Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 15:31, курсовая работа
Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы. Цель данной курсовой работы - анализ миграции населения на примере современных центров притяжения мигрантов. Задачами же являются выявление тенденций миграции населения для современных стран реципиентов, анализ мер, принимаемых государствами для регулирования миграционных потоков и изучение влияния миграции на нетрадиционные центры притяжения мигрантов.
1. Прибытие из-за границы переселенцев в значительной степени вызвано не экономическими, а политическими и национальными соображениями. Это далеко не всегда подготовленные и конкурентоспособные люди, ищущие работу, а беженцы, вынужденные покинуть прежнее место жительства.
2. Приезд на постоянное место жительства и на временные заработки никак не координируется с реальными потребностями в рабочих руках, наличием свободных рабочих мест, он не регулируется и происходит в условиях безработицы в стране. В результате безработица растет и соответствующего прироста ВВП не происходит.
3. Одна из главных проблем российской экономики - упадок сельского хозяйства, обезлюдение деревень, сокращение населения в восточной части страны. Приток населения в Россию практически не идет в сельское хозяйство, не направляется в Сибирь или на Дальний Восток, а оседает в больших городах, в первую очередь в Москве, Поволже и на юге России.
4. Значительная часть переселенцев и приехавших на заработки занимаются розничной торговьлей, подпольным бизнесом, строительством и ремонтом по заказам частных лиц и фирм и не платят налогов и социальных платежей, что является уходом в теневую экономику. Результат - недобор налогов в федеральный и местные бюджеты, социальные фонды.
5. Концентрация мигрантов в названных сферах деятельности ведет к монополизации ими рыночной и уличной торговли, сетей магазинов, общественного питания, ограничению доступа на рынки местных мелких производителей продуктов питания, в первую очередь овощей, фруктов, мяса, установления завышенных цен. Монополизация торговых точек, районов сбыта часто происходит по землячествам, что приводит к криминальным разборкам, осложнению криминогенной обстановки, ухудшению отношений с коренными жителями. Было бы неправильным считать, что в теневой экономике, недобросовестной торговле или в преступлениях участвуют исключительно приезжие из южных республик. Однако доля их в раскрытых фактах ввоза и распространения наркотиков и прочих нарушениях законов значительно выше, чем процент среди жителей.
6. Прибытие значительных масс населения в страну увеличивает расходы на социально-культурные нужды - выплату пенсий, здравоохранение, просвещение, различные пособия[10].
Из положительных последствий прибытия населения в Россию из-за рубежа следует отметить следующее:
1. Частичную компенсацию демографического кризиса в стране. Резкое сокращение рождаемости и увеличение смертности за последнее время, не будь переселенцев, привело бы к еще большему сокращению населения РФ и уменьшению численности русских.
2. Приезжающие на временные заработки способствуют восполнению недостатка низкоквалифицированной рабочее силы в жилищном, дорожном строительстве в розничной торговле.
Серьезные отрицательные последствия вызывает эмиграция населения из России.
Несмотря на то, что баланс миграции переселенцев в пользу нашей страны, по уровню квалификации разрыв между эмигрантами и иммигрантами огромен[9].
3.2 Государственная политика стран центров притяжения мигрантов в сфере иммиграции
Процесс международной миграции населения и рабочей силы регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами.
В каждой стране
вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная
политика государства – это комплекс
законодательных, организационных и иных
мер, направленных на регулирование въезда
в страну и выезда из страны, предоставление
и лишение гражданства или иного статуса
проживания в стране, использование в
стране иностранной рабочей силы, создание
системы социальной защиты работников-мигрантов
в период их работы за рубежом. Принимающие
и передающие страны стремятся регулировать
потоки мигрантов по объему, национальному
и профессиональному составу. Разрешая
эмиграцию, страны выезда рассчитывают
на снижение перенаселения, безработицы,
поступления от эмигрантов валютных средств.
Миграционная политика может иметь «ограничительный»
и «поощрительный» характер, подразделяться
на эмиграционные и иммиграционные составляющие
и проявляться либо в каждой из них в отдельности,
либо в той и др. одновременно[11].
В принимающих странах могут действовать
профессиональные и отраслевые ограничения
на использование иностранной рабочей
силы в форме запретов. Явные запреты прямо
указывают профессии, которыми иностранцам
заниматься нельзя.
К основным принимающим мигрантов странам АТР относятся Малайзия, Сингапур, Таиланд, Япония, Южная Корея, Гонконг и Тайвань.
Подробно рассмотрим государственную миграционную политику Сингапура и Японии.
Сингапур принял трехступенчатый план миграции для иностранных рабочих, помимо социальных визитов.
Во-первых, функционирует, прежде всего, схема миграции, основанная на экономическом стимулировании, для профессиональных иностранных работников, в том числе занимающих административные позиции, а также управленческие должности. Правительство Сингапура прилагает усилия по стимулированию притока высококвалифицированных трудящихся для привнесения вклада в экономику страны посредством либерализации миграционной политики, а также введением специальных режимов для их въезда, пребывания и занятости. При этом основополагающим принципом является рекомендация социальной интеграции.
Во-вторых, существует схема для работников более низкой квалификации, в том числе квалифицированных рабочих и техников. Им разрешается работать во всех секторах экономики, привозить в страну иждивенцев и создавать семьи с гражданами Сингапура.
В-третьих, существует отдельный механизм для полуквалифицированных и неквалифицированных работников только в отдельных секторах. Эти работники должны быть репатриированы по окончании срока контракта. Количество занятых трудящихся-мигрантов в рамках третьей схемы зависит от пределов в каждой сфере, а также фирм, использующих труд иностранных работников. трудящиеся мигранты третьей категории могут вступать в брак с гражданами Сингапура только с одобрения правительства, но им не разрешается ввозить иждивенцев. Кроме того, в последние годы правительство Сингапура настаивает на том, чтобы предприятия определенных отраслей стремились к повышению квалификации иностранных работников третьей миграционной схемы с конечной целью достижения более высокой производительности. Строительный сектор является одним из примеров реализации такой политики. Между тем, данный подход является достаточно уникальным по сравнению с другими принимающими мигрантов странами региона[12].
Правительство Японии проводит миграционную политику, основывающуюся на трех основных принципах:
1) допуск иностранных
работников на любой основе
должен быть разрешен лишь
в качестве последнего
2) неквалифицированным работникам следует отказывать в допуске в страну;
3) все иностранные граждане, вне зависимости от уровня квалификации, могут быть допущены в страну только на временной основе.
Такие ограничения существуют, несмотря на внесение поправок в Закон об иммиграции, благодаря которым список высококвалифицированных профессий, которые могут занимать иностранные граждане, был расширен с 17 до 27.
Однако присутствие неквалифицированных иностранных работников в Японии объясняется не тем, что они злоупотребляют контролем правительства, но скорее тем, что правительство старается не обращать внимание на их присутствие. Японское законодательство допускает въезд граждан японского происхождения в страну в рамках статуса долгосрочных резидентов, а не иностранных трудовых мигрантов. Соответственно, на них не распространяются нормы и правила, регулирующие присутствие и трудоустройство иностранных граждан в Японии, и они фактически могут работать без ограничений в любой сфере[15]. Япония также приняла стратегию поощрения перенесения производства на зарубежные производственные объекты с целью преодоления проблемы локального кадрового дефицита.
По сравнению с другими принимающими мигрантами странами АТР, политика Японии является уникальной с точки зрения предпринимаемых попыток заранее выявить и отсеять потенциальных трудовых мигрантов, которые могут остаться в стране после окончания срока действия визы, а также поддерживать мигрантов, нарушивших миграционный режим, которые по собственному желанию обращаются к властям. Вместе с тем, Япония вводит жесткие меры и миграционный контроль по отношению к мигрантам, у которых отсутствуют документы. Начиная с 2000 г. иностранцы, у которых отсутствуют документы, в случае задержания получают отказ на въезд в страну на пятилетний срок. Согласно закону, они также подвергаются штрафу в размере 2 500 долл. и/или лишению свободы на срок до трех лет. Ранее же подобные наказания использовались только в отношении только тех иностранных граждан, которые нарушали миграционный режим[15].
Иммиграционная политика ЮАР.
Новый закон «Об иммиграции 2002 года» (с изменениями) и новые Положения об иммиграции вступили в действие с 1 июля 2005 года, завершив значительный период внесения изменений в существующее законодательство ЮАР.
Новая иммиграционная политика призвана помочь в достижении многочисленных правительственных целей. Прежде всего, она стремится остановить незаконный приток иммигрантов в Южную Африку путем упрощения процесса подачи заявления на получение различного вида заявлений для узаконивания пребывания на территории государства. Иммиграционная политика предусматривает условия создания благоприятной среды для иностранного инвестирования в Южную Африку[16]. Также с ее помощью правительство надеется восполнить недостаток квалифицированной рабочей силы, которая необходима для приведения экономики в соответствие с далеко идущими планами по повышению уровня жизни и ликвидации экономической отсталости.
Иностранные граждане могут подавать заявление на получение двух различных категорий вида на жительство, – временное пребывание и постоянное проживание.
Существует 13 различных типов разрешений на временное пребывание: гостевая виза, дипломатическая виза, студенческая виза, соглашение о посещении государства, разрешение на учреждение предприятия, командная виза, оздоровительная поездка, поездка с целью посещения родственников, разрешение на работу, пребывание в рамках пенсионной программы, заявление юридического лица о принятии иностранного гражданина на работу, посещение страны по обмену сотрудниками, политическое убежище. Рассмотрим основные из приведенных типов разрешений.
Гостевая виза выдается сроком не более чем на три месяца, а после повторной подачи заявления может быть продлена на срок не более трех месяцев. Однако если иностранный гражданин занимается научной, исследовательской или благотворительной деятельностью на территории Южной Африки, разрешение может выдаваться на срок до трех лет при условии, что заявитель способен представить подтверждение финансовой независимости на этот период.
Заявление на получение студенческой визы подается вместе с официальным письмом соответствующего учреждения, подтверждающим соблюдение положений посещения государства и срок такого посещения. Студенческая виза не дает заявителю права осуществлять трудовую деятельность. Обладатель студенческой визы может устроиться работать по совместительству, при этом график работы не должен составлять более 20 часов в неделю.
Разрешение на учреждение предприятия может выдаваться иностранному гражданину, учреждающему/инвестирующему средства или имеющему намерение инвестировать личные финансы в предпринимательскую организацию в Южной Африке, в которую он может быть принят на работу. Заявление на получение разрешения подается вместе со свидетельством, выданным дипломированным бухгалтером, которое подтверждает, что заявитель располагает не менее 2,5 млн рэнд наличными средствами или капитальными средствами той же величины, или не менее 2 млн рэнд наличными и капиталом, эквивалентным 500 тыс. рэнд, что источник этих средств находится за пределами государства, и заявитель намерен инвестировать их в капитал предприятия ($1 – 6,48 рэнд). Более того, заявителю необходимо представить бизнес-план, подтверждающий осуществимость целей предприятия, причем должны быть представлены как сокращенная, так и полная версии плана. Ему также следует документально подтвердить, что не менее пяти граждан или резидентов Южной Африки будут приняты на работу в данное предприятие на постоянной основе.
Разрешение на работу. В данном случае следует иметь в виду, что существует разница между разрешением на работу для иностранных лиц, составляющих определенную профессиональную категорию или имеющих профессиональные навыки, и обыкновенным разрешением для большинства других заявителей. Количество разрешений для выделенных категорий рабочих не может превышать установленную квоту. Обладатель такого особого разрешения должен подать в Министерство внутренних дел подтверждение о квалификации соответствующей категории или классу в течение 90 дней с момента получения разрешения.
Обыкновенное разрешение может выдаваться иностранному гражданину, не составляющему особую категорию или класс, как это указано выше, при условии, что будущему работодателю, несмотря на должным образом проведенный поиск, не удалось принять на работу гражданина Южной Африки, обладающего квалификациями или навыками и опытом, которые может предложить заявитель, и что условия трудовой деятельности заявителя не будут ниже условий, установленных на рынке труда для граждан ЮАР. Обыкновенное разрешение на работу будет считаться истекшим, если в течение шести месяцев с момента его получения, и каждый год после этого, обладатель разрешения не сможет представить властям подтверждения того, что он продолжает вести трудовую деятельность по найму.