Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Цель определила задачи:
Изучить теоретические аспекты совокупного спроса, его структуру и факторы его определяющие;
Исследовать совокупное предложение и факторы, влияющие на него;
Рассмотреть равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие ………….4
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него …………………10
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России …………………………………………………………...16
Практикум ……………………………………………………………………….21
Заключение ………………………………………………………………………24
Литература ………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Архангельский филиал Финуниверситета

 

 

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему:

«СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

 

 

Студента

Стефанковой Анны Анатольевны

Номер личного дела

11флб00148

Специальность/направление

Финансы и кредит

Курс 

2

Форма обучения

вечер

Руководитель

Доцент Подлесная Н. В.


 

 

 

 

                                                           

                                                                Архангельск

                                                                       2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ключевой проблемой  экономической теории и экономической политики любого государства является макроэкономическое равновесие, поэтому рассмотрение этой проблемы имеет первостепенное значение как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Для экономистов  любой страны важнейшей задачей  является изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие.

Данные категории  являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в  любом пособии, посвящённом макроэкономическому  анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

По сравнению  с индивидуальным спросом и предложением это качественно новые категории, изучение которых позволяет раскрыть взаимосвязи, закономерности и тенденции  развития экономики в целом.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении категорий совокупного спроса и совокупного предложения.

Цель определила задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты совокупного спроса, его структуру и факторы его определяющие;
  2. Исследовать совокупное предложение и факторы, влияющие на него;
  3. Рассмотреть равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.

 

 

 

 

 

 

 

1. Совокупный  спрос, его структура и факторы  его определяющие

Совокупный спрос (АD) (от англ. aggregate demand) – это реальный объем национального производства, который потребители (частные лица, предприятия и государство) готовы купить при различных возможных уровнях цен. Иначе говоря, это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

    1. спрос на потребительские товары и услуги;
    2. спрос на инвестиционные товары;
    3. спрос на товары и услуги со стороны государства;
    4. спрос на экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса).

Одни  компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие –  более динамичны (например, инвестиционные расходы), их изменения вызывают колебания экономической активности.

Таким образом, важнейшими частями совокупного  спроса являются: потребительские расходы  домашних хозяйств (С), инвестиционные расходы предприятий (Ig), государственные расходы (G), расходы иностранцев или чистый экспорт (Xn):

AD = C + Ig + G + Xn .

Рис. 1. Кривая совокупного спроса (AD)

Кривая  совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке. Но построена эта кривая в  иной системе координат (рис. 1).

На  оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВВП, или выпуска), обозначаемого буквой Y. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах долл.), а уровень цен (P), или дефлятор.

Характер  этой кривой говорит о том, что  при повышении уровня цен объем реального ВВП, на который предъявляется спрос, будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объем реального ВВП будет больше.

Характер  кривой совокупного спроса аналогичен графику индивидуального спроса, но факторы (эффекты), вызывающие изменения совокупного и индивидуального спроса, различны. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме совокупного спроса на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой AD. К ценовым факторам, которые влияют на динамику объема совокупного спроса, относятся:

    1. эффект процентной ставки;
    2. эффект Пигу1 (эффект богатства, реальных кассовых остатков);
    3. эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки – показывает, что уровень  цен влияет на объем производства через процентную ставку. Повышение уровня цен (P) вызывает увеличение спроса на деньги (MD), что при неизменном объеме денежного предложения приводит к повышению процентной ставки (r), что влечет за собой снижение объема инвестиций (I) и общего уровня расходов в экономике (C). Таким образом, повышение процентной ставки приводит к сокращению расходов экономических агентов (инвестиционных и потребительских расходов) и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:

P↑=> MD↑=> r↑=> I↓ и С↓=>AD↓.

Эффект Пигу – воздействует, прежде всего, на потребительские расходы. Повышение уровня цен (P) приводит к снижению реальной стоимости (покупательной способности) накопленных финансовых активов, например, срочных счетов или облигаций, имеющихся у населения. В таком случае население реально станет беднее, поэтому можно ожидать сокращения потребительских расходов (C) и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:

P↑=>Реальная  стоимость активов↓=>С↓=> AD↓.

Эффект импортных  закупок – воздействует на величину чистого экспорта. Повышение уровня цен (P) приводит к увеличению импорта и уменьшению экспорта, и, следовательно, сокращению чистого экспорта (Xn) и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:

P↑=>Xn↓=>AD↓.

К неценовым  факторам (детерминантам) совокупного спроса, смещающим кривую совокупного спроса AD, относятся:

    1. изменение в потребительских расходах;
    2. изменения в инвестиционных расходах;
    3. изменения в государственных расходах;
    4. изменения в расходах на чистый объем экспорта.

Изменение неценовых  факторов смещает кривую совокупного спроса или влево, или вправо (рис. 2).

Рис. 2. Изменения совокупного спроса

Изменение одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса приводит к изменению совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса показано (рис. 2) как смещение кривой AD вправо, от AD к AD2, а уменьшение совокупного спроса как смещение от AD к AD1.

Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

  1. Благосостояние потребителей – желание осуществлять расходы (тратить) изменяется в зависимости от динамики реальной стоимости активов (ценностей), которыми обладают потребители (акции, облигации, недвижимость). Например, резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров) как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается, т.е. кривая совокупного спроса смещается влево. Если же реальная стоимость материальных ценностей увеличивается, то потребительские расходы при данном уровне цен возрастают, т.е. кривая совокупного спроса смещается вправо.
  2. Ожидания потребителей – изменения в потребительских расходах зависят от тех прогнозов, которые делают люди. Если, по их мнению, в будущем их реальный доход увеличится, они будут готовы тратить большую часть своего текущего дохода, т.е. возрастают потребительские расходы, уменьшаются сбережения, а кривая совокупного спроса смещается вправо. Если люди прогнозируют уменьшение в будущем своих реальных доходов, их потребительские расходы сократятся, а совокупный спрос уменьшится, т.е. кривая смещается влево.
  3. Задолженность потребителей – высокий уровень задолженности (например, вследствие прежних покупок в кредит) может заставить потребителей сократить текущие расходы, чтобы погасить уже имеющиеся долги. В такой ситуации потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. Если задолженность невелика, возможно, увеличение потребительских расходов, что приведет к росту совокупного спроса.
  4. Налоги – уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Следовательно, снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо, а их увеличение вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

 Факторы,  воздействующие на совокупные  инвестиционные расходы:

  1. Процентные ставки – при прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любыми факторами (кроме изменения уровня цен) приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. Например, увеличение объема денежной массы может привести к уменьшению процентной ставки и тем самым к росту инвестиций. Уменьшение объема денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.
  2. Ожидаемые прибыли от инвестиций – оптимистичные прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и смещают кривую совокупного спроса вправо. В противном случае возможно снижение масштабов инвестиций и уменьшение совокупного спроса.
  3. Налоги с предприятий – увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению чистых прибылей и к снижению инвестиционных расходов и совокупного спроса. Наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли от инвестиций и приведет к росту инвестиционных расходов, смещая кривую совокупного спроса вправо.
  4. Технологии – новые технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса.
  5. Избыточные мощности – увеличение избыточных мощностей (неиспользуемого капитала) сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Если производственные мощности используются в полном объеме, то появляется стимул строить новые заводы и покупать дополнительное оборудование. В этом случае инвестиционные расходы будут возрастать, а кривая совокупного спроса начнет смещаться вправо.

Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Уменьшение расходов государства приведет к сокращению совокупного спроса.

Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

  1. Национальный доход в зарубежных странах – если он увеличивается, то это может способствовать увеличению совокупного спроса в данной стране (за счет роста экспорта в другие зарубежные страны). Уменьшение национального дохода в зарубежных странах приведет к сокращению чистого объема экспорта, смещая кривую совокупного спроса в левую сторону.
  2. Валютные курсы – определяют выбор потребителей, какие товары покупать – отечественные или импортные. Например, обесценение рубля в 1998г. привело к тому, что его цена в долларах резко упала (курс доллара вырос). В результате наши потребители стали получать все меньше долларов за определенную сумму рублей. По этой причине для наших потребителей американские товары стали дороже, отечественные – дешевле. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, обусловливает увеличение совокупного спроса.

2. Совокупное  предложение и факторы, влияющие  на него

Совокупное  предложение (AS) (от английского aggregate supply) – это уровень наличного реального объема производства (выпуска) при каждом возможном уровне цен. Более высокие цены создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие цены вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной.

В отличие от совокупного  спроса, при рассмотрении совокупного  предложения большое значение имеет  изначальная предпосылка, какой период времени рассматривается – краткосрочный или долгосрочный.

 В микроэкономике кривая предложения S имеет положительный наклон, свидетельствующий о том, что при повышении цен производители будут расширять производство данного товара.

В макроэкономике кривая совокупного предложения AS имеет более сложную конфигурацию. Здесь следует принять во внимание дискуссию, которая ведется в экономической науке относительно природы и формы этой кривой.

В рамках всей экономики  могут иметь место три ситуации:

  • Ситуация неполной занятости;
  • Состояние, приближающееся к полной занятости;
  • Ситуация полной занятости.

В условиях низких цен и неполной занятости объем  реального производства (выпуска) эластичен  даже к незначительным изменениям в  уровне цен. В условиях приближения к полной занятости и высоких цен производственные возможности реагирования на изменения цен значительно снижаются.

В соответствии с этим в современной экономической  литературе выделяются и рассматриваются  три отрезка (участка) кривой AS (рис. 3):

  1. На кейнсианском (горизонтальном) отрезке изменение в объеме национального производства осуществляется при постоянных ценах.
  2. На промежуточном (восходящем) отрезке увеличение реального объема производства сопровождается ростом цен.
  3. На классическом (вертикальном) отрезке кривой совокупного предложения повышаются только цены, а реальный ВНП остается неизменным.

Рис. 3. Кривая совокупного предложения

 Кейнсианский (горизонтальный) отрезок – краткосрочный период– характеризуется тем, что все факторы производства используются не полностью, т.е. имеются не задействованные в процессе производства ресурсы (мощности, сырье, рабочая сила). Эти неиспользуемые ресурсы можно вовлечь в производство и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен, который остается стабильным. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать росту цен, не возникают. Такое состояние может сохраняться до определенного уровня ВВП (Y1), после чего начинаются изменения в ценах.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение