Специфика источников, причин, последствий и методов преодоления инфляции в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление специфики источников, причин, последствий и методов преодоления инфляции в российской экономике.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность инфляции и исследовать ее основы возникновения.
Рассмотреть механизм развития инфляционных процессов.
Выделить основные разновидности современной инфляции.

Файлы: 1 файл

Кур.работа.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 3 Кривая Филлипса.

 

В модифицированном виде кривая Филлипса представляет собой графическое изображение зависимости между инфляцией и безработицей (рис. 3а).

Кривая Филлипса исходит из того, что уровень инфляции обусловлен двумя факторами:

  1. ожидаемой инфляцией;
  2. шоками изменения предложения, вызванными повышениями уровня цен на сырье:

π = πe — β * (u — up) + ε,

где π — фактический уровень инфляции;  πe — ожидаемый уровень инфляции;  u — фактический уровень безработицы; (u — up) — циклическая безработица;  ε — резкие изменения (шоки) предложения;  β — эмпирический коэффициент (от 0 до 2,5), отражающий реакцию инфляции на циклическую безработицу.

Кривая Филлипса допускает проблему выбора между безработицей и инфляцией спроса, что находит отражение в государственной стабилизационной политике полной занятости западных стран: для снижения инфляции правительство допускает увеличение уровня безработицы и, наоборот.

Практика экономического регулирования со стороны правительств западных стран показала, что кривая Филлипса может быть применима только в краткосрочном периоде, поскольку в долгосрочной перспективе (5-10 лет) динамика инфляции и безработицы неоднозначна.

 Согласно теории естественного  уровня безработицы (Up) равен фактическому (u), то рынок труда приходит к равновесному состоянию, а ожидаемый уровень инфляции (πe) равен фактическому:  Up =  u,  πe =  π. Кривая Филлипса в долгосрочном периоде является абсолютно неэластичной к изменению цен при достижении полной занятости (становится вертикальной — рис.3б). Действие кривой Филлипса проявляется и в нашей стране. Рост инфляционной денежной эмиссии в первые годы рыночных реформ (1992 — 1993 гг.) создавал условия, при которых безработица стремилась к меньшим, чем естественная норма, значениям. Дальнейшее ускорение роста безработицы в 1994 — 2000 годах связано с активной антиинфляционной политикой ограничения совокупного спроса, которая в соответствии с кривой Филлипса привела к значительному сокращению темпов инфляции при одновременном ускорении темпов безработицы.

Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны. Однако наступил период, когда возникли естественные трудности для их претворения в жизнь. Финансирование кейнсианских программ за счет госбюджета не могло быть беспредельным. Кроме того, причиной экономического спада стало подорожание ресурсов. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной. Монетарное направление для оздоровления экономики предлагает в условиях, когда безработица и спад протекают на фоне инфляции, осуществить меры фискальной и кредитно-денежной политики, направленные на ускорение темпов кризиса, с целью быстрейшего преодоления.

В развитых странах и в нашей стране на современном этапе преимущественно применяются прямые методы, непосредственно направленные на региональный уровень рынка труда. Косвенные же меры стимулирования занятости на макро уровне через увеличение совокупного спроса фискальным и кредитно-денежным методам в силу кризисного состояния российских финансов и антиинфляционной направленности современной экономической политики имеют ограниченное применение.

3. Методы преодоления  инфляционных последствий

  • 3.1 Антиинфляционная политика государства

  • Антиинфляционная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Она насчитывает богатый ассортимент самых разнообразных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

    Основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь:

    • сокращение инфляционного потенциала;
    • предсказуемость динамики инфляции;
    • снижение темпов инфляции;
    • стабилизация цен.

    Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществятся, комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два вида общих подхода.

    В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижается темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, то может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условия значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать  инфляцию. Если сокращение государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета. Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

    Второй подход рекомендуется сторонами монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временного шагами, которые различны в различных странах и в разных условиях.

    Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

    1. Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние ценные бумаги, банк увеличивает денежную базу, продавая — сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.
    2. Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента. В Российской Федерации — ставка рефинансирования. Учетная ставка — это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем  заимствования уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшается операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом снижение учетной ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
    3. Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы — это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставить коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
    4. Валютное регулирование. Целевые показатели валютного курса предусматривают денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом  рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Фиксированные курсы с возможностью корректировки чрезмерно высоки зависимостью от внешних спекулятивных атак.
    5. Таргетирование инфляции — установление целевых показателей. Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции - главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

     Монетарные методы воздействия  на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновения несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

    Политика цен и доходов. Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую «политику цен и доходов». Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней производительности труда, а рост цен — ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий, повышать цены, а профсоюзов — зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только снижает инфляционных ожиданий, даже наоборот провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную.

    Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы: резко (шоковая терапия) или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно, инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости. Среди республик бывшего СССР удачными примерами шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 года в Эстонии, Латвии. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму (1-1,5%).

    При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы — градуирования — инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию — прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении.

  • 3.2 Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ

  • Когда начинают говорить о причинах высокой инфляции в нашей стране, то обычно сначала приводят большой перечень всевозможных факторов, способствующих ее возникновению, а далее обычно делают акцент на одном из факторов.

    Экономика России стабильна, а в падении темпов ее роста и ускорении инфляции виноваты международные проблемы и неурожай. Так президент России отметил стабильность государственных финансов страны. Международные резервы Центрального банка по состоянию на 7 декабря текущего года составляют 527 млрд. 300 млн. долларов – это почти на 30 млрд. больше, чем в прошлом году. Принятый федеральный бюджет Путин назвал «жестоким, но исполнимым».4

    Все государства всегда занижают инфляцию. Это делается с целью, чтобы уменьшить выплаты из бюджета, а заодно продемонстрировать, как регулируют экономику. Все так делают – США, европейские страны, Россия. Другое дело, что мы это делаем немного больше, чем они. В России официальная инфляция около 6%, а реальная примерно 12%.

    Но по существу, если большинство указанных факторов свойственны разным странам, то почему высокая инфляция существует в России, а в США и в странах Европейского Союза она значительно ниже?

    Главные факторы образующие высокую инфляцию в России:

    1. Высокая конечная ставка кредитов банковского сектора Центральным Банком во главе. По закону рентабельности стоимость привлеченных кредитов для не могущих обходиться без кредитных средств предприятий-заемщиков всегда переходит в себестоимость конечной продукции. Следовательно, чем дороже кредиты, тем дороже товары.
    2. Высокая степень монопольного произвола. Ежегодный рост монопольных тарифов на электро- и теплоэнергию разгоняет рост цен прямо пропорционально величине высоких газовых тарифов абсолютно по всей производственно торговой цепочке страны, делая отечественные товары все более неконкурентоспособными на фоне дешевеющего импорта.
    3. Высокое налоговое бремя. Косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, пошлины и другие государственные поборы, придуманные федеральными чиновниками на отпускную стоимость почти всех товаров и услуг, непосредственно увеличивают инфляцию, поскольку ни один процент этих налоговых ставок не является товарно-обеспеченным.
    4. Высокая забюрокраченность и коррупция. По оценке независимых источников, объем только зарегистрированных взяток в РФ достигает $300 млрд. в год. Это цена прохождения так называемых бюрократических барьеров, или административная рента, которую чиновники всех рангов вымогают с предпринимателей за разрешительно оформительские обязательные услуги. Естественно, все эти взятки предприниматели и производители, не желая судиться против безнаказанного государственного аппарата и нести издержки из-за чиновничьего произвола, тоже закладывают в себестоимость товаров, всеми нами ежедневно покупаемыми.

    Информация о работе Специфика источников, причин, последствий и методов преодоления инфляции в российской экономике