Спрос и предложение. Равновесная цена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Цель: дать наиболее широкое определение рынку, выяснить условия, при которых возникает рынок (рыночные отношения); разобрать понятия «спрос», «предложение», «кривые» спроса и предложения, «эластичность по цене», описать на основе примеров, как формируется равновесная рыночная цена, изобразила графики, наглядно иллюстрирующие каждое из рассматриваемых понятий, и дать к каждому из них пояснения.

Файлы: 1 файл

микроэк..docx

— 186.20 Кб (Скачать файл)

Закон Энгеля: для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы, должно существовать благо с εi> 1 для конкретного потребителя.

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1 %.

Может применяться формула:

εрS=ΔQs/∆P* Р/Qs

Это точечный коэффициент эластичности (используется при небольших изменениях цены).

Коэффициент ценовой эластичности предложения может быть выражен через производную функции предложения:

εрS = Q'(Р) * Р/Qs.

Когда рассматриваемые изменения ΔQs и ΔР оказываются значительными, значения коэффициента эластичности при использовании начальных и конечных величин предложения и цены могут существенно расходиться. Тогда лучше определять дуговую эластичность:

εsр = ΔQs/∆P * [(Р1 +Р2)/(Qs1+Qs2)].

Для понимания эластичности предложения необходимо учесть фактор времени. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (εрS = 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства.

В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном их повышении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Практическое применение  эластичности спроса.

 

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики "Ява" или "Дукат" будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице, и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится

Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной). Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать - это поднять цену до равновесного уровня.

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.). Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар. Теория эластичности спроса так же применяется и в сельском хозяйстве. Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства. Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

 

 

 

Заключение.

 

Конечно, невозможно учесть абсолютно все возможные факторы, влияющие на спрос и предложение, так же, как невозможно учесть абсолютно все факторы, формирующие равновесную рыночную цену товаров и услуг. Совершенно очевидно, что может возникать множество более сложных случаев при изменении и предложения, и спроса. Возможны два случая, когда предполагается, что предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях. Сначала предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияние окажет такой процесс на равновесную цену? В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, причем, в конечном счете, снижение цены окажется большим, чем если бы оно явилось результатом каждого из этих фактов, взятого в отдельности, А как обстоит дело с равновесным количеством продукта?

Здесь последствия изменений предложения и спроса разнонаправлены: увеличение предложения ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного количества продукта. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.

Второй возможный случай - это когда предложение сокращается, а спрос возрастает.3десь наблюдаются два эффекта повышения цены. Можно предвидеть, что увеличение равновесной цены окажется большим, чем если бы оно было вызвано любым из этих факторов в отдельности. Воздействие на равновесное количество продукта в данном случае разнонаправлено и зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.

Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Однако, если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет.

А что происходит, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении? Предположим сначала, что и предложение, и спрос увеличиваются. Как это скажется на равновесной цене? Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену - эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, в конечном счете равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, равновесная цена повысится. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения, и спроса ведет к увеличению количества продукта. Это означает, что равновесное количество продукта возрастет на большую величину, чем величина изменения под влиянием каждого из факторов, взятых отдельно.

Во-вторых, уменьшение предложения и спроса одновременно можно подвергнуть такому же анализу. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Поскольку одновременное уменьшение предложения и спроса оказывает понижающее воздействие на количество продукта, можно с уверенностью ожидать, что равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было вначале.

Все эти случаи взаимодействия изменения спроса и предложения в рыночной экономике возникают благодаря существующей в ней системе свободного ценообразования и конкуренции между поставщиками (производителями) товара. В этом и заключается явное преимущество рыночной экономики перед командно-административной, в которой право устанавливать цены и решать, что нужно производить и как нужно производить принадлежит исключительно государству. Согласно горькому опыту нашего государства, командно-административная экономика может способствовать дефицита или, наоборот, перепроизводства основной части товаров.  В подтверждение данного тезиса хочу заметить, что после развала СССР образовавшиеся республики, в частности Россия, начали переходить к рыночной экономике, как к более эффективной, способствующей улучшению жизни простых граждан и дающей свободу частному предпринимательству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Гальперин В.И., Гребенников П.И., «Макроэкономика» Учебник / Общая редакция Л.С. Тарасевича. СПб, Изд-во СПбГУЭФ, 1997, 2-е издание. –719с.
  2. Иохин В.Я., «Экономическая теория», учебник,4-е изд. М., «Юристь» 2006. –861с.
  3. Камаев В.Д., «Экономическая теория», учебник. М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»,2003. –592с.
  4. Котлер Ф. «Основы маркетинга». М., «Прогресс», 2007. –656с.
  5. Макконнелл К., Брю С., «Экономикс», ИНФРА-М,2003. –983с.
  6. Михайлушкин А.И., «Экономика», учебник для технических вузов. М., Высшая школа, 2000. –399с.
  7. Мицкевич А.А. «Основы экономической теории». М., Вита-Пресс, 1998. –144с.
  8. Райзенберг Б.А., «Курс экономики», учебник для вузов. М., «ИНФРА-М», 1997. – 720с.

    9. Фролова Т.А.Экономическая теория: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. –188с.

         10.Чепурин М.Н., Киселева Е.А., «Курс экономической теории», учебник. Киров, «АСА», 2006, 5-е издание. –832с.

 

 


Информация о работе Спрос и предложение. Равновесная цена