Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 19:28, лекция
Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства.
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Российская Федерация
как государство, Конституция которого
предусматривает в качестве ориентира
социальное государство, стремясь максимально
исходя из существующих возможностей
защищать права своих граждан, устанавливает
в правовых отношениях такой порядок,
который предусматривает
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
К задачам общественного
страхования относятся: создание денежных
фондов, из которых возмещаются затраты,
связанные с содержанием
Согласно Бюджетному Кодексу РФ обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее важных социальных институтов России.
Пенсионный фонд своими средствами
обеспечивает выплату ежемесячных
пособий, пенсий людям которые в
силу определенных обстоятельств не
могут обеспечить свое проживание,
в том числе пенсионеров. Так,
средства расходуются на выплаты
государственных пенсий, пенсий инвалидам,
военным, компенсации пенсионерам,
пособий для детей в возрасте
от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные
цели. В системе персонифицированного
учета ПФР зарегистрировано более
62 млн. застрахованных работников и
свыше 38 миллионов пенсионеров. С
Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей.
Фонд реализовывает ежегодную
Возникновение пенсионного обеспечения в России относится к первой половине восемнадцатого века.
В допетровские времена в России существовал институт кормления. Это означало, что служилым людям преклонных лет, больным или увечным выделялись земельные наделы, вотчины с крепостными крестьянами. Все это позволяло им спокойно жить в старости. В случае смерти кормильца государство заботилось и о его семье. То есть обеспечение служилых людей полностью зависело от царской милости, хотя и учитывались особые заслуги человека, и недостаточный размер средств к существованию, оставленных семье.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.
Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.
В 1997 году вступил в силу федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования" № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.
В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
ПФ РФ создан Постановлением
Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.
№ 2122-1 в целях государственного
управления финансами пенсионного
обеспечения в РФ. ПФ РФ является
самостоятельным финансово-
Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В соответствии с рисунком
1 организационная структура
Рисунок 1 - Организационная структура Пенсионного фонда РФ
Система Пенсионного фонда
Российской Федерации и его
1) центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
2) отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
3) управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Руководство Пенсионного
фонда России осуществляет Правление
и его постоянно действующий
орган - Исполнительная дирекция. Дирекции
подчиняются отделения в
Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:
- фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
- денежные средства фонда
используются для
- формируется в основном
за счет обязательных
- страховые взносы в
фонды и взаимоотношения,
- на отношения, связанные
с исчислением, уплатой и
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.