Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:06, творческая работа
На рынке труда объектом купли-продажи является специфический товар — рабочая сила (труд). Предприниматель покупает не самого человека, а его рабочую силу, его способность трудиться. Рабочая сила — совокупность физических и духовных способностей человека к труду. Рабочая сила как товар имеет ряд особенностей. Во-первых, именно рабочая сила создает новую стоимость, заключенную в произведенном товаре. Все прочие факторы производства лишь переносят свою стоимость на производимый товар и являются составной частью издержек его производства. Во-вторых, труд, в отличие от других товаров, невозможно хранить. Как уже отмечалось, для большинства домохозяйств заработная плата является основным источником существования. Если работник не реализовал свои способности к труду, он будет лишен средств, необходимых ему для поддержания жизнедеятельности и развития личности.
Тема :Спрос и предложение на рынке труда.
Спрос и
предложение на рынке труда
На рынке труда объектом купли-продажи является специфический товар — рабочая сила (труд). Предприниматель покупает не самого человека, а его рабочую силу, его способность трудиться. Рабочая сила — совокупность физических и духовных способностей человека к труду. Рабочая сила как товар имеет ряд особенностей. Во-первых, именно рабочая сила создает новую стоимость, заключенную в произведенном товаре. Все прочие факторы производства лишь переносят свою стоимость на производимый товар и являются составной частью издержек его производства. Во-вторых, труд, в отличие от других товаров, невозможно хранить. Как уже отмечалось, для большинства домохозяйств заработная плата является основным источником существования. Если работник не реализовал свои способности к труду, он будет лишен средств, необходимых ему для поддержания жизнедеятельности и развития личности. Кроме того, если человек длительное время не работает по своей специальности, то происходит определенная деквалификация — снижается уровень квалификации труда или вообще утрачиваются необходимые навыки в профессии. В-третьих, производительность труда может сильно варьировать в зависимости от того, насколько эффективно работодатели организуют трудовой процесс. Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. Применение новейшей техники и технологии способствует росту производительности труда работников.
На рынке
труда встречаются продавец и
покупатель, как при любой сделке
купли - продажи. Продавцы - это работники,
предлагающие свою рабочую силу (способность
к труду), а покупатели - это трудовые
коллективы или отдельные предприниматели,
которые могут самостоятельно решать,
сколько и каких работников им
требуется.
Рынок труда, предложение труда.
Рынок труда — совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Однако рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, является рынком особого рода и имеет ряд существенных отличий от других рынков. Во-первых, особенностью рынка труда является то, что рабочая сила, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену. Например, за счет различных мероприятий профсоюзы способствуют сокращению предложения труда, росту спроса на труд и, как следствие, росту ставки заработной платы. Во-вторых, регуляторами рынка труда являются как экономические, так и неэкономические факторы (социальные, национальные и законодательные). Неэкономические факторы могут способствовать как росту спроса на труд и его предложения, так и их снижению. Значимость этих факторов определяется этапом исторического развития страны. Например, снижение рождаемости сегодня, может обусловить нехватку рабочих рук завтра. В-третьих, особенностью рынка рабочей силы является то, что он неоднороден и представляет собой совокупность отдельных рынков труда, каждый из которых обладает своими частными характеристиками. Например, можно выделить субрынок труда музыкантов и дворников. При этом музыканты получают относительно высокую заработную плату. Заработная плата дворников будет относительно низка, так как их труд не требует специальной подготовки. Однако дворники, привлекаемые высокой заработной платой музыкантов, не смогут перейти в другой сегмент рынка труда.
На рынке труда формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу. Субъектами предложения на рынке труда выступают домашние хозяйства (отдельные работники и их ассоциации — профсоюзы). Предложение труда — количество часов, которое население желает работать с целью получения доходов. Количество нанимаемых предпринимателями работников определяется реальной заработной платой. Предложение труда находится в прямой зависимости от величины реальной заработной платы. Кроме того, предложение труда определяется рядом неэкономических факторов.
Предложение труда определяется рядом неэкономических факторов.
На рынке труда реализуется возможность:
Кривые спроса.
Кривые предложения труда.
Рост заработной платы с W1 до W2 приводит к увеличению числа рабочих часов с t1 до t2. Здесь преобладает эффект замещения. Кривая SL является восходящей. Дальнейший рост заработной платы с W2 до W3 не отражается на увеличении продолжительности рабочего времени, работник трудится столько же, сколько и прежде. Здесь эффект замещения равен эффекту дохода. Кривая SL является вертикальной линией. Повышение ставки заработной платы с W3 до w4 ведет к сокращению рабочего дня с t2 до t3. Здесь эффект дохода действует сильнее эффекта замещения. Кривая sL является нисходящей. С учетом действия названных эффектов кривая предложения индивидуумом своего труда имеет вид, представленный на рисунке "Кривая индивидуального предложения труда". Несмотря на то что кривая предложения труда может изгибаться, в целом же рыночная кривая предложения любого вида труда имеет тенденцию к возрастанию (рисунок справа). Кривая рыночного предложения труда будет плавно подниматься, отражая тот факт, что при отсутствии безработицы нанимающие фирмы будут вынуждены платить более высокие ставки заработной платы, чтобы получить больше рабочих.
Эффект
дохода и эффект замещения.
Необходимо учитывать два относительно самостоятельных эффекта, влияющих на выбор потребителя при изменении цен:
Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.
Указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.
Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.
Эффект дохода и эффект замещения по Дж.Хиксу
Линия бюджетного ограничения (1) соответствует первоначальным ценам благ и доходу покупателя. Потребительский выбор при ней находится в точке А и обеспечивает общую полезность U1. При снижении цены товара Х бюджетная линия примет вид (2), а рациональный выбор переместится в точку С на кривой безразличия U2. Эффекты замещения и дохода показаны с помощью фиктивной линии бюджетного ограничения (3), наклон которой соответствует новому соотношению цен, но реальный располагаемый доход позволяет достичь лишь прежнего уровня благосостояния U1 в точке В, то есть остается неизменным. Таким образом, перемещение из точки А в точку В показывает эффект замещения, вызванный изменением соотношения цен, а перемещение из точки В в точку С является результатом роста реального дохода.
Эффект
дохода и эффект замещения по Е.Слуцкому
Первоначальная бюджетная линия (1) обеспечивает максимальный уровень полезности U1 в точке А . При снижении цены товара Х новая бюджетная линия (3) позволит переместить рациональный потребительский выбор в точку С на кривой безразличия U3. Фиктивная бюджетная линия (2), показывающая величину эффектов замены и дохода, наклон которой соответствует новому соотношению цен, проведена через точку прежнего рационального выбора. Она характеризует доход, необходимый для обеспечения прежнего благосостояния при новых ценах. При неизменном реальном доходе и новом соотношении цен можно достичь большего благосостояния U2, приобретя набор В. Следовательно, перемещение из точки А в точку В характеризует эффект замещения, а из точки В в точку С – показывает эффект роста реального дохода.
Рынки труда классифицируются по следующим критериям:
Рынок труда Амурской области
Основные показатели рынка труда
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Общий рынок труда | ||
Численность экономически активного населения на начало декабря, тыс. чел., из них: |
435,0 (на начало декабря) |
449,6 (на начало декабря) |
заняты в экономике, тыс. чел. |
410,2 |
418,3 |
безработные (в соответствии со стандартами МОТ, тыс. чел.) |
24,8 |
31,3 |
Уровень безработицы (от численности экономически активного населения), % |
3,1 |
3,0 |
Регистрируемый рынок труда | ||
Поставлено на учет, тыс. чел. |
54,8 |
55,8 |
Признано безработными, тыс. чел. |
32,3 |
29,5 |
Уровень безработицы на конец отчетного периода, % от трудоспособного населения, тыс. |
2,5 |
2,5 |
Заявлено вакансий в центры занятости населения, тыс. |
67,7 |
60,1 |
В том числе по рабочим специальностям, % |
83,1 |
78,2 |
Коэффициент напряженности |
1,2 |
1,6 |
Уровень трудоустройства, % |
28,2 |
33,8 |
Динамика уровня безработицы в %
Города и районы |
На 01.01.2010 г. |
Уровень безработицы | |
На 01.01.2011 г. |
На 01.01.2012 г. | ||
Амурская область |
3,2 |
2,5 |
2,5 |
Благовещенск и район |
1,5/6,1 |
1,0/4,5 |
1,0/4,9 |
Белогорск и район |
2,5/6,1 |
2,4/4,7 |
2,0/3,6 |
Зея и район |
4,3/2,9 |
2,4/1,6 |
2,0/2,0 |
Райчихинск |
3,1/7,2 |
2,2/4,3 |
2,6/4,0 |
Свободный и район |
2,8/4,5 |
2,5/3,7 |
2,1/4,0 |
Тында и район |
1,4/3,5 |
1,1/2,5 |
0,7/2,6 |
Шимановск и район |
3,9/3,7 |
3,5/4,5 |
4,4/5,1 |
Архаринский |
5,2 |
4,3 |
4,2 |
Бурейский |
4,6 |
3,2 |
3,1 |
Завитинский |
4,2 |
4,0 |
3,5 |
Ивановский |
3,7 |
2,0 |
2,4 |
Константиновский |
6,8 |
5,6 |
5,8 |
Магдагачинский |
3,9 |
3,1 |
3,2 |
Мазановский |
7,5 |
5,3 |
4,9 |
Михайловский |
5,6 |
3,4 |
3,7 |
Октябрьский |
2,7 |
2,8 |
2,7 |
Ромненский |
9,4 |
6,5 |
5,6 |
Селемджинский |
5,8 |
5,5 |
5,4 |
Серышевский |
1,8 |
2,4 |
2,4 |
Сковородинский |
1,2 |
1,6 |
1,6 |
Тамбовский |
5,1 |
4,2 |
4,5 |