Современное состояние и направление развития производственных сил Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Ленинградская область — субъект Российской Федерации, расположенный на северо-западе европейской части страны. Входит в состав Северо-Западного федерального округа и Северо-западного экономического района.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности природных предпосылок, факторов и условий развития Ленинградской области 4
2. Характеристика населения и трудовых ресурсов 7
3. Особенности бюджетной и налоговой систем Ленинградской области 9
4. Проблематика Ленинградской области 15
Заключение 19
Библиографический список 20
Приложение А (справочное) - Флаг и герб Ленинградской области 21
Приложение Б (справочное) - Карта Ленинградской области 22

Файлы: 1 файл

Контрольная по региональной экономике.docx

— 155.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности бюджетной  и налоговой систем Ленинградской области

 
 Бюджет Ленинградской области — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Ленинградской области.

Бюджет Ленинградской области и свод бюджетов муниципальных образований Ленинградской области без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (за исключением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Ленинградской области. Формирование, утверждение, исполнение бюджета Ленинградской области и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти Ленинградской области самостоятельно с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ним законами Ленинградской области.

Бюджетная и налоговая  политика Ленинградской области формируется с учётом целей и задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Целями систем являются:

-создание эффективной  и стабильной налоговой системы;

-поддержание сбалансированности и устойчивости бюджета;

-стимулирование предпринимательской  деятельности, в том числе развитие  малого бизнеса;

-формирование благоприятного  инвестиционного климата в основных  отраслях экономики;

-поддержание и стимулирование экономического и социального развития области.

На состоявшемся 26 октября 101¬м пленарном заседании Законодательного собрания Ленинградской области  депутаты приняли в первом чтении проект областного бюджета на 2012 год  и плановый период 2013¬14 годов. Проект документа предусматривает существенное увеличение бюджетных расходов на образование, здравоохранение, физкультуру, спорт, культуру и другие отрасли социальной сферы. В целом объем социальных расходов Ленинградской области  в будущем году составит более 56 процентов всех ассигнований региональной казны.

В работе парламентского заседания, центральным вопросом которого стало  обсуждение бюджетного законопроекта, принял участие Губернатор Ленинградской  области Валерий Сердюков. Заседание  открыл и вел Председатель Заксобрания Ленобласти Иван Хабаров. С докладом по проекту областного закона «Об областном бюджете Ленинградской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» выступил вице¬губернатор Ленобласти – председатель комитета финансов Дмитрий Кирин. Свое выступление Дмитрий Кирин начал несколько необычно. Продемонстрировав собравшимся тоненькую книжечку, он пояснил, что держит в своих руках утвержденный Советом народных депутатов Ленинградской области бюджет Ленобласти на 1985 год. Весьма показательно, как возросли финансовые возможности Ленинградской области за минувшие три десятилетия и насколько сложнее стал сам бюджетный процесс, если сравнить эту брошюру с проектом закона «Об областном бюджете Ленинградской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», публикация которого заняла несколько объемистых томов! Подчеркнув эту мысль, Дмитрий Кирин напомнил собравшимся, что областной бюджет¬2012 является в полном смысле народным бюджетом. Летом текущего года во всех муниципальных образованиях Ленинградской области прошли открытые слушания бюджетного проекта. В обсуждениях проекта главного финансового документа региона приняло участие более 8 тыс. человек, внесших более 300 предложений по выделению средств казны на решение отдельных приоритетных вопросов жизнеобеспечения региона. Кроме того, бюджет¬2012 рассматривался в Общественной палате Ленинградской области. Увеличение доходов казны позволило областному Парламенту внести в бюджет Ленобласти2011 целый ряд корректировок по выделению дополнительного финансирования на решение части предложений, обозначенных жителями. При этом, по словам Дмитрия Кирина, остальные предложения нашли свое отражение в проекте бюджета на 2012 год и плановый период 2013¬14 годов. Докладчик также обратил внимание депутатского корпуса, что внесенный в Заксобрание проект бюджета не учитывает федеральных ассигнований. Эти средства будут учтены и включены в областной закон «О бюджете2012» уже после принятия федерального бюджета будущего года. В 2011 году объем федеральных ассигнований, направляемых в Ленобласть, составляет около 10 млрд рублей. В том числе: 2 млрд на поддержку АПК; 1,2 млрд на расселение аварийного жилого фонда; 380 млн на строительство и реконструкцию автодорог; более 400 млн на программы в здравоохранение. Можно предположить, что в 2012 году объем федеральных ассигнований для Ленинградской области будет не ниже, чем в текущем году. Вместе с тем, областное Правительство нашло возможность включить в региональный бюджет некоторые расходные обязательства федерального Правительства в объеме до 2,5 млрд рублей. Это позволит области без задержек выплачивать заработную плату, производить социальные и другие выплаты некоторым категориям жителей. Бюджет¬2012 уже обсуждался на «нулевых» чтениях в ЗакСе. Поэтому Дмитрий Кирин напомнил собравшимся только основные параметры бюджетного законопроекта. В 2012 году объем доходов областного бюджета Ленобласти составит более 55,2 млрд рублей, расходов – 58,4 млрд рублей. Прогнозируемый бюджетный дефицит составит 3,1 млрд рублей, что не превышает 6% от прогнозируемого объема собственных доходов региона. При этом, по словам докладчика, законопроект сориентирован на темпы роста расходов, опережающие планируемый в стране уровень инфляции. Основными источниками наполнения областной казны станут налог на прибыль (24,2 млрд рублей) и налог на доходы физических лиц (22,4 млрд рублей), а также налог на имущество и акцизы на нефтепродукты. Кроме того, как уже отмечалось выше, в регион поступят средства федерального бюджета на реализацию соответствующих госполномочий и софинансирование ряда программ. Более половины всех расходов консолидированного бюджета будет направлено на финансирование социальной сферы Ленинградской области. В собственно областном бюджете2012 расходы на поддержку социальной сферы (с учетом межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям) составят 32,7 млрд рублей или 56% от общего объема расходных обязательств. Это существенно больше, чем еще 2¬3 года назад. В сентябре в регионе введена в действие новая система оплаты труда бюджетников. Проект бюджета предусматривает очередное повышение зарплаты бюджетников. Причем, по решению Губернатора Ленинградской области, повышение произойдет не осенью, как обычно, а уже с января будущего года. Расходы консолидированного бюджета на образование в 2012 году превысят рекордную цифру 20,5 млрд рублей. Только из собственно областного бюджета на эти цели планируется направить 9,8 млрд рублей. Бюджетные ассигнования позволят продолжить реализацию проектов модернизации отрасли, улучшения материальнотехнической базы образовательных учреждений, увеличение заработной платы педагогическим работникам. Консолидированный бюджет здравоохранения в будущем году составит 12,6 млрд рублей. Основная часть этих средств в сумме 11,5 млрд рублей будет выделена из областного бюджета. Основными задачами, которые предстоит решить областному здравоохранению, станет оздоровление населения, сокращение смертности и увеличение продолжительности жизни. Конечно, здоровье людей зависит не только от усилий медицины. Поэтому бюджетные ассигнования на физкультуру и спорт в 2012 году увеличатся почти в 3 раза. В области продолжится строительство физкультурно¬оздоровительных комплексов, спортивных площадок, плавательных бассейнов, что сделает спортивные занятия более доступными жителям области. В 2012 году из консолидированного бюджета на проведение социальной политики предполагается выделить 11,7 млрд рублей. Расходы собственно областного бюджета на эти цели составят 9,8 млрд рублей. Одновременно с увеличением объема социальных текущих расходов будет расти и «бюджет развития» региона. Объем ассигнований, направляемых на эти цели, в 2012 году превысит 18 млрд рублей. Их удельный вес в общем объеме расходов казны возрастет до 31% (в 2011 году – немногим более 24%). Средства бюджета развития будут направлены: на строительство объектов государственной и муниципальной собственности – 4,5 млрд рублей, совершенствование и развитие автодорог – более 5 млрд рублей, поддержку значимых для региона отраслей экономики – более 6 млрд рублей. На поддержку сельского хозяйства только из областного бюджета в будущем году планируется направить 1,6 млрд рублей. Причем, более 1 млрд рублей – это ассигнования на развитие отрасли. Треть общего объема планируемых на будущий год расходов составит программно¬целевое финансирование. На улучшение жилищных условий граждан предстоит направить 1,5 млрд рублей. Только по программе «Жилье для молодежи» предусмотрено увеличение расходов в 1,7 раза. В 1,9 раза по сравнению с итоговым исполнением за 2010 год возрастут ассигнования на реализацию адресной инвестиционной программы. Ядром программы станет создание объектов социальной инфраструктуры: строительство новых школ, детских садов, фельдшерскоакушерских пунктов и других объектов. Ожидается, что за счет новых мест в детских дошкольных учреждениях уже в 2012 году удастся сократить очередь в детсады примерно на 1,3 тыс. человек. В области продолжится реализация программ ремонтов и реконструкции сельских домов культуры. Впервые из областной казны будет выделено порядка 430 млн рублей на приведение в порядок городских ДК. Перед депутатами выступил председатель профильной комиссии по бюджету и налогам Анатолий Зайцев. Отметив, что проект бюджета тщательно прорабатывался во всех профильных депутатских комиссиях, он сказал, что руководители отраслевых комитетов областного Правительства также вполне удовлетворены объемами финансирования и перечнями включенных в бюджетный проект программ и мероприятий. Рекомендовав коллегам принять проект бюджета в первом чтении, Анатолий Зайцев напомнил, что по графику работы над бюджетом¬2012 вторые чтения документа должны состояться 14 ноября. Заключение аудиторов КСП озвучил председатель Контрольносчетной палаты Ленобласти Алексей Ларькин. Отметив как одно из важных преимуществ законопроекта, что почти треть всех расходов бюджета будет выделяться в 2012 году по методу программно¬целевого финансирования, он обратил внимание собравшихся на то, что у региона есть серьезный потенциал увеличения доходов за счет более эффективного администрирования налогов. В целом, законопроект рекомендован КСП к рассмотрению в первом чтении, подытожил Алексей Ларькин. Подводя итоги обсуждения, Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков отметил, что действующий созыв Законодательного собрания Ленинградской области всегда очень конструктивно подходит к рассмотрению бюджетного законопроекта, без популизма и политиканства. Это играет важную роль в том, что область принимает и успешно реализует взвешенные, сбалансированные бюджеты, позволяющие шаг за шагом развивать экономику и социальную сферу, повышать уровень жизни населения. На протяжении всех лет Ленинградская область последовательно принимает и исполняет все обязательства перед населением по увеличению заработных плат, социальных выплат, обеспечению питания в школах. И можно не сомневаться, что в 2012 году область в полном объеме выполнит все свои обязательства перед жителями, подытожил Губернатор. После обсуждения депутатский корпус принял проект закона об областном бюджете Ленобласти на 2012 год в первом чтении 34¬мя голосами «за», при 5 «против». Комментируя принятие законопроекта в первом чтении, Председатель Законодательного собрания Ленинградской области Иван Хабаров отметил: «Бюджет области на 2012 год в целом сбалансированный, значительно уменьшен его дефицит и увеличено финансирование социальной сферы, включены новые направления расходов. Например, выделены значительные средства на обеспечение жильем молодых специалистов и заработную плату работникам образования. При этом у бюджета существует перспектива для развития, исходя из реально поступающих доходов и федерального финансирования». 

В 1 квартале 2011 года поступления в консолидированный бюджет Ленинградской области составили 11,7 млрд. руб., что выше поступлений аналогичного периода 2010 года на 29,1% или на 2,6 млрд. руб.В том числе: 
- поступления в областной бюджет составили 9,6 млрд. руб., что выше поступлений 1 квартала 2010 года на 36,5% или на 2,6 млрд. руб.;  
- поступления в бюджеты муниципальных образований составили 2,2 млрд. руб., что выше поступлений 1 квартала 2010 года на 4,2% или на 87,0 млн. руб.

Исполнение бюджетных  назначений консолидированного бюджета  Ленинградской области по налоговым  и неналоговым доходам, администрируемым налоговыми органами, по состоянию на 01.04.2011 года составило 25,2%, при годовых назначениях 46,5 млрд. руб., что выше исполнения назначений в аналогичном периоде 2010 года на 6,2 процентных пункта.

Исполнение бюджетных  назначений областного бюджета Ленинградской  области по налоговым и неналоговым  доходам, администрируемым налоговыми органами, по состоянию на 01.04.2010 года составило 26,7%, при годовых назначениях 35,8 млрд. руб., что выше исполнения назначений в аналогичном периоде 2010 года на 8,4 процентных пункта.

Исполнение бюджетных  назначений бюджетов муниципальных  образований Ленинградской области  по налоговым и неналоговым доходам, администрируемым налоговыми органами, по состоянию на 01.04.2011 года составило 20,3%, при годовых назначениях 10,7 млрд. руб., что ниже исполнения назначений в аналогичном периоде 2010 года на 0,4 процентных пункта.

В структуре поступлений  налогов в консолидированный  бюджет области наибольший удельный вес – 35,5 % в общей сумме поступлений  у налога на прибыль организаций, за ним следуют налог на доходы физических лиц с удельным весом 31,7% и группа имущественных налогов  с удельным весом 11,8 %, которые в  совокупности обеспечивают 79,0% всех доходов  бюджета, администрируемых налоговыми органами.

По основным бюджетообразующим налогам в 1 квартале 2011 года сложилась положительная динамика поступлений по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Так, поступления по налогу на прибыль организаций в 2011 году составили 4,2 млрд. руб., что выше аналогичного периода 2009 года на 63,0% или на 1,6 млрд. руб. 

Наибольший вклад в  увеличение поступлений по налогу на прибыль внесли ЗАО «Филипп Моррис Ижора», Филиал ОАО «Концерн «Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция», ОАО «Ленэнерго», Обособленное подразделение ООО «Балтийские магистральные нефтепроводы» - приемно-сдаточный пункт «Приморск», Волховстроевское отделение Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», Филиал ОАО «Силовые машины», ООО ПО «Киришинефтеоргсинтез».

Поступления по налогу на доходы физических лиц в 2011 году составили 3,7 млрд. руб., что выше аналогичного периода 2009 года на 5,5 % или на 0,2 млрд. руб.

Поступления по группе имущественных налогов в 2011 году составили 1,4 млрд. руб., что выше аналогичного периода 2010 года на 21,2 % или на 0,2 млрд. руб.

Наибольший объем поступлений  по группе имущественных налогов  приходится на налог на имущество  организаций – 56,6 % и земельный  налог (один из основных источников дохода местных бюджетов) – 30,7 процента.

Темпы роста экономики  в регионе устойчивы и сохраняются  на уровне 7-9 процентов. За первый квартал 2012 года индекс роста промышленного  производства составил 6,4%. Это позитивно  отражается и на наполняемости областного бюджета, и на развитии малого и крупного бизнеса.  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проблематика Ленинградской области

 

Главной экологической проблемой  Ленинградской области, безусловно, является радиационное загрязнение. И это неудивительно, ведь на территории области функционирует атомная электростанция, напоминают о себе следы Чернобыльской аварии, радиоактивные отходы складируются прямо на территории Соснового бора. Но это всего лишь второстепенные причины напряжённой радиационной обстановки в Ленинградской области. Главная же таится в недрах земли, на которой когда-то Пётр Первый основал величественный город.

Согласно проведённым  исследованиям, первое место среди  источников радиации в Ленинградской области занимают природные факторы (около 83 %). Второе место по степени радиоактивной вредности принадлежит медицинскому оборудованию и процедурам, в частности рентгеновскому излучению, (около 17 %). И лишь на третьем месте, с гигантским отставанием, идут техногенные объекты, применяющие атомную энергию (меньше 0,1 %).

К техногенным радиоактивным  зонам Ленинградской области  принадлежат, во-первых, территории, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской  АЭС, во-вторых, области, находящиеся  вблизи мест захоронения радиоактивных  отходов. Местности, расположенные  рядом с весьма ветхой Ленинградской  АЭС, не входят в список радиоактивных  зон, хотя и находятся в состоянии  потенциальной опасности. Соответственно, основными источниками радиации техногенного характера в Ленинградской  области являются:

1.радиоактивные осадки  из тропосферы; 

2.очаги скопления радиации  после аварии на Чернобыльской  АЭС; 

3.радиоактивные излучения  в результате работы Ленинградской  АЭС и прочих объектов, использующих  ядерное топливо.

Согласно результатам  радиационно-гигиенической паспортизации, почти 83 % радиоактивного излучения в Ленинградской области происходит от природных источников. К ним принадлежат: урановые месторождения, выходы пород с высоким уровнем концентрации урана и внутренние воды, содержащие повышенные дозы радона. Причём 75 % из 83 %, приходящихся на долю всех естественных источников радиации в Ленинградской области, являются «заслугой» только одного радона. 
Радон — это газ, образующийся при распаде урана-238 и тория-232. Он не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Радон в 7,5 раз тяжелее воздуха. 
Источниками выделения радона в атмосферу являются:

  • естественные тектонические разломы под землёй;
  • строительные материалы (гранит, кирпич из красной глины, бетон, пемза, сланцы);
  • бытовой газ;
  • подземные воды (из колодцев, скважин).

Радон на открытом воздухе не представляет угрозы для здоровья человека. А вот в закрытых, непроветриваемых помещениях, а особенно в подвалах этот газ крайне опасен. Благодаря своей тяжести, радон имеет свойство накапливаться в воздухе закрытых помещений первых этажей. Попадая в организм человека вместе с воздухом, радон излучает альфа-частицы, разрушающие живые клетки. Получив большую дозу радона (> 200 Бк/м3), человек может заболеть лейкемией или любым другим видом онкологии.

К природным радиоактивным зонам Ленинградской области принадлежат территории с комплексами горных пород, богатых естественными радионуклидами. Такие зоны в большей степени сосредоточены на северо-западе: Выборгский, Приозёрский, Бокситогорский, Тихвинский, Кингисеппский, Ломоносовский, Кировский и Подпорожский районы Ленинградской области.

В ряде населённых пунктов Ленинградской области были проведены обследования детских учреждений на предмет радоноопасности. В результате 63 % зданий были признаны объектами с повышенным уровнем содержания радона в воздухе: средняя годовая эффективная доза радона на одного человека составила 10 миллизивертов, в то время как предельно допустимой нормой считается 2,4 мЗв.

Помимо радиоактивного загрязнения  воздуха радоном, есть и другие проблемы. Подземные течения с повышенным содержанием радия и продуктов его распада обнаружены в водах гдовского горизонта в Ленинградской области. Они представляют серьёзную опасность радиоактивного заражения, так как в любое время могут просочиться в систему водопровода.

Проблемы дорожного комплекса  Ленинградской области также  являются актуальными. Сегодня протяженность автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области достигла 10909 км, в том числе: федеральных - 1245 км (11,4%); территориальных - 9664 км (88,6%). Доля дорог с усовершенствованным типом покрытия составляет 66%, а с пешеходным и низшим типом покрытий - 30% и 4% соответственно.

В целом по области плотность  автодорог общего пользования равна 127 км на 1000 кв. км территории. Этот показатель в 4 раза выше среднего по России (31 км на 1000 кв. км) и существенно ниже, чем в Европе (плотность автодорог в Германии и Дании составляет 1600-1700Ю в Швеции и Финляндии - 220-230, а в странах Балтии - 320-330 км на 1000 кв. км территории).

Территория области обеспечена автомобильными дорогами неравномерно: их плотность в прилегающих к  Санкт-Петербургу районах достигает 217 км на 1000 кв. км, что в 2,5 раза выше, чем в периферийных районах и в 1,5 раза выше среднего показателя по области.

Основу сети дорог общего пользования составляют семь федеральных  дорог. Важнейшие среди них - автодороги "Россия", "Скандинавия" и Санкт-Петербург-Псков, которые обслуживают транспортные связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области с другими регионами России, входят в состав 9-го интермодального транспортного коридора и служат выходом для России в страны Западной и Северной Европы.

К наиболее актуальным проблемам  дорожного комплекса Ленинградской  области относятся:

  • недостаточно развитые автодорожные линии между Россией и европейскими странами;
  • не все дороги общего пользования имеют усовершенствованные покрытия, необходимые для круглогодичного проезда транспорта;
  • низкое техническое состояние сети внутрихозяйственных дорог, переданных на баланс Дорожного комитета;
  • несоответствие технических параметров ряда существующих дорог сложившимся условиям движения и размерам транспортных протоков;
  • отсутствие обходов ряда крупных городов и населенных пунктов, а также кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга;
  • наличие на магистральных дорогах пересечений в одном уровне с автомобильными и железными дорогами;
  • несоответствие параметров ряда магистралей и габаритов мостовых переходов размерам транспортных потоков;
  • не законченный ремонт автомобильных дорог, который составил в среднем по области 76% от нормативной величины.

 

Основные цели дорожной политики Ленинградской области - совершенствование и развитие сети автомобильных дорог для интеграции в европейскую транспортную сеть, обеспечения экономического роста и спроса на автотранспортные перевозки, увеличения эффективности использования природно-ресурсного потенциала и повышения уровня жизни населения.

Приоритетными задачами дорожной политики Ленинградской области  являются:

Информация о работе Современное состояние и направление развития производственных сил Ленинградской области