Специфика амортизационной политики в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:57, реферат

Описание работы

Мировой опыт показывает, что эффективная амортизационная политика служит активным стимулом экономического роста, залогом успешного развития страны.
В данной работе будем рассматривать амортизационную политику в современных условиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………............3
1 Амортизационная политика и ее сущность…………………………..5
2 Основные элементы амортизационной политики…………………..12
3 Совершенствование оценки амортизационной политики……….…14
4 Значение и задачи выбора амортизационной политики…………....17
Заключение ………………………………………………………………....20
5Список литературы……………………………………………………21

Файлы: 1 файл

амортизационная политика.docx

— 41.80 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВПО МГАВМиБ

Факультет товароведения  и экспертизы сырья животного  происхождения

Кафедра технологии, товароведения пищевых продуктов животного происхождения и коммерции

Реферат

Лист /22


РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «Экономика предприятия»

 

 

На тему:«Специфика амортизационной политики в современных условиях»

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса 2 группы,

факультета ТЭС,  Чистяков В.Н.

Научный руководитель:

Доцент, к.т.н. Данилова И.А

 

 

 

 

Москва  2013 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………............3

1 Амортизационная политика и ее сущность…………………………..5

2 Основные элементы амортизационной политики…………………..12

3 Совершенствование оценки амортизационной политики……….…14

4 Значение и задачи выбора амортизационной политики…………....17

Заключение ………………………………………………………………....20

5Список литературы……………………………………………………21

 

Введение

В настоящее время, в период затянувшегося инвестиционного  дефицита, воспроизводственные циклы  объектов основных средств нарушены. Современная инвестиционная структура, по существу, исключает возможность  самофинансирования развития деятельности хозяйствующих субъектов. Одной  из причин явилось то, что экономический  и финансовый кризис в России в 90-х  годах прошлого столетия существенно  изменил механизм амортизации основного  капитала.

В основе государственного регулирования амортизационной  политики в России лежит концепция  размещения издержек, которая законодательно закреплена Налоговым кодексом и  имеет фискальную направленность, при  которой амортизация не связывается  с восстановлением актива в будущем.

Действующий на макроэкономическом уровне менеджмент оказался в плену  идеологического постулата экономического либерализма «рынок всё отрегулирует». Но рыночное саморегулирование привело  к иным результатам к затухающему  воспроизводству, о чем свидетельствует  уровень износа активной части основных фондов, который в отдельных отраслях промышленности приблизился к критической  отметке 60 процентов. За счет амортизации  финансируется только 22 - 23% инвестиций в основной капитал, когда в развитых странах, более 70%.

Мировой опыт показывает, что  эффективная амортизационная политика служит активным стимулом экономического роста, залогом успешного развития страны.

В данной работе будем рассматривать  амортизационную политику в современных  условиях.

 

  1. Амортизационная политика и ее сущность

Амортизационная политика представляет собой совокупность решений и  действий, обеспечивающих образование  полновесного фонда возмещения основных средств и нематериальных активов, который является важнейшим источником финансовых ресурсов, необходимых для  технологического обновления действующего производства.

Амортизационная политика включает механизмы определения основных параметров воспроизводства основных средств и нематериальных активов:

  1. срока службы;
  2. нормативы амортизационных отчислений (главнейший воспроизводственный параметр, формирование которого регулируется амортизационной политикой).

 

В приказе об учетной политике организации подлежит раскрытию  следующая информация:

  • о способах оценки объектов основных средств и нематериальных активов, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;
  • об изменении стоимости основных средств и нематериальных активов, в которой они были приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации);
  • о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов (по основным группам);
  • об объектах основных средств и нематериальных активов, стоимость которых не погашается;
  • о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по отдельным объектам основных средств и нематериальных активов;
  • об объектах основных средств и нематериальных активов, по которым начисляется ускоренная амортизация.

Одна из основных задач  России в ближайшие три-четыре года определить содержание своей промышленной политики. Для достижения конкурентоспособности  страны необходимы основательная реструктуризация всей промышленности, существенное обновление основных фондов с использованием новейшего  оборудования и современных технологий.

В настоящее время в  Российской экономике вследствие притока  нефтедолларов и высокой доли экспорта создается иллюзия избытка  денег, которые даже пытаются связать различными способами, чтобы сдержать инфляцию. Этой цели служат постоянно растущий валютный запас Центрального банка, Стабилизационный фонд. На этом основании делаются заявления о том, что Россия не готова к вложению инвестиций. Причем фактор роста экспортной выручки сегодня практически не используется для реструктуризации промышленного и сельскохозяйственного производства, так как отсутствует механизм создания инвестиционного капитала.

Чрезвычайно важный момент, который следует отметить, сегодня  финансовые балансы отечественных  предприятий, главную долю в которые  привносят основные фонды, обесценены, поскольку последние длительное время не пересчитывались на уровень  инфляции. В результате основные фонды  в настоящее время не соответствуют  ни объемам производства, ни прибыли, с них получаемой.

Обесценение финансовых балансов в свою очередь ведет к обесценению  ВВП, рост которого мог быть более  внушительным при восстановлении нормальной стоимости балансов. Эти проблемы в настоящее время практически  не решаются, что напрямую связано  с отсутствием в стране эффективной  и обоснованной амортизационной  политики.

Предваряя анализ актуальных проблем амортизационной политики, определим экономическую сущность амортизации.

 

Основные  цели амортизации:

  1. возмещение затрат инвестору;
  2. восстановление основного капитала с учетом срока его службы;
  3. восстановление структуры финансовых балансов в условиях инфляции;
  4. совершенствование инвестиционной политики для решения государственных задач структурного развития экономики;
  5. поддержание научно-технического и технологического производства.

В законодательстве многих зарубежных стран действуют положения, согласно которым амортизация служит для восстановления основных фондов национальной промышленности. Более  того, в ряде стран приняты законы, в соответствии с которыми амортизационные  отчисления должны расходоваться на основные цели в течение одного года.

Принятый в России подход к амортизации принципиально  отличен от подходов в странах  с реально работающими рыночными  механизмами регулирования воспроизводственных  процессов. Причины невостребованности экономического механизма регулирования  инвестиционной активности с помощью  амортизационной политики следует  искать в российском налоговом законодательстве. В период составления ныне действующего Налогового кодекса предполагалось, что все льготы по налогу на прибыль  будут отменены, а ставка налога снижена до 24%.

Считалось, что таким образом  бизнес получит возможность направлять образовавшуюся прибыль на инвестиции. Но вместе с этими предложениями  в законопроекте была прописана  и амортизационная политика, в  рамках которой должна была быть пересмотрена стоимость основных фондов, изменены сроки амортизации, а следовательно, и амортизационные коэффициенты, что стимулировало бы развитие наиболее перспективных отраслей.

В соответствии с законопроектом амортизационная политика в совокупности со снижением до 24% налога на прибыль  действительно обеспечивала фактическое  снижение налога, а амортизационные  отчисления, определяемые положениями  законопроекта, создавали мощный инвестиционный капитал. Однако на последнем этапе  принятия закона положения, касавшиеся амортизационной политики, были изъяты из документа в окончательной  редакции осталась лишь строка о том, что амортизационную политику определяет Правительство России. В результате стоимость основных фондов не была пересмотрена, изменения в нормы  амортизации не внесены, более того, фактически была запрещена переоценка основных фондов.

Начиная с 2001 г. амортизация  начисляется с остаточной их стоимости. Экономические и финансовые ведомства  воспринимают амортизацию как своего рода льготу, способ ухода от налога на прибыль. Таким образом, государство  лишилось одного из мощнейших рычагов  регулирования экономики страны и стимулирования ее развития на макроуровне.

Перечисленные изменения  налогового режима привели к тому, что реальный налог на прибыль  для предприятий не снизился. Наоборот, он увеличился на 6,5%, так как раньше при 35-процентной ставке налога на прибыль  действовала инвестиционная льгота, и до 50% прибыли можно было расходовать  на инвестиции и социальную сферу  поэтому для большинства предприятий  фактический налог на прибыль  был равен 17,5%.

Прибыль тратится на инвестиции по желанию руководства предприятия, и законов, предписывающих направлять часть прибыли на восстановление основных фондов, не существует. Назначение же и смысл амортизации заключаются  именно в том, чтобы служить восстановлению основных фондов, модернизации и реконструкции  производства, и ее нельзя расходовать  на другие, кроме как на капиталовложения, цели.

Следует обратить внимание на то, что амортизационная политика в зарубежном праве включает в  себя широкую палитру мер правового  регулирования, в основе которых  лежат бухгалтерская, финансовая, налоговая  и экономическая концепция амортизации. В то же время Россия не имеет  собственной правовой концепции  амортизации, и этот вопрос регулируется лишь в целях извлечения налога на прибыль, составляя очень незначительную часть Налогового кодекса. При этом сами по себе принятые на Западе концепции  амортизации имеют достаточно много  вариантов их использования для  управления макроэкономикой страны, которые, к сожалению, совершенно не предусмотрены в российском законодательстве.

Одним из важнейших элементов  амортизационной политики является финансовая амортизация, которая включает в себя целый ряд модификаций  и соответственно подходов к ее исчислению.

Прежде всего, это амортизация акционерного капитала. Она заключается в том, что созданное акционерное общество ежегодно заранее выплачивает вкладчикам часть (50%) или полную номинальную стоимость акций. Этот вид амортизации используется для привлечения капитала в сферу передовых научных исследований с рискованным результатом. Для России это совершенно новый подход сегодня многим пайщикам, вкладывающим деньги в акционерное общество, никто не гарантирует возврат денег на вложенный капитал в случае неудачи предприятия.

В некоторых странах, например во Франции, существует амортизация  ценных бумаг, в России она не используется.

 

2 Основные элементы амортизационной политики

Основными элементами амортизационной политики являются:

1.Взаимосвязь амортизационной политики с инвестиционной и инновационной политикой. Амортизационные отчисления являются одним из источников финансирования инвестиций и в основном обеспечивает простое воспроизводство амортизируемых активов. Величина амортизационных отчислений во многом определяет рамки инвестиционной деятельности в стране. Соотношение между амортизационными отчислениями и валовыми инвестициями характеризует темпы развития экономики. В том случае, если валовые инвестиции превышают амортизационные отчисления, экономика находится на подъеме. При этом обеспечивается не только простое воспроизводство основного капитала, но и его прирост за счет других источников финансирования и прежде сего прибыли. Если валовые инвестиции меньше амортизационных отчислений, то экономика находится на стадии спада и этих инвестиций недостаточно для возмещения потребленного в производстве капитала.

В течение ряда последних  лет для экономики России был  характерен спад производства, амортизационные  отчисления отвлекались для финансирования оборотных средств, что привело  к значительному старению производственных фондов. В результате в настоящее  время амортизационные отчисления не могут обеспечить даже простого воспроизводства основных средств.

В то же время направления  инвестирования оказывают влияние  на последующее формирование инвестиционных ресурсов. В связи с этим необходимо направлять амортизационные отчисления в первую очередь на внедрение инноваций, поскольку в условиях рыночных отношений резко возрастает конкуренция, и в результате освоения технологических инноваций можно значительно повысить производительность труда и качество продукции без существенных затрат на основные фонды.

2. Разработка  экономически целесообразных сроков  полезного использования амортизируемого  имущества. Срок полезной службы – ожидаемый (расчетный) период использования активов компании, или количество изделий, которое компания предполагает произвести с использованием актива. Вместе с тем действует целый ряд факторов, противодействующих максимилизации эффекта, получаемого от эксплуатации активов. Поэтому, при определении срока полезной службы актива в соответствии с вышеназванным стандартом учитываются ожидаемый объем использования актива компанией, который оценивается по предполагаемой мощности или физической производительности актива.

Информация о работе Специфика амортизационной политики в современных условиях