиций несостоятельного участника торгов в течение од-ной торговой сессии
1. Состояние срочного рынка в Республике Беларусь 3
2. Функции и организация деятельности фондовых бирж 4
3. Задача 12
Список использованных источников 14
Содержание
В Республике Беларусь биржевой срочный рынок функционирует в рамках секции срочного рынка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
Система управления рисками предполагает обеспечение надежности и минимальной рискованности осуществляемых операций. Определяющими механизмами защиты от риска неисполнения обязательств являются:
· мониторинг финансового состояния участников клиринга в рамках секции срочного рынка;
· ежедневная переоценка позиций и выплата вариационной маржи;
· предварительное взимание депозитной маржи;
· установка торговых лимитов;
· ликвидация позиций несостоятельного участника торгов в течение одной торговой сессии [3].
Тем не менее, на настоящее время в Республике Беларусь положительная динамика функционирования биржевого срочного рынка практически отсутствует.
Одновременно, совершенно очевидно, что в финансово-банковской системе нашего государства существует дефицит финансовых инструментов по управлению рисками, что отрицательно влияет на инвестиционную активность. Особенно это актуально сегодня, когда в результате влияния мирового кризиса обострились вопросы соблюдения финансовой дисциплины. Необходимы действенные меры, направленные на активизацию и развитие организованного срочного рынка в Республике Беларусь.
С одной стороны, за последние годы Национальным банком Республики Беларусь и Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь (с 2006 года – Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь) разработан в соответствии с действующим законодательством ряд нормативных документов, регламентирующих организацию и функционирование срочного рынка.
С другой стороны, в Республике Беларусь не нашел своего должного разрешения целый ряд вопросов, что не позволило организованному срочному рынку в Республике Беларусь активно развиваться и совершенствоваться.
Так, одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие того или иного сектора экономической системы, является используемая система налогообложения. Принятая Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь не дает полной ясности по вопросам налогообложения операций на срочном рынке. В данной части Особенная часть Налогового кодекса в основном продублировала уже имевшее место положение ранее действующих законов о налоге на добавленную стоимость, налогах на доходы и прибыль. Поэтому, выходя на срочный рынок для снижения базисного риска, участники срочного рынка получают дополнительный риск ответственности за правильность исчисления, своевременность и порядок уплаты налога на доходы. Это не стимулирует участвовать в операциях срочного рынка и без того не отличающихся активностью членов срочного рынка, а также не привлекает на срочный рынок потенциальных участников. Необходимо разработать четкие методические указания по поводу порядка расчета и уплаты налога на доходы, полученные в результате совершения операций на срочном рынке. Предприятие должно иметь возможность уменьшить налогооблагаемую базу по основным видам деятельности на сумму убытков, полученных от операций на срочном рынке, а также возможность взаимозачета прибылей и убытков при проведении операций хеджирования.
Льготирование налога на добавленную стоимость должно выйти за рамки Республики Беларусь. Очевидно, что назрела необходимость заключения межправительственных соглашений о льготном порядке налогообложения операций на срочном рынке, в частности с Россией. Во-первых, это станет привлекательным для иностранных инвесторов, которые получат финансовые инструменты управления валютными рисками на в определенной мере прозрачном и ликвидном рынке. Во-вторых, это явится стимулирующим фактором для заключения внешнеторговых контрактов в белорусских рублях, а Национальному банку Республики Беларусь позволит активно регулировать данные процессы. В-третьих, это привлечет на организованный срочный рынок Республики Беларусь новых участников с их наработанным опытом и профессионализмом, что одновременно наглядно продемонстрирует возможности срочного рынка для предприятий реального сектора экономики в Республике Беларусь и не оставит им возможности быть в роли пассивных зрителей на весьма перспективном сегменте финансового рынка.
Не стоит копировать опыт других государств, однако не стоит и отрицать наработанный международный опыт, включая Россию, если он может быть адаптирован к сложившимся экономическим и юридическим условиям в Республике Беларусь. Развитие биржевого срочного рынка станет возможным вместе с развитием фондового рынка и рыночной экономики вообще, в том числе благодаря усилению внимания к биржевому срочному рынку со стороны государства, требует объединения усилий государства, финансовых институтов, биржевых структур, товаропроизводителей в целях разработки и принятия государственной программы развития срочного рынка, реализация которой позволит ускорить модернизацию экономики в реальном секторе и добиться устойчивого экономического роста.
Особую роль в системе управления рынком ценных бумаг играет инфраструктура. Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок. Инфраструктура обеспечивает нормальное функционирование рынка ценных бумаг. К функциональной подсистеме инфраструктуры рынка ценных бумаг относится фондовая биржа, которая является ее важнейшим звеном.
Чтобы определить, что представляет фондовая биржа, необходимо дать определение бирже.
Биржа – это организованная торговая площадка, на которой биржевые торговцы совершают сделки по стандартным биржевым товарам, руководствуясь строго определенными правилами и в соответствии с принципом свободного ценообразования [1, с. 101].
В зависимости от вида представленных на бирже товаров различают:
Особенностью биржевой торговли является совершение сделок всегда в одном месте, в строго отведенное для этого время — во время проведения биржевой сессии и по четко установленным, обязательным для всех участников правилам. Биржа создает четкую организационную структуру, четкий механизм заключения и исполнения сделок с биржевыми ценностями и высоконадежную систему контроля за ходом исполнения сделок. Ведущая роль в мировом биржевом обороте принадлежит сегодня именно фондовым биржам.
Фондовая биржа – это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемый профессиональными участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций [2, с.221]
В качестве товара на этом рынке выступают ценные бумаги — акции частных компаний, смешанных и государственных компаний; облигации частных компаний и корпораций; государственные облигации, выпускаемые центральным правительством и местными органами государственной власти и другие виды ценных бумаг. В качестве цен этих товаров служат курсы этих фондовых ценностей.
Фондовые биржи благодаря торговле ценными бумагами, могут сосредотачивать в своих руках большие капиталы, которые в дальнейшем привлекаются для развития производства. Здесь осуществляется купля – продажа акций и облигаций акционерных обществ, а также облигаций государственных займов.
Фондовая биржа функционирует как часть фондового рынка, который в свою очередь подразделяется на первичный и вторичный.
Первичный рынок ценных бумаг – это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов [2. – с.220].
Под вторичным рынком ценных бумаг понимается отношения, складывающиеся при обращении ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг[2. – с.221]. Именно эта часть рынка ценных бумаг является наиболее активной, где осуществляется большинство операций с ценными бумагами, за исключением первичной эмиссии и первичного размещения.
Вторичный рынок ценных бумаг в свою очередь подразделяется на организованный (биржевой) и неорганизованный (внебиржевой) рынки. Организованный рынок исчерпывается понятием фондовой биржи как особого, институционально организованного рынка, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции, на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – это специализированная деятельность по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, по организационно-техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг[2. – с.231]. Во всем мире профессиональные участники рынка осуществляют свою деятельность на исключительной или преимущественной основе, т.е. не совмещают ее с другими видами деятельности. Они обязаны иметь квалификационные аттестаты и лицензию.
Выделяют следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: брокерская деятельность, дилерская деятельность, депозитарная деятельность, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), деятельность по управлению ценными бумагами (трастовая деятельность), деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Для классической фондовой биржи характерны:
К основным функциям фондовой биржи относят:
Благодаря бирже инвесторы получают возможность легко превратить ценные бумаги в деньги, это дает возможность вкладывать в ценные бумаги не только сбережения долгосрочного характера, но и временно свободные средства.
Ликвидность этих бумаг, которые имеют обращение на бирже, создает условия широкого их использования для обеспечения банковских ссуд, дает возможность инвесторам покупать ценные бумаги новых выпусков, продав имеющиеся бумаги на бирже.
Биржа должна обеспечивать постоянный контроль над содержанием своих внутренних систем коммуникаций, чтобы гарантировать их надежность и осуществлять надзор за финансовой дисциплиной своих членов-участников торгов, чтобы банкротство одного участника не повлекло за собой банкротства другого. Гарантия исполнения сделок, заключенных на бирже, тесно связана с такой проблемой, как защита денег клиента.
Для выполнения своих функций биржа формирует органы управления. Органы управления биржи включают общественную и стационарную структуры.
Общественная структура включает в себя: Общее собрание членов биржи, Биржевой совет, ревизионную комиссию, Совет директоров.
Общее собрание членов биржи - это высший законодательный орган управления биржей, который избирает ревизионную комиссию биржи. Оно определяет специализацию биржи или ее универсальный характер. Собрание членов биржи созывается не реже одного раза в год.
Основными функциями общего собрания членов биржи являются:
Для текущего оперативного управления биржей выбирается биржевой совет (или совет биржи).
Совет биржи является общим координационным (контрольно-распорядительным органом) центром и решает все вопросы деятельности биржи, кроме тех, которые может решать только общее собрание членов биржи. Его возглавляет президент биржи.
Информация о работе Состояние срочного рынка в Республике Беларусь