Современная рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 19:28, лекция

Описание работы

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства.
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Файлы: 1 файл

экскурсия по ПФ.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация  как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира  социальное государство, стремясь максимально  исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает  в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в  таковой. В этом проявляются социальные функции государства.

Современная рыночная экономика  создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

К задачам общественного  страхования относятся: создание денежных фондов, из которых возмещаются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных лиц или лиц, не участвующих в  трудовом процессе; сокращение разрыва  в уровне материального достатка неработающих и работающих членов общества.

Согласно Бюджетному Кодексу  РФ обязательное государственное социальное страхование представлено тремя  внебюджетными фондами:

• пенсионным;

• обязательного медицинского страхования;

• социального страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее важных социальных институтов России.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных  пособий, пенсий людям которые в  силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. В системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и  свыше 38 миллионов пенсионеров. С  Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей. Фонд реализовывает ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства  перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в составе пенсии накопительную  часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том  числе работающим пенсионерам.

Возникновение пенсионного  обеспечения в России относится  к первой половине восемнадцатого века.

В допетровские времена в  России существовал институт кормления. Это означало, что служилым людям  преклонных лет, больным или увечным  выделялись земельные наделы, вотчины  с крепостными крестьянами. Все  это позволяло им спокойно жить в  старости. В случае смерти кормильца  государство заботилось и о его  семье. То есть обеспечение служилых людей полностью зависело от царской  милости, хотя и учитывались особые заслуги человека, и недостаточный  размер средств к существованию, оставленных семье.

 

 

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР  №442-1 "Об организации Пенсионного  фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного  обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально  новый процесс финансирования и  выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный  бюджетный механизм и стали формироваться  за счёт поступления обязательных страховых  взносов. Положением о Пенсионном фонде  России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие  из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был  сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату  государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным  органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся  на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе  государственного пенсионного страхования" № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера  пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял  в интересах работника его  работодатель. В системе Пенсионного  фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта  для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями  ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых  взносов была закреплена Федеральным  законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым  определен новый статус ПФР, как  страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов  правоотношений по обязательному пенсионному  страхованию.

 

ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Пенсионный фонд и его  денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и  изъятию не подлежат.

В соответствии с рисунком 1 организационная структура Пенсионного  фонда Российской Федерации выглядит следующим образом:

Рисунок 1 - Организационная  структура Пенсионного фонда  РФ

Система Пенсионного фонда  Российской Федерации и его территориальных  органов имеет трехуровневую  структуру:

1) центральный аппарат  (Исполнительная дирекция ПФР,  Ревизионная комиссия ПФР);

2) отделения ПФР в субъектах  Российской Федерации;

3) управления (самостоятельные  отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионного  фонда России осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках  в составе РФ, отделения в национально-государственных  и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

 

 

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

-  фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

- денежные средства фонда  используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируется в основном  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

- страховые взносы в  фонды и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные  с исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонд, распространено  большинство норм и положений  Налогового Кодекса РФ;

- денежные ресурсы фонда  находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

-  расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного  обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными  деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также  отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным  органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая  сумма расходов - по направлениям.


Информация о работе Современная рыночная экономика