Совершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:34, реферат

Описание работы

По определению рынок – это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой-либо товар.

Файлы: 1 файл

Совершенная конкуренция.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

По определению рынок  – это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой-либо товар.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

Конкуренция – соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое  неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации.

Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального  хозяйства, и его нельзя сводить  к рынку в его обыкновенной трактовке.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие  четыре их типа (модели рынка):

- совершенная конкуренция;

- монополистическая конкуренция; 

- олигополия;

- монополия.

Каждая из названных  структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Наиболее эффективной  считается ситуация совершенной  конкуренции. Совершенная конкуренция  означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Считается, что на рынке или в отрасли существует совершенная конкуренция, если выполняется несколько условий:

- существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

- доля каждой фирмы  в общем объеме рыночного предложения  данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

- вступление новых  фирм в отрасль не встречает  каких-либо препятствий или ограничений;

- вход и выход из  отрасли абсолютно свободен;

- нет ограничений на  доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах качестве товаров, технике производства и т. д.

  1. рынков;
  2. изучить механизм функционирования совершенной конкуренции;
  3. раскрыть характер и особенности совершенной конкуренции;
  4. рассмотреть вопросы максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции;
  5. рассмотреть образование цены в условиях совершенной конкуренции;
  6. проанализировать аспекты равновесия фирмы в долгосрочном и краткосрочном периодах;
  7. сделать выводы по результатам работы.

 

Рынок свободной (совершенной) конкуренции  состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны  отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

 

Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный  оборот во второй половине XIX в. К числу  авторов, впервые использовавших понятие  совершенного рынка, относится У. Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.

Чистая (совершенная) конкуренция  – это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.

Совершенную конкуренцию  называют чистой, имея в виду, что  она «очищена» от любых ограничений  или монопольных тенденций. Понятие  совершенной конкуренции по определению  привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате предшествующей конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка.

В действительности, совершенная  конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Примерами отраслей хозяйства с чистой (или совершенной) конкуренцией являются:

- сельскохозяйственное  производство;

- мелкая розничная  торговля;

- сфера бытовых услуг;

- производство мелких  объемов проектно-строительной продукции.

На рынке чистой конкуренции  ни один отдельный покупатель или  продавец не оказывает большого влияния  на уровень текущих рыночных цен  товаров. Продавец не может запросить  цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.

Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере. Если цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.

В экономической литературе отмечаются следующие факторы, препятствующие повышению эффективности производства и распределения в условиях рынка  чистой конкуренции:

  1. рынок не обеспечивает относительного равновесия доходов и порождает неравенство распределения произведенного общественного продукта;
  2. рынок не допускает побочных издержек для производства общественных благ и удовлетворения общественных потребностей;
  3. чисто конкурентный рынок может мешать разработке и внедрению новой техники и технологии в силу небольшого размера конкурирующих фирм и большей выгоды использования уже разработанных технических усовершенствований, чем собственные новации;
  4. чисто конкурентный рынок не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов для потребления, ни условий для освоения новых продуктов.

Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается  тот, на котором устанавливается  одна и та же цена на один и тот  же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:

  1. неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;
  2. абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
  3. абсолютная мобильность факторов производства;
  4. неограниченная свобода передвижения капитала;
  5. абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);
  6. абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
  7. наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
  8. стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;
  9. отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

В условиях совершенной  конкуренции производятся однородные товары, часто являющиеся совершенно идентичными. Для покупателя не имеет значения, у какой фирмы их покупать, если цена одинаковая. При любой цене, превышающей рыночную, спрос равен нулю, поскольку покупатель не заинтересован в приобретении товара дороже, чем он может заплатить. Таким образом, спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен.

 

 

Совершенная конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной  конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  • однородность и делимость продаваемой продукции
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  • высокая мобильность факторов производства
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

Информация о работе Совершенная конкуренция