Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:59, контрольная работа
Негативное влияние на уровень конкурентоспособности нашей промышленности оказывает глубокий кризис, который охватил практически все отрасли. Спад и структурные изменения промышленного производства сопровождаются снижением конкурентоспособности выпускаемой продукции. Утрачиваются основные преимущества России -относительно недорогие энергоресурсы и рабочая сила, что ведет к росту издержек производства и снижению конкурентоспособности.
Введение………………………………………………………………………...2
1.Создание совместных предприятий как способ вхождения российских фирм на мировой рынок………………………………………………………………4
2.Крупнейшие отечественные фирмы на мировом рынке…………………...9
2.1Нефтегазовая отрасль………………………………………………………..10
2.2Рынок черных и цветных металлов…………………………………………14
2.3Рынок высоких технологий………………………………………………….19
3.Финансово-промышленные группы России на мировых рынках………….26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
В 1998-2000 гг. Минатомом, несмотря
на противодействие определенных кругов
на Западе, осваивались новые рынки
и новые виды экспортной продукции.
Объем экспорта продукции и услуг предприятий
отрасли составил в 2000 г. 2,2 млрд. долларов
США. Значительное место занимает работа
по взаимодействию со странами СНГ в рамках
существующих многосторонних механизмов.
В ноябре 1998 г. проведено 2-е заседание
Комиссии стран СНГ по сотрудничеству
в области использования атомной энергии
в мирных целях.
Большое место во внешнеэкономической деятельности Минатома занимает «южное направление». В странах Азии и Среднего Востока весьма ощутима нехватка электроэнергии, которую они стремятся покрыть в том числе и за счет создания и развития атомной энергетики. С помощью РФ в КНР должны быть сооружены 2 энергоблока на Ляньюньганской АЭС с возможным расширением до 4 энергоблоков. Сейчас там идет выемка грунта, в октябре начнется закладка бетона. С опережением графика на 2,5 года идет сооружение газоцентрифужного завода, который будет полностью введен в строй в 2001 г. В Индии подписан контракт на техпроект АЭС «Куданкулам». В Иране велись работы по достройке блока № 1 АЭС «Бушер».
В поле внимания Минатома остается, естественно, и Европа. Так, в Словакии в октябре 1998 г. пущен на полную мощность первый энергоблок АЭС «Моховце», построенный в сотрудничестве с «Фраматомом» и «Сименсом». Кроме того, Минатом совершил своеобразный прорыв в Западную Европу, поставив в институт Ланжевена (Франция) первую партию ВОУ. Заключен контракт с «Сименсом» на поставку ТВЭЛ германским АЭС.
Все это показывает, что
Минатом - одна из немногих стабильно
развивающихся (даже в условиях затяжного
кризиса и структурных
Российский авиапром получил недавно заказ от EADS (European Aerounatic Defence and Space Company) на сумму до $2,3 млрд. Речь, в частности, идет и о поставках комплектующих для производства самолетов Airbus Industrie (входит в ЕАDS).
Сегодня Россия и ЕАDS уже
реализуют несколько совместных
проектов. СП MAPS (ее акционерами кроме
европейцев являются РСК "МиГ" и
ФГУП "Рособоронэкспорт") предлагает
восточноевропейским
С западными авиастроителями сегодня работают также многие российские КБ и заводы гражданского авиастроения. В частности, КБ "Ильюшин" проектирует отдельные детали для Airbus. Ульяновский "Авиастар" на протяжении полутора лет ведет переговоры с Airbus о производстве на мощностях завода титановой цапфы, соединяющей шасси с корпусом.
Все же неприятен и обиден тот факт, что в этой отрасли отечественным фирмам достаются в основном малоквалифицированные подсобные работы, ведь у нас еще остались революционные наработки, и мировые лидеры проявляют интерес к отечественному авиапрому. А иностранные заказы способны вдохнуть вторую жизнь во многие предприятия отрасли. Пока что самой крупной программой российско-европейского сотрудничества в авиастроении являются поставки Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением (ВСМПО) титановых полуфабрикатов для Airbus Industrie. В 1999 г. ВСМПО обеспечило около 60% потребностей Airbus. А осенью 2000 г. ВСМПО подписало новый, более чем $200-миллионный контракт, по которому предприятие будет поставлять Airbas титановый прокат еще в течение 5 - 6 лет.
Россия еще не может производить оборудование для космических исследований, соответствующее мировому уровню, но российские авиакосмические фирмы «активно подтягивают качество». «С бюджетом Росавиакосмоса на 2001 год в 150 млн. долларов нельзя замахиваться на 33% в международной космической станции «Альфа», общей стоимостью 10 млрд. долларов», – считает глава Росавиакосмоса Ю.Коптев.
Сегодняшние реалии таковы,
что американские заказчики оплачивают
80% от мирового объема коммерческих запусков.
С начала практики коммерческих запусков
Россия получила за них около 4 млрд.
долларов и около 75% из этой суммы
– от США. Россия сейчас ведет два
проекта по продаже своих ракетоносителей
на мировом рынке. Это совместный
с американской корпорацией Lockheed проект
по продаже ракетоносителей «
По мере того как Россия осваивала рынок коммерческих запусков (по данным Росавиакосмоса, сейчас наша доля достигает 20-25%), рамки торгового соглашения с США становились все более тесными. По оценкам Loral Space&Communications, одного их крупнейших американских производителей спутников, объем рынка коммерческих запусков составляет около $70 млрд. в год и примерно половина его приходится на геостационарные спутники.
В среднем запуск носителя обходится заказчику в $75-100 млн., при этом прибыль исполнителя заказа составляет от. $10 млн. до $30 млн.
Среди носителей, способных выводить спутники на геостационарные орбиты, наиболее популярны ракеты серии Протон (ГКНПЦ им. Хруничева). Любопытна ситуация на данном рынке. Несмотря на все основания, демпинговать россияне не стали: имея возможность запускать спутники в разы дешевле, чем конкуренты, цены на запуск Протона были незначительно ниже. К тому же американские аэрокосмические компании сами стали партнерами российских производителей ракет. Lockheed Martin организовала совместное предприятие с ГКНПЦ им. Хруничева, a Boeing стала партнером РКК Энергия. Поэтому они сами были заинтересованы в отмене существовавших в период с 1994 до 2000 г. американских квот на запуски российских спутников. К тому же спрос на запуски геостационарных спутников в течение последних двух лет перекрывает предложение в полтора-два раза.
У Протонов появился шанс со следующего года серьезно увеличить свое присутствие на рынке. Даже после двух прошлогодних аварий, по статистике, Протоны являются самыми надежными носителями в мире.
Наконец, нельзя не отметить достаточно прочные позиции отечественных фирм на рынке вооружений. По экспертным оценкам, экспортный потенциал российской "оборонки" в год составляет $4-4,5 млрд. Особо здесь следует отметить авиа- и вертолетостроение.
На весьма перспективном рынке оружия Азиатско-Тихоокеанского региона, емкость которого оценивается в $40 млрд. в год, только КНР, СРВ и Малайзия закупают российскую военную технику ориентировочно на $650-700 млн. в год. С другой стороны, такой перспективный мировой рынок, как ближневосточный, охвачен отечественными производителями всего на 5,6% общего объема, в то время как американскими – на 52%. Емкость латиноамериканского рынка оружия в ближайшем десятилетии оценивается, примерно, до $4 млрд. в год. Однако в Латинской Америке США не позволяют утвердиться России, используя мощные финансово- экономические и политические рычаги воздействия на потенциальных импортеров российских вооружений.
3. Финансово-промышленные группы России на мировых рынках
Развитие рыночных отношении в России привело к возникновению к стране финансово-промышленных групп (ФПГ). Ниже рассмотрим особенности функционирования и перспективы развития российских ФПГ на мировых рынках.
На сегодня в стране
действуют около 90 официально зарегистрированных
групп и ещё больше неформальных.
Действия ФПГ указывают на их значительное
влияние на политику правительства:
они приобретают важные средства
массовой информации, которые могут
быть использованы для формирования
общественного мнения; они являются
основными источниками
Создание ФПГ является
попыткой скорректировать неэффективные
размеры фирм, унаследованные от советской
плановой экономики. Создание ФПГ необходимо
фирмам для решения проблем, связанных
с недоразвитием
Важно отметить, что большинство ФПГ в России представляют собой банковские группы и, согласно статистике, наиболее привлекательными сферами экономики для банковских инвестиций являются экспортно-ориентированные сырьевые отрасли: химическая, металлургическая и пищевая промышленности. Именно на первые три отрасли из этого списка приходится львиная доля российского экспорта.
В ходе перестройки были
разрушены создаваемые
На первых этапах формирования
ФПГ в России, инициатива их создания
принадлежала предприятиям. Группы образовывались
неформально, на основе кредитных соглашений
и покупки банками акций
В настоящий момент действует 9 групп данного вида: «Интеррос» (Россия, Казахстан), «Нижегородские автомобили» (Россия, Беларусь, Украина, Кыргызстан, Таджикистан, Молдова, Латвия), «Точность» (Россия, Беларусь, Украина), «Транснациональная алюминиевая компания» (Россия, Украина), «Сибирский алюминий» (Россия, Казахстан), «Аэрофин» и др.
Примером здесь, несомненно, служит ФПГ «Нижегородские автомобили», подбор участников которой ориентирован на кооперационные связи с предприятиями Украины, Беларуси, Кыргызстана, Латвии. Так, АО «РАФ» (г. Елагва, Латвия) от АО «ГАЗ» (г. Нижний Новгород, РФ) получает 77 позиций готовых деталей и узлов. Украинские участники (ПО «Белоцерковщина» и Черниговский завод) поставляют АО «ГАЗ» автошины и карданные валы. АО «Киргизский автосборочный завод» (г. Бишкек, Кыргызстан), получая от АО «ГАЗ» шасси, поставляет радиаторы охлаждения для нужд ФПГ.
Если подойти к рассмотрению ФПГ с позиции оценки их масштабов: объема промышленной продукции, численности работающих и т.п., то группы можно условно разделить на крупные, средние и малые.
Сегодня, по крайней мере, 10 крупнейших групп имеют возможность превратиться в «локомотивы» национальной экономики. Это «Нижегородские автомобили», «Металлоиндустрия», «Магнитогорская сталь», «Волжско-Камская» и др.
В рамках ФПГ «Магнитогорская сталь», имеющей четкую технологическую кооперацию и явного лидера в лице АО «Магнитогорский металлургический комбинат», удалось объединить 18 предприятий с численностью более 260 тыс. человек, основными фондами в 5072 млрд. рублей и объемом выпуска товарной продукции более 3,3 триллиона рублей. Ведущим инвестиционным проектом в рамках ФПГ является ввод в действие в АО «ММК» комплекса по производству 5 млн. тонн горячекатаного и 2 млн. тонн холоднокатаного стального листа в год. Эта продукция будет поставляться как на внутренний, так и на внешний рынок (соответственно 1400 тыс. тонн и 600 тыс. тонн ежегодно).
Среди крупнейших из зарегистрированных
ФПГ нельзя не отметить «Волжско-Камскую»,
включающую автомобилестроительные объединения
АО «АвтоВАЗ» и АО «КамАЗ». Общая
численность работающих достигает
231 тыс. человек. В рамках ФПГ реализуется
ряд перспективных
Результаты деятельности
российских ФПГ позволяют говорить
о положительном влиянии
Около 4 миллионов человек были заняты в формальных ФПГ к середине 1999 (из 18 миллионов в российской промышленности), промышленный сектор ФПГ производил около 10% ВВП. Число рабочих в группе было от 5 тысяч до 300 тысяч, число фирм - от 8 до 60. Доля государственной собственности в группах нигде не превышала 10%. Из 200 крупнейших российских предприятий в 1998 (согласно рейтингу журнала "Эксперт") 143 предприятия участвовали в официальных группах, а из 100 крупнейших банков в тех же группах участвовали 48 банков. Большинство групп в России являются моноотраслевыми, и производство большинства из них экспортно ориентированно.