Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:57, реферат
Целью данной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- выявить пути решения проблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития;
Введение
Важнейшим источником
развития экономики, нового промышленного
подъема и преодоления
Несмотря на то, что рынок государственных ценных бумаг существует сравнительно давно и отличается детально проработанным правовым регулированием, на практике вопросы, связанные с их обращением, остаются весьма актуальными, особенно для предприятий и организаций - непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.
Рынок государственных ценных бумаг – важный компонент финансовых рынков мира. Государственные ценные бумаги считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений, который привлекает корпорации и население, используются как эталон свободного от риска дохода, как альтернатива другим вложениям капитала.
Таким образом, рынки государственных ценных бумаг играют важную роль в финансировании государственного бюджета, в поддержании ликвидности финансовой системы, регулировании экономической активности.
Актуальность избранной темы связана с тем, что в условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в период выхода из финансового кризиса государственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.
Целью данной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать
состояние рынка
- выявить пути решения проблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития;
Для его рассмотрения этих вопросов используются различные источники: периодические издания, учебные пособия и ресурсы сети Интернет.
1. Состояние и перспективы рынка
государственных ценных бумаг
1.1. Государственные ценные бумаги. Сущность понятия
В настоящее время на рынке ценных бумаг большинства развитых стран государственные ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается как важнейшее средство кредитно-денежного регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым уменьшая объем денежной массы в обращении, и наоборот.
Государствейные ценные бумаги — это ценные бумаги, эмитентом которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления.
Государство является самым крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. В зависимости от характеристик эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на:
В зависимости от свойства обращаемости на фондовых рынках государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные.
Государственные рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на биржевом и внебиржевом рынках. Среди них наиболее распространены казначейские векселя, казначейские ноты и облигации. Нерыночные государственные ценные бумаги — это ценные бумаги, которые не могут свободно обращаться на рынке. В отличие от рыночных бумаг они не подлежат купле-продаже, не могут быть проданы их владельцами третьим лицам и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. Возмещение по ним производится только непосредственно покупателю. К нерыночным ценным бумагам относятся: сберегательные сертификаты, сберегательные облигации, государственные выигрышные займы и др.
По срокам погашения займов Российский рынок имеет следующую классификацию: краткосрочные — до 1 года, среднесрочные — от 1 года до 3—4 лет, долгосрочные — от 4 лет.
В российской практике долговые ценные бумаги, которые гарантированы Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего долга. На условия их выпуска и обращения накладываются ограничения, предусмотренные Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».
В России государственные ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).
Эмитентом государственных федеральных ценных бумаг по поручению Правительства является Министерство финансов РФ. Возврат денег и получение дохода по этим бумагам гарантированы государством.
На российском рынке наибольшее распространение получили следующие виды государственных федеральных ценных бумаг:
Наибольшее
распространение среди
Основными документами, регулирующими рынок ГКО, являлись постановления Правительства РФ и приказы Центрального банка РФ.
Эмиссия ГКО осуществлялась периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года. Размещение их происходило с дисконтом от номинальной цены. Купонов ГКО не имели. Их выпуск производился в бездокументарной форме в виде записей на счетах «депо». Каждый выпуск оформлялся глобальным сертификатом в двух экземплярах, хранящихся в Минфине РФ и ЦБ РФ.
Участники рынка ГКО подразделялись на три категории.
1. Эмитентом
ГКО являлось Министерство
2. Дилером могло
выступать любое юридическое
лицо, являющееся в соответствии
с действующим законодательство
3. Инвесторами
выступали юридические или
Поддержание технологической части рынка — торговой, расчетной и депозитарной — осуществлялось организациями, являющимися техническими посредниками — Российской торговой системой, Расчетной палатой при РТС, Депозитарно-клиринговым центром.
Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев облигаций, осуществлялись через учреждения Банка России или уполномоченные организации, определяемые ЦБ РФ.
Условия выпуска и обращения облигаций федерального займа с переменным купоном были утверждены постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. Согласно этому документу эмитентом ОФЗ-ПК от имени Правительства РФ выступал Минфин России.
Владельцами облигаций федеральных займов могли быть юридические и физические лица, которые являются как резидентами, так и нерезидентами России.
В обращении в настоящее время находятся ОФЗ-ПК с годичным и двухгодичным сроками обращения. Номинальная стоимость ОФЗ-ПК — 1 млн руб. (в ценах 1997 г.). Минфин России по согласованию с ЦБ РФ установил для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПК объем, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения и даты выплаты купонного дохода.
Доход по ОФЗ-ПК в общем случае должен складываться из трех основных составляющих, определяющихся на основе доходности по государственным краткосрочным облигациям:
Механизм ГКО-ОФЗ в том виде, в каком он существовал в России во второй половине 90-х гг., работал более или менее эффективно лишь при обязательном сочетании двух условий. Во-первых, приток новых средств на рынок должен был превышать размеры погашения, чтобы разница могла использоваться в бюджетных целях. Во-вторых, средства от погашения хотя бы частично должны были вкладываться в новые выпуски, а не выводиться с рынка. В противном случае вся эта система превращается в обузу для государства: вместо источника бюджетных средств появляются дополнительные расходы по погашению обязательств, а в отношении нерезидентов требуются еще и валютные затраты для перевода их средств за границу.
Сейчас рынок ГКО фактически разрушен. Разрушение рынка ГКО-ОФЗ грозит потерей очень важного элемента финансового устройства, используемого всеми цивилизованными странами мира, а именно системы государственного кредита. В результате даже при бездефицитном бюджете может возникнуть очень серьезная проблема покрытия кассовых разрывов, тем более что ситуация, касающаяся сбора налогов, далека от совершенства.
Говоря о реструктуризации долга по ГКО-ОФЗ, следует отметить, что суть и основная привлекательность этих ценных бумаг — в их высокой ликвидности. Их обмен, согласно предлагаемым правилам реструктуризации, на малоликвидные бумаги с дальними сроками погашения вдвойне ущемляет интересы держателей. Во-первых, им не возвращают деньги к тому моменту, который заранее и безусловно был закреплен в обязательства и на который они рассчитывали. Во-вторых, сушествует реальная опасность, что за длительный период отсрочки погашения новые бумаги существенно обесценятся.
Рынок ОГСЗ —
самый молодой сектор на рынке
государственных облигаций в
России. Целью их выпуска было привлечение
средств населения для
Однако эти
бумаги оказались настолько
Информация о работе Современное состояние и перспективы рынка государственных ценных бумаг в России