Сравнительный анализ безработицы США, ЕС, России и Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

Среди международных норм в области занятости и защиты от безработицы можно выделить один из основополагающих нормативных актов - Конвенцию МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) в которой провозглашена цель, к которой должны стремиться все государства мира - полная, продуктивная и свободно избранная занятость. По определению данной конвенции решение проблемы занятости должно быть основной целью политики правительства.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие занятости и ее экономическая природа. . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Сравнительный анализ безработицы США, ЕС, России и Китая. . . 6
2.1. Проблемы безработицы в США и ЕС в условиях кризиса. . . . . . . 6
2.2. Проблемы занятости в Китае . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.3. Современное состояние безработицы в России. . . . . . . . . . . . . . . . 11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Файлы: 1 файл

Проблемы занятости в мировой экономике.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

1. Понятие занятости и ее экономическая  природа. . . . . . . . . . . . . . . . 4

2. Сравнительный анализ безработицы  США, ЕС, России и Китая. . .  6

2.1. Проблемы безработицы в США  и ЕС в условиях кризиса. . . . . . . 6 

2.2. Проблемы занятости в Китае . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.3. Современное состояние безработицы в России. . . . . . . . . . . . . . . . 11

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема занятости и безработицы - одна из главных на сегодняшний день во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, и, прежде всего такие факторы как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции. Сегодня, в условиях глобализации, вопрос занятости и безработицы является проблемой номер один для всего мира.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

Среди международных норм в области занятости и защиты от безработицы можно выделить один из основополагающих нормативных актов - Конвенцию МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) в которой провозглашена цель, к которой должны стремиться все государства мира - полная, продуктивная и свободно избранная занятость. По определению данной конвенции решение проблемы занятости должно быть основной целью политики правительства.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

 

 

 

  1. Понятие занятости и её экономическая природа.

 

Занятость, как известно, является одним из важнейших макроэкономических показателей. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом. Занятость как социально-экономическое явление можно определить следующим образом: занятость общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).  
Каждому этапу развития экономики, качественно отличному от предшествующих, соответствует определенная модель (концепция) занятости, поскольку ее характеристики раскрывают сущностные процессы функционирования общества.

Концепция занятости это система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости на определенном этапе социально-экономического развития общества. Во главу угла такого концептуального понимания ставится формирование занятости с учетом объективных процессов ее развития, характерных для социального рыночного типа государства, и не ограничивается реальными возможностями достижения поставленных целей в тот или иной конкретный период времени. Занятость в народном хозяйстве уже не является практически единственной сферой общественно полезной деятельности, каковой она стала, когда всеобщность труда была закреплена как правовая обязанность. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер общественно полезной занятости, как и учеба, домашнее хозяйство, воспитание детей и т.д. Причина пресечения добровольной занятости может быть одна незаконный источник средств существования.Принцип исключительного права распоряжаться своими способностями к труду предполагает и право человека работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Каждый самостоятельно может выбрать для себя удобные режимы труда и занятости. Вне зависимости от пола, возраста, национальности и каких-то иных признаков всем доступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Не менее важным является право неограниченного выбора профессии и сферы труда в одном из секторов экономики, различающихся формой собственности (включая сферу индивидуального труда). Когда речь идет об исключительном праве выбора, неправомерно отождествлять это право с обязательством общества удовлетворить потребности каждого в том или ином виде занятости или профессии. Роль общества заключается в создании для всех равных правовых условий для реализации своих способностей. Например, если человек хочет стать предпринимателем, то общество должно создать ему для этого правовые условия, но станет ли он им, будет зависеть от личных качеств претендента.

Отсюда вытекает второй принцип занятости ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд. В основу политики занятости положены отказ от жесткой регламентации форм и режимов занятости, вынужденной обязательности труда в общественной сфере и содействие раскрытию интересов и потребностей человека через свободу и добровольность выбора любой сферы общественно полезной деятельности.

Создание государством условий для реализации права на труд по принципу содействия занятости состоит в корректировке косвенными методами экономического поведения экономически свободных участников общественного производства. Причем меры косвенного воздействия государства на занятость основываются на преобладании поощрительных, стимулирующих мер, в его арсенале не должно быть средств, нарушающих экономические и социальные права и свободы трудящихся, предпринимателей, территорий. Принцип содействия занятости имеет несколько аспектов. Наряду с раскрытием самого воздействия на занятость, в основе которого лежит косвенное регулирование процессов формирования занятости в желаемом направлении, принцип содействия заключается также в активном и заинтересованном участии субъектов социально-трудовых отношений в выработке направлений развития занятости и ее регулирования: наемных работников в лице своих профсоюзов, работодателей, объединенных в различные ассоциации и союзы и правительства.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

 

2. Сравнительный анализ безработицы США,

Евросоюзе, России и Китая

2.1 Проблема безработицы  в США и Евросоюзе в условиях  кризиса

 В последнее время проблема  безработицы резко обострилась в странах ЕС вследствие беспрецедентности современного кризиса глобальных финансовых рынков и текущего глобального спада производства. После нескольких лет относительно высокого экономического роста и создания рабочих мест (накануне кризиса в ЕС в 2005-2008 годах было создано дополнительно 9,7 млн. новых рабочих мест) безработица вновь стала одним из самых серьезных вызовов для европейцев и заняла одно из главных мест в брюссельской повестке дня. Это было обусловлено тем, что по расчетам рабочих органов ЕС, выполненным в конце 2009-го, Европа может потерять более 7 млн. рабочих мест в течение 2009-2010 годов, а уровень безработицы к 2010-му превысит 10%, несмотря на все принимаемые меры по обузданию роста безработицы посредством сокращения продолжительности рабочего времени или расширения временного использования частично занятых работников. Поскольку рынки рабочей силы реагируют на изменение экономических условий с определенным временным отставанием, положение с занятостью трудящихся может продолжать ухудшаться в некоторых странах ЕС даже после того, как европейское хозяйство станет на путь выздоровления и восстановления. Особую тревогу прогрессивной европейской общественности и массовых движений с момента начала  финансово-экономического кризиса вызывает сложное положение молодежи на рынке труда. Это объясняется тем, что молодежная безработица (в возрасте от 15 до 24 лет) в 2008 году хотя и оставалась фактически на уровне предыдущего года, но составляла 15,4% и почти вдвое превышала уровень безработицы среди взрослых (25-54 года). В ряде стран ЕС проблема молодежной безработицы внушает с каждым годом все большую озабоченность, особенно в тех, где этот индикатор достиг или превышает 20%. К таким странам относятся Испания, Греция, Италия и Швеция, где практически каждый пятый молодой человек лишен возможности реализовать свое право на труд, с которым связано "право каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни", как это зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека. Необходимо отметить, что уровень безработицы в ЕС менее драматичный по сравнению с эпицентром современного глобального финансово-экономического кризиса — США. К августу 2009 года уровень безработицы в ЕС вырос на 2,1% за последние 12 месяцев, а в Соединенных Штатах — на 3,5%. В США больший упор делался на сокращение численности персонала под предлогом ее "оптимизации", в странах ЕС — на уменьшение продолжительности рабочего времени. Например, к маю 2009 года в Германии около 1,5 млн. рабочих работали по схеме сокращенного рабочего дня. Тем не менее, безработица остается серьезной европейской проблемой в кризисные годы. В период кризиса занятость населения находиться на самом низком уровне с 1948 года. Прогноз  не вселяет оптимизма и в отношении будущего трудовой Америке. Так же  необходимо отметить, что положение рабочего класса в Западной Европе несколько лучше по сравнению с США благодаря более высокому уровню сопротивления профсоюзного движения политике перекладывания всей тяжести кризиса на плечи трудового народа. Практически весь европейский инструментарий борьбы с безработицей сводится к использованию четырех видов гибкости, которая стала волшебным словом в среде сторонников неолиберальных моделей капитализма. Речь идет о гибкости численности, функциональной гибкости, временной гибкости и гибкости заработной платы. Гибкость численности занятых означает способность фирмы менять количество занятых и тип занятости (например, использовать на производстве схему частичной занятости). Функциональная гибкость представляет собой одну из форм адаптации фирмы к изменениям рыночной конъюнктуры и заключается в способности фирмы изменять функциональные обязанности, время работы (например, при падении производства можно уменьшить количество рабочих часов или переквалифицировать работников за счет фирмы). Временная гибкость — это гибкость рабочего времени (способность фирмы варьировать часы работы так, что бы они со ответствовали требованиям производства или технологического цикла). Гибкость заработной платы означает способность заработной платы реагировать на изменения спроса или предложения труда на рынке (например, в результате применения мер государственного регулирования).   Вполне понятно, что все четыре названных вида гибкости преследуют одну и ту же цель — минимизировать потери бизнеса в новых (неолиберальных) условиях за счет экономии на издержках труда и усиления эксплуатации рабочего класса. Но, как показывает нынешняя практика капиталистического хозяйствования и накопления, они обладают весьма ограниченными возможностями в преодолении безработицы в период депрессии и подводят итоговую черту под "золотым веком" фордизма, основные гарантии которого (например, законодательство в области защиты занятости, социального обеспечения, индустриальных отношений) рассматриваются сегодня не иначе как институциональная основа "евросклероза", который поразил европейские рынки рабочей силы и лишил их способности реабсорбировать безработицу, созданную вследствие в основном общих шоков, начиная с повышения цен на нефть и заканчивая снижением роста производительности труда. По последним данным Статистического управления ЕС (Евростат), безработица с учетом сезонных колебаний выросла в 16 странах еврозоны с 9,9% в январе 2010-го до 10% в феврале 2010 года. В феврале 2009 года этот показатель находился на уровне 8,3%. В целом в ЕС безработица в феврале 2010 года составила 9,6%. Это на 1,3% больше, чем по итогам февраля 2009-го. Численность безработных в ЕС превышает 23 млн. чел., из них в еврозоне — 15,7 млн. чел.

 

2.2 Проблема занятости  в Китае

Проблемы в сфере занятости в современном Китае отличаются рядом уникальных специфических черт и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Нельзя сводить все кризисные явления в данной области к одной лишь безработице, хотя, несомненно, именно этот аспект затрагивает наибольшее количество населения. Несмотря на то, что безработица, а следовательно, и высокая конкуренция на рынке труда, обеспечивает Китаю одно из важнейших его экономических преимуществ — низкие цены на выпускаемую продукцию из-за крайней дешевизны рабочей силы, ситуация в социальной сфере от этого постоянно ухудшается, наращивая потенциал для взрывов социального недовольства. Что касается проблем с трудоустройством, то ситуация в данном случае, двояка. С одной стороны, официальная статистика успокаивает. В 2009 году коэффициент зарегистрированной безработицы составил всего 4%  (около 30 млн человек), сократившись по сравнению с предыдущим годом на 0,1%. Тем не менее, данная цифра является чересчур оптимистической, так как далеко не все безработные китайцы регистрируются в государственных органах в качестве нетрудоустроенного населения. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао говорит о цифре в 4,5%  (около 35 млн человек), хотя, в целом, разница невелика и даже эти 0,5% никоим образом не отражают реальную картину в сфере занятости. Кроме того, большинство исследователей сходится на том, что статистические данные, характеризующие ситуацию в сфере трудоустройства, говорят лишь о состоянии проблемы среди городского населения Китая. Так, количество занятого населения составило 769,9 млн человек, из которых 38,1% являются лицами, работающими в городах, а 61,9% - сельские труженики (см. рисунок 1). По данным некоторых зарубежных авторов, на сегодняшний день безработица в городах достигла 30 млн человек. 

С другой стороны, те же официальные власти бьют тревогу. Министр труда и социального обеспечения КНР Тянь Чэнпин заявил, что в 2011 году 24 млн претендентов на рабочие места правительство сможет обеспечить занятостью лишь наполовину. Министр подчеркнул, что ситуация в сфере безработицы крайне серьезна и в ближайшие годы «спрос на рабочие места будет только возрастать» . Таким образом, проблема гораздо острее, чем представляется по прочтении отчетов.

Оборотной стороной проблем в области трудоустройства в КНР является острый дефицит квалифицированных кадров, способных претворить в жизнь планы руководства страны по переходу Китая на качественно новый уровень практически во всех сферах жизни. Удельный вес высококвалифицированных рабочий не достигает 4%, а удельный вес рабочих с начальной квалификацией составляет примерно 80% . Данные проблемы затрагивают почти все направления экономического развития КНР: от перехода на производство высокотехнологичной продукции до формирования новой финансовой системы и т.д. Как и в предыдущем случае, подвижки в данной области происходят крайне медленно. Решение указанного вопроса неминуемо  должно сопровождаться модернизацией системы образования (и не только высшего), изменением ключевых принципов китайского менеджмента (в рамках которого практикуется довольно-таки авторитарный стиль руководства, а инициатива от подчиненных, как и мероприятия по повышению их квалификации, явление редкое), а также созданием соответствующей инфраструктуры, способствующей практической реализации знаний, умений и творческой деятельности данного квалифицированного персонала.

Еще одним важным явлением, характеризующим кризисные явления в сфере трудоустройства, является структура занятости в КНР. Сочетание т.н. «трех индустрий» в структуре китайской занятости демонстрирует, что в отличие от государств с развитой экономикой, в Китае в настоящее время все еще является преимущественно аграрной страной. В 2007 году количество населения, занятого в сфере «первой индустрии»  составила 314,44 млн человек, что составляет 40,8% от общего числа трудоустроенных граждан Китая. Количество занятых в сфере «второй индустрии»  достигло 206,29 млн человек, составив, соответственно, 26,8% от общего числа занятых. Количество населения, занятого в сфере «третьей индустрии»  составило 249,17 млн чел., что составляет 32,4% от общего числа трудоустроенных

 

2.3 Современное состояние  безработицы в России

В XXI веке развитие экономики целиком связано с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа научно-технического прогресса, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.

На современном этапе развития экономики Россия встала на путь реформ и преобразований. Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда. В 1992г., впервые после 1930 года, возобновился учет безработных. В России были зарегистрированы первые сотни тысяч безработных, а именно около 0,5млн. человек (при фактической безработице в 3,9 млн. человек). Появление безработных, а вместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным с осуществляемым в настоящее время переходом к рыночной экономике.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни в стране проявилось много факторов, влияющих на рынок рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказалось на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствовало возникновению локальных очагов безработицы. Результатом этого стал рост безработицы с 3,9млн. чел. в 1992г. до 7 млн. чел. в 2000г.

Информация о работе Сравнительный анализ безработицы США, ЕС, России и Китая