Современный бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Участниками бюджетного процесса являются Президент РФ, органы законодательной (представительной) власти РФ, ее субъектов и муниципальных образований; органы исполнительной власти РФ, ее субъектов, муниципальных образований; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов; иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия (п. 1 ст. 151 БК РФ).

Содержание работы

1.
Полномочия Президента РФ в бюджетной сфере. Полномочия Правительства РФ в бюджетной сфере. Правовой статус и полномочия Министерства финансов РФ
3
2
Сравнительный анализ нескольких местных бюджетов муниципальных образований (например, городов юга Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа)
11

Список использованной литературы
16

Файлы: 1 файл

сбп вариант 3.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)

- устанавливает порядок составления бюджетной отчетности федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетной отчетности Российской Федерации, представляет в Правительство Российской Федерации бюджетную отчетность Российской Федерации;

- устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;

- осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- осуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и управляет этими средствами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

- обладает правом приостановления предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса;

- осуществляет проверку финансового состояния принципала и ликвидности (надежности) предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу;

- устанавливает основания, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц;

- устанавливает порядок размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;

- осуществляет нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований;

- исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

2. Сравнительный  анализ нескольких местных бюджетов  муниципальных образований (например, городов юга Тюменской области,  Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа)

 

Поступления от подоходного налога с физических лиц, в силу особенностей распределения налоговых платежей между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов федерации, занимают основную долю в структуре  доходов консолидированного бюджета  региона в большинстве субъектов  Российской Федерации. Среднее значение по России - 21% доходов  консолидированного бюджета. В рассматриваемых регионах эти цифры несколько ниже: 17% в Тюменской области, 16% и 13% в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах соответственно. 

В подушевом выражении по поступлению подоходного налога лидером становится Ямало-ненецкий автономный округ (3 321 руб./чел – максимум по России), с небольшим отрывом за ним идет Ханты-Мансийский автономный округ (2 557 руб./чел.). Далее, сильно опережая среднероссийский уровень (342 руб./чел), идет Тюменская область (613 руб./чел.). Присутствие в регионе нефте- и газодобывающих предприятий, являющихся на сегодняшний день одними из немногих прибыльных в России, вместе с традиционно высоким уровнем «северных» зарплат обеспечивают наполнение бюджета по этой статье.

Налог на прибыль (доход) предприятий  и организаций 

Рассмотрим теперь структуру поступлений  по налогу на прибыль предприятий  и организаций. Доли поступлений  в Тюменской области (11%) и в  Ханты-Мансийском (12%) и Ямало-Ненецком (14%) автономных округах близки к среднероссийскому уровню (15%).

Однако, если рассмотреть подушевые поступления, ситуация резко меняется: лидером становится Ямало-Ненецкий автономный округ (3 695 руб./чел), а за ним следуют Ханты-Мансийский автономный округ (1 986 руб./чел.). В Тюменской области налог на прибыль приносит в бюджет 409 руб./чел., а среднероссийское значение всего лишь 244 руб./чел.

Налоги на имущество 

Налоги на имущество (налог на имущество  предприятий и организаций и  налог на имущество физических лиц) занимают третье место по объему поступлений  для среднего субъекта Российской Федерации (14% доходов консолидированного бюджета). В Тюменской области эта доля составляет 8%, а в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах 13%.

Ситуация с поступлениями налогов  на имущество в абсолютном подушевом выражении почти не отличается от ситуации с подоходным налогом и налогом на прибыль. Максимальное значение эти поступления достигают в Ямало-Ненецком автономном округе (3 540 руб./чел.). Для Ханты-Мансийского автономного округа эта цифра равна 2 128 руб./чел., а соответствующий показатель для Тюменской области близок к среднероссийским значением(270 руб./чел. и 225 руб./чел. соответственно).

Налог на добавленную стоимость 

В среднем по Российской Федерации  поступления по налогу на добавленную  стоимость составляют 14% бюджета. Для  Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов это значение составляет 12%, а поступления в бюджет Тюменской области составляют 10%.

Подушевые поступления соответственно составляют 3 117 руб./чел для Ямало-Ненецкого автономного округа, 2 048 руб./чел. для Ямало-Ненецкого АО, а объем поступлений для Тюменской области (350 руб./чел.) почти в полтора раза превышает соответствующий показатель для среднего субъекта РФ (236 руб./чел.)

Платежи за пользование природными ресурсами.  В рассматриваемом регионе расположены основные месторождения нефти и газа на территории Российской Федерации, поэтому по сравнению со среднероссийским показателем (4 %) доля этих платежей в бюджетах Тюменской области и автономных округов велика: 40% для Тюменской области, 13% для Ханты-Мансийского АО и 22% для Ямало-Ненецкого АО cоответственно.

В подушевом выражении платежи за пользование природными ресурсами  в Ямало-Ненецком АО составляют 5 783 руб./чел, в Ханты-Мансийском АО 2 072 руб./чел., для Тюменской области этот показатель равен 1 410 руб./чел., а в среднем по РФ поступления по этой статье приносят в бюджет лишь 64 руб./чел. 

Абсолютные показатели только подтверждают тот факт, то что регионы, обладающие запасами углеводородного сырья, являются самыми состоятельными, но в недалеком будущем запасы углеводородов будут истощаться и поэтому, особенно в южной части Тюменской области (как в наиболее пригодном для проживания районе), необходимо развивать перерабатывающую промышленность. Данная ситуация является следствием сохраняющегося сырьевого характера Российской экономики и высокой концентрации основных Российских месторождений углеводородного сырья в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Сравнительный анализ структуры расходов консолидированных бюджетов Тюменской  области и Ханты-Мансийского и  Ямало-Ненецкого автономных округов.

Расходы на образование. Расходы на образование занимают лидирующее место в общей структуре расходов  среднего Российского региона. В 2011 году величина расходов на образование  в среднем по России составила 22%. В рассматриваемых регионах значения доли расходов на образование несколько меньше-16% в Ханты-Мансийском АО, 10% в Ямало-Ненецком АО и 19% в Тюменской области.

Подушевое распределение расходов на образование показывает, что существует значительный отрыв Ямало-Ненецкого АО 2 730 (руб./чел) и Ханты-Мансийского АО (2 632 руб./чел.) от Тюменской области 751 (руб./чел.) и тем более от среднероссийского уровня (519 руб./чел.).

Расходы на ЖКХ. ЖКХ устойчиво занимает в структуре расходов среднего Российского региона второе место (20% расходов консолидированного бюджета). Автономные округа, климат в которых отличается редкой суровостью, тратят на ЖКХ 24% Ханты-Мансийский АО и 15% Ямало-Ненецкий АО соответственно. Для Тюменской области доля расходов на ЖКХ составляет 13%.   В 2007 году Указом Президента РФ была одобрена «Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации». Основная идея концепции состояла в том что, необходимо постепенно переносить нагрузку по оплате коммунальных платежей с бюджета на потребителя. В 2008-2011 годах доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг должна была снизиться с 35% до 50%. Однако, многие регионы не провели соответствующие реформы опасаясь социальных волнений, и доля ЖКХ в расходах остается по-прежнему высокой. Кроме того, чтобы реформа ЖКХ была эффективна, необходимо создать здоровую конкурентную среду для подрядчиков, занимающихся обслуживанием жилого сектора, и обеспечить полную прозрачность финансовых потоков в жилищно-коммунальной сфере. Решение этой проблемы все еще актуально для всех регионов Российской Федерации.

В подушевом выражении картина выглядит следующим образом: лидером является Ямало-Ненецкий АО (4072 руб./чел.), затем идет Ямало-Ненецкий АО (4000 руб./чел.), а показатель Тюменской области (533 (руб./чел.) близок к среднероссийскому (466 руб./чел.) 

Расходы на здравоохранение и физическую культуру. Доля затрат на здравоохранение и физическую культуру в среднем регионе составляет 15% расходов консолидированного бюджета. В бюджете Тюменской области эта статья составляет 16% расходов, в Ханты-Мансийском АО - 13%, а в Ямало-Ненецком АО - всего 7%.

В подушевом выражении расходы на здравоохранение и физическую культуру в трех рассматриваемых регионах значительно превышают среднероссийский показатель (335 руб./чел.): в Тюменской области расходуется 637 руб./чел., в Ханты-Мансийском АО 2 053 руб./чел. (максимальный показатель по России), а в Ямало-Ненецком АО 1 908 руб./чел.

Сравнение базовых бюджетных  показателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-ненецкого автономного  округа со среднероссийским уровнем показало, что данные регионы не являются типичными для Российской Федерации. На фоне регионов, в которых промышленность не способна покрыть своими налоговыми отчислениями основные бюджетные расходы, три рассматриваемых региона, предприятия которых обеспечивают основные экспортные поступления России, выглядят относительно благополучно. Основная проблема, стоящая перед этими субъектами Федерации - это проблема эффективного использования имеющихся ресурсов. Необходимо не разбазаривать ресурсы, а развивать инфраструктуру (связь, транспорт и т. д.), увеличивать долю перерабатывающих производств в экономике региона, инвестировать средства в развитие новых производств. Природные ресурсы истощаются, конец нефтегазовой эры не за горами, и думать о будущем надо уже сейчас.

 

Список использованной литературы

 

  1. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.М. Александров. – М.: Дашков и К, 2006. – 486 с.
  2. Бюджетная система Российской Федерации, официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.budgetrf.ru
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: по сост. на 22.09.2011 г. // СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3823.
  4. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / П.И. Вахрин. – М.: Дашков и К, 2007. – 343 с.
  5. Данные Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. gks.ru/free_doc/new_site /prices/ potr/htm
  6. Итоги социально-экономического развития г. Тюмень за 2010-2011 год // Текущий архив администрации города Тюмень. – Управление социальной защитой населения по городу Тюмень. – 2012. – 29 с.
  7. Министерство финансов Российской федерации, официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru
  8. Официальный сайт администрации города Тюмень. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minregion.ru/activities/monitor/exec_evaluation
  9. Официальный сайт администрации ХМАО-Югра. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. admhmao.ru
  10. Официальный сайт администрации ЯНАО-Югра. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.http://www.adm-nao.ru/

 

 


Информация о работе Современный бюджетный процесс