Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 01:04, реферат
Цель работы - изучение видов, структуры, динамики доходов населения, их формирование, а также анализ доходов в нашей стране.
Задачами данной работы являются изучение и анализ:
1. Понятия доходов населения и их классификации.
2.Структуры денежных доходов в России
3.Государственного регулирования доходов населения
Введение
Глава 1. доходы в рыночной жизни общества
1.1 Сущность денежных доходов
1.2 Виды доходов
Глава 2 Современное состояние доходов населения России
2.1Структура денежных доходов в России
2.2 Государственное регулирование доходов
Заключение
список литературы
Следует отметить, что рост численности работников в управлении и обеспечении военной безопасности наблюдался в I и II кварталах текущего года, тогда как в III квартале она начала сокращалась. Эта тенденция продолжилась и в октябре (численность работников в управлении и обеспечении военной безопасности снизилась на 0,2% по сравнению с сентябрем текущего года).
По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 декабря 2010 г. составила 3,2 млрд. рублей и выросла по сравнению с 1 ноября текущего года на 5,4 процента. Однако, уровень задолженности, по-прежнему, остается значительно ниже кризисных показателей.
Основным источником роста задолженность по заработной плате в ноябре текущего года стали подвиды обрабатывающих производств, в которых задолженность за последний месяц увеличилась на 141 млн. рублей.
В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 55% приходится на обрабатывающие производства, 13% - на строительство, 8% - на транспорт, 7% - на сельское хозяйство и 5% - на производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Основная часть задолженности, по-прежнему, приходится на задолженность из-за отсутствия собственных средств, которая на 1 декабря 2010 г. составила 3,2 млрд. рублей (98,0% от общей суммы задолженности) и выросла за ноябрь 2010 г. на 4 процента. В видах деятельности со значительным уровнем государственного участия темпы роста заработной платы продолжают оставаться на уровне ниже среднероссийских. Так, в государственном управлении номинальная заработная плата в мае 2011 года относительно соответствующего периода прошлого года выросла на 9,1%, в здравоохранении – на 6,9%, образовании – на 6,8 процента.
Как результат, продолжает увеличиваться разрыв в оплате труда в бюджетных отраслях и в обрабатывающих производствах. По последним данным, уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг за январь-май 2011 г. составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 79%, работников образования – 70% (за январь-май 2010 г. – соответственно 85% и 76 процентов).
Дифференциация заработной платы между различными видами экономической деятельности в текущем году не претерпела значительных структурных изменений и остается высокой. Лидерами по уровню заработной платы продолжают оставаться финансовая деятельность и отрасли топливно-энергетического комплекса. Среднемесячная заработная плата в этих видах деятельности превышает среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2-2,5 раза. Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в сельском хозяйстве, текстильном и швейном производстве – 50% и 47% от среднемесячной заработной платы в целом по экономике соответственно.
Несмотря на то, что в январе-мае текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по экономике отмечался рост численности работников на 0,2%, в отдельных видах деятельности продолжается сокращение численности работников. Так, в сельском хозяйстве численность работников за указанный период сократилась на 4,4%. Также сократилась на 3% численность в государственном управлении. За 2011-2013 годы численность федеральных государственных служащих должна сократиться на 20 процентов.
В то же время, в оптовой и розничной торговле численность работников в январе-мае текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 6,4%, в финансовой деятельности – на 4,1 процента.
По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 июля 2011 г. составила 2,43 млрд. рублей и снизилась по сравнению с 1 июня текущего года на 7,7 процента.
Рис. 3. Структура просроченной задолженности по заработной плате
Отдельно следует отметить, что за июнь текущего года задолженность по заработной плате в обрабатывающих производствах снизилась на 112,6 млн. рублей.
Основная часть задолженности, по-прежнему, приходится на задолженность из-за отсутствия собственных средств, которая на 1 июля 2011 г. составила 2,42 млрд. рублей (99,6% от общей суммы задолженности) и снизилась за май 2011 г. на 7,1 процента.
В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 48% приходится на обрабатывающие производства, 21% – на строительство, 9% – на сельское хозяйство, 8% – на транспорт, 5% – на производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 июля 2011 г., составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.
Для поддержания материального положения всех категорий пенсионеров с 1 февраля 2011 года трудовые пенсии увеличены на 8,8%, социальная пенсия с 1 апреля 2011 года проиндексирована на 10,27 процента.
В результате реализации данной меры средний размер назначенных пенсий в июне 2011 года, по данным Росстата, составил 8252 рубля и увеличился по сравнению с тем же периодом 2010 года на 8,8 процента.
В целях доведения уровня материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации с 2010 года устанавливаются федеральные и региональные социальные доплаты к пенсии. В результате в 67 субъектах Российской Федерации 2749,8 тыс. человек установлена и выплачивается федеральная социальная доплата к пенсии, в 17 субъектах Российской Федерации 2428,1 тыс. человек – региональная социальная доплата к пенсии.
Величина прожиточного минимума на душу населения во II квартале 2011 г. оценивается на уровне 6505 рублей с ростом ко II кварталу 2010 г. на 15,6 процента. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения во II квартале 2011 г. оценивается на уровне 7023 рубля, пенсионеров – 5141 рубль и детей – 6294 рубля.
Стоимость продуктов питания в потребительской корзине по сравнению со II кварталом 2010 г. увеличилась на 20%, непродовольственных товаров и услуг возросла на 9,4% и 13,4% соответственно.
В I полугодии 2011 г. коэффициент фондов (соотношение 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) несколько снизился и составил 14,8 раз против 15,4 в I полугодии 2010 года. Это связано с проводимыми в текущем году мероприятиями по повышению пенсий, пособий, социальной поддержке отдельных групп населения. Доходно-имущественное расслоение граждан также несколько снизилось. На долю 10% наиболее обеспеченного населения в I полугодии 2011 г. приходилось 29,8 общего объема денежных доходов населения (30,2% – в I полугодии 2010 г.), а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 2,0% (2,0% в I полугодии 2010 года).
Реальные располагаемые денежные доходы населения России в январе 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличились на 2,3%, а по отношению к декабрю 2011 г. упали на 46,5%, сообщает в пятницу Росстат. Реальные располагаемые денежные доходы — это доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен.
Среднемесячная начисленная заработная плата в январе 2012 г., по предварительным данным, составила почти 23 500 руб. и по сравнению с январем 2011 г. выросла на 13,5%. Среднемесячная начисленная зарплата в январе 2012 г. по отношению к прошлому месяцу снизилась на 28,5%.
2.2 Государственное регулирование доходов
Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Оно направлено на создание условий необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.
Теоретически государственная политика доходов шире, чем государственное регулирование доходов, так как политика может быть основана на принципе невмешательства государства (принцип экономического либерализма). Этот принцип имел место в России в первые годы реформ. Но сейчас эти понятия стали идентичными.
В современных условиях полностью исключить вмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно, так как рыночное распределение по своей природе несправедливо. Поэтому существует необходимость во вмешательстве государства. Возможность государственного регулирования возникает с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость состоит в увеличении количества трудностей, с которыми призвано бороться государственное регулирование доходов.
В настоящее время государственное регулирование доходов является составной частью воспроизводства. Оно стимулирует экономический рост, поощряет прогрессивные сдвиги в отраслевых и региональных структурах, поддерживает экспорт, регулирует занятость, налогообложение, цены. Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования доходов определяются характером и остротой социально-экономических проблем.
Основными объектами государственного регулирования доходов являются сферы, ситуации, условия, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые нельзя решить автоматически или можно решить только в далёкой перспективе. Снятие таких проблем необходимо для нормального функционирования экономики, воспроизводства рабочей силы, поддержания стабильной ситуации.
Объекты государственного регулирования доходов: минимум доходов, оплаты труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные гарантии, социальные отношения; правовое обеспечение.
Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Если это происходит, то появляется инфляционное повышение номинальных доходов, чрезмерный рост налогов.
Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов - от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.
Политика доходов и заработной платы оказывает непосредственное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она играет важную роль в развитии обратных связей государства, общества и индивидов. В России это имеет особое значение, поскольку в условиях продолжающегося снижения жизненного уровня доверие населения к государству во многом утрачено. Восстановление этого доверия - непременное условие выхода из кризиса - будет зависеть от роста доходов населения, соблюдения государством принципа социальной справедливости, защиты интересов и прав человека.
Заключение
Изменения происходящие в последние годы показывают, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность.
Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.
В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.
Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.
Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала.
Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда.
Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.
Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.
Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют демографический кризис и кризисные процессы в семье и обществе.
Информация о работе Современное состояние доходов населения России