Современные подходы к пониманию общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:15, реферат

Описание работы

Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества. Это история теоретических подъемов и спадов. Она сопровождалась разработкой различных концептуальных подходов к категории “общество”.

Файлы: 1 файл

эволюция.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

. эпоха дикости - это время  присваивающего собирательства  и охотничье-рыболоведческого хозяйства;  эпоха варварства - это время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства; • эпоха цивилизации сопровождалась появлением классов, государства и права.

 

Американские ученые Г.Ленски и  Дж.Ленски, используя в качестве критериев социальную структуру, образ  жизни, выделили следующие типы общества:. живущие охотой и собирательством;. садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в 4 тысячелетии до н.э.;

 

. аграрные общества, возникшие  в Древнем Египте, Аркаде, Шумере, Вавилоне;

 

. промышленные общества, возникшие  в конце XV в. в Европе.

 

Американский исследователь Д.Белл классифицирует, общества на основе технологического фактора с добавлением критериев  зрелости политической и культурной сфер.

 

 традиционные (доиндустриальные) общества - отсталые  в технологическом отношении  страны, основной отраслью экономики которых является сельхозпроизводство. Для них характерны отсутствие автономной личности,

 

которая зависит  от племени, рода, клана, и жесткая  perламентация всех сторон жизни на основе традиций;

 

 индустриальные общества возникают  в связи с промышленным переворотом  и приносят с собой: свободу 

 

личности, партийные системы; . постиндустриальные общества основаны на достижениях научно-технической  революции, где ценным ресурсом становится информация. Усложняется социальная структура общества, исчезают рабочий класс и буржуазия;

 

Теория "общества изобилия"Джона  Кеннета Гэлбрейта в качестве критерия классификации обществ  также называет уровень потребления. "Обществом изобилия" называются развитые страны, в которых большинство населения привыкло к довольно высокому уровню жизни. Производство товаров непрерывно растет, происходит создание искусственного спроса. В результате возникает избыточное потребление, покупка ненужного исключительно ради поддержания своего социального статуса.

 

3. "Социальное изменение" - переход  социальных явлений, отношений  из одного состояния в другое, начальный

 

этап внутреннего перерождения общества или его элементов, возникновение  или исчезновение того или иного  явления.

 

Категория "социальное изменение" используется для характеристики изменений в обществе. Существует два типа изменений.

 

прогресс означает движение от низшего  к высшему, от простого к сложному. В качестве объективного критерия прогресса  выступает степень соответствия социальных изменении потребностям свободного и всестороннего развития личности,

 

регресс связан с негативными изменениями  в обществе, которые ограничивают его возможности к саморазвитию, адаптации. Регресс обычно охватывает не все общества, а какой-то элемент или сферу общества.

 

Значительные социальные изменения  происходят в результате совместных действий людей, объединенных общими ценностями и мотивами. Социальный процесс представляет собой совокупность однонаправленных и повторяющихся изменений в  обществе в целом либо его частях. Разновидностью социального процесса является функционирование - происходящие в рамках сложившихся структур и отношений обратимые изменения.

 

4. Существует точки зрения на  исторический процесс

 

детерминисты признают существование закономерностей в развитии общества, смысл которых в движении от низших форм к высшим. Поэтому любое событие является следствием предыдущих событий. Детерминисты выделяют два типа социальной динамики: линейные движениям спиралевидные изменения,

 

индетерминисты, или волюнтаристы, рассматривали историю общества как результат действия случайностей, бессознательного начала в психике человека.


Типология обществ

 

Существует множество способов классификации обществ. В социологии принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, например, Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.

 

Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий (например, мусульманское  общество) или языка (например, франкоязычное общество).

 

Существует классификация по способу  добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное (Г. Ленски, Дж. Ленски).

 

Теннис классифицирует общества на традиционное (подразумевавшее крестьянскую общину) и промышленное (индустриально-городское общество). Основные различия между ними заключается в следующем:

 

·      в первом люди живут  в соответствии с общинными обязанностями, во втором люди руководствуются личной выгодой;

 

·      первое основывается на традиционных обычаях, второе —  на формальных законах;

 

·      первое предполагает ограниченную специализацию, второе —  формирует специализированные профессиональные роли;

 

·      первое опирается  на религиозные, а второе на светские ценности;

 

·      главные институты  первого — семья и община, второго  — крупные корпорации и ассоциативные  формы объединения людей.

 

Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной организации  общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь расположены рядом словно атомы — это простые общества.

 

Во второй половине 20в американскими  социологами сформировался другой подход, рассматривавший историю  о развитии как смена трех стадий человеческого развития: доиндустриальное общество, индустриальное и постиндустриальное.

 

Поппер немецкий социолог середины 20в (книга К. Поппера «Открытое  общество и его враги») выделял 2 типа современного общества: открытое и закрытое общество. Под открытым он понимал современное общество открытое для обмена информации, для свободного перемещения людей, для расширения свобод и прав человека. Под закрытым подразумевались фашистские и социалистические общественные системы, наглухо закрытые для внешнего воздействия. В современном мире такое деление обозначается другими терминами: демократическое (открытое) общество и тоталитарное (закрытое).


 

 

 

 

 

 

. Типы обществ

 

 Существует множество способов  классификации обществ. Согласно  марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т. е. тем, как используются и  контролируются экономические ресурсы, которым оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества.)

 

Классификация обществ может быть составлена также

 

 основе господствующих в  них религий (например, мусульманское  общество) или языка (франкоязычное  общество). Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировал общества в  соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные черты.

 

1. Общества, живущие охотой и  собирательством. Большинство таких  обществ, например бушмены Юго-Западной  Африки и аборигены Центральной Австралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничен самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким и дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоит старейшина или дождь, другие властные структуры в нем не сложились.

 

2. Огороднические общества впервые  возникли на Ближнем Востоке  примерно за четыре тысячи  лет до нашей эры, в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы; в настоящее время они сохранились, главным образом, в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных городнических обществах при разделывании садов не применялись металлические орудия и плуги. В более развитых городнических обществах имелись металлические орудия оружие, но не использовались плуги. Так же как и общество охотников и собирателей растений, огороднические общества не производят прибавочного продукта: люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйств. Политические структуры простых огороднических обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется; иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимосвязями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.

 

3.   Аграрные общества впервые  возникли в Древнем Египте, чему  способствовало, прежде всего, усовершенствование  плуга и использование животных  в качестве рабочей силы. Благодаря  возросшей продуктивности сельского  хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развитие ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее, родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни; крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.

 

4.   Промышленные общества  возникли лишь в современную  эпоху, в конце XVIII в. под влиянием индустриализации в Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например в Индии, Мексике, Бразилии, некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную

 

 роль в развитии промышленных  обществ. Промышленное  производство  связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.

 

Прибавочный продукт, производимый в  условиях высокоразвитого промышленного  производства, огромен по сравнению  с теми излишками, которыми располагали  общества других типов. Это дает возможность  обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.


 

 

Введение

 

Понятие “общества” очень многогранно, в широком смысле - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

 

Подлинно научную теорию общества создали основоположники марксизма–ленинизма. В своем реферате автор подробнее рассмотрит эту концепцию, а также функцию, структуру общества, что такое гражданское общество и цивилизация, и как цивилизация неразрывно связана с обществом. Автору интересна тема развития гражданского общества, так как она актуальна в любое время потому, что общество - это развивающийся процесс деятельности людей.

 

Понятие общества

 

Термины "общество", "общественный", "социальный" широко распространены, но весьма многозначны, несмотря на то, что еще в XIX в. возникла наука социология, имеющая своим предметом исследование общества. Ее основоположник О. Конт считал социологию "социальной физикой" и "позитивной моралью", способной стать новой религией всего человечества. В этом же столетии общество называли и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Латинский глагол "социо" означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение слова "общество" - общность, союз, сотрудничество. Аристотель называл человека "политическим животным", подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющая общность. К. Марксом и его последователями была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складьюается объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия "социального организма". Из формы материального производства "вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе". Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим. История в марксистской концепции предстает как "естественно-исторический процесс", где действуют объективные "законы тенденции" в сочетании с субъективным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение об особой "чувственно-сверхчувственной" природе "социальной материи", о двойственности бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость людей друг от друга).

Информация о работе Современные подходы к пониманию общества