Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 02:46, курсовая работа
Целью моей работы является исследование и изучение совокупного спроса специфику его формирования в Российской Федерации
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-отразить сущность и структуру совокупного спроса;
-охарактеризовать факторы совокупного спроса;
-рассмотрение влияния фискальной и монетарной политики на совокупный спрос.
Введение……………………………………………………………….……стр.3-4
1. Совокупный спрос: сущность, факторы и теории
1.1. Понятие и структура совокупного спроса………………………...стр.5-13
1.2. Факторы совокупного спроса…………………………………….стр.14-20
1.3. Теории макроэкономического равновесия………………………стр.21-29
2. Практическое применении концепции совокупного спроса
2.1. Монетарная политика и регулирование совокупного спрос…..стр.30-38
2.2. Фискальная политика и регулирование совокупного спроса….стр.39-44
3. Специфика формирования совокупного спроса в России.
3.1. Совокупный спрос в России в 1990-х начале 2000-х годов….....стр.45-49
3.2. Особенности формирования совокупного спроса в России в 2008-2009 гг………………………………………..…………………………………стр.50-51
Заключение………………………………………………………………стр.52-53
Список литературы………………………………………………………стр.54-55
Возрастание процентной ставки сказывается не только на параметрах денежного рынка, но и на объеме спроса на товары и услуги (см. Рис.3б). При более высокой процентной ставке стоимость заимствования и доходы от сбережений возрастают. Уменьшается количество фирм, получающих кредиты на строительство новых производств и покупку оборудования, что ведет к снижению объемов производственных инвестиций. Домашние хозяйства увеличивают сбережения на будущее, так что сокращаются и потребительские расходы на потребительские товары. По всем этим причинам при повышении уровня цен с P1 до P2, увеличении спроса на деньги с MD1 до MD2 и возрастании процентной ставки с r1 до r2 количество товаров и услуг, на которое предъявлен спрос, сокращается с Y1 до Y2.
Таким образом, проведя анализ воздействия на экономику эффекта процентной ставки, можно сделать следующие выводы: повышение уровня цен ведет к увеличению спроса на деньги; увеличение спроса на деньги вызывает рост процентной ставки; рост процентной ставки ведет к уменьшению объема спроса на товары и услуги.
Теорию предпочтения ликвидности можно использовать не только для наиболее полного объяснения отрицательного наклона кривой совокупного спроса, но и для анализа воздействия денежно-кредитной политики ФРС на кривую совокупного спроса. ФРС, приобретая посредством операций на открытом рынке государственные облигации, увеличивает предложение денег. Предположим, что в краткосрочном периоде уровень цен не реагирует на денежную инъекцию. Необходимо выяснить, повлияет ли дополнительное количество денег в обращении на равновесную ставку процента и кривую совокупного спроса. На рисунке 7а наглядно видно, что увеличение денег ведет к смещению кривой предложения денег вправо, из MS1 к MS2. Так как положение кривой спроса на деньги не изменяется, процентная ставка снижается от r1 до r2, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег. То есть уменьшение процентной ставки стимулирует субъектов экономики "прибрать к рукам" дополнительные деньги, созданные ФРС.[9]
Рис 7. Денежная инъекция
Таким образом, уровень процентной ставки снова оказывает влияние на объем спроса на товары и услуги (см. рис.7б). Уменьшение процентной ставки означает снижение цены заимствования и доходов от сбережений. Покупки домов домашними хозяйствами возрастают, причем их площадь увеличивается, что стимулирует спрос на инвестиции в жилищное строительство. Фирмы увеличивают вложения в строительство и закупки оборудования, что оказывает положительное воздействие на производственные инвестиции. Норма сбережений домашних хозяйств уменьшается, а расходы на приобретение потребительских товаров возрастают. Взаимодействие этих факторов обусловливает увеличение объема спроса на товары и услуги при данном уровне цен Р с Y1 доY2.
Таким образом, осуществляемая ФРС инъекция денег увеличивает их предложение. Увеличение предложения денег для каждого данного уровня цен предопределяет снижение процентной ставки, что в свою очередь, обусловливает возрастание объема спроса на товары и услуги. То есть дополнительная инъекция денег ведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо.
Следовательно, изменения в денежно-кредитной политике, имеющие целью расширение совокупного спроса, могут быть охарактеризованы либо как увеличение предложения денег, либо как снижение процентной ставки. Изменения в денежно-кредитной политике, имеющие целью ограничить совокупный спрос, могут быть охарактеризованы или как уменьшение предложения денег, или как повышение процентной ставки.
2.2 Фискальная
политика и регулирование
Правительство имеет возможность воздействовать на экономическую ситуацию не только посредствам денежно-кредитной, но и финансово-бюджетной политики. Под финансово - бюджетной политикой понимаются решения, принимаемые правительством относительно общего уровня государственных налогов или закупок. Основной эффект финансово-бюджетной политики на совокупный спрос на товары и услуги приходится на краткосрочный период.
Изменения в государственных закупках. Когда правительство изменяет государственные закупки товаров и услуг, оно непосредственно воздействует на кривую совокупного спроса.
Предположим, что правительство размещает заказ на определенную сумму денег у какой-либо компании. Государственный заказ повышает спрос на продукцию компании, что побуждает ее нанять дополнительное число рабочих и увеличить производство. Увеличение спроса данной компании отражается в увеличении совокупного спроса на товары и услуги, и кривая совокупного спроса перемещается вправо. Остается вопрос, на какую величину. Однако утверждение, что на величину государственного заказа не всегда верное. Существует два макроэкономических эффекта, которые делают величину сдвига совокупного спроса отличной от изменений в государственных закупках. Вследствие первого из них - эффекта мультипликатора - сдвиг совокупного спроса может оказаться меньшим, чем величина государственных закупок. Вследствие второго эффекта - эффекта вытеснения - смещение совокупного спроса может быть меньшим. Рассмотрим оба эти эффекта.
Эффект мультипликатора. Когда правительство принимает решение о приобретении у какой-либо компании товара на определенную сумму денег, непосредственный эффект объема спроса, предъявляемого правительством, - рост занятостей и прибыли исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов заключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные закупки продукции этой фирмы ведут к повышению спроса других фирм. Поскольку каждый рубль, израсходованный правительством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на рубль, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора в отношении совокупного спроса.
Однако на этом действие мультипликатора не заканчивается. Поскольку потребительские расходы возрастают, фирмы-производители нанимают большее количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибыли обусловливают увеличение потребительских расходов и т.д. Таким образом, налицо обратная связь, поскольку более высокий спрос ведет к возрастанию доходов, что, в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Если сложить все эти приращения, суммарный эффект в отношении товаров и услуг, на которое предъявляется спрос, может оказаться намного большим, чем первоначальный эффект, являющийся непосредственным следствием государственных закупок.
Эффект мультипликатора представлен на рисунке 8. Увеличение правительственных закупок первоначально перемещает кривую совокупного спроса вправо из AD1 в AD2 ровно на величину этих закупок. Но когда потребители реагируют на этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещается еще дальше, к AD3.
Рис.8 Эффект мультипликатора
Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительских расходов на повышение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны инвестиций. В таком случае повышение спроса со стороны правительства способствует возрастании потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями иногда называется инвестиционным акселератором.
Эффект вытеснения. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием финансово-бюджетной политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных закупок, увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться другим, действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки, вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.
Чтобы понять природу эффекта вытеснения, вернемся к примеру с государственными закупками. Обсуждалось, что увеличение спроса со стороны правительства ведет к повышению доходов рабочих и владельцев фирмы (а вследствие эффекта мультипликатора и других фирм). С ростом доходов домашние хозяйства планируют покупать большее количество товаров и услуг и, как результат, решают увеличить долю своего богатства в ликвидной форме. То есть увеличение доходов, вызванное бюджетной экспансией, приводит к повышению спроса на деньги.
Последствия увеличения спроса на деньги представлены на рисунке 9а. Так как правительство не корректировало объем денежной массы, положение вертикальной кривой предложения не изменяется. Когда увеличение уровня доходов вызывает сдвиг кривой спроса на деньги вправо, из MD1 к MD2, для сохранения равновесия спроса и предложения процентная ставка должна повыситься от r1 до r2.
Рис.9 Эффект вытеснения
Увеличение процентной ставки, в свою очередь, ведет к уменьшению объема спроса на товары и услуги. В частности, поскольку цена заимствований возрастает, снижается спрос на производственные капиталовложения и инвестиции в жилищное строительство. Итак, рост
государственных закупок ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций, что частично компенсирует воздействие государственных закупок на совокупный спрос (см. рис.9б). Увеличение правительственных расходов прежде всего приводит к сдвигу совокупного спроса из AD1 в AD2, но вследствие эффекта вытеснения она возвращается к AD3.
Следовательно, когда правительство принимает решение о государственных закупках, совокупный спрос на товары и услуги возрастает, но величина прироста определяется соотношением значений эффектов мультипликатора и вытеснения.
Другой важный инструмент финансово-бюджетной политики изменение уровня налогообложения. Когда правительство сокращает налоги, реальные доходы домашних хозяйств увеличиваются, часть прироста направляется на сбережения, а другая расходуется на приобретение потребительских товаров. Так как уменьшение уровня налогообложения означает возрастание потребительских расходов, кривая совокупного спроса сдвигается вправо, ужесточение налогов ведет к снижению расходов домохозяйств и смещению кривой совокупного спроса влево.
Величина смещения совокупного спроса, возникающего вследствие изменения уровня налогообложения, также зависит от эффекта мультипликатора и вытеснения. Когда правительство снижает налоги, заработная плата и прибыль повышаются, что стимулирует увеличение потребительских расходов (эффект мультипликатора). В то же время рост доходов означает повышение спроса на деньги и, соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставки удорожают заимствования, что ведет к снижению инвестиционных расходов (эффект вытеснения). В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффекта вытеснения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чем вызвавшее его изменение в налогообложении.
Еще одна важная детерминанта величины сдвига совокупного спроса, вызываемая изменением налогообложения - представления домашних хозяйств об устойчивости изменений в налогообложении. Если домашние хозяйства ожидают долгосрочного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход как существенную добавку к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительно увеличивают расходы. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на совокупный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оценивают изменения в налогообложении как временные, они посчитают прибавку к своим финансовым ресурсам незначительной, следовательно, расходы возрастут несущественно. В этом случае влияние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико.[10]
3.СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА В РОССИИ.
3.1. Совокупный спрос в России в 1990-х - начале 2000-х гг.
После августовского (1998 г.) кризиса в России начался рост ВВП на фоне умеренных темпов инфляции. Все это происходило строго «по теории». Начнем с того, что в середине 1998 г. наша экономика работала в условиях значительного недоиспользования ресурсов: производственные мощности предприятий простаивали, имела место значительная безработица. Иными словами, фактический ВВП России был заметно меньше его потенциального уровня.
Августовский кризис привел к резкому снижению номинального и реального курса рубля, соответственно к повышению совокупного спроса за счет чистого экспорта. При этом рост чистого экспорта происходил, прежде всего, благодаря резкому сокращению импорта. Тем самым возрастал спрос на продукцию отечественных предприятий, выпускавших импортозамещающие товары. Таким образом, чистый экспорт послужил локомотивом увеличения совокупного спроса и ВВП России в конце 1998 - 1-ой половине 1999 гг.
Графически вышесказанное можно отразить смещением кривой совокупного спроса вправо из положения AD0 в положение AD1 (рисунок 1):
Рисунок 1.
Изменение макроэкономического равновесия в российской экономике в конце 1998 - 1-ой половине 1999 гг.
На рисунке видно, что из-за повышения совокупного спроса точка макроэкономического равновесия в российской экономике сместилась из т. Е0 в т. Е1. Это привело к повышению цен (с Р0 до Р1) в сочетании с ростом реального ВВП (с Y0 до Y1). Однако фактический ВВП России по-прежнему отставал от своего потенциального уровня ( ).
Со второй половины 1999 г. рост совокупного спроса продолжался, способствуя увеличению ВВП России. Однако теперь основным мотором совокупного спроса на российские товары стал спрос фирм и населения. Здесь сработал эффект мультипликатора: рост чистого экспорта, способствовал росту доходов домашних хозяйств и прибылей фирм. Затем и домашние хозяйства, и фирмы начали тратить появившиеся у них дополнительные деньги на продукцию отечественных производителей. Это привело к новому росту доходов, соответственно - повышению расходов. И т.д.
В этой связи был очень важен начавшийся рост инвестиционного спроса фирм, выражающийся в их расходах на продукцию машиностроения. Необходимо учитывать, что инвестиции играют особую роль в макроэкономике. С одной стороны, инвестиционные расходы есть составная часть совокупного спроса. Соответственно их рост увеличивает совокупный спрос, что сдвигает кривую AD вправо. Но при этом инвестирование означает накопление основного капитала фирмами, т.е. увеличение их производственных мощностей. В результате возрастает потенциальный ВВП, что сдвигает долгосрочную кривую совокупного предложения вправо. Одновременный рост совокупного спроса и совокупного предложения создает условия для постоянного повышения ВВП.
Информация о работе Специфика формирования совокупного спроса в России