Сравнительная характеристика трех развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение интеграционных процессов в развивающихся странах.
В соответствии с этим важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы, следующие:
Рассмотреть формы и механизмы реализации МЭИ, её объективные предпосылки.
Рассмотреть развивающиеся страны в мировой экономике.
Сравнить характеристику нескольких развивающихся стран.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................2-3
Глава I. Международные экономические отношения в условиях рыночного хозяйства.......................................................................................................................4
1.1. Объективные предпосылки МЭИ.....................................................................4-5
1.2. Формы и механизмы реализации МЭИ..........................................................6-10
1.3. Глобализация отношений в мире и МЭИ.....................................................11-12
Глава II. Развивающиеся страны в мировой экономике..........................................13
2.1. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран........13-14
2.2. Региональные различия.................................................................................15-16
2.3. Основные направления и особенности латиноамериканской интеграции.............................................................................................................17-18
2.4. Латиноамериканская интеграция..................................................................19-22
Глава III. Сравнительная характеристика трех развивающихся стран..................23
3.1. Египет..............................................................................................................23-26
3.2. Бразилия. Интеграционная политика Бразилии..........................................27-32
3.3. Гонконг............................................................................................................33-37
3.4. Сравнительный анализ..................................................................................38-39
Заключение............................................................................................................40-42
Список литературы....................................................................................................43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

3. При дальнейшем развитии процесс  интеграции стран-членов группировки  достигает формы общего рынка. Ликвидируются барьеры между  странами-участницами не только  во взаимной торговле товарами  и услугами, но и для перемещения рабочей силы и капитала.

 

Создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. При этом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.

Опыт ЕС показывает, что проведение политики в рамках общего рынка должно осуществляться при условии обязательного соблюдения странами-участницами взаимно согласованных регламентов (на правах их национальных законов). В то же время директивы, адресуемые государствам-членам, также обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.

4. Наиболее сложная форма международной  экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями – экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Создаются наднациональные институты управления интеграционным сообществом – совет глав государств, совет министров, центральный банк и т.д. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.

На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка.

На практике границы между разными видами интеграционных объединений довольно условны.

      1. Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к полной экономической и политической интеграции (политический союз), т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями.

 

Признаки:

- превращением наднациональных  органов управления в центральные  органы управления с еще большими  полномочиями и властью;

- общая налоговая система;

- наличие единых стандартов;

- единое трудовое законодательство.

Прообразом политического союза может служить Швейцарская конфедерация кантонов.

В настоящее время только одна международная интеграционная группа стран – Европейский союз – прошла четыре из указанных этапов.

Другие интеграционные группировки пока прошли в своем развитии первый и отчасти второй уровни. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Глобализация отношений в  мире и МЭИ.

На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация. Обществоведы по разному трактуют суть этого явления. Согласие преобладающей точке зрения, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономическое, политическое, юридическое, социальное и т.д.) нельзя рассматривать ограниченно только как таковое. Взаимосвязь, взаимозависимость отдельных акций и процессов усиливаются, необходимы учет и оценка обратного эффекта, всех последствий как в близких, так и в более отдаленных сферах. Это означает, что коммерческая трансакция в области мирохозяйственных связей неизбежно затрагивает внутреннюю экономику, производство, социальные отношения, демографию, экологию, политику и т.п. При этом степень такого охвата различна, как не одинаков и обратный эффект. Из такого подхода вытекает, что простая и даже комплексная, но лишь экономическая оценка данной трансакции недостаточна. Необходим учет ее последствий хотя бы в названных сферах.

Тогда решение о трансакции потребует корректировки, и возможно, окажется нецелесообразным. Несколько иная, ограничительная трактовка глобализации, которая кажется пока более или менее приемлемой, рассматривает взаимовлияния и обратные эффекты только в пределах определенной сферы, в данном случае экономики, хотя обязательна во всех ее секторах (внутренняя, внешняя, НИОКР, внедрение, производство, обращение, потребление). Понятно, что процесс глобализации даже в таком понимании, а тем более в широком, вносит новые серьезные моменты в МЭИ, в оценку ее роли и места в современном мире. Глобализация и в узком смысле понятия — это не однозначный процесс. В мирохозяйственных связях, МЭО он проявляется, в постепенном втягивании в эту сферу отдельных их видов: внешней торговли, движения капиталов, перемещения трудовых ресурсов и

 

 

других факторов производства, производственного, научного, технико-технологического, инжинирингового и информационного сотрудничества.

МЭИ означает продвижение всех этих блоков, их более тесное переплетение в международных масштабах. В то же время МЭИ приобретает основополагающее значение по отношению к другим сферам. Масштабное, устойчивое и постоянное международное деловое сотрудничество предопределяет заинтересованное, взаимовыгодное, открытое человеческое общение, усиливает необходимость преодоления национальной замкнутости и эгоизма. Создаются дополнительные предпосылки прозрачности государственных границ, особенно в части формально-бюрократических и фискальных процедур. Настоятельной потребностью становится формирование единого экономического, правового, информационного пространства для свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования. Тем самым имеются все основания утверждать, что МЭИ вполне вписывается в процесс глобализации, составляя его важное ядро. Однако МЭИ, означающее взаимоприспособление национальных экономик, встраивание их в единый воспроизводственный процесс, не может не затрагивать и не видоизменять другие сферы международных отношений: развивается практика межгосударственных (многосторонних и двусторонних) соглашений, создаются надгосударственные структуры и органы согласованной международной системы регулирования, применяются специальные механизмы, инструменты.

Изменяется также понимание места и роли МЭИ при расширительной трактовке процесса глобализации, предполагающей учет и оценку взаимовлияний и обратных эффектов всех сфер общественной, международной жизни. В этом случае МЭИ становится действенным методом данного процесса, способствующим решению вечной, всемирно-исторической задачи — возможно полного удовлетворения духовных и материальных потребностей мирового сообщества. [9]

 

 

 

Глава II. Развивающиеся страны в мировой экономике.

2.1. Социально-экономическая дифференциация  развивающихся стран.

 

Характерной чертой развивающегося мира выступает нарастающая неравномерность социально-экономического развития. Процесс экономической дифференциации усилился в 80-90 годы. Он развивается по различным направлениям – уровням экономического развития, народно-хозяйственным структурам, положению в мировом хозяйстве.

В 50-60 годы появился ряд стран, где стала бурным темпом развиваться индустрия. В ходе промышленного развития выделилась группа новых индустриальных стран (НИС). Ведущей отраслью этих стран стала обрабатывающая промышленность. Основной статьей экспорта стали товары обрабатывающей промышленности.

В экономическом развитии для большинства НИС характерны тенденции, присущие зрелой рыночной экономике. Идет процесс концентрации производства и капитала, формируется финансовый капитал. В наиболее развитых странах образовались ТНК. Особенно отчетливо это проявилось в Южной Корее, Тайване, Сингапуре, Бразилии, Мексике, Аргентине.

В 80-е годы появились второе и третье поколения НИС, в их числе Малайзия, Таиланд, Индонезия, Индия, Филиппины.

Изменения в темпах индустриализации вызвали разноплановую динамику экономического роста различных регионов развивающегося мира, что привело к изменению их положения в данной подсистеме и в мировом хозяйстве в целом.

Изменения экономического положения отдельных регионов и стран определяется многими причинами. [3]

 

 

 

 

Это различия в масштабах национальных хозяйств, наделенности природными ресурсами, в подходах к осуществлению стратегий развития, в условиях международной торговли, в демографической ситуации, бремени внешней задолженности. НИС развивались разными путями, используя различные модули развития. Высокие темпы роста достигались за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда.

         В зависимости от уровня экономического развития развивающиеся страны делятся три категории:

- в группу стран с высокими  доходами на душу населения, характерными  для промышленно развитых стран, входят Кувейт, Объединенные Арабские  Эмираты, Сингапур;

- в группу стран со средними  показателями ВВП на душу населения  входят в основном страны –  нефте-экспортеры и новые индустриальные страны (к ним относят страны, где доля обрабатывающей промышленности не менее 20%). НИС имеют уровень ВВП на душу населения, соответствующий таким странам как ЮАР, Греция, Португалия. Вхождение этих стран в промежуточную зону сохраняет целостность мировой хозяйственной системы;

- третью группу в развивающемся  мире образуют бедные страны (меньше 750 долл.). В эту подсистему входят  страны Тропической Африки, около 10 стран из Южной Азии и Индокитая, а также Гаити, Никарагуа, Гондурас, Гайяна из Латинской Америки.

Особенность социально-экономического развития Третьего мира состоит в том, что число бедных стран за 70-80 годы не сократилось, а возросло примерно в два раза. Среди них ООН выделяет 48 наименее развитых стран. В основном это произошло в связи с ухудшением внешних факторов развития, с ростом их зависимости от экспорта сырьевых товаров.

 

 

 

 

2.2. Региональные различия.

 

Изменения в темпах индустриализации вызвали разноплановую динамику экономического роста различных регионов развивающегося мира, что привело к изменению их положения в данной подсистеме и в мировом хозяйстве в целом. В 80-е годы значительно усилили свои позиции Восточная и Южная Азия, главным образом в результате быстрого экономического подъема восточно-азиатских стран. Сократилась в мировом производстве доля Западной Азии. Однако, несмотря на понижение доли стран Западной Азии, азиатские государства в целом за годы независимости значительно упрочили свои позиции в мировом хозяйстве. Если в 1960 г. на них приходился 1% ВМП, то в 1997 г. — 13,6% (23,1% ВМП по покупательной способности валют). Позиции Латинской Америки ослабли. [10]

Важные изменения произошли в положении отдельных стран. В 1996 г. три из десяти крупнейших экономик мира относились к развивающимся странам — КНР, Индия, Бразилия. Объем их ВВП, подсчитанный на основе паритета покупательной способности валют, был выше, чем у Канады. По этим подсчетам КНР вышла на второе место в мире, уступая только США. Изменение экономического положения отдельных регионов и стран определяется многими факторами. Это различия в масштабах национального хозяйства, нацеленности минеральными ресурсами, в подходах к осуществлению стратегий развития, в условиях международной торговли, в демографической ситуации, бремени внешней задолженности. НИС развивались разными путями, используя различные модели развития. Высокие темпы роста достигались за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда. Эти функции роста осуществлялись при сочетании рыночных инициатив, государственного регулирования и предпринимательства.

 

 

Опыт восточно-азиатских стран показал, что правительственные бюрократы могут размещать ресурсы столь же эффективно, как и частные рынки.

Таиланд, Тайвань, Южная Корея выступали опорными пунктами в борьбе против социализма. Практически во всех этих странах существовали диктаторские или близкие к ним режимы. В силу этих факторов они оказались в сфере особых экономических интересов западных держав, прежде всего США и Японии. На долю этой группы стран приходилась почти половина финансовых ресурсов, направлявшихся западными странами Третьему миру.

Различия в уровне экономического развития стали драматическими среди различных групп стран и регионов. Если в промышленно развитых странах Запада различия в уровнях дохода на душу населения сократились за последние полвека, то на периферии мирового хозяйства увеличились. Дифференциация хозяйственного развития привела к эрозии политического единства развивающихся стран.

Ряд стран во второй половине XX столетия достигал темпов экономического развития, не имеющих аналогов для соответствующей стадии хозяйственного развития: Бразилия, КНР, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Индия. Это привело к большому разнообразию хозяйственного развития стран мировой периферии в 1960—1990 гг. — от -2,7% в год до +6,9% прироста ВВП на душу населения. Одни страны добились взрывного роста, другие — переживали резкий упадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Основные направления и особенности  латиноамериканской интеграции.

 

     Активные центры интеграции в развивающемся мире - это Латинская Америка, Африка, Ближний Восток и страны Азии. Интеграция на этом уровне - это инструмент ослабления трудностей.

Интеграция начала активно развиваться в 50-60-годы. В 50-е годы в Латинской Америке возникла теория периферийной экономики. Глава этой школы - Рауль Пребеш - доказывал, что отсталая экономика эксплуатируется промышленно развитыми странами через механизм цен. Отсюда вытекает важнейший аспект политики развивающихся стран - добиться индустриализации, при этом индустриализация должна проводиться в первую очередь в отраслях, способных заменить импорт импортозамещение. Большая роль уделялась региональной интеграции.

С ее помощью предполагалось добиться следующих результатов 1. за счет регионального замещения импорта сократить зависимость от политики развитых стран, и как следствие, в меньшей степени участво - вать в неэквивалентном обмене 2. преодолеть узость национальных рынков и расширить рыночный простор до оптимальных размеров 3. обеспечить преимущество количественного протекционизма 4. увеличить инвестиционные возможности индустрии за счет привлече- ния иностранного капитала расширение регионального рынка резко повысит заинтересованность ТНК в капиталовложениях в Латинскую Америку возможность координации инвестиционной политики в региональном масштабе на основе объединения финансовых средств государств региона, за счет создания перераспредилительно- компенсационных механизмов и т. д 5. региональная интеграция способствует снижению напряженности платежного баланса и таким образом вела бы к ослаблению проблемы внешней задолженности 6. осуществить совместное планирование индустриализации на основе взаимодополняющих экономических комплексов.

Информация о работе Сравнительная характеристика трех развивающихся стран