Сравнительный анализ социально-экономического развития республики Башкортостан и Челябинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время необходимость учета территориального аспекта управления хозяйством является важной основой решения социально - экономических проблем общества. Любая территориальная часть России (будь то административная или экономическая составляющая) характеризуется определенным состоянием природного, ресурсно-сырьевого, хозяйственного потенциалов, организацией производительных сил.

Файлы: 1 файл

Башкирия и Челябинск.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

В рамках прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2008 год и на период до 2010 года определены приоритетные направления деятельности Правительства республики – это  комплексное развитие инвестиционно-инновационного потенциала, повышение конкурентоспособности  и качества продукции, развитие человеческого  капитала, реализация мероприятий приоритетных национальных проектов, создание эффективной  социальной инфраструктуры.

Ключевая особенность  трехлетнего периода развития –  ее переходный характер. Те факторы, на которых базировался рост экономики  последних лет, будут ослабевать. Основными факторами, ограничивающими  экономический рост в среднесрочной  перспективе, являются:

- стабилизация мировых  цен на нефть и металлы в  условиях ограниченных возможностей  по наращиванию физических объемов  экспорта сырьевых товаров; 

- наличие производственных  инфраструктурных ограничений долгосрочного  экономического роста; 

- усиление конкуренции  как на внутреннем, так и на  внешнем рынках; сокращение ценовых  конкурентных преимуществ продукции  и услуг;

- сокращение численности  населения трудоспособного возраста, наметившийся дефицит квалифицированных  рабочих и инженерных кадров.

Действие всех этих факторов в совокупности формирует тенденциюзамедления  экономического роста в прогнозном периоде. В этих условиях предусматривается  активизация факторов инновационного развития, предпосылки которых были созданы в последние годы. От того, насколько быстро произойдет замещение  факторов роста энерго-сырьевой экономики новыми факторами развития конкурентной инновационной экономики, зависит динамика социально-экономического развития и рост благосостояния граждан, что соответственно отражено в вариантах прогноза.

В рамках первого варианта прогноза ухудшение внешнеэкономических  условий не компенсируется наметившимся улучшением качества экономического роста  и конкурентоспособности бизнеса, что сопровождается замедлением  темпов экономического роста до 105,8% в 2008 году и 105,5% в 2010 году.

В рамках второго варианта прогноза, предусматривающего повышение  эффективности экономики, а также  усиление инвестиционной составляющей экономического роста за счет реализации дополнительных мер, направленных на ускорение  и диверсификацию экономики, повышение  неценовой конкурентоспособности  экономики и активизацию структурных  сдвигов в сторону высокотехнологичного и информационного секторов, темпы  роста валового регионального продукта в 2008 году составят 107,2%, в 2010 году – 106,9%.

В 2006 году принята «Концепция реализации государственной национальной политики в Челябинской области  на 2007–2010 годы», по которой развивается  область.

Челябинская область –  один из многонациональных субъектов  Российской Федерации, который исторически  сложился как сообщество разных народов, культур и вероисповеданий. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Челябинской области проживают 3 млн. 603 тыс. человек, представляющих 120 национальностей и 13 этнических групп.

Основой, формирующей государственность  Российской Федерации, является наличие  общего для всех народов понимания  того, что ее процветание может  быть обеспечено только при соблюдении принципа «единства в многообразии», предполагающего равенство прав всех народов независимо от их национальной, конфессиональной и расовой принадлежности. Современный этап межнациональных  отношений в Челябинской области  характеризуется следующими особенностями:

1) стремление народов,  проживающих в Челябинской области,  к сохранению и развитию национальной  самобытности;

2) процесс глобализации, усиливающий ориентацию народов,  проживающих в Челябинской области,  на мировые и национальные  ценности и культуры;

3) возрастающая самостоятельность  Челябинской области как субъекта  Российской Федерации в условиях  развития федерализма, упрочение  общероссийской государственности; 

4) объективная потребность  в проведении социально-экономических  реформ и различные степени  готовности и участия в них  народов, проживающих в Челябинской  области, обусловленные их исторической  и национально-культурной спецификой.

На развитие национальных отношений в Челябинской области  существенное влияние оказывает  наследие исторического прошлого, в  котором заложены позитивный опыт и  традиции сотрудничества и дружбы народов, проживающих в Челябинской области, которые обеспечили прогресс, достигнутый  Челябинской областью в XX веке в  национально-государственном строительстве, экономике, культуре, науке, образовании. Наряду с достижениями в сфере  национальных отношений в Челябинской  области, которые существовали в  советский период, в эти годы органами государственной власти проводился курс на унификацию национально-культурных ценностей, который заложил основу многих существующих противоречий и проблем. После распада СССР Челябинская область становится пограничной территорией, которой приходится решать проблемы миграции населения из стран ближайшего и дальнего зарубежья. Все это в настоящее время влияет на развитие национальных отношений в Челябинской области. Проблемами в сфере национальных отношений в Челябинской области, требующими решений на современном этапе, являются:

1) развитие и совершенствование  федеративных отношений, обеспечивающих  гармоничное сочетание самостоятельности  Челябинской области как субъекта  Российской Федерации и целостности  Российской Федерации, способствующих  укреплению гражданского общества, национальному развитию и сотрудничеству  народов;

2) совершенствование законодательной  базы в сфере государственной  национальной политики, обеспечение  политической, правовой и социальной  защищенности народов, проживающих  в Челябинской области, независимо  от национальной и конфессиональной  принадлежности, обеспечение их  равноправия;

3) развитие национальных  культур и языков народов, проживающих  в Челябинской области, укрепление  их духовно-нравственной общности;

4) сохранение и развитие  традиционной среды обитания  народов, проживающих в Челябинской  области, этноэкологической системы,  улучшение социально-демографический  ситуации;

5) укрепление всестороннего  развития и сотрудничества народов,  проживающих в Челябинской области,  формирование высокой культуры  национального общения;

6) устранение недоверия  в отношениях между народами, проживающими в Челябинской области,  шовинистических и националистических  настроений в обществе, предупреждение  любых проявлений национального экстремизма, создающих угрозу национальной безопасности.

Реализация государственной  национальной политики должна носить всеобъемлющий, стратегический характер, гарантировать надежные перспективы  для равноправного развития и  всестороннего сотрудничества народов, проживающих в Челябинской области. Чрезвычайно важное значение в связи  с этим приобретает единство позиций  органов государственной власти Челябинской области и органов  местного самоуправления муниципальных  образований Челябинской области, различных политических, общественных движений и организаций. Приоритетными  направлениями реализации государственной  национальной политики в социально-экономической  сфере являются:

1) улучшение социально-экономического  положения народов, проживающих  в Челябинской области, удовлетворение  их национальных потребностей  и интересов, сохранение самобытности, развитие народного творчества, ремесел;

2) оказание поддержки  организациям, осуществляющим издание  словарей, энциклопедий, фольклорных  текстов, научных монографий о  народах, проживающих в Челябинской  области;

3) предоставление грантов  для научных исследований, направленных  на изучение культурного достояния  народов, проживающих в Челябинской  области, взаимодействия между  этнокультурными и языковыми  общностями.

Приоритетными направлениями  реализации государственной национальной политики в сфере культуры и образования  являются:

1) осуществление мер по  формированию и развитию информационного  пространства в Челябинской области  с учетом ее многонационального  состава, использованию возможностей  средств массовой информации  для демонстрации достижений  представителей народов, проживающих  в Челябинской области;

2) содействие созданию  национально-культурных центров,  домов дружбы народов и поддержка  их деятельности;

3) осуществление подготовки  и переподготовки государственных  гражданских служащих Челябинской  области, участвующих в реализации  государственной национальной политики;

4) содействие разработке  приоритетных научных направлений  исследования проблем в сфере  национальных отношений;

5) организация системного  мониторинга национальных отношений,  этнополитической и религиозной  ситуаций, содержания гуманитарного  образования на предмет соответствия  задачам консолидации народов,  проживающих в Челябинской области.

 

Заключение

 

При всем разнообразии природных  и иных условий на территории любого современного федеративного государства  его реальная целостность, политическая и социальная стабильность поддерживаются определенным региональным единством  комплекса социальных благ и способностью хозяйства каждого из регионов обеспечивать этот комплекс. Чрезмерная дифференциация, как, впрочем, и унылая региональная нивелировка не могут являться целью  политики государства. В действительности всегда одни регионы в определенный период характеризуются более высокими, другие – более низкими социальными  и экономическими стандартами. Сложившееся  межрегиональное соотношение не является застывшим и может меняться под воздействием сложной гаммы  внешних и внутренних обстоятельств.

Что касается России, то возможности  межрегионального перераспределения  ресурсов для целей поддержки  проблемных регионов здесь быстро сужаются. Одновременно готовность в целом  очень бедного общества помогать еще более нищим территориям  без каких-либо гарантий инициативы не вызывает и является проблематичной.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Гапоненко А.Л., Дульщикова Ю.С. «Региональная экономика и упраление»: учебник. – М.: Изд-во РАГС, 2006;
  2. Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития. – М.: Финансы и статистика, 2004;
  3. Введение в экономическую географию и региональную экономику России (часть 2): Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Глушковой В.Г., доц. Винокурова А.А.- М.: Владос Пресс, 2007;
  4. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. – М.: Финансы и статистика,2009;
  5. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007;
  6. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2006;
  7. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос.экон. акад., 2004;
  8. Регионы России: справочник)/ Под ред.Чепалыга А.Л. и Г.И. – М.: «Дашков и К», 2008;
  9. Российский статистический ежегодник. Социально-экономические показатели субъектов РФ. 2003 / Госкомстат РФ. – М.2009;
  10. http://www/arenstat.gks.ry;
  11. http://www/bashstat.ru;
  12. http://www/minfinrb/bash.ru;
  13. http://www/minregion.ru;
  14. http://www/orenburg-gov.ru.

Размещено на Allbest.ru

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ социально-экономического развития республики Башкортостан и Челябинской области