Совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 15:48, реферат

Описание работы

Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Она является моделью кейнсианского типа, описывает экономику в краткосрочном периоде и служит основой современной теории совокупного спроса.
Модель IS-LM была разработана английским экономистом Джоном Хиксом в 1937 г. в статье "Кейнс и неоклассики" и получила широкое распространение после выхода в 1949 г. книги американского экономиста Элвина Хансена "Монетарная теория и фискальная политика" (поэтому модель иногда называют моделью Хикса-Хансена).

Файлы: 1 файл

15_06_13_1_57_01_Batarlykova (1).doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

 

Совокупный спрос

 

Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Она является моделью кейнсианского типа, описывает экономику в краткосрочном периоде и служит основой современной теории совокупного спроса. 
          Модель IS-LM была разработана английским экономистом Джоном Хиксом в 1937 г. в статье "Кейнс и неоклассики" и получила широкое распространение после выхода в 1949 г. книги американского экономиста Элвина Хансена "Монетарная теория и фискальная политика" (поэтому модель иногда называют моделью Хикса-Хансена).

Кривая IS связывает уровень совокупного спроса с процентной ставкой при прочих неизменных значениях переменных, таких как государственные расходы и налоги. Это убывающая зависимость, поскольку рост процентной ставки, влияя на потребление и инвестиции, приводит к снижению совокупного спроса. 
          Движение вдоль кривой IS показывает, как должен измениться уровень совокупного спроса при изменении уровня процентной ставки для того, чтобы на рынке благ сохранилось равновесие.  
          Кривая LM представляет собой такое сочетание процентных ставок и совокупного спроса, при котором денежный рынок находится в равновесии при данной реальной денежной массе. Эта кривая имеет положительный наклон, так как повышение процентной ставки сокращает спрос на деньги, вследствие чего для восстановления равновесия на денежном рынке совокупный спрос должен увеличиться.

Модель IS-LM позволяет: 1) показать взаимосвязь и взаимозависимость товарного и денежного рынков; 2) выявить факторы, влияющие на установление равновесия как на каждом из этих рынков в отдельности, так и условия их одновременного равновесия; 3) рассмотреть воздействие изменения равновесия на этих рынках на экономику; 4) проанализировать эффективность фискальной и монетарной политики; 5) вывести функцию совокупного спроса и определить факторы, влияющие на совокупный спрос; 6) проанализировать варианты стабилизационной политики на разных фазах экономического цикла. 
           Модель IS-LM сохраняет все предпосылки простой кейнсианской модели:  
1) уровень цен фиксирован (Р=const) и является экзогенной величиной, поэтому номинальные и реальные значения всех переменных совпадают; 
2) совокупное предложение (объем выпуска) совершенно эластично и способно удовлетворить любой объем совокупного спроса; 
3) доход (Y), потребление (C), инвестиции (I), чистый экспорт (X) являются эндогенными переменными и определяются внутри модели; 
4) государственные расходы (G), предложение денег (M), налоговая ставка (t) являются величинами экзогенными и формируются вне модели (задаются извне); 
5) ВНП=ЧНП=НД, поскольку налоги платят только домохозяйства и косвенные налоги на бизнес отсутствуют. Исключение составляет предпосылка о постоянстве ставки процента. Если в модели "Кейнсианского креста" ставка процента фиксирована и выступает экзогенным параметром, то в модели IS-LM она эндогенна и формируется внутри модели; ее уровень меняется и определяется изменением ситуации (равновесия) на денежном рынке. Планируемые автономные расходы зависят теперь от ставки процента.

Формула совокупного спроса такова:

AD = C + I + G + Xn.

 

 

 

 

 

Рис.1. Графический вывод кривой AD

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

1)  эффектом реального богатства (эффектом реальных денежных запасов), или эффектом Пигу (в честь известного английского экономиста, коллеги Дж. М. Кейнса по Кэмбриджской школе, ученика и последователя Альфреда Маршалла профессора Артура Пигу, который ввел в научный оборот понятие реальных денежных запасов). Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинального богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р):

реальные денежные запасы = М / Р.

Таким образом, данный показатель – это не что иное, как реальная покупательная способность. 

Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, то величина реальных денежных запасов (реального богатства) снижается и люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребление, а поскольку потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то уменьшается и величина совокупного спроса;

2)  эффектом процентной ставки, или эффектом Кейнса. Его суть заключается в следующем: если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, следовательно, растет «цена» денег (цена кредита), т. е. ставка процента. А так как кредиты в первую очередь берут фирмы, используя их на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается.

Кроме того, рост ставки процента сокращает и потребительские расходы: с одной стороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса, а с другой стороны, рост ставки процента означает, что по сбережениям теперь выплачивается более высокий доход, что стимулирует домохозяйства увеличивать сбережения и сокращать потребительские расходы. Величина совокупного спроса, таким образом, уменьшается в еще большей степени;

3)  эффектом импортных закупок (эффектом чистого экспорта), или эффектом Манделла – Флеминга: если уровень цен повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.

К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов:

1) факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы, такие как:

а)  уровень благосостояния (W). Чем выше уровень благосостояния, т. е. величина богатства, тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос – кривая AD сдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево;

б)  уровень текущего дохода (Yd). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и, соответственно, к увеличению совокупного спроса (наблюдается сдвиг кривой  AD вправо);

в)  ожидания. При анализе их воздействия на совокупный спрос учитывают два вида ожиданий. Во-первых, ожидания изменения дохода в будущем (Yde): если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо). Во-вторых, ожидания изменения уровня цен: если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящем (так называемая «инфляционная психология»), что также ведет к увеличению совокупного спроса;

г)  налоги (Tx). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса (сдвигу кривой AD влево);

д)  трансферты (Tr). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (т. е. при прочих равных условиях) и рост располагаемого дохода. Потребительские расходы растут, совокупный спрос увеличивается;

е)  уровень задолженности домохозяйств (D). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и, соответственно, совокупного спроса (сдвиг кривой AD  влево);

ж)  ставка процента по потребительскому кредиту (R). Чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы;

з)  количество потребителей ( N). Очевидно, что данный фактор находится в прямой зависимости с совокупным спросом;

2) факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы. Среди них выделяют:

а)  ожидания (E). Ожидания инвесторов (фирм) связаны прежде всего с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (ожидаемой нормой прибыли), т. е. с тем, что Дж. М. Кейнс называл предельной эффективностью капитала. Кейнс считал, что основой для принятия инвестиционных решений служит субъективный фактор – «природное чутье», настроение инвестора. Если инвестор оптимистично оценивает будущее и ожидает высокой нормы отдачи от инвестиций, он будет финансировать инвестиционный проект. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов и инвестиционные расходы сокращаются;

б)  ставку процента (R). Этот фактор также является важным при принятии инвестиционных решений: чем выше ставка процента, т. е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиционные расходы, что сдвинет кривую AD влево, и наоборот.

Влияние ставки процента как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта процентной ставки, который является ценовым фактором, обусловливающим величину совокупного спроса и движение вдоль кривой AD. В первом случае причиной изменения ставки процента будет любой фактор, кроме изменения общего уровня цен (например, изменение предложения денег или изменение спроса на деньги, но не под влиянием изменения уровня цен). Во втором случае причиной изменения ставки процента будет изменение спроса на деньги только в результате изменения общего уровня цен (ценового фактора);

в)  величину дохода (Y). Поскольку определенную часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше величина совокупных инвестиционных расходов. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными;

г)  налоги (Tx). Рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую AD влево;

д)  трансферты ( Tr). Трансферты фирмам, выступающие в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита, стимулируют инвестиционный спрос;

е)  технологии. Появление новых, более производительных, технологий ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо;

ж)  избыточные производственные мощности . Наличие избыточных мощностей снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно;

з)  величину запаса капитала фирм (К 0). Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше величина капитала фирм по сравнению с оптимальной, тем больше инвестиционный спрос;

3) факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг. Величина государственных закупок товаров и услуг, как уже отмечалось, является экзогенной переменной и определяется государственными законодательными органами (Государственной Думой, парламентом, конгрессом и т. п.) при формировании государственного бюджета на очередной финансовый год, т. е. выступает параметром управления:

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо), а их снижение – сокращает;

4) факторы, воздействующие на чистый экспорт, как то:

а)  величина валового национального продукта и национального дохода в других странах. Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, к увеличению ее экспорта, а в результате к росту чистого экспорта, увеличивающего совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо);

б)  величина валового национального продукта и национального дохода в данной стране. Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты начинают предъявлять больший спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране (кривая AD сдвигается влево);

в)  обменный курс национальной денежной единицы (e). Обменный курс – это цена национальной денежной единицы в денежных единицах другой (или других) страны, т. е. то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны. Рост обменного курса национальной денежной единицы сокращает чистый экспорт и ведет к уменьшению совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево).

Изменение чистого экспорта в результате изменения обменного курса как неценового фактора изменения совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта импортных закупок, при котором изменение чистого экспорта происходит в результате действия ценового фактора (т. е. изменения уровня цен), что изменяет величину совокупного спроса и обусловливает движение вдоль кривой AD.

Неценовые факторы совокупного спроса, изменение которых меняет сам совокупный спрос и сдвигает кривую AD:

1)  величина массы денег в обращении. Если в экономике увеличивается предложение денег, то все экономические агенты чувствуют себя богаче и увеличивают свои расходы. Рост совокупных расходов приводит к росту совокупного спроса и сдвигает кривую AD вправо. Кроме того, рост предложения денег в экономике снижает ставку процента (цену денег, т. е. цену кредита), а чем ниже ставка процента, тем, как мы уже отметили, больше и потребительские, и инвестиционные расходы и, следовательно, тем больше совокупный спрос. И наоборот, сокращение предложения денег в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кривую AD влево.

Регулирование денежной массы осуществляет центральный банк страны. Именно это лежит в основе монетарной политики, с помощью которой государство может проводить стабилизационную политику, воздействуя на совокупный спрос;

2)  скорость обращения денег. Увеличение скорости обращения денег ведет к росту совокупного спроса: если каждая денежная единица (при неизменном их количестве в обращении) будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса.

Информация о работе Совокупный спрос