Современное состояние внешней торговли РФ и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:27, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение структуры и динамики внешней торговли Российской Федерации и определение возможных направлений её развития.
Исходя из цели, формируются задачи исследования:
Охарактеризовать состояние внешней торговли РФ.
Рассмотреть цели, принципы и приоритеты ВЭД России.
Раскрыть перспективы развития страны.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теория экспортно-импортных операций
1.1 Внешняя торговля и её основные понятия
1.2 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России
1.3 Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики
Глава 2. Состояние и перспективы внешней торговли России
2.1 Экспорт и импорт России
2.2 Перспективы внешней торговли России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа.rtf

— 3.10 Мб (Скачать файл)

Доля экспорта продовольственных товаров в 2009 году составила 2,5% (в 2008 году - 1,2%). Стоимостной объем поставок продовольственных товаров возрос по сравнению с 2008 годом на 32,4%, а физический - на 70,8%, в основном, за счет экспорта пшеницы (рост на 47,6%), ячменя (рост в 2,4 раза), семян подсолнечника (рост в 2,9 раза), рыбы свежей и мороженой (рост в 5,7 раза).

В структуре экспорта в страны СНГ в 2009 году доля топливно-энергетических товаров составила 42,2% от всего экспорта в эти страны (в 2008 году - 41,0%). Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров снизился по сравнению с 2008 годом на 33,0%. Физические объемы поставок нефти снизились на 10,8%, бензина автомобильного - на 8,1%, дизельного топлива - на 48,4%, топлива жидкого - на 61,0%, угля каменного на 39,8%. Значительно возросли стоимостные и физические объемы поставок газа природного - в 2,4 раза и на 90,1% соответственно.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля металлов и изделий из них в 2009 году составила 11,8% (в 2008 году - 13,0%). Стоимостной объем данной товарной группы снизился по сравнению с 2008 годом на 40,6%. Физический объем экспорта черных металлов и изделий из них снизился на 26,2%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 19,2%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 44,1%, продуктов прямого восстановления железной руды - на 69,7%, проката плоского из прочих легированных сталей - на 67,7%.

Доля машин и оборудования в 2009 году составила - 15,9% (в 2008 году - 19,3%). Снижение стоимостных объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД.

Удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2009 году составил 9,2% (в 2008 году - 7,5%), продукции химической промышленности - 10,2% (10,3%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий - 5,1% (4,3%). Стоимостные объемы экспорта указанных товарных групп снизились по сравнению с 2008 годом на 19,9%; 35,4% и 23,9%, соответственно. Физические объемы поставок в страны СНГ пшеницы возросли на 10,3%, масла подсолнечного - на 38,3%. Среди товаров химической промышленности возросли физические объемы экспорта азотных удобрений на 17,4%, пластмасс и изделий из них на 18,5%.

Импорт России в 2009 году составил 167,4 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ - 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%).

Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 года индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2009 году приходилось 46,0% (в 2008 году - 55,9%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 48,0% за счет снижения закупок механического оборудования на 40,6%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) - на 70,5%, электрооборудования - на 34,0%, инструментов и аппаратов оптических - на 39,3%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 74,3%, грузовых - на 83,1%.

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре составила 17,5%, что на 4,2 процентных пункта выше, чем в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продовольственных товаров сократился на 14,3%. Физические объемы закупок мяса свежего и мороженного уменьшились на 19,4%, мяса птицы - на 20,8%, рыбы свежей и мороженой - на 10,1%, сыров и творога - на 7,8%, масла сливочного - на 27,1%, сахара-сырца - на 48,2%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 17,6% против 13,9% в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности сократился на 19,9%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии уменьшились на 14,2%, фармацевтической продукции - на 5,8%, лаков и красок - на 29,4%, косметических средств - на 14,6%, мыла и моющих средств на - 14,1%, пластмасс и изделий из них - на 30,2%, каучука, резины и изделий из них - на 35,2%.

Доля импорта текстиля, текстильных изделий и обуви составила 5,7% (в 2008 году - 4,3%). Стоимостной объем ввоза текстильной и обувной продукции по сравнению с прошлым годом снизился на 17,5%. Импорт хлопчатобумажных тканей и обуви из натуральной кожи (физические объемы) сократился, соответственно, на 39,3% и 36,0%.

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2009 году остался на уровне прошлого года и составил 5,2%. Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,5%. Физический объем ввоза черных металлов и изделий их них сократился на 42,2%, в том числе: труб - на 53,7%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 31,7%, металлоконструкций из черных металлов - на 50,3%.

Удельный вес импорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий в 2009 году составил 3,0% ( в 2008 году - 2,4%). Физические объемы ввоза данной товарной группы сократились на 33,8 %, стоимостные объемы - на 21,8%.

В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году доля машин и оборудования составила 23,7% (в 2008 году - 28,8%). По сравнению с 2008 годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 52,5%, в том числе: механического оборудования - на 31,2%, железнодорожного транспорта и оборудования - на 75,6%, электрооборудования - на 39,2%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) - на 73,4%. Физический объем импорта легковых автомобилей сократился на 68,4 %, грузовых - на 76,9%.

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 18,7% (в 2008 году - 13,8%). Стоимостной объем импорта продовольственных товаров в 2009 году по сравнению с прошлым годом сократился на 21,5%. Физические объемы ввоза сыров и творога сократились на 1,3%, продуктов, содержащих какао - на 0,8%, масла подсолнечного - на 61,3 %, пшеницы - на 46,7%. Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году составил 18,1% (в 2008 году - 21,1%). Объемы импорта металлопродукции в 2009 году по отношению к 2008 году сократились в стоимостном выражении на 50,5%. Физические объемы ввоза черных металлов и изделий из них сократились на 28,8%, в том числе проката плоского из железа и нелегированной стали - на 25,4%, труб - на 27,5%.

Доля импорта топливно-энергетических товаров в 2009 году составила 10,7% (в 2008 году - 10,3%). Физические объемы поставок угля каменного снизились на 20,6%, нефтепродуктов - на 4,1%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта из стран СНГ составил 10,1% против 9,1% в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности сократился на 35,3%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии уменьшились на 10,0, пластмасс и изделий из них - на 27,4%, лаков и красок - на 16,0%.

Удельный вес текстиля, текстильных изделий и обуви в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году составил 4,2% (в 2008 году - 3,1%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 4,0% (в 2008 году - 2,6%). Стоимостные объемы импорта указанных товарных групп снизились по сравнению с 2008 годом на 21,7% и 11,2% соответственно.

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2009 году приходилось 50,3% российского товарооборота (в 2008 году - 52,1%). На страны СНГ в 2009 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2008 году - 14,5%), на страны ЕврАзЭС - 8,7% (8,2%), на страны АТЭС - 20,7% (20,3%).

По данным таможенной статистики в январе-марте 2010 года внешнеторговый оборот России составил 132,7 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-мартом 2009 года возрос на 46,8%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 114,3 млрд.долларов США (рост на 47,2%), со странами СНГ - 18,4 млрд.долларов США (рост на 44,5%).

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 51,1 млрд.долларов США, что на 27,8 млрд. долларов США больше, чем в январе-марте 2009 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 45,2 млрд.долларов США (рост на 26,5 млрд.долларов США), со странами СНГ - 5,9 млрд. долл. США (рост на 1,3 млрд.долларов США).

 

2.2 Перспективы внешней торговли России

 

Одной из перспектив развития внешней торговли есть обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. Это - авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия.

Следующая, это интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики. Для этого предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем обеспечения реализации российских интересов при разработке международных правил грузового транзита и заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.

Необходимо сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с транспортными системами сопредельных государств.

Развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ является приоритетным направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации. Россия будет строить дружественные отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия формирования и укрепления объективных предпосылок для развития современных форм интеграции.

Интеграционные процессы в СНГ с участием России идут в различных форматах. Наиболее тесное взаимодействие складывается с Белоруссией в рамках создания Союзного государства. Российская Федерация будет оставаться приверженной Договору о создании Союзного государства и выполнять все имеющиеся договоренности, направленные на углубление экономической интеграции.

Дальнейшее развитие экономического сотрудничества и интеграционных процессов стран СНГ будет осуществляться в соответствии с положениями Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. В предстоящий период приоритетными направлениями развития взаимодействия будут являться:

Совершенствование режима свободной торговли на пространстве СНГ; создание элементов единого экономического пространства: движение услуг, инвестиций, трудовая миграция;

Взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

Углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

Формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от страны происхождения;

Создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений.

ЕврАзЭС является наиболее динамично развивающимся интеграционным объединением. В рамках ЕврАзЭС Россия вместе с Белоруссией и Казахстаном формирует Таможенный союз, что является важнейшим направлением развития интеграционных процессов на среднесрочную перспективу. Одновременно продолжится работа по формированию условий для перехода к единому экономическому пространству.

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. Этот рынок все более консолидируется и в перспективе может представлять собой Европейское экономическое пространство стран ЕС и ЕАСТ с высоким уровнем гармонизации экономического законодательства. В долгосрочной перспективе к нему присоединятся остальные европейские страны.

Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы - выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой - совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимодополняемости и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес.

В этих целях будет поэтапно формироваться общее экономическое пространство (ОЭП) России и ЕС, которое должно быть основано на совместимых правилах и системах регулирования, включая гармонизированную административную практику. При этом мероприятия по экономическому сближению со странами Европы будут соподчинены решениям задач долгосрочного социально-экономического развития России, и не должны опережать или входить в противоречие с интеграционными процессами на пространстве СНГ.

Приоритетными направлениями взаимодействия с Европейским союзом являются следующие:

Доступ к европейским технологиям и компетенциям;

Информация о работе Современное состояние внешней торговли РФ и перспективы ее развития