Сравнительный анализ пенсионного обеспечения в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:23, реферат

Описание работы

Пенсионная система как социальный институт зародилась довольно давно. Уже в Римской Империи для легионеров были предусмотрены возможности обеспечения их благополучной старости – за счет передаваемого во владение каждому легионеру надела захваченной в результате войн земли. Историю пенсионной системы принято отсчитывать с XVIII – XIX веков. В то время шел переход от государственного обеспечения отдельных малочисленных категорий государственных служащих к пенсионным механизмам, охватывающим всех граждан страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3-5
ГЛАВА I. Пенсионное обеспечение за рубежом ……………………6-13
ГЛАВА II. Пенсионное обеспечение Российской Федерации…….14-18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………19-21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….22

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 101.68 Кб (Скачать файл)

Несколько иные принципы построения пенсионной модели в Великобритании. Как и в других западноевропейских странах, она сформирована из трех уровней. Граждане пенсионного возраста могут  получать базовую государственную  пенсию, государственную пенсию за выслугу лети и негосударственную пенсию. В отличие от немецкой пенсионной модели, в Великобритании базовая государственная пенсия не зависит ни от производственного стажа, ни от уровня заработной платы граждан во время трудовой деятельности. Ее получают все без исключения пенсионеры. Размер базовой государственной пенсии составляет примерно 10% от доходов работников перед выходом на пенсию.

Государственные пенсии за выслугу лет весьма существенно  превышают базовые. Они дифференцированы, их уровень завит от стажа работы и размера заработной платы граждан. Именно они формируются по принципу накопительного пенсионного страхования.

Очень популярным становится негосударственное накопительное  пенсионное страхование, позволяющее  гражданам получать довольно высокие  пенсии, размер которых зависит от величины уплаченных страховых пенсионных взносов в частные пенсионные фонды. Пенсионные активы во время трудовой деятельности участников данных финансовых институтов инвестируются в национальную экономику и обеспечивают им значительные дивиденды, выплачиваемые по достижению пенсионного возраста. Развитие третьего уровня пенсионной системы Великобритании способствовало уменьшению финансовой нагрузки на государственные финансовые институты в данной сфере. Примерно 70% пенсий, выплачиваемых в Великобритании, приходятся на негосударственные пенсионные фонды. Их участниками являются около 50% всего трудоспособного населения Британских островов.

Важной характеристикой  накопительных пенсионных программ западноевропейских стран является то, что их активы — существенный финансовый источник долгосрочных инвестиций в национальные экономики. С целью  сохранения и приумножения этих активов  их привлекают к участию в эффективном  функционировании мирового финансового  рынка. По оценкам экспертов, в число  одиннадцати крупнейших пенсионных рынков мира входят и страны Западной Европы: Франция, Германия, Ирландия, Нидерланды, Великобритания, Швейцария. Кроме них к Большой Одиннадцатке относятся такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Австралия, Канада, Гонконг. Пенсионные активы указанных стран составляют свыше 85% всех пенсионных активов мира. Среди западноевропейских государств наибольший объем пенсионных активов принадлежит Великобритании — 9% общей суммы пенсионных активов мира. Это третий показатель после США и Японии. [5]

 

 

2010 год

 

 

 

 

 

Глава II. Пенсионное обеспечение Российской Федерации.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (далее государственная пенсия) - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению выплачиваются за счет средств федерального бюджета. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению представляются вне системы обязательного пенсионного страхования. Право на эти пенсии возникает не от того, что в период работы или другой деятельности специально на цели пенсионного обеспечения за соответствующего гражданина отчислялись обязательные страховые взносы (единый социальный взнос), а в силу других обстоятельств, определенных в Федеральном законе «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ.

Условия назначения и размеры государственных пенсий регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане;

6) члены семей вышеназванных граждан, имеющие право на пенсию в случаях, предусмотренных законом.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

– пенсия за выслугу лет;

– пенсия по старости;

– пенсия по инвалидности;

– социальная пенсия.

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается  одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению  производится за счет средств федерального бюджета.

Срок, на который назначается  пенсия (в том числе при изменении  ее размера), зависит от вида пенсии:

– пенсия за выслугу лет и пенсия по старости назначаются пожизненно;

– пенсия по инвалидности назначается на срок, на который определена инвалидность;

– пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным. [1]

В России отчисления от зарплаты на пенсию: 20% — на страховую часть , 2% — на обязательную накопительную часть (можно перевести в НПФ): всё от работодателя. Рождённые до 1967 г. все 22% перечисляют на страховую часть. Возраст выхода на пенсию: 60 лет — для мужчин; 55 лет — для женщин (средняя продолжительность жизни — 66 лет); необходимый стаж — 25 и 20 лет соответственно, минимум — 5 лет. Государственная пенсия при среднем заработке: 318 долл./мес. (9 982тыс. руб.) Накопительную часть, которую 85% граждан РФ хранят в государственном фонде, пока получить нельзя, потому что не приняты нужные законы. Если перевести её в НПФ, её можно будет получать ежемесячными платежами после выхода на пенсию. Необязательные дополнительные пенсии: имеют меньше 4% россиян, в НПФ или управляющую компанию переводят до 2% от зарплаты. Есть программа государственного софинансирования добровольных пенсионных отчислений (на каждую перечисленную 1 тыс. руб. государство добавляет 1 тыс. руб., но не более 12 тыс. руб. в год), но в ней участвуют всего 3% россиян. [2]

В настоящее время считают, что пенсионная система в РФ станет стабильной, если в стране будет  увеличен стандартный пенсионный возраст. В России в среднем женщины  находятся на пенсии 23 года, а мужчины  – всего 13 лет. Увеличить возраст как для женщин так и для мужчин хотят до 63 лет, что позволит уже к 2025 г. снизить число пенсионеров в стране с 36 до 30 млн. человек.

Гражданин, отработавший 30 лет, имевший средний заработок, получит только государственную пенсию — около 11 тыс. руб./мес. (низкий уровень зарплат не позволяет делать накопления) — 35% от последнего заработка.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой  и накопительной.

В 2012 году проиндексированы размеры  трудовых пенсий: с 1.02.2012 года трудовые пенсии выросли на 7%, а с 1.04.2012 года трудовые пенсии выросли на 3,14%, социальные пенсии – на 14,1%. [2]

 

Средний размер пенсии

Увеличение среднего размера  пенсии с 1.04.2012

до 1.04.2012

после перерасчета с 1.04.2012

Получатели трудовых пенсий

9 093

9 414

321

В том числе:

  • по старости

9 482

9 817

335

  • по инвалидности

5 869

6 069

200

  • по случаю потери кормильца

5 697

5 892

195

Получатели социальных пенсий

5 204

5 938

734

Получатели пенсии по инвалидности из числа военнослужащих

7 833

8 937

1 104

Получатели пенсии по случаю потери кормильца - военнослужащего

6 603

7 534

931

Получатели двух пенсий

Инвалиды вследствие военной  травмы

21 552

23 273

1 721

Участники Великой Отечественной  войны

22 021

23 683

1 662

Вдовы погибших военнослужащих

16 106

17 366

1 260

Инвалиды, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

16 870

17 984

1 114




 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев пенсионное обеспечение  России и западноевропейских стран, можно, наконец, сказать, в чем же различие.

Социально-экономические  реформы в России осуществляются в условиях становления открытого  общества, расширения мировой интеграции, усиления влияния международного права  на национальные правовые системы. Успехи в реализации социальных программ в  таких странах, как Швеция, США, Великобритания и др., широко известны и не могут  не вызывать желания заимствовать модели обеспечения достойного уровня и  качества жизни населения. Конечно, механически экстраполировать их на российскую почву невозможно и нецелесообразно. Вместе с тем представляется вполне реальным воспринять общие ориентиры  и некоторые методы осуществления  социальной политики.

Прежде всего это можно отнести к такой важнейшей сфере, как пенсионное обеспечение, тем более, что и Россия, и страны с развитой рыночной экономикой сталкиваются здесь с аналогичными проблемами. На первое место можно было бы поставить так называемый "конфликт поколений". По данным Международного бюро труда, в настоящее время в странах - членах Европейского союза насчитывается почти 100 млн. лиц пожилого возраста, в то время как общая численность населения равняется 321 млн. человек. Удельный вес лиц старше 60 лет - около 20% общей численности населения. По прогнозам, к 2025 г. число лиц старше 65 лет увеличится на 21 млн. человек, а численность потенциально активного населения сократится более чем на 15 млн. В России это соотношение выглядит следующим образом: на каждую тысячу человек трудоспособного возраста приходится более 350 лиц пенсионного возраста. В этих условиях постановка вопроса о повышении пенсионного возраста, на первый взгляд, кажется закономерной. Одним из аргументов в пользу такого решения является ссылка на западный опыт. Действительно, в странах с развитой рыночной экономикой общие границы возрастного ценза гораздо выше, чем в России, при одновременном достаточно резком колебании в различных государствах. В некоторых странах установлен единый возрастной ценз независимо от пола (в Дании - 67, во Франции - 60, в Германии, Испании, Бельгии - 65 лет). В Великобритании пенсионный возраст составляет 65 лет для мужчин и 60 - для женщин. Пожалуй, только в Италии возрастные цензы очень близки к российским, 57 лет - для женщин и 62 - для мужчин. Интересно отметить, что более значительное увеличение возрастного ценза ожидает те страны, в которых нынешний пенсионный возраст относительно низкий. Так, если во Франции к 2040 г. он повысится до 61 - 62 лет, то в Италии - до 65, но для мужчин это произошло в 2005 г., а для женщин произойдет только в 2016 г.

В государствах с рыночной экономикой получили распространение  четыре вида пенсионных систем: государственная, профессиональная, система личных пенсионных сбережений и система дополнительных производственных пенсий. Государственная  система пенсионного обеспечения  в промышленно развитых странах  тоже основана на принципе перераспределения. Профессиональные и частные пенсионные системы базируются на принципе накопления и обеспечивают индивидуализацию страхования. Наилучшие результаты дает комбинация различных пенсионных систем, позволяющая  учесть их достоинства и сгладить недостатки.

Информация о работе Сравнительный анализ пенсионного обеспечения в России и за рубежом