Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:10, реферат
Современная мировая экономика является закономерным результатом развития производства и международного разделения труда, вовлечения в мировой процесс воспроизводства все большего числа стран.
В течение всего XX в. шло расширение и углубление международного разделения труда на всех уровнях – от регионального, межрегионального до мирового. Международное разделение труда представляет собой специализацию стран на производстве определенных товаров, которыми государства торгуют друг с другом.
Современные тенденции
Современная мировая экономика является
закономерным результатом развития производства
и международного разделения труда, вовлечения
в мировой процесс воспроизводства все
большего числа стран.
В течение всего XX в. шло расширение и углубление
международного разделения труда на всех
уровнях – от регионального, межрегионального
до мирового. Международное разделение труда представляет
собой специализацию стран на производстве
определенных товаров, которыми государства
торгуют друг с другом. Возрастает специализация
и укрепляется кооперация. Эти процессы
перерастают национальные границы. Международная
специализация и кооперация производства
превращают производительные силы в общемировые
– страны становятся не просто торговыми
партнерами, но взаимосвязанными участниками
мирового воспроизводственного процесса.
В ходе углубления процессов международной
специализации и кооперации производства
возрастает взаимозависимость, переплетение
национальных экономик, которые образуют
целостную систему.
Примерно с середины 1980-х гг. ускоряются
процессы интернационализации экономической
жизни, процессы обновления техники и
технологии производства, получают бурное
развитие новейшие отрасли производства,
растет доля наукоемкой продукции в общем
объеме производства, получают развитие информатики и коммуникации.
Происходит
ускоренное развитие транспортных технологий. Сейчас
доля транспорта в создаваемом мировом
валовом продукте составляет около 6%,
а в мировых основных фондах - около 20%.
Новые транспортные технологии позволили
снизить транспортные тарифы более чем
в 10 раз. Развитие транспорта обеспечивает
перевозку грузов весом около 10 т. на каждого
жителя Земли.
Развитие любой экономической системы
выражается взаимосвязанными процессами,
протекающими, с одной стороны, в производительных
силах общества, а с другой, – в системе
производственных отношений.
Для производительных сил современного
общества характерны следующие основные
тенденции, выражающие развитие машинного
производства и впервые установленные
К. Марксом:
1) замена
человека машинами при выполнении разнообразных
трудовых операций, – как операций физического,
так и умственного труда;
2) развитие
в машинных системах управляющих устройств
и переход работников от непосредственного
управления машинами к их проектированию,
наладке, контролю над их деятельностью;
3) повышение
роли сферы услуг, – прежде всего науки
и образования, – в формировании результатов
материального производства; повышение
доли труда, занятого в сфере услуг, в совокупном
труде общества;
4) углубление
разделения труда и усиление взаимосвязи
между всеми участниками общественного
производства (в том числе – в сфере материального
производства и сфере услуг), слияние их
в единый производительный процесс, когда
миллионы и десятки миллионов людей прямо
или косвенно участвуют в изготовлении
одного конечного продукта.
Вместе взятые, эти процессы называются обобществлением производства, или усилением
общественного характера производства.
Перечисленные тенденции были присущи
развитию производительных сил еще в 19
веке, но со второй половины 20 века в них
появились качественно новые моменты,
получившие название постиндустриальных тенденций:
а) Бурное
развитие информатики. Превращение науки,
знаний (информации, технологии) в главный фактор, определяющий уровень эффективности
материального производства. Быстрое
повышение роли интеллектуальной собственности
(собственности на знания) в системе собственности.
б) Неуклонный
рост доли информационной экономики,
– т.е. сферы трудовой деятельности, результатом
которой являются знания (к ней относятся
прежде всего наука, образование, средства
информации), – в численности занятых
в экономике, в создаваемой стоимости,
в объеме производимых и потребляемых
благ.
в) Сокращение
удельного веса работников, традиционно
относимых к рабочим, т.е. занятых непосредственным
управлением машинами. Увеличение численности
людей, занятых творческим, научным трудом.
Повышение роли человеческого фактора
(навыков, знаний, творческой активности)
в формировании результатов трудовой
деятельности. Рост эффективности «вложений
капитала» в человека (затраты на образование,
повышение квалификации, развитие способностей)
по сравнению с капиталовложениями в материальные
факторы производства.
Указанные тенденции ведут к превращению
информационной экономики в отрасль, играющую
наиболее важную роль в экономике и превосходящую
промышленность по таким показателям,
как численность занятых, доля в совокупной
стоимости товаров, объем капиталовложений.
Использование для их названия термина
«постиндустриальные» связано с концепцией постиндустриального
общества (Д. Белл), согласно которой
в развитии общества выделяются три стадии:
1) доиндустриальное общество, когда
главной отраслью является сельское хозяйство;
2) индустриальное
общество (ведущая отрасль – промышленность);
3) постиндустриальное
общество (приобретение информационной
экономикой решающей роли в развитии общества).
Постиндустриальные тенденции, явления
неоэкономики суть лишь формы дальнейшего
развития процесса обобществления
производства.
Важной формой процесса обобществления
производства является также углубление международного
разделения труда и развитие на его
основе интернационализации производства.
Углубление международного разделения
труда выражается в развитии специализации
производителей разных стран на производстве
не только отдельных продуктов, но отдельных
узлов, деталей, частей продукта, выполнении
определенных операций по обработке предмета
труда. Интернационализация производства,
как следствие углубления международного
разделения труда, означает усиление взаимосвязи
производителей разных стран, сращивание
их в единый производительный процесс,
результатом которого является продукт,
в создании которого прямо или косвенно,
на той или иной стадии участвовали производители
из разных стран. Она выражает выход процесса
обобществления производства за национальные
рамки.
Другой стороной развития экономических
систем, как уже говорилось, являются изменения
в системе производственных отношений.
В этом плане для современных экономических
систем характерны следующие явления.
Наблюдается тенденция к повышению роли государства в
экономике. Формы участия государства
в экономических отношениях многоплановы:
государственный сектор, перераспределение
доходов, финансирование государственных
программ, предоставление социальных
гарантий, регулирование экономических
процессов, государственные заказы и закупки
товаров, продажа продукции и услуг государственного
сектора и др.
Повышение роли государства в экономике,
в конечном счете, является следствием
того, что усиление общественного характера
производительных сил общества требует
развития их общественного регулирования.
Иначе говоря, оно также выражает развитие
процесса обобществления производства.
Главными
тенденциями в экономике становятся
индивидуализация и дестандартизация
труда, его условий и результатов, усиление
творческого характера; развитие мелкого
бизнеса; рассредоточение на базе интернационализации
производства происходит развитие процессов
глобализации экономики.
6. Тенденции развития мирового
хозяйства в конце XX в.
Анализ тенденций, которые появились в
конце XX в., позволяет заглянуть в будущее,
увидеть некоторые возможные черты грядущего XXI столетия,
хотя и надо отдавать себе отчет в том,
что предвидение – это область, где делается
больше всего ошибок.
Начавшаяся в середине XX века в развитых
странах постиндустриализация н
Основная часть истории человечества
приходится на доиндустриальное (традиционное)
общество, для которого характерно преобладание
первичного сектора в экономике (сельское
и лесное хозяйство, охота и рыболовство).
Первичный сектор до сих пор доминирует
в экономике многих наименее развитых
стран.
Процесс активной индустриализации, начавшийся
в XVIII в., закончился в развитых странах
примерно в первой половине XX века, в большинстве
постсоциалистических и некоторых развивающихся
странах – ближе к концу XXвека. Главным
сектором индустриальной экономики стал
вторичный (промышленность и строительство).
6.1. Сущность
постиндустриализации
Хотя во многих развивающихся странах
еще продолжается активная индустриализация,
для современного мира характерно быстрое
увеличение доли третичного сектора (услуг)
в экономике. Так, в России в третичном
секторе уже работает более половины всех
занятых, а численность занятых во вторичном
секторе перестала расти еще в 70 – 80-е
гг. (в 90-е гг. она даже сокращалась). В США
в третичном секторе занято 75% работающих.
Причем быстрый рост этого сектора происходит,
прежде всего, за счет науки и научного
обслуживания, образования, культуры и
искусства, здравоохранения и физической
культуры, жилищно-коммунального хозяйства
и бытового обслуживания, социального
обеспечения, индустрии отдыха. В России
в этих отраслях (у нас они часто называются
научными и социально-культурными отраслями)
занято уже 1/2 работающих (в 1970 г. – около
1/5). Общим для данной группы отраслей третичного
сектора является то, что по сравнению
со многими другими отраслями сферы услуг,
(транспорт и связь, материально-техническое
снабжение, сбыт, заготовки, кредитование,
финансы и страхование) они больше ориентированы на производство и распространение
знаний, обслуживание людей, чем на
обслуживание отраслей материального
производства. Крупными отраслями сферы
услуг остаются и те, что традиционно ориентировались
преимущественно на обслуживание людей
– это торговля и общественное питание,
государственное управление (включая
«силовые» ведомства).
В доиндустриальном (традиционном) обществе
главным экономическим ресурсом были
природные ресурсы, прежде всего сельскохозяйственные
угодья (земля).
Экономические отношения строились в
основном вокруг владения землей и ее
обработки. В индустриальном обществе
главным ресурсом стал капитал, как в реальной
форме (средства производства), так и в
денежной. Экономические отношения здесь
строятся во многом на базе владения и
использования этого капитала.
6.2. Особенности
будущей экономики
Важнейшими
чертами постиндустриальной экономики
являются:
• изменение структуры производства и
потребления (преимущественно за счет
возрастания роли услуг). Так,
в России уже в начале 90-х гг. в структуре
производства ВВП услуги стали преобладать
над товарами, а в структуре потребительских
расходов населения доля услуг сейчас
составляет около 1/6 и имеет тенденцию
к дальнейшему росту. Растет доля услуг
и во внешнеторговом обороте: в России
она возросла с 12% в начале 90-х гг. до 20%
в конце 90-х гг. Одновременно идет изменение
структуры секторов экономики, причем
это изменение происходит не только внутри
сферы услуг (см. выше), но и в сфере материального
производства. Это, прежде всего, рост
в первичном и вторичном секторах тех
отраслей, которые относятся к наукоемким
(в них доля расходов на НИОКР составляет
не менее 3,5 – 4% от объема продаж, а доля
занятых в НИОКР – не менее 2,5-3% от всех
занятых в отрасли). Увеличивается и доля
их продукции в мировой торговле;
• рост уровня образования, прежде всего
за счет послешкольного. В середине
90 – х годов доля молодых людей в возрасте
от 20 до 24 лет, охваченных этим образованием,
составляла в наименее развитых странах
несколько процентов, в развитых – десятки
процентов (в Японии – 30%, Германии – 36%).
В некоторых бывших советских республиках
этот показатель доходит до 42 – 46% (в России,
Украине, Белоруссии, Казахстане), ставя
эти страны на весьма высокое место в мире
по охвату молодого поколения высшим и
средним профессиональным образованием.
Однако, первое место, бесспорно, делят
США и Канада. В результате, население,
в том числе работающее, имеет все более
высокий уровень образования. Так, в России
52% работающих имеет высшее (включая незаконченное
высшее) и среднее профессиональное образование,
и этот показатель продолжает расти. В
большинстве стран мира это ведет к росту
доходов образованной части населения,
так как высокий уровень образования обычно
обеспечивает высокую квалификацию и
соответственно высокую заработную плату.
В США работник с высшим образованием
имеет доходы почти в три раза выше, чем
работник с незаконченным средним образованием;
• новое отношение к труду. Для высококвалифицированных
работников характерны творческое отношение
к труду и высокие требования к человеческим
отношениям на работе. Нередко для них
это важнее, чем чисто материальные стимулы,
тем более что в развитых странах заработная
плата квалифицированных работников уже
давно обеспечивает им удовлетворение
повседневных нужд (полноценное питание,
жилье, транспорт, медицинское обслуживание,
отдых и т.д.). Иначе говоря, они стремятся
к тому, чтобы работа была не только высокооплачиваемой,
но и интересной, а обстановка на работе
– демократической и гуманной. Это часто
совпадает со стремлением их работодателей
получать более высокую отдачу от своих
главных и все более дорогих экономических
ресурсов (удельный вес затрат на оплату
труда и НИОКР в издержках производства
возрастает). В результате идет переход к такой системе
трудовых отношений, которая называется
трудовой демократией. Она основана
на идее соучастия каждого работника в
капитале компании, ее прибылях, ее управлении.
Так, соучастие в управлении идет через
представителей трудового коллектива
в руководящих органах компании, регулярное
распространение в трудовом коллективе
информации о положении компании, широкую
автономию подразделений компании;
• повышенное внимание к окружающей
среде, прежде всего через переход к устойчивому
развитию. Постиндустриальное общество стремится
перейти к такому экономическому росту,
который опирался бы не на природные ресурсы,
а прежде всего на использование знаний
и трудовых ресурсов.Это снижает нагрузку
на природу и сохраняет ее для будущих
поколений. Обычно меньшую нагрузку на
Окружающую среду оказывают наукоемкие
отрасли сферы материального производства.
Следствием этого является постепенное
оздоровление окружающей среды в развитых
странах. Однако в новых индустриальных
странах, Китае и других государствах,
где идет активная индустриализация, нагрузка
на природные ресурсы возрастает, экологическая
ситуация ухудшается;
• гуманизация (социализация) экономики. Создав
в ходе индустриализации огромные производственные
мощности в материальной сфере, современное
общество теперь вкладывает средства
в развитие ставших главными для него
экономических ресурсов – знаний и особенно
человека. Основным объектом приложения
инвестиций, а также расходов бюджета
становятся социально-культурные отрасли.
Так, если в нашей стране в годы довоенных
пятилеток в эти отрасли направлялось
около 30% всех капиталовложений, то в 60-е
гг. – более 1/3 и в 90-е гг. – около 40%. Образно
говоря, главными
становятся вложения в человеческий, а
не в основной и оборотный капитал;
• информатизация общества. Если знания (
• ренессанс малого бизнеса. Быстрое
обесценение старых знаний и еще более
быстрое распространение новых, высокий
уровень доходов значительной части общества
ведут к быстрому обновлению и высокой
дифференциации выпускаемой продукции.
Засилье стандартизированной массовой
продукции, характерное для индустриального
общества, ослабевает, так как зажиточный
высокообразованный покупатель требует
все более приспособленной к его вкусам
продукции, а современная экономика позволяет
это делать лучше. В этих условиях более
жизнеспособными становятся малые предприятия,
причем не только в сфере услуг, но и в
сфере материального производства. К тому
же в обществе, где главные лимитирующие
ресурсы – знания и труд, а не земля и капитал,
квалифицированные и предприимчивые люди
имеют больше шансов на ведение собственного
бизнеса. Отчасти это относится и к предприятиям
среднего размера. В результате доля малых
и средних предприятий в ВВП ведущих развитых
стран превышает 50% (в России – пока около
10%). Малый бизнес играет заметную роль
и в международных экономических отношениях.
Примером может быть так называемая неорганизованная
внешняя торговля, достигающая в российском
импорте около 20 млрд. долл. в год и во многом
обеспечиваемая «челноками», т.е. индивидуальными
и мелкими предпринимателями;
• глобализация. Современные средства
транспорта и связи делают любую страну,
потенциально более доступной для иностранных
товаров и услуг и факторов производства
(экономических ресурсов). Хотя на большей
части земного шара и сохраняются существенные
барьеры на пути движения иностранной
продукции, иностранного капитала, рабочей
силы, знаний и предпринимательства, в
конце XX в. они ниже, чем в середине века
(правда, в начале века они также были невысоки).
Продолжающееся углубление международного
разделения труда увеличивает потребности
почти всех стран в вывозе и ввозе продукции
(товаров и услуг) и факторов производства.
В результате для заметного числа компаний
мир стал единым рынком, для многих фирм
им стал их регион земного шара, для еще
большего числа компаний экспорт и импорт
продукции и факторов производства стал
не эпизодической, а систематической операцией.
Национальные экономики все теснее переплетаются
(прежде всего, на региональном уровне)
и мировое хозяйство становится все более
единым комплексом. В этом заключается
экономическая суть глобализации, не говоря
о ее политических и социокультурных аспектах.
Список литературы:
Водомеров Н.К. Экономическая теория: Учебное пособие. – Вологда, 1998. – 152с.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2005. – 399с.
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 861с.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д. э. н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2001. – 832с.
Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 735с.
Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 734с.
ПОЛИТЭКОНОМИЯ (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): Учебник для вузов / Пол ред. Д.В. Валового. Изд. 2-е. – М.: ЗАО «Бизенс – школа», «Интел – синтез», 2000. – 408с.
ПОПУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.
Черников Г.П. Мировая экономика: Учебник для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. – М.: Дрофа, 2003. – 432с.
Экономика: Учебник. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. – 792с.
Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 592с.