Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:15, реферат
Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества. Это история теоретических подъемов и спадов. Она сопровождалась разработкой различных концептуальных подходов к категории “общество”.
. эпоха дикости - это время
присваивающего собирательства
и охотничье-рыболоведческого
Американские ученые Г.Ленски и Дж.Ленски, используя в качестве критериев социальную структуру, образ жизни, выделили следующие типы общества:. живущие охотой и собирательством;. садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в 4 тысячелетии до н.э.;
. аграрные общества, возникшие в Древнем Египте, Аркаде, Шумере, Вавилоне;
. промышленные общества, возникшие в конце XV в. в Европе.
Американский исследователь Д.
традиционные (доиндустриальные) общества - отсталые в технологическом отношении страны, основной отраслью экономики которых является сельхозпроизводство. Для них характерны отсутствие автономной личности,
которая зависит от племени, рода, клана, и жесткая perламентация всех сторон жизни на основе традиций;
индустриальные общества
личности, партийные системы; . постиндустриальные
общества основаны на достижениях научно-
Теория "общества изобилия"Джона Кеннета Гэлбрейта в качестве критерия классификации обществ также называет уровень потребления. "Обществом изобилия" называются развитые страны, в которых большинство населения привыкло к довольно высокому уровню жизни. Производство товаров непрерывно растет, происходит создание искусственного спроса. В результате возникает избыточное потребление, покупка ненужного исключительно ради поддержания своего социального статуса.
3. "Социальное изменение" - переход социальных явлений, отношений из одного состояния в другое, начальный
этап внутреннего перерождения общества или его элементов, возникновение или исчезновение того или иного явления.
Категория "социальное изменение" используется для характеристики изменений в обществе. Существует два типа изменений.
прогресс означает движение от низшего к высшему, от простого к сложному. В качестве объективного критерия прогресса выступает степень соответствия социальных изменении потребностям свободного и всестороннего развития личности,
регресс связан с негативными изменениями
в обществе, которые ограничивают
его возможности к
Значительные социальные изменения происходят в результате совместных действий людей, объединенных общими ценностями и мотивами. Социальный процесс представляет собой совокупность однонаправленных и повторяющихся изменений в обществе в целом либо его частях. Разновидностью социального процесса является функционирование - происходящие в рамках сложившихся структур и отношений обратимые изменения.
4. Существует точки зрения на исторический процесс
детерминисты признают существование закономерностей в развитии общества, смысл которых в движении от низших форм к высшим. Поэтому любое событие является следствием предыдущих событий. Детерминисты выделяют два типа социальной динамики: линейные движениям спиралевидные изменения,
индетерминисты, или волюнтаристы, рассматривали историю общества как результат действия случайностей, бессознательного начала в психике человека.
Типология обществ
Существует множество способов классификации обществ. В социологии принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, например, Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.
Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (например, франкоязычное общество).
Существует классификация по способу
добывания средств к
Теннис классифицирует общества на традиционное (подразумевавшее крестьянскую общину) и промышленное (индустриально-городское общество). Основные различия между ними заключается в следующем:
· в первом люди живут в соответствии с общинными обязанностями, во втором люди руководствуются личной выгодой;
· первое основывается на традиционных обычаях, второе — на формальных законах;
· первое предполагает ограниченную специализацию, второе — формирует специализированные профессиональные роли;
· первое опирается на религиозные, а второе на светские ценности;
· главные институты первого — семья и община, второго — крупные корпорации и ассоциативные формы объединения людей.
Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь расположены рядом словно атомы — это простые общества.
Во второй половине 20в американскими
социологами сформировался
Поппер немецкий социолог середины 20в (книга К. Поппера «Открытое общество и его враги») выделял 2 типа современного общества: открытое и закрытое общество. Под открытым он понимал современное общество открытое для обмена информации, для свободного перемещения людей, для расширения свобод и прав человека. Под закрытым подразумевались фашистские и социалистические общественные системы, наглухо закрытые для внешнего воздействия. В современном мире такое деление обозначается другими терминами: демократическое (открытое) общество и тоталитарное (закрытое).
. Типы обществ
Существует множество
Классификация обществ может быть составлена также
основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество). Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировал общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные черты.
1. Общества, живущие охотой и
собирательством. Большинство
2. Огороднические общества
3. Аграрные общества впервые
возникли в Древнем Египте, чему
способствовало, прежде всего,
4. Промышленные общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в. под влиянием индустриализации в Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например в Индии, Мексике, Бразилии, некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную
роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.
Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.
Введение
Понятие “общества” очень многогранно, в широком смысле - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.
Подлинно научную теорию общества создали основоположники марксизма–ленинизма. В своем реферате автор подробнее рассмотрит эту концепцию, а также функцию, структуру общества, что такое гражданское общество и цивилизация, и как цивилизация неразрывно связана с обществом. Автору интересна тема развития гражданского общества, так как она актуальна в любое время потому, что общество - это развивающийся процесс деятельности людей.
Понятие общества
Термины "общество", "общественный", "социальный" широко распространены, но весьма многозначны, несмотря на то, что еще в XIX в. возникла наука социология, имеющая своим предметом исследование общества. Ее основоположник О. Конт считал социологию "социальной физикой" и "позитивной моралью", способной стать новой религией всего человечества. В этом же столетии общество называли и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Латинский глагол "социо" означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение слова "общество" - общность, союз, сотрудничество. Аристотель называл человека "политическим животным", подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющая общность. К. Марксом и его последователями была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складьюается объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия "социального организма". Из формы материального производства "вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе". Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим. История в марксистской концепции предстает как "естественно-исторический процесс", где действуют объективные "законы тенденции" в сочетании с субъективным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение об особой "чувственно-сверхчувственной" природе "социальной материи", о двойственности бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость людей друг от друга).
Информация о работе Современные подходы к пониманию общества