Спрос и факторы на него влияющие. Кривая и функция спроса. Индивидуальный и совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Один из вопросов который раскрывает работа «Спрос и факторы на него влияющие. Кривая и функция спроса. Индивидуальный и совокупный спрос». Цель работы закрепление курса лекций по микроэкономики посредством самостоятельного изучения поставленных вопросов.
Спрос является одним из важнейших компонентов экономической науки. Без определения спроса на изучаемый объект производства, либо на объект производства изучаемого предприятия или определённой рыночной ниши и т.п., не происходит практически никакой начальный анализ. Как правило, рассмотрение поставленного объекта начинается с определения спроса на него и конкурентные аналоги.

Содержание работы

Введение 3
1. Спрос и факторы на него влияющие. Кривая и функция спроса. Индивидуальный и совокупный спрос 4
Заключение 13
Введение 14
2. Капитал как фактор производства. Основной и оборотный
капитал 15
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 94.98 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1. Спрос и факторы на него влияющие. Кривая и функция спроса. Индивидуальный и совокупный спрос 4

Заключение 13

Введение 14

2. Капитал как фактор производства. Основной и оборотный

капитал 15

Заключение 22

Список использованной литературы 23

 

Введение

Один из вопросов который  раскрывает работа «Спрос и факторы на него влияющие. Кривая и функция спроса. Индивидуальный и совокупный спрос».  Цель работы закрепление курса лекций по микроэкономики посредством самостоятельного изучения поставленных вопросов.

Спрос является одним из важнейших компонентов экономической науки. Без определения спроса на изучаемый объект производства, либо на объект производства изучаемого предприятия или определённой рыночной ниши и т.п., не происходит практически никакой начальный анализ. Как правило, рассмотрение поставленного объекта начинается с определения спроса на него и конкурентные аналоги.

Актуальность работы заключается  в том, что в ней рассматриваются  одни из ключевых понятий экономики, необходимых для характеристики и  множества анализов предприятий.

Рыночный спрос отражает интенсивность, с которой покупатели желают и готовы платить за товар. На приобретаемое потребителями  на рынке количество товаров и  услуг влияют многие факторы. Большинство  потребителей, приобретая интересующие их товары, даже не догадываются что, кроме  желания и потребности заставляет их делать покупки. Они и не подозревают, что существует множество факторов, влияющих на их спрос, именно эти факторы  в совокупности и определяют конечные представления потребителей о приобретаемых  благах.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, - важнейшая  задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более  полной информацией о спросе позволяет  фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно  конкурировать на рынке.

 

1. Спрос и факторы на него влияющие. Кривая и функция спроса. Индивидуальный и совокупный спрос

Спрос - желание и возможность купить товар или услугу в определенное время в определенном месте.

Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы (т.е. хотят и могут) купить при  данной цене в течение определенного  периода: дня, недели и т.п.

Изменение величины спроса - изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара [5, c. 132].

Закон спроса - при прочих равных условиях удастся продать товара больше по низкой цене, чем по высокой. Закон спроса – при прочих равных условиях увеличение цены товара или услуги приведёт к снижению величины спроса, а снижение цены – к увеличению величины спроса. Таблицу называют – шкалой спроса, а график – кривой спроса.

Кривая спроса — представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар (количеством товара, которое могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на спрос [5, c. 145]. Кривая спроса графически отображает закон спроса, согласно которому чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него при прочих равных условиях (рис.1).

Рисунок 1. Кривая спроса

Кривая спроса показывает: как изменяется величина спроса на товар или услугу при изменении  цены. Необходимо различать два понятия:

1) изменение объема (величины) спроса означает передвижение  из одной точки в другую  той же самой кривой спроса. Причиной изменения объема спроса  служит изменение цены данного  блага;

2) изменение в спросе  выражается смещением всей кривой  спроса либо вправо – увеличение  спроса, либо влево – уменьшение  спроса. Причиной является не  изменение цены данного блага,  а изменение других факторов  спроса, которые получили название  неценовых факторов спроса [3, c. 217].

Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Обратим внимание, что при этом максимальная цена спроса – это цена, начиная с которой объем спроса становится равным нулю.

Однако объем спроса зависит не только от цены, но и от других факторов.

Объем спроса – количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса [2, c. 228]. 

 

Функцией спроса называется зависимость величины спроса от определяющих его факторов. Qda=f(pa, pb,.., pz, I, T, N, …),

где Qd– объем спроса на товар «а» в единицу времени;

p– цена товара «а»;

pb,..., p– цены других товаров;

I (income) – доход;

T (tastes) – вкусы и предпочтения;

N – число покупателей данного товара [2, c. 230].

Если меняется цена данного  товара, а остальные условия остаются неизменными, то изменится величина спроса, при этом произойдёт движение из одной точки кривой спроса в  другую. Сдвиг линии спроса происходит при изменении спроса.

Если спрос увеличивается, то кривая спроса сдвигается вправо.

Если спрос снижается, то кривая спроса сдвигается влево.

Факторы (неценовые) влияющие на величину спроса:

1 - цены на товары-заменители субституты — взаимозаменяемые товары. Характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого. Пары товаров и услуг, которые удовлетворяют одну и ту же потребность. Например: яблоки-груши, отдых на курортах Турции и отдых на Балтийском побережье и т.д. рz-цена на товар заменитель. Если рz повышается, то спрос на данный товар растёт, т.е. Da повышается [4, c. 366]. Например, если яблоки подорожают, то их будут покупать в меньшем количестве и это приведёт к повышению спроса на груши, т.е. на товар-заменитель, и наоборот, если цена на товар-заменитель понижается, то спрос на данный товар падает;

2 - цены на дополняющие  товары. Товары и услуги, которые  потребляются совместно. Например: краска и кисти, автомобиль  и бензин, купальные аксессуары  и отдых на море и т.д. [4, c. 336]. Предположим, что стоимость на автомобили повысится рb повышается значит, их будут приобретать в меньшем количестве, а следовательно и снизится спрос на дополняющий товар-бензин, т.е. Dd понижается, и наоборот: рb понижается следовательно Dd повышается;

3 - доходы покупателей.  Для большинства товаров и  услуг увеличение денежного дохода  граждан приведёт к повышению  спроса на эти товары и услуги, а снижение дохода приведёт  к понижению спроса на них  – такие товары и услуги  называют нормальными - это мясные  и молочные изделия, бытовая  техника, мебель и многое другое. Но бывают исключения, когда потребители  по мере роста своего дохода  покупают например меньше картофеля, перловой крупы, маргарина и т. д., предпочитая им взамен более качественные продукты [4, c. 337]. Товары, спрос на которые снижается в результате роста доходов потребителей, называют неполноценными. I повышается – D повышается; I понижается – D понижается;

4 - число покупателей на  рынке. Увеличение на рынке  числа покупателей увеличит спрос  на товары и услуги, а уменьшение  – снизит спрос на товары  и услуги. K повышается – D повышается; K понижается – D понижается [4, c. 337]. Например, тенденция роста рождаемости в Калининградской области приведёт к увеличению спроса на детские вещи и игрушки, к росту услуг дошкольных детских учреждений и т.д.;

5 - Ожидание изменения  цен. Если потребители будут  ожидать, что через неделю цены  на какой-либо товар повысятся,  то они уже сейчас купят  его в большем количестве, чем  обычно, увеличивая тем самым  спрос [4, c. 338]. Если потребители будут ожидать снижение цены на какой-либо товар или услугу, то сейчас они купят его меньше, чем обычно, уменьшая тем самым спрос;

6 - Вкусы и предпочтения  покупателей (обычаи, мода, реклама). Положительные изменения во вкусах  и предпочтениях приведут к  увеличению спроса, а негативные  изменения – к снижению спроса (например, информация в прессе  о птичьем гриппе снизит спрос  на мясо птицы и т.д.) [4, c. 338].

Индивидуальный спрос  — спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателем; это спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Рисунок 2. Кривая индивидуального  спроса

На рисунке показан  потребительский выбор, на котором  индивид останавливается, распределяя  фиксированный доход между двумя  благами при изменении цен  на продовольствие.

Первоначально цена продуктов  питания составляла 25 р., цена одежды - 50 р., а доход равнялся 500 р. Максимизирующий полезность потребительский выбор находится в точке В. В этом случае потребитель покупает 12 единиц продуктов питания и 4 единицы одежды, что дает возможность обеспечить уровень полезности, определяемый кривой безразличия со значением полезности, равным U2.

На рисунке 2б изображена взаимосвязь между ценой на продовольствие и требуемым их объемом. На оси абсцисс отложен объем потребляемого блага, как и на рисунке а, но на оси ординат теперь отложены цены на продовольствие. Точка Е на рисунке 2б соответствует точке В на рисунке 2а. В точке Е цена продовольствия равна 25 р. и потребитель приобретает 12 единиц.

Допустим, что цена продовольствия повысилась до 50 руб. Поскольку бюджетная  линия на рисунке 2а вращается по часовой стрелке, она становится вдвое круче. Более высокая цена на продукты питания увеличила величину угла наклона бюджетной линии, и потребитель в этом случае достигает максимальной полезности в точке А, расположенной на кривой безразличия U^ В точке А потребитель выбирает 4 единицы продовольствия и 6 единиц одежды.

На рисунке 2б показано, что модифицированный выбор потребления соответствует точке D, изображающей, что при цене 50 р. потребуются 4 единицы продовольствия.

Предположим, что цена на продукты питания упадет до 12,5 р., что  приведет к вращению бюджетной линии  против часовой стрелки, обеспечивающему  более высокий уровень полезности, соответствующий кривой безразличия U3 на рис. 12.1, а, и потребитель выберет  точку С с 20 единицами продовольствия и 5 единицами одежды. Точка F на рисунке 6 соответствует цене в 12,5 р. и 20 единицам продовольствия.

Из рисунка 2а вытекает, что при снижении цены на продовольствие потребление одежды может как увеличиться, так и уменьшиться. Потребление продовольствия и одежды может возрасти, так как понижение цены на продукты питания увеличивает покупательную способность потребителя.

Кривая спроса на рисунке  2б изображает объем продовольствия, которое приобретает потребитель, в виде функции от цены продуктов питания. Кривая спроса имеет две особенности.

Первая. Достигаемый уровень  полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.

Вторая. В каждой точке  на кривой спроса потребитель максимизирует  полезность согласно условию, что предельная норма замещения одежды продовольствием  равна соотношению цен продовольствия и одежды. По мере снижения цен на продовольствие снижается и отношение  цен, и предельная норма замещения [6, c. 218].

Изменение вдоль кривой индивидуального  спроса предельной нормы замещения  свидетельствует о выгодах, доставляемых потребителям от благ.

Совокупный спрос — общее количество конечных товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода времени при сложившемся уровне цен [7, c. 296].

Величина совокупного спроса — это общая сумма покупок (расходов), осуществляемых в стране (скажем, за год) при тех уровнях цен и доходов, которые в ней сложились.

Совокупный спрос подчиняется  общим закономерностям формирования спроса, о которых говорилось выше, а потому графически его можно изобразить следующим образом (рис.3).

Рисунок 3. Кривая совокупного спроса

Кривая совокупного  спроса показывает, что при росте общего уровня цен величина совокупного спроса (совокупная сумма покупок товаров и услуг всех видов на всех рынках данной страны) уменьшается точно так же, как и на рынках отдельных обычных (нормальных) товаров.

В случае роста цен на отдельные товары спрос покупателей просто переключается на товары-аналоги, товары-заменители или на иные блага или услуги. На первый взгляд непонятно, как может уменьшиться общий спрос на все товары и услуги, поскольку здесь никакого переключения расходов покупателей вроде бы уже нет [7, c. 349].

Конечно же, доходы никуда не исчезают. Не нарушаются в модели совокупного  спроса и общие закономерности поведения  покупателей. Просто они здесь проявляются  несколько по-особому.

Если общий уровень  цен в стране существенно повышается (например, под влиянием высокой инфляции), то покупатели начнут использовать часть своих доходов на иные цели. Вместо того чтобы приобретать прежний объем товаров и услуг, производимых национальной экономикой, они могут предпочесть направить часть своих денег на:

1) создание сбережений  в форме наличных денег и  вкладов в банках и иных  финансовых учреждениях;

Информация о работе Спрос и факторы на него влияющие. Кривая и функция спроса. Индивидуальный и совокупный спрос