Современная концепция модернизации аграрного сектора Республики Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 00:52, реферат
Описание работы
Аграрный сектор, несмотря на свою порой невысокую долю валового внутреннего продукта, всегда имел большое значение для экономики любой страны. Именно сельское хозяйство стало первой отраслью стран, когда уже можно было говорить об экономики на макроуровне. Сельское хозяйство явилось предпосылкой возникновения государственности, объединению различных племен в одну страну и так далее. Сегодня аграрный сектор имеет ряд особенностей. Такие процессы, как глобализация, интернационализация подстегнули государства производить лишь те продукты, которые имеют сравнительные преимущества по сравнению с другими странами. То есть нельзя говорить, что страны производят полный набор продуктов самостоятельно.
Содержание работы
Введение…………………………………..…………………………………………3 1 Структура и особенности развития аграрного сектора Республики Беларусь……………..………………………………………………………………..4 2 Анализ эффективности сельскохозяйственных предприятий Республики Беларусь…………..……….……………………….....................................................8 3 Современная концепция модернизации аграрного сектора Республики Беларусь…..………………………………………………………………………....12 Заключение...............................................................................................................15 Список использованных источников………………………
РАЗВИТИЕ, АГРАРНЫЙ СЕКТОР,
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ, АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ
КОМПЛЕКС, ЭКОНОМИКА.
Объектом исследования являются
аграрный сектор Республики Беларусь,
возможные пути развития данной отрасли.
Цель научной работы – анализ
перспективы развития аграрного сектора
Республики Беларусь, его сущности.
Результаты проведённого исследования:
рассмотрена и проанализирована концепция
модернизации аграрного сектора Республики
Беларусь.
Значимость темы исследования
предопределена большой ролью аграрного
сектора в развитии экономики Республики
Беларусь и необходимости его интенсивного
эффективного развития и постоянной модернизации.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………..…………………………………………3
1 Структура и особенности развития
аграрного сектора Республики Беларусь……………..………………………………………………………………..4
2 Анализ эффективности сельскохозяйственных
предприятий Республики Беларусь…………..……….……………………….....................................................8
3 Современная концепция модернизации
аграрного сектора Республики Беларусь…..………………………………………………………………………....12
Список использованных
источников………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
Аграрный сектор, несмотря на
свою порой невысокую долю валового внутреннего
продукта, всегда имел большое значение
для экономики любой страны. Именно сельское
хозяйство стало первой отраслью стран,
когда уже можно было говорить об экономики
на макроуровне. Сельское хозяйство явилось
предпосылкой возникновения государственности,
объединению различных племен в одну страну
и так далее. Сегодня аграрный сектор имеет
ряд особенностей. Такие процессы, как
глобализация, интернационализация подстегнули
государства производить лишь те продукты,
которые имеют сравнительные преимущества
по сравнению с другими странами. То есть
нельзя говорить, что страны производят
полный набор продуктов самостоятельно.
Некоторые страны даже практически полностью
закупают его за рубежом, так как есть
более выгодные сферы промышленности.
Однако, это приводит к некоторой дестабилизации
мирового рынка продовольствия. Так, если
в Индии засуха, то цена на сахар в мире
растет в разы, как в этом году. Поэтому
каждое государство в той или иной степени
должно путем производства либо стратегических
закупок обеспечить стабильность продуктовых
поставок в стране. По объему валового
внутреннего продукта сельское хозяйство
в Республике Беларусь занимает третье
место после промышленности и сферы услуг.
Для Беларуси аграрный сектор является
одним из валообразующих. И если само сельское
хозяйство в силу особенностей имеет дотационный
характер, то сопутствующие отрасли развиты
и очень сильно. Поэтому развитие самого
сельского хозяйства должно развиваться,
чтобы обеспечить сырьем сопутствующие
отрасли.
1 СТРУКТУРА И
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО
СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
В сельском хозяйстве,
как и в других секторах, действуют
основные закономерности экономического
развития. Более того, многие законы
рыночной экономики проявляются
в аграрной экономике в более
чистом виде, чем в других отраслях,
поскольку сельское хозяйство
представлено многочисленными и
сравнительно небольшими фермерскими
хозяйствами, действующими относительно
автономно друг от друга. Поэтому
учебники по экономической теории
часто иллюстрируются примерами
сельскохозяйственного производства.
[2, с. 78] Тем не менее, аграрная экономика
обычно выделяется в особый курс, для аграрного
сектора развивается самостоятельная
экономическая теория. Сельское хозяйство
в развитых странах представляет собой
классический пример совершенно конкурентной
отрасли, поскольку сельхозпроизводство
ведется большим количества продавцов,
каждый из которых не обладает достаточным
объемом предложения для влияния на цены,
продукт практически не диверсифицируем,
а кроме того, практически отсутствуют
барьеры входа и выхода с рынка. Вторая
особенность - вследствие слабой дифференцируемости
продукции продавцы имеют мало возможностей
для повышения цен. Паритет цен на сельскохозяйственную
продукцию и средства производства для
сельского хозяйства из года в год во всем
мире изменяется не в пользу аграрного
сектора. Еще одна особенность - сильная
зависимость сельхозпроизводства от природных
условий. Засухи, наводнения, вредители,
болезни животных и растений делают аграрный
сектор сферой относительно рискованного
приложения капитала. Конечным продуктом
сельскохозяйственного производства
и продовольственного сектора является
продовольствие. Но ценовая эластичность
спроса на продукты питания, как правило,
низка. Потребители приобретают основные
виды продовольствия независимо от роста
или сокращения цен на них практически
в неизменных объемах. С другой стороны,
спрос на сельскохозяйственные и продовольственные
товары является неэластичным и по доходу.
Низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную
продукцию порождает так называемую долгосрочную
фермерскую проблему. Сама по себе низкая
эластичность спроса еще не является проблемой
для сектора экономики, если предложение
не растет или растет медленно. Но дело
в том, что за последний век аграрный сектор
пережил значительный научно-технический
прогресс, резко выросла производительность
аграрного труда и предложение сельскохозяйственной
продукции стало быстро расти. А с ростом
реальных доходов спрос каждой отдельной
семьи, предъявляемый к аграрно-продовольственному
сектору сокращается. Но с ростом благосостояния
обычно сокращается и рождаемость, а это
означает снижение темпов роста населения.
В результате совокупный спрос на сельскохозяйственную
продукцию в обществе растет медленнее,
чем ее предложение. Результирующим трендом
становится относительное падение фермерских
доходов. В долгосрочной перспективе фермерские
доходы всегда отстают от доходов в нефермерских
секторах экономики. Так как сельское
хозяйство - высоко конкурентная отрасль,
казалось бы, что в силу законов рынка
параллельно с падением доходов должен
происходить отток фермеров из этой отрасли
в более прибыльные сферы деятельности.
Однако на практике этого не происходит.
Иммобильность ресурсов в сельском хозяйстве
приводит к усугублению долгосрочной
фермерской проблемы. Особенность сельского
жителя и сельского работника, выражается
в его особой привязанности к устоям жизни
и труда и обусловливает особый общественный
консерватизм этой части населения. Ценовая
неэластичность спроса на сельскохозяйственную
продукцию в совокупности с большой зависимостью
аграрного производства от природного
фактора и конкуренцией производителей
порождает краткосрочную фермерскую проблему:
цены на рынке сельхозпродукции крайне
нестабильны. Малейшие колебания в объемах
предложения в зависимости от тысячи неподконтрольных
фермеру причин - и цена падает или взлетает
с неадекватной скоростью. Еще одно отличие
аграрного сектора от других секторов
экономики заключается в том, что наиболее
распространенной формой сельскохозяйственного
предприятия является крестьянское хозяйство,
семейная ферма. Для этого предприятия
целью функционирования является благосостояние
семьи, которое не исчерпывается доходом
от аграрного производства. Поэтому исходное
положение теории фирмы о том, что предприниматель
всегда стремится к максимизации своей
прибыли, для аграрного сектора в чистом
виде неприменимо. [2, с. 82]
В дополнение к вышеназванным
особенностям аграрной экономики следует
отметить, что этот сектор характеризуется
еще и особым отношением общества к нему.
Протекционизм как экономическая политика
защиты отечественного производителя
присущ, безусловно, не только сельскому
хозяйству. Однако именно в продовольственной
сфере он наиболее распространен и силен.
Наряду с общими аргументами в пользу
протекционизм в аграрной сфере используют
и специфические доводы. Прежде всего,
это стремление к продовольственной безопасности
нации, которая понимается часто как автаркия,
и стремление сохранить традиционный
вид сельской местности, так называемый
сельский ландшафт. [8, с. 11]
Традиционный сельский ландшафт
с его национальными особенностями безусловно
является национальным культурным достоянием
каждой страны. С сокращением численности
сельскохозяйственного населения возникает
угроза его утраты. Эта проблема особенно
актуальна для стран Западной Европы,
которые долгое время пытались путем экономической
поддержки собственных фермеров решать
и эту проблему. Об особой актуальности
именно аграрного протекционизма свидетельствует
то, что на протяжении всей послевоенной
истории проблема его устранения занимает
важнейшее место в ряду проблем международной
торговли. Этот вопрос был основным при
разработке Римского договора, с которого
начался Европейский экономический союз.
Это вопрос занимает центральное место
в итоговых документах Уругвайского раунда
ГАТТ. В настоящее время в Республике Беларусь
применяются следующие основные способы
регулирования аграрного сектора:
- Поддержка цен и доходов
производителей. Сюда относятся
прямые ценовые субсидии производителям,
установление минимальных гарантированных
цен, государственные закупки продовольствия
для нужд армии, районов Крайнего
Севера, крупных городов;
- Внешнеторговое регулирование;
- Меры, направленные на
снижение затрат производителей,
такие как различные способы
компенсации затрат на средства
производства (прямые компенсации
производителям, система лизинга, предоставление
средств производства по сниженным
ценам); льготный кредит сельхозпроизводителям
(сниженная ставка процента, льготные
сроки, товарный кредит, реструктуризация
и списание долга); налоговые льготы;
- Структурная политика: различные
меры поддержки, не связанные
с доходом производителей.
Таким образом, экономические
отношения в аграрном секторе достаточно
специфичны, что обуславливает необходимость
особого теоретического курса аграрной
экономики. Роль аграрного сектора в экономике
является неоспоримо высокой. И дело не
в создании валового внутреннего продукта.
Сельское хозяйство любого государства
призвано обеспечить население необходимыми
продуктами.
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Сельское хозяйство
представляет собой одну из
важнейших областей развития
экономического и промышленно-производственного
благосостояния нашей страны. Задачей
сельского хозяйства является удовлетворение
продовольственных потребностей населения.
Что касается промышленного комплекса,
то сельское хозяйство здесь выступает
главным поставщиком сырья. Ключевой особенностью
сельскохозяйственного комплекса является
использование в качестве объекта производства
земли и природной сферы. Земля, по сути,
является главным средством производства
в агропромышленном комплексе. Основой
производства в сельскохозяйственном
секторе является использование природных
биологических факторов, которые представляют
собой животные и растения. Исходя из вышесказанного,
производственный ритм сельского хозяйства
во многом зависит от естественных биологических
законов. Территориальный объем нашей
страны велик, и природно-экономические
условия производства во многом имеют
разительные отличия. Именно этим и обусловлена
территориальная рассредоточенность
производства сельскохозяйственной продукции.
Следует также сказать, что средством
формирования сельскохозяйственных фондов,
в значительно большей мере, чем в других
отраслях промышленно-экономического
сектора, происходит за счет собственной
продукции. Аграрный сектор включает животноводство
и растениеводство. На долю скотоводства
приходится более половины стоимости
валовой продукции животноводства. На
1 января 2008 года в хозяйствах насчитывалось
4 млн. 006,7 тыс. голов крупного рогатого
скота, из них 1 млн. 559 тыс. коров. В сельскохозяйственных
организациях сосредоточена основная
часть поголовья крупного рогатого скота
- 91%, в том числе поголовье коров - 79%. По
производству молока на душу населения
Беларусь занимает 1-е место среди стран
СНГ и 4-е место в Европе. [3, с. 13]
Поголовье свиней в 2007 году
составляло 3 млн. 642 тыс. голов, из них 72,5%
принадлежат сельскохозяйственным организациям
республики, остальная часть - хозяйствам
населения и фермерам. В сельскохозяйственных
организациях производится 69% от общего
производства свинины в стране. Одной
из самых развитых отраслей является птицеводство.
На душу населения производится 15 кг мяса
птицы и 320 шт. яиц. В республике имеется
28,7 млн голов птицы, из которых только
22% приходится на личные хозяйства населения.
В сельскохозяйственных организациях
производится 97% мяса птицы и более 65% яиц.
Птицеводство общественного сектора в
основном сосредоточено в республиканском
объединении «Белптицепром», в состав
которого входят птицефабрики, два комбикормовых
предприятия, перопуховая фабрика. Селекционно-племенная
работа с птицей ведется в РУП «Племптицезавод
«Белорусский», ученые которого создают
новые перспективные кроссы и совершенствуют
имеющиеся. Племенное поголовье птицы
экспортируется в страны СНГ. В республике
также развито рыбо-, коне-, пчело- и звероводство.
Сельскохозяйственные земли в Беларуси
занимают 89,8 тыс. кв. км, из них 55,4 тыс. кв.
км - пашня. Основу зернового хозяйства
составляют такие культуры, как ячмень,
рожь, овес, пшеница озимая и яровая, тритикале.
В структуре зернового клина они занимают
около 90%. Валовой сбор зерна во всех категориях
хозяйств Беларуси в 2008 году стал рекордным
и составил 9,1 млн. т. По объемам производства
зерна на душу населения Беларусь находится
на уровне многих европейских государств.
Республика входит в число семи ведущих
производителей картофеля в мире и занимает
1-е место по его производству на душу населения.
Выращиванием картофеля занимаются практически
все сельскохозяйственные организации
и население. В 2007 году площадь посадки
картофеля в сельхозорганизациях республики
составила 45,9 тыс. га, в личных подсобных
хозяйствах - около 370 тыс. га. Валовое производство
картофеля превышает 8 млн. т. В Беларуси
сосредоточено около 16% мировых посевов
льна. Из 26 стран мира, производящих льноволокно,
Беларусь входит в первую пятерку. Среди
стран СНГ наша республика занимает треть
рынка производства льноволокна. Промышленность
первичной обработки льна включает 49 льнозаводов.
Их среднегодовая мощность по выпуску
льноволокна составляет около 50 тыс. т.
Сюда же входят 4 экспортно-сортировочные
льнобазы. Более половины общего объема
поставок льноволокна приходится на внутренний
рынок, остальное отгружается на экспорт.
Основными его статьями являются льноволокно,
пряжа, бытовые и тарные ткани из льна.
Климатические условия Беларуси благоприятны
для возделывания сахарной свеклы. Промышленным
свеклосеянием занимаются свыше 500 сельскохозяйственных
предприятий Брестской, Гродненской и
Минской областей. Сахарную свеклу в Беларуси
перерабатывают 4 предприятия: Городейский,
Скидельский и Слуцкий сахарные комбинаты
и Жабинковский сахарный завод. Суммарная
годовая мощность переработки корнеплодов
- около 2,7 млн. т. Беларусь способна удовлетворить
собственную потребность в сахаре на 100%.
Производством овощей в стране занимается
более 1 тыс. сельхозорганизаций, около
3 млн. личных подсобных и других хозяйств
населения. В Беларуси на нужды кормопроизводства
используется 70% сельскохозяйственных
угодий. Скотоводческим и птицеводческим
хозяйствам ежегодно выделяется более
20 млн. т кормов. Перерабатывающая промышленность
по объему производимой продукции занимает
второе место в структуре агропромышленного
комплекса. Одной из важнейших социально
значимых отраслей перерабатывающей промышленности
является пищевая, включающая 20 отраслей.
В ней действует около 2 тыс. 730 предприятий,
которые производят продукты питания,
алкогольные и безалкогольные напитки,
табачно-махорочные и парфюмерно-косметические
изделия. Предприятия Министерства сельского
хозяйства и продовольствия Республики
Беларусь вырабатывают свыше 70% общего
объема продукции, предприятия концерна
«Белгоспищепром» - около 20%, иностранные,
совместные и предприятия Белкоопсоюза
- немногим более 10%. В составе пищевой
промышленности ведущее место занимают
мясная и молочная отрасли. Значительный
удельный вес приходится на хлебопекарную,
сахарную, кондитерскую, винодельческую,
рыбную промышленность. Республика в состоянии
полностью обеспечить население мясом
и мясопродуктами, молоком и молочными
продуктами за счет собственного производства.
Но обеспечить свои потребности в масле
растительном, рыбе и рыбопродуктах, овощах
и фруктах страна не может и нуждается
в импорте. [3, с. 27]
Проблемы агропромышленного
комплекса в Республики Беларусь сегодня:
1. Низкая эффективность самого
сельского хозяйства. Это обусловлено
государственной формой собственности.
Наличие колхозов - проблема, которая была
еще в советское время. Однако и сегодня
колхозы существуют, причем в основном
государственной формы собственности,
что естественно снижает их эффективность.
2. Недостаток профессиональных
кадров. Проблема всегда существовала,
а сегодня, когда разница в заработных
платах в городе и на селе кардинально
различна, проблема обострилась.
Можно сделать вывод, что сельскохозяйственный
комплекс состоит из собственно сельского
хозяйства, предприятий, производящих
средства производства для сельского
хозяйства, и предприятий, перерабатывающих
сельскохозяйственную продукцию. Проблемы
в Республике Беларусь сегодня - это недостаток
кадров, структура сельского хозяйства
(колхозы, а не фермерские хозяйства), что
выливается в дотационность данной отрасли.
3 СОВРЕМЕННАЯ
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРАРНОГО
СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Сегодня можно видеть тенденции
увеличения агропромышленного производства.
В течение трех последних лет идут процессы
восстановления объемов производства
валовой продукции агропромышленного
комплекса. Конечно, их темпы пока не сопоставимы
с происшедшим в 90-е годы истекшего столетия
катастрофическим спадом производства.
Но все же заметно оживление. Сокращается
убыточность отрасли. [1, с. 35] Но нельзя
сказать, реализуемые меры достаточны.
Не обеспечивается приоритет развития
агропромышленного комплекса, как это
определено Программой совершенствования
агропромышленный комплекс на 2005-2014 гг.
и рядом прогнозных документов. Наоборот,
с позиции воспроизводства ресурсного
потенциала продолжается перераспределение
капитала из сельского хозяйства в другие
отрасли экономики. Это подтверждается
неадекватностью реализационно-сбытовых
цен затратам на производство, не паритетом
цен на сельскохозяйственную продукцию
и промышленные товары, существенным отставанием
оплаты труда работников сельского хозяйства
от других отраслей реальной экономики
и др. Изучение показывает, что в настоящее
время необходимо строгое научное определение
стратегии и политики развития агропродовольственного
производства, тем более что сейчас, по
поручению Президента Республики Беларусь,
идет доработка Программы социально-экономического
развития и возрождения села. Крупной
угрозой рыночному развитию сельского
хозяйства является наличие преобладающей
доли убыточных и неплатежеспособных
предприятий. Число убыточных хозяйств
достигает 60%, а суммарная величина всех
видов кредиторской задолженности приблизилась
к 3 трлн. руб., что в расчете на 1 крупнотоварное
хозяйство составляет почти 1.5 млрд. руб.
В результате парализуется вся нормальная
хозяйственная деятельность, предприятия
не в состоянии вести оперативное производство,
произошло неправомерное разделение производства
и капитала. Чем больше хозяйства производят
продукции, тем больше наращивают убыточность
и попадают в зависимость от кредиторских
и контрольных структур. Это требует принятия
неотложных мер по реструктуризации долгов
и освобождению хозяйств от текущих долговых
обязательств. Иначе никакого прогресса
ждать не приходится. Большие надежды
здесь связываются с предпринятыми в последнее
время Правительством мерами по санации
хозяйственной деятельности предприятий
и созданию им благоприятных исходных
условии для рыночной реорганизации. Еще
одной крупной и слабо решаемой проблемой,
сдерживающей ускоренное развитие агропромышленного
комплекса, является несовершенство, отсталость,
консерватизм и фрагментарность действующего
законодательства. Оно не только не стимулирует
рост эффективности производства и предпринимательскую
активность сельских товаропроизводителей,
но является сдерживающим развитие аграрной
экономики и дискриминирующим рыночную
хозяйственную деятельность. Надо сказать,
что в рамках существующего законодательства
нельзя открыто и прямо реформировать
устаревшие формы традиционных предприятий
(колхозы и совхозы), а необходимо изобретать
сложные обходные пути, чреватые своего
рода препятствиями и нарушениями, нельзя
даже вести самостоятельную предпринимательскую
деятельность. На первый взгляд, может
показаться, что важнейшие законы и законодательные
нормативы вроде бы есть, но они как показывает
углубленное изучение, втискивают разнообразную
и динамичную жизнь предприятий в «прокрустово
ложе» устаревших и догматических норм,
позаимствованных в основном в законодательстве
Российской Федерации и слабо адаптированных
к условиям Беларуси. Нынешнее законодательство,
вместо того, чтобы следовать за бурным
развитием экономики, адаптироваться
к новым реалиям, стимулировать. эффективность,
выполняет преимущественно фискальные
и угнетающие функции. С таким законодательством,
конечно, прогресса в агропромышленном
комплексе достичь вряд ли удастся. В связи
с этим надо, полагаем, в корне поменять
саму концепцию законодательства. Нельзя
вдавливать экономику в право, право должно
обслуживать экономику, т.е. обеспечивать
устойчивое и эффективное развитие производства.
Право и конкретные его носители - законы
должны быть стимулирующими хозяйственную
деятельность, прозрачными, понятными,
однозначными и гибкими. Сельскохозяйственной
практике необходимы рыночноориентированные
законодательные акты о кооперации, о
реформировании, о государственном регулировании,
о продовольственной безопасности и ряд
других, в основе которых должны находиться
приоритеты экономической свободы и самостоятельности
товаропроизводителей, а именно самохозяйствования,
самоопределения, самоуправления, самофинансирования
и саморазвития. [1, с. 39]