Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:36, контрольная работа
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира [1, с. 30]. Однако понятие «международная торговля употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, и т.д.
1. Международная торговля………………………………………....………3
2. Теории международной торговли….………………….………...………..4
2.1. Классическая теория международной торговли……………..........4
2.2. Теория Хекшера - Олина…………………………………..……......5
2.3. Парадокс Леонтьева………………………………………………....6
3. Неотехнологические теории……………………………….……………....9
3.1. Теория «технологического разрыва»…………………………......10
3.2. Теория «цикла жизни продукта»………………………………….11
3.3. Теория Портера: теория конкурентных преимуществ…………..13
4. Мировой рынок наукоемкой продукции и его значение в современной
мировой экономике……………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………….………….18
На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.
На второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.
На третьей стадии (зрелости) спрос на внутреннем рынке насыщен.
Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.
На последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.
Такова общая
схема прохождения новым
Теории неотехнологического направления отражают процесс радикальной перестройки системы международного разделения труда на основе развития электроники, информатики, передовых средств связи, новых материалов. На многих направлениях данного процесса задает тон азиатско-тихоокеанский регион. Причем здесь наблюдается достаточно быстрое размывание традиционного деления "центр-периферия". Это явление получило название концепции "летящих гусей". Суть ее в том, что налицо непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН.
В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.
Национальная
конкурентоспособность
Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:
1. Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.
2. Государственная политика.
По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.
в современной мировой экономике.
Резкое сокращение объемов
производства в России с 1990г. и неустойчивое
положение многих предприятий, выпускающих
наукоемкую продукцию в последние годы,
свидетельствуют об отсутствии сложившихся
рыночных механизмов воспроизводства
наукоемкого сектора российской промышленности.
Адаптироваться к новым условиям смогли
фактически только те предприятия наукоемких
отраслей, которые стали работать на внешние
рынки. При этом основную массу используемых
предприятиями разработок составляют
сделанные до 1990г., а продукция является
большей частью модификацией выпускаемой
ранее.
Потенциал современной российской экономики в большей степени, чем советской, направлен на обслуживание экспорта сырья на мировой рынок. Из-за резких колебаний конъюнктуры сырьевого рынка экономика не может длительное время находиться в состоянии устойчивого равновесия. Рост же наукоемких рынков возможен при перераспределении финансовых, трудовых и прочих ресурсов с других рынков. Экономика динамично развивающихся стран мира и компаний характеризуется высокой интенсивностью, результативностью научно-технической и инновационной деятельности, развитием ресурсосберегающих технологий. Успешное внедрение научно-технических разработок в этих странах позволяет им занимать доминирующее положение на мировых рынках. К тому же в конечной продукции наукоемких производств большая доля добавленной стоимости, чем в других отраслях.
При создании многих наукоемких производств ввиду необходимости значительных инвестиций идет естественный процесс интеграции ресурсов, в первую очередь финансовых, и сбытовых сетей. Принадлежность отраслей экономики к разряду наукоемких характеризуется показателем наукоемкости продукции, который определяется отношением затрат на НИОКР к общим издержкам или объему продаж. Считается, что для наукоемких отраслей этот показатель должен в 1,2-1,5 раза превышать средний уровень по обрабатывающей промышленности индустриально развитых стран. Точный критерий наукоемкости обозначить проблематично, так как, кроме отличия показателя по отраслям, в одной отрасли в разных странах (из-за различий в структуре затрат, относимых на НИОКР) со временем прослеживается тенденция повышения доли НИОКР. Минимальный порог составляет в настоящее время около 5%.
Основными характерными чертами наукоемких производств являются:
Наличие финансовых ресурсов для реализации проекта НИОКР зависит от состояния компании, определяемого ее деятельностью. Поэтому денежные потоки компании как при реализации конкретного проекта, так и в целом должны оцениваться с максимально возможной точностью. Проведение качественных расчетов требует наличия экономистов и финансовых менеджеров высокой квалификации. Однако существует ряд задач, для решения которых необходимо привлечение внешних консультантов. К таким задачам относится оценка наукоемкой продукции, требующая наличия адекватных методик и высококвалифицированных специалистов.
Важной составляющей любого крупного проекта являются маркетинговые исследования, направленные на прогнозирование объемов продаж изделий (в данной статье не рассматривается продукция, закупаемая исключительно Министерством обороны). В большинстве случаев стоимость разработки изделия и последующие объемы продаж являются решающими факторами при принятии решения о начале финансирования. Актуальность проведенных маркетинговых исследований потенциальные инвесторы особенно ощущают при отрицательных выводах относительно будущих продаж изделий. Потенциальная экономия при этом исчисляется как минимум десятками миллионов долларов.
1. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М.: 1999
2. Киреев А.П. Международная экономика. М.: 2000
3. Кочетов Э. "Геоэкономика и внешнеэкономическая стратегия России"
Мировая экономика и международные отношения №11, 2000
4. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М.: 1999
5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т. 2. М., 2001.
6. Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие
услуги. М., 1998.
7. Мэнкью Н.Г. "Макроэкономика". МГУ, 2000.
8. Пиндайк, Рубитфельд "Микроэкономика" М.: Делд, 2000.
9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
10. Фишер С., Дорыбуш Р, Шмолензи Р. Экономика, М. Дело, 2001.
Информация о работе Современные теории международной торговли