Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение современных экономических проблем глобализации. Для достижения поставленной цели определим следующие задачи:
рассмотреть понятие глобализации;
проанализировать состояние и актуальные задачи процесса глобализации мировой экономики в условиях индустриализации и инновации;
рассмотреть международные институты глобального уровня.
Введение …………………………………………………………………….3
Понятие глобализации…………………………………………………..5
2. Состояние и актуальные задачи процесса глобализации мировой экономики в условиях индустриализации и инновации………………………..11
3. Международные институты глобального уровня……………………..17
Заключение ………………………………………………………………...22
Список использованной литературы……………………………………...24
Международная экономическая интеграция
– это достаточно высокая, эффективная
и перспективная ступень
Глобализация стала важнейшей реальной характеристикой современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих ход развития нашей планеты. Процессы глобального развития, в рамках которых структуры национального производства и финансов становятся взаимозависимыми, ускоряются в результате увеличения числа заключенных и реализованных внешних сделок. Глобализация, охватившая все регионы и секторы мирового хозяйства, принципиально изменяет соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна национальная экономика независимо от размеров стран (крупные, средние, малые) и уровня развития (развитые, растущие или переходные) не может больше быть самодостаточной, исходя из имеющихся факторов производства, технологий и потребности в капитале. Ни одно государство не в состоянии рационально формировать и реализовывать экономическую стратегию развития, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.[3]
Хотя понятие «глобализация» является в последнее время наиболее часто встречающимся в экономической литературе, до полной ясности этого термина как в концептуальном плане, так и в практическом, еще очень далеко. Глобализационные процессы оцениваются неоднозначно. Приведем лишь две точки зрения. Профессор социологии Калифорнийского университета (США) М. Кастельс определил глобализацию как «новую капиталистическую экономику», перечислив в качестве основных ее характеристик следующие: знания и информационные технологии являются главными источниками роста производительности и конкурентоспособности; эта новая экономика организуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента, производства и распределения, а не отдельных фирм, как раньше; и она является глобальной.
Процесс глобализации охватывает разные сферы мировой экономики, а именно:
внешнюю, международную, мировую торговлю товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;
международное движение факторов производства (рабочей силы, капитала, информации); международные финансово-кредитные и валютные операции (безвозмездное финансирование и помощь, кредиты и займы субъектов международных экономических отношений, операции с ценными бумагами, специальные финансовые механизмы и инструменты, операции с валютой);
производственное, научно-техническое, технологическое, инжиниринговое и информационное сотрудничество.
Прогнозируется, что в видимой перспективе глобализация повлечет за собой:
интенсификацию интеграционных региональных процессов;
большую открытость экономических систем государств, в настоящее время еще не полностью осуществивших либерализацию хозяйственной деятельности; беспрепятственный доступ всем участникам на любые рынки;
универсализацию норм и правил осуществления торговых и финансовых операций; унификацию регулирования и контроля за рынками; стандартизацию требований к перемещению капитала, инвестиционному процессу и всемирной платежно-расчетной системе.
Установлено, что характерной чертой
глобализации в экономике становится
сочетание процессов
Учитывая неравномерность
Как уже отмечалось, наибольший выигрыш от участия в глобализации имеют промышленно развитые страны, получающие возможность снижать издержки производства и сосредоточиваться на выпуске наиболее доходной наукоемкой продукции, перебрасывать трудоемкие и технологически грязные производства в развивающиеся страны. Но и промышленно развитые страны могут пострадать от процессов глобализации, которые, если с ними не совладать, увеличат безработицу, усилят нестабильность финансовых рынков и т.д. Существенной проблемой является то, что неравномерность распределения преимуществ от глобализации наблюдается не только по отдельным странам, но и в разрезе отдельных отраслей. Отрасли, получающие выгоды от внешней торговли, и отрасли, связанные с экспортом, испытывают больший приток капитала и квалифицированной рабочей силы по сравнению с рядом отраслей, которые значительно проигрывают от глобализационных процессов, теряя свои конкурентные преимущества из-за возросшей открытости рынка. Такие отрасли вынуждены прилагать дополнительные усилия, чтобы приспособиться к изменившимся не в их пользу хозяйственным условиям, в них наблюдается отток капиталов, сокращение рабочих мест.
В качестве угрозы многие называют деиндустриализацию экономики, поскольку глобализационные процессы ассоциируются со снижением занятости в обрабатывающих отраслях как в Европе, так и в США. А деиндустриализация является причиной возникновения депрессивных регионов, усиливает социальное расслоение общества. Действительно, доля обрабатывающих отраслей в экономике промышленно развитых стран резко снижается, но надо отметить, что это снижение перекрывается быстрым ростом удельного веса сферы услуг, включая финансовый сектор. Растущая глобальная интеграция рынков капитала угрожает экономической политике отдельных стран, так как иностранный капитал в виде прямых или портфельных инвестиций таит в себе определенную угрозу для национальной экономики в связи со способностью исчезать из страны столь же быстро, как и появляться.
Глобализация уменьшает способность правительств к маневру. Вскоре они будут поставлены перед необходимостью объединить усилия для контроля над международной деятельностью, информационными и финансовыми сетями ТНК.
В качестве угрозы можно отметить, в частности, потенциальный рост безработицы в результате перевода компаниями стран с высокой стоимостью рабочей силы части своих производственных мощностей в страны с низкой оплатой труда. Экспорт рабочих мест может оказаться нежелательным для экономики ряда государств. Но чаще всего в подобных условиях компании развитых стран прекращают выпуск убыточной продукции и переходят к производству товаров, требующих использования высококвалифицированного персонала. Происходит перераспределение рабочей силы. Следующую угрозу связывают с мобильностью рабочей силы. Массовая миграция населения, приобретающая глобальный характер, превращается в серьезный источник обострения социально-экономической обстановки в мире. Дестабилизирующими факторами являются новые формы занятости (индивидуализация условий найма, временные контракты) и глобализация рынка рабочей силы. Приток дешевой рабочей силы извне обострил конкуренцию на рынке труда развитых стран, что привело к осложнению межэтнических отношений и росту национализма в этих странах. Негативные последствия свободы перемещения рабочей силы уже давно признаются в качестве потенциальной опасности, а сегодня во многих странах она считается вполне реальной. Поэтому почти все государства ввели те или иные формы контроля над свободным перемещением рабочей силы. Но следует отметить, что наиболее подготовленная и представляющая высокую ценность рабочая сила отличается большей мобильностью и способна эффективно отыскать свою рыночную нишу. В условиях глобализации все страны попытаются привлечь талантливых специалистов и квалифицированных работников, охотно предоставив им визы и впустив на свой рынок. Возникновение межстранового перелива рабочей силы приведет к глобальному повышению производительности, поскольку будет достигнут оптимум в распределении трудовых ресурсов.[7]
Одной из проблем глобализации является
потенциальная глобальная нестабильность
из-за взаимозависимости национальных
экономик на мировом уровне. В результате
локальные экономические
Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно, ведь баланс позитивных и негативных последствий постоянно изменяется. Однако «реальность состоит в том, что глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики (что и происходит в ряде случаев), но нельзя остановить или «отменить», ибо таково императивное требование современного общества и научно-технического прогресса». Странам необходимо адекватно реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптироваться к новым условиям и воспользоваться шансами, которые предоставляет интернационализация мировой экономики.[2]
3. Международные институты
Одним из важнейших процессов глобализации является формирование структур глобальной управляемости. Для этого создаются международные организации, занимающиеся вопросами регулирования интеграции государств.
Система ООН.
Еще не вполне оправившись от тягот второй мировой войны, мировое сообщество пришло к выводу о необходимости создания нового международного форума, где страны и народы мира cмогут совместно бороться за мир и крепить международное сотрудничество, содействовать экономическому и социальному развитию, а также созданию нового глобального сообщества, четкие цели которого определяются на основе международного права. Этим форумом стала Организация Объединенных Наций с ее системой соответствующих органов, составляющих сегодня единую семью или систему ООН.
В течение многих лет Организация Объединенных Наций активно занимается уникальными глобальными проблемами, адекватное решение которых не под силу какой-либо одной стране, а требует коллективного подхода. Такие глобальные вопросы включаются в повестку дня ООН.
Международный валютный фонд, Всемирный банк и 13 других независимых организаций, называемых «специализированными учреждениями», связаны с Организацией Объединенных Наций посредством соответствующих соглашений о сотрудничестве. Эти учреждения, включая Всемирную организацию здравоохранения и Международную организацию гражданской авиации, являются самостоятельными органами, созданными на основе межправительственных соглашений. На них возложен широкий диапазон международных функций в экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере образования, здравоохранения и других. Кроме того, целый ряд управлений, программ и фондов Организации Объединенных Наций — таких, как Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), — занимается улучшением социального и экономического положения людей во всех регионах мира. Они подотчетны Генеральной Ассамблее или Экономическому и Социальному Совету.
Деятельность ООН:
Всемирная торговая организация (ВТО);
Группа Всемирного банка;
Европейская экономическая комиссия (ЕЭК);
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);
Фонд капитального развития ООН;
Центр ЮНКТАД/ВТО по международной торговле (ЦМТ);
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);
Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА);
Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);
Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК);
ЭКОСОС учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий. Совет также получает доклады от 11 фондов и программ ООН. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций. Он отвечает за:
Деятельность ЭКОСОС.
Выполняя свой мандат, ЭКОСОС проводит
консультации с научными кругами, представителями
делового мира и с более чем 2100
зарегистрированными
Этап заседаний высокого уровня служит для министров национальных правительств и руководителей международных учреждений и высокопоставленных должностных лиц, а также для представителей гражданского общества и частного сектора форумом, на котором обсуждаются ключевые вопросы международной повестки дня в области экономического и социального развития и улучшения качества окружающей среды. Новой функцией ЭКОСОС, возложенной на него Всемирным саммитом 2005 года, является проведение ежегодного обзора на уровне министров и Форума по сотрудничеству в целях развития. В конце этапа заседаний высокого уровня принимается декларация министров, которая содержит руководящие указания и рекомендации в отношении действий.