Современная банковская система России
представляет собой систему переходного
периода. Она выступает как рыночная модель;
разделена на два яруса: первый ярус охватывает
учреждения центрального Банка РФ, осуществляющего
выпуск денег в обращение (эмиссию), его
задачей является обеспечение стабильности
рубля, надзор и контроль за деятельностью
коммерческих банков. Второй ярус состоит
из деловых различных банков, задача которых
- обслуживание клиентов (предприятий,
организаций, населения), предоставления
им разнообразных услуг (кредитование,
расчеты, кассовые депозитные валютные
операции и др.).
Банковская система находится в стадии
переходной системы: она содержит компоненты
рыночной банковской системы, однако их
взаимодействие еще не достаточно развито.
Известно, что та или иная система, так
или иначе происходит из предшествующей,
поэтому содержит "родимые пятна"
прошлого.
Можно выделить следующие особенности
банковских систем:
1. уникальность систем, обусловленная
национальными традиция ми, историческим
опытом развития. Банковские системы разных
стран, их организационная структура зависят
от многих факторов (объективных и субъективных),
к числу которых наряду с историческими,
национальными традициями следует отнести
также степень развития товарно-денежных
отношений в стране, общий уровень роста
экономики, способы регулирования денежного
об ращения (прямой и косвенный) и др.
2. различия в понимании
банка как основного элемента
банковских систем. В мировой
банковской практике конкуренция
между банками и небанковскими
кредитными учреждениями, а также
среди последних порождает тенденцию
к определенной универсализации
их деятельности, что в свою
очередь вызвало дискуссии о
том, каковы же отличительные
признаки банка, выделяющие его
из ряда кредитных институтов,
что такое современный банк. Полемика
возникла в результате крупных
изменений как в кредитной
системе, так и в понимании, теоретическом
осмыслении роли банков в условиях
научно-технической революции, что
привело к повышению значимости
и банковской системы в целом.
Среди изменений следует особо
выделить рост числа финансовых
институтов, именующих себя банками:
диверсификацию услуг, предоставляемых
банковскими и небанковскими
кредитными организациями; существенные
изменения в самом характере
выполняемых услуг, сути банковских
операций, вызванных широким внедрением
электронно-вычислительной техники
и оргтехники в банковскую
сферу.
3. положение банков на рынке ценных бумаг.
Исторические, национальные особенности
построения банковских систем проявляются
также в том, что в отдельных странах не
существует четкого разграничения между
коммерческими и инвестиционными банками,
что определяется положением последних
на рынке ценных бумаг.
4. система надзора за деятельностью
коммерческих банков. В мировой
банковской практике существуют
разные подходы к организации
банковского надзора. Можно выделить
три группы стран, отличающихся
способами построения надзорных
структур, местом и ролью центрального
банка в этих структурах:
• страны, в которых контроль (надзор)
осуществляется центральным банком
• страны, в которых контроль выполняется
не центральным банком, а другими органами
• страны, в которых контроль производится
центральным банком совместно с другими
органами
5. уровни банковских систем.Совокупность
действующих в стране банков может иметь
одноуровневую либо двухуровневую организацию.
Одноуровневый вариант построения банковской
системы может быть в случаях, когда:
• в стране еще нет центрального банка;
• в стране есть только центральный банк;
• центральный банк выполняет все банковские
операции, конкурируя с другими банками.
Практика знает несколькотиповбанковской
системы:
- распределительная централизованная
банковская система;
- рыночная банковская система;
- система переходного периода.
3.Задача.
Тема: «Порядковый подход оценки
полезности».
- Студенту безразлично: покупать товар А или Б. По данным таблицы постройте кривую безразличия
и определите набор товаров, имеющий максимальную
для него полезность при условии, что он
может купить либо 45 единиц товара
А, либо 35 единиц товара Б.
A |
5 |
10 |
20 |
35 |
50 |
Б |
50 |
35 |
20 |
10 |
5 |
Ответ: Линия ограничения вообще
никак не соприкасается с нашей бюджетной
линией, то есть в этом случае потребности
студента будут неоправданно высоки по
сравнению с его бюджетными ограничениями. |