Совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:07, реферат

Описание работы

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях). Совокупный спрос ( ) — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен.

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 85.60 Кб (Скачать файл)

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях). Совокупный спрос ( ) — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие : потребительский спрос , инвестиционный спрос , спрос со стороны государства и чистый экспорт , и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие. (факторы) влияющие на совокупный спрос:

  • Потребительские расходы, которые зависят от:
    • Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD
    • Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD
    • Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD
    • Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.
  • Инвестиционные расходы, к которым относят:
    • Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.
    • Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.
    • Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.
    • Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.
    • Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.
  • Государственные расходы
  • Расходы на чистый экспорт
  • Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.
  • Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.
  • Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.
  • Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.
  • овокупное предложение ( ) — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.
  • Основным фактором, влияющим на , является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.
  • Кривая AS отражает изменения совокупного реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен. Форма этой кривой во многом зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.

6. Итак, совокупные расходы общества  состоят из четырёх компонентов:  личное потребление населения;  инвестиционное потребление; государственные  расходы; чистый экспорт. 
   При анализе личного потребления населения C следует отметить, что общий объём потребления зависит от общего объёма дохода Y. С ростом дохода люди склонны увеличивать своё потребление, но не в той мере, в какой растёт доход. Соотношение между изменением потребления и изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению:  

  

 МРС показывает, какая часть  дополнительного дохода уходит  на приращение потребления. 
   Та часть дохода, которая не потребляется, называется сбережением. Оно может быть представлено как разница между доходом и потреблением:

S = Y - С.  

 Аналогичным образом можно  определить предельную склонность  к сбережению: 

  

MPS показывает, какую часть дополнительного  дохода население использует  на дополнительные сбережения. 
   Поскольку прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережение, то

MPC + MPS = 1.

Сбережения  — это та часть дохода, которая  не потребляется, остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Согласно теории Кейнса, факторы, определяющие функцию потребления, следующие:

1.  Располагаемый доход (Yd— Y— Т, где Т — налоговые выплаты) — это доход после уплаты всех налогов, первостепенный фактор, определяющий структуру потребительских расходов. В противовес классической школе, которая утверждала, что высокие процентные ставки поощряют сбережения в ущерб потреблению, Кейнс считал, что процентные ставки не играют значительной роли в определении объема и структуры потребления.

2. Средняя  склонность к потреблению (АРС  = C/Yd) — отношение потребления  к доходу — уменьшается по  мере роста дохода.

3.  Предельная склонность к потреблению (МРС = ДС/ДУ^) — доля потребления в каждой дополнительной денежной единице располагаемого дохода. Согласно теории Кейнса, по мере увеличения располагаемого дохода растут расходы на потребление.

Теория

Мультипликатор  инвестиций – это числовой коэффициент, показывающий увеличение ВНП на 1 + n при росте инвестиций на 1.

Мультипликационный  эффект является своеобразным экономическим  эхом, которое, подобно его акустическому  аналогу, многократно повторяет  исходный импульс. Доход состоит  из потребления и сбережений. Поэтому  эффект мультипликатора можно выразить с помощью предельной склонности к потреблению (МРС) и сбережению (MPS):

(49.1)


где K– мультипликатор инвестиций.

Чем доля потребления в доходе больше, тем сильнее будет проявляться  в экономике эффект мультипликатора, так как рост потребления (расход) одних людей приводит к увеличению доходов других, продавших свои товары и услуги. Эта цепочка (эхо) будет  продолжаться до тех пор, пока постепенно исходный уровень потребления не будет полностью замещен сбережениями.

Мультипликатор  инвестиций можно изобразить графически (рис. 49.1).

 
Рис. 49.1. Эффект мультипликатора инвестиций в экономике  
S – сбережения; I – исходный уровень инвестиций; I, I', I" – изменение инвестиций; E, – равновесие на рынке; УE – исходный объем национального производства; УE1, УE2 – изменения объема национального производства.

Мультипликатор  умножает не только прирост инвестиций, но и их сокращение, т. е. работает в  обе стороны. Чтобы убедиться  в этом, достаточно на графике 49.1 ниже линии I построить линию I". Тогда  УE – УE2 покажет воздействие мультипликатора на снижение ВНП.

8. Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей общества.

Существует два основных типа экономического роста:

  1. экстенсивный;
  2. интенсивный.

Суть экстенсивного типа экономического роста состоит в том, что увеличение национального продукта осуществляется путем количественного увеличения факторов производства и за счет привлечения дополнительных факторов. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы. С другой стороны, такой путь увеличения производства имеет и определенные недостатки, так как ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом.

Интенсивный тип более сложный тип экономического роста, главное в нем это совершенствование технологии производства, повышение основных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста – повышение производительности труда. Этот тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Главный отличительный признак интенсивного типа экономического роста – повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса. Факторы экономического роста.

Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связаны с физической способностью экономики к росту:

  1. Количество и качество природных ресурсов.
  2. Количество и качество трудовых ресурсов.
  3. Объем основного капитала.
  4. Технология.

Эти четыре  фактора экономического роста можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным. Только доступность большого количества лучших по качеству природных ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличить производство реального продукта. 

Реальный  рост зависит, во-первых, от факторов спроса. Для реализации растущего производственного  потенциала экономика страны должна обеспечить полное использование расширяющегося объема ресурсов. Во-вторых, на экономический  рост влияют факторы распределения.  Для наиболее целесообразного использования производственного потенциала должно быть обеспечено не только полное вовлечение ресурсов в экономический оборот, но и наиболее эффективная их утилизация.

Экономический рост и экономическое  развитие

Экономический рост представляет такое развитие национального  хозяйства, при котором увеличиваются  реальный национальный доход и реальный валовой внутренний продукт как  источники удовлетворения потребностей общества. Под экономическим ростом обычно понимают не кратковременные взлеты реального объема общенационального производства, а долговременные тенденции увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта и факторов его производства.

Показатели экономического роста

Следует различать как количественные, так и качественные показатели экономического роста. Общепринятой количественной мерой экономического роста являются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения:

где t — индекс времени.

Оба показателя дополняют друг друга. Динамика и темпы роста реального  ВВП характеризуют общие масштабы национальной экономики, изменение ее доли в системе мирового хозяйства, но ничего не говорят о жизненном уровне населения. Показатель реального ВВП, деленный на численность населения (ВВП на душу населения) даст представление и о темпах экономического роста, и об изменении в этой связи благосостояния населения. Сведения о динамике производства в расчете на душу населения применяются для характеристики уровня жизни и его сравнения с уровнем жизни в других странах.

Кроме общих показателей экономического роста (ВВП и ВВП на душу населения) используют ряд частных показателей. Важнейший частный показатель экономического роста — производительность труда, чаше всего измеряемая как производство продукции за один час. Производительность труда в общем виде характеризуется соотношением объема произведенной продукции и затратами трудовых ресурсов. Измеряется она отношением выпуска продукции (в масштабах страны — национального дохода) к затратам живого труда. Показатель, обратный производительности Труда, - Трудоемкость продукции. Трудоемкость — затраты рабочего времени на производство единицы продукции. Изменение трудоемкости тесно связано с производительностью труда, что описывается следующими формулами:

где ΔПТ — прирост производительности труда к базовому уровню, %; ΔТ — изменение трудоемкости продукции по сравнению с базовым уровнем, %.

Для характеристики экономического роста  используется также показатель фондоотдачи, характеризующий производительность капитала. Фондоотдача — отношение произведенного продукта к затратам капитала. Показатель, обратный фондоотдаче, — капиталоемкость продукции. Капиталоемкость — соотношение, показывающее, какое дополнительное количество капитала необходимо для производства единицы продукции.

Кроме количественных, используются и качественные показатели экономического роста, характеризующие его социальную направленность. Это показатели динамики свободного времени населения, степени социальной защиты населения, развитости социальной инфраструктуры, роста инвестиций в человеческий капитал и пр.

Следует иметь в виду, что между  темпами экономического роста и  повышением его качества существуют определенные противоречия. Так, например, темпы роста окажутся выше, если будет увеличена продолжительность  рабочего дня или рабочей недели. Но при этом сокращаются ресурсы  свободного времени населения. С  другой стороны, скажем, улучшение условий  труда требует дополнительных затрат на совершенствование эргономических характеристик рабочих мест, установку средств очистки воздуха в производственных помещениях от пыли и газа, снижение чрезмерного шума и вибрации и т. д. И хотя подобные меры, как правило, способствуют определенному повышению производительности труда, однако в целом связанные с этим издержки не дают немедленной экономической отдачи и сдерживают темпы экономического роста.

 


Информация о работе Совокупный спрос