Современые тенденции функционирования общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – проанализировать современные тенденции функционирования общественного сектора.

Файлы: 1 файл

Контр.работа.docx

— 31.40 Кб (Скачать файл)

Введение

Экономика общественного  сектора является одной из самых  молодых отраслей экономической  науки. Ее становление наиболее интенсивно шло во второй половине XX в. Однако на сегодняшний день предмет этой научной  дисциплины окончательно еще не сформировался.

Отличительная особенность  экономики общественного сектора  как науки состоит в том, что  она возникла как синтетическая  отрасль знаний на стыке экономических, юридических, политических и социальных наук.

Особенность экономики общественного  сектора как одной из отраслей общественных наук заключается в  ярко выраженном историзме.

Микроэкономический подход в общественном секторе реализуется  на практике при решении вопросов регулирования естественных монополий  и при организации производства клубных благ. Не случайно эти вопросы  часто включаются в общий курс микроэкономик.

Неоклассическая экономическая  теория в начале века попыталась подойти  с микроэкономических позиций к  такому макроэкономическому инструменту, как государственный бюджет. Обосновывалась необходимость его равновесия на основе принципов семейного бюджета. Не проводилось различие между финансовыми  бюджетами государства и частного Домохозяйства.

В первой половине XX в. финансовая наука и прежде всего теория государственных  финансов, а также теория государственного предпринимательства закладывали  основы науки «экономика общественного  сектора».

С глобализацией общественного  развития усиливается взаимодействие мировых культур, происходит не только воздействие западных цивилизаций  на другие, но и обратный процесс  обогащения западной культуры системой ценностей других цивилизаций.

Актуальность темы контрольной  работы заключается в том, что  состояние общественного сектора  экономики напрямую определяет доступность  и качество общественных благ для  каждого гражданина страны. Ухудшение  качества и снижение количества потребляемых общественных благ неизбежно влечет за собой снижение индекса человеческого  потенциала страны и, как следствие, является "тормозом" ее экономического развития. По причине высокой значимости и особой специфики общественных благ решение вопросов их производства, распределения и потребления берет на себя государство.

Цель контрольной работы – проанализировать современные  тенденции функционирования общественного  сектора.

Объектом исследования является - общественный сектор.

Предметом изучения данной работы – механизм развития общественного  сектора.

 

  1. Необходимость и проблемы трансформации общественного сектора в переходной экономике России.

Как было уже сказано выше, существуют разные модели госсектора экономики. Одна из них – социалистическая - предполагает высокую степень огосударствления производства и внешнеторговых ограничений, а также высокий объем производства общественных благ и трансфертов. Такая  модель экономики существовала долгое время в нашей стране и других социалистических странах. В государственном  секторе экономики в начале 90-х  годов производилось более 90% ВВП страны.  Становление развитой рыночной экономики в странах, хозяйство которых ранее было плановым, предполагает формирование современного общественного сектора. По способу функционирования социалистическое государственное хозяйство принципиально отличалось от общественного сектора рыночной экономики. Первое в определенном смысле самодостаточно; по крайней мере, теоретически оно способно существовать в отсутствие частного сектора. Второй мыслим только как партнер частного сектора, в значительной мере обеспечивающий и опосредующий его развитие. Первое оперирует прежде всего директивными планами, главное место и которых занимают натуральные, а не финансовые характеристики; что касается цен, то они фигурируют в роли элементов плана и непосредственно устанавливаются государством. Второй проявляет себя главным образом через финансовое взаимодействие с частными предприятиями и организациями; его инструменты — это в первую очередь налоги и государственные расходы, а влияние на темпы и пропорции развития экономики обеспечивается преимущественно через корректировку (чаще всего косвенную) рыночных цен. 

Механизмы функционирования общественного сектора рыночной экономики не могут быть унаследованы от планового хозяйства. Поэтому в переходный период они формируются, по существу, заново. Наследуются ресурсы, но не институциональное устройство общественного сектора, предприятия и организации, сохраняющиеся в собственности государства, постепенно адаптируются к рыночным условиям. Создается новая налоговая система. Меняются структура и механизмы расходования общественных средств. Таким образом, в переходный период государственное хозяйство не просто "сжимается" в связи с передачей многих объектов в частную собственность. Оно коренным образом преобразуется. Рационально осуществить эти преобразования можно, лишь располагая знаниями о характере процессов, протекающих в общественном секторе рыночной экономики, и специфическим инструментарием анализа и прогнозирования этих процессов. Трудности, с которыми столкнулась наша страна при переходе к рыночной экономике, нашли, пожалуй, наиболее концентрированное выражение в состоянии государственных финансов. В конечном счете оно определялось неадекватностью новым условиям той структуры хозяйства, которая была унаследована от прошлого, просчетами в проведении реформ (в частности, фактическим отсутствием последовательной микроэкономической политики), перманентной социальной напряженностью, неудовлетворительным распоряжением государственной собственностью, а также многочисленными недостатками в работе государственного аппарата. Эти и ряд других факторов не позволяли, с одной стороны, предотвратить быстрое сокращение доходов государства, а с другой — уменьшить в такой же мере его расходы.

Отечественный опыт 1990-х  гг. со всей убедительностью показал, что построение рыночной экономики  не сводится к предоставлению индивидам  и предприятиям права свободно заключать  сделки. Отсутствие отвечающего современным  требованиям общественного сектора (речь идет о государственных финансах, системе регулирования и правоприменения, социальной защите и т. д.) обрекло частный сектор на деформации и неэффективность, а экономику в целом — на застой. Реформирование общественного сектора в нашей стране в значительной мере подменялось его сокращением. Между тем вопрос об оптимальных масштабах общественного сектора, по сути, имеет смысл лишь в контексте вопроса о его качестве. Именно качественное состояние общественного сектора имеет определяющее значение для хода российских реформ.

  1. Доля общественного сектора в современной экономике России. 

В российской экономике в  настоящее время экономическая  роль государства характеризуется  следующими данными о масштабах  госсектора (2007):

    1. государственные и муниципальные предприятия составляют 9,2% общего числа предприятий
    2. на государственных предприятиях работают 33% всех занятых в народном хозяйстве
    3. количество государственных и муниципальных учреждений – 413 602 
    4. число федеральных государственных предприятий 149 285 
    5. стоимость основных фондов государственной формы собственности 24% от общей стоимости всех фондов.

Это существенное сокращение роли государства по сравнению с  началом 1990-х годов, когда в госсекторе производилось более 90% ВВП страны.

В России приватизация началась с 1992 года. На первом ее этапе (с октября 1992 г. по июль 1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%. С 1 июля 1994 года был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги.

Очевидно, что в России государственная собственность  еще долго сохранит свою значимость и функцию опорного звена хозяйственной  цепи. Это относится, прежде всего, к  энергетике, транспорту, производству оборонной продукции и некоторым  другим отраслям, работающим в интересах  всего государства. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Дальнейшего  обсуждения и разработки заслуживает  проблема размеров государственного сектора  экономики в переходный период. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что государственный  сектор экономики не создает достаточных  стимулов к снижению издержек, хозяйственной  рациональности, высокой рентабельности. В целом государственный сектор экономики в большинстве стран  служит дополнением частного сектора  там и в такой мере, где и  насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. 

  1. Современные тенденции функционирования общественного сектора

Тенденцией современного этапа развития общественного сектора  экономики является расширение его институциональной структуры за счёт привлечения все большего количества негосударственных некоммерческих организаций к выполнению задач, которые ещё недавно считались прерогативой государства. Это характерно практически для всех развитых стран и регионов. С чем связана такая институциональная перестройка общественного сектора?

Основные результаты деятельности общественного сектора воплощаются, как известно, в конкретных общественных благах, которые можно охарактеризовать как экономические блага, удовлетворяющие коллективные потребности людей, находящиеся в совместном пользовании и, как правило, не реализуемые на основе рыночных законов.

Доступ к этим благам имеют  либо граждане всего государства, либо его отдельных регионов.

Примерами общественных благ могут служить система законодательства, национальная оборона, пожарная охрана, уличное освещение и т.д. К общественным благам особого рода относят также услуги сфер образования, здравоохранения, науки, культуры, различные молодёжные и экологические программы, социальное обеспечение. Эти общественные блага называют в экономической литературе социально значимыми благами, поскольку их потребление приносит выгоду не только непосредственным пользователям этих благ, но и всему обществу в целом.

Государство считается традиционно  основным поставщиком общественных благ, и, соответственно, основным институтом общественного сектора экономики. И это справедливо, когда речь идёт о таких благах, как национальная оборона или услуги регулирования дорожного движения. Однако когда мы говорим о социально значимых благах, мы не только можем, но и должны рассматривать возможности привлечения негосударственных некоммерческих организаций к участию в их производстве. Это становится особенно актуальным в условиях повышения социальной нагрузки на бюджеты различного уровня.

В первую очередь нас интересуют социально ориентированные некоммерческие организации. В Федеральном законе от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» даётся определение социально ориентированной НКО как организации, которая ведёт деятельность, направленную на решение социальных проблем или развитие гражданского общества в России.

Направления деятельности некоммерческих организаций, которые могут получить поддержку со стороны органов государственной и муниципальной власти в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» следующие: 1) социальная поддержка и защита граждан; 2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; 3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; 4) охрана окружающей среды и защита животных; 5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, а также мест захоронений; 6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и НКО и правовое просвещение населения, защита прав и свобод человека и гражданина; 7) профилактика социально опасных форм поведения граждан; 8) благотворительность, а также содействие благотворительности и добровольчеству; 9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Перечисленные направления  деятельности некоммерческих организаций очередной раз доказывают, что речь идёт о деятельности, связанной с созданием общественных и социально значимых благ.

Деятельность некоммерческих организаций имеет ряд преимуществ по сравнению с государственными структурами. Некоммерческие организации, как правило, менее бюрократизированы, способны быстрее реагировать на возникающие в обществе проблемы, ближе к конечному потребителю, а значит, способны лучше узнать его истинные предпочтения и предложить услуги с учётом индивидуального подхода к клиенту. Кроме того, на уровне некоммерческой организации бывает проще предложить и апробировать новую социальную технологию. Большим преимуществом некоммерческой организации является возможность привлечения к своей деятельности добровольцев, что снижает административные издержки её деятельности.

Важной проблемой некоммерческих организаций является отсутствие постоянных и надёжных источников финансирования. Некоммерческой организации приходится постоянно заниматься фандрайзинговой1 деятельностью – деятельностью по привлечению ресурсов. Источники финансирования некоммерческой организации можно условно разбить на три группы. Первая группа – это собственные ресурсы. К ним можно отнести членские и учредительские взносы, доходы от собственности, доходы от оказания платных услуг или производства товаров (если это не противоречит уставу организации).

Вторая группа – средства, которые поступают из бюджетов разного уровня. Это может быть целевое финансирование некоммерческой организации, если, к примеру, НКО является одним из исполнителей в рамках реализации целевой программы. Другими инструментами получения бюджетных средств являются такие механизмы, как государственный (муниципальный) заказ и государственный (муниципальный) грант. Третья группа источников финансирования – средства, привлекаемые из негосударственных источников. К ним относятся частная и корпоративная благотворительность, различные российские и зарубежные фонды, предоставляющие гранты, как правило, на конкурсной основе.

Проблемой некоммерческих организаций  является либо отсутствие навыков фандрайзинговой деятельности, то есть неумение воспользоваться имеющимися возможностями, либо отсутствие сформированных институциональных условий, обеспечивающих НКО возможности для получения финансирования.

1 Фандра́йзинг, иногда фандре́йзинг (от англ. Fundraising) — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т. д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом.

Информация о работе Современые тенденции функционирования общественного сектора