Среднее профессиональное образование в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:50, сочинение

Описание работы

Я хочу рассказать о среднем профессиональном образование в нашем регионе, которое направлено на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для всех отраслей экономики. Система среднего профессионального образования относительно экономики выполняет функцию неотъемлемого компонента, без которого экономика не может существовать. Среднее профессиональное образование можно получить в таких учебных заведениях как: техникум, колледж, а также в вузе, если вуз проводит обучение по программам СПО. На начало 2010/2011 учебного года количество учреждений начального и среднего профессионального образования в Республике Татарстан

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 18.12 Кб (Скачать файл)

 

                               Эссе

                                  на тему:

 Среднее профессиональное  образование  в регионе

 

 

                             

 

 

                            

 

 

Я хочу рассказать о среднем  профессиональном образование  в  нашем регионе,  которое направлено на подготовку специалистов-практиков  и работников среднего звена для  всех отраслей экономики. Система среднего профессионального образования  относительно экономики выполняет  функцию неотъемлемого компонента, без которого экономика не может  существовать. Среднее профессиональное образование можно получить в  таких учебных заведениях как: техникум,  колледж, а также в вузе, если вуз  проводит обучение по программам СПО. На начало 2010/2011 учебного года количество учреждений начального и среднего профессионального образования в Республике Татарстан составило 140, из них: учреждений среднего профессионального образования - 87, учреждений начального профессионального образования - 39, негосударственных учреждений среднего профессионального образования - 14. Контингент обучающихся - 70919 человек, из них: в учреждениях среднего профессионального образования - 55962 человека, в негосударственных учреждениях среднего профессионального образования - 3506 человек, в учреждениях начального профессионального образования - 11451 человек.[1] Изменения всех сфер жизни человека в современном мире обусловили модернизацию отечественного образования. Существенное влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывают научно-технический прогресс и преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни. В связи с этим  Совет Федерации одобрил закон о совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений.

Федеральный закон от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием правового  положения государственных (муниципальных) учреждений» (в ред. Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ)  предусматривает  существенные изменения финансового  и имущественного статуса бюджетных  учреждений, в том числе и образовательных  учреждений.[2]  Документ  предлагает разделить все государственные  и муниципальные учреждения на три типа это казенные, бюджетные и автономные. Закон создает условия, существенно усиливающие конкуренцию бюджетных учреждений профессионального образования за: - получение субсидий от государства на госзадание при условии соблюдения требований качества; - получение финансирования из других источников при обучении профессиям, востребованным на рынке труда; - выполнение социально-культурных функций; - реализацию целевых программ подготовки кадров рабочих и специалистов для инновационной экономики. Принцип конкурентоспособности должен существенно сократить возможность бюджетного финансирования однопрофильных образовательных программ в учреждениях СПО, не отвечающих требованиям качества. В первую очередь в тех из них, которые не занимаются вопросами энерго- и ресурсосбережения.

Новые экономические  механизмы финансирования бюджетных учреждений с использованием нормативов позволяют не только оптимизировать бюджетные расходы, но и управлять образовательными учреждениями, ориентируясь на результат (стимулирование увеличения численности обучающихся, повышение количества и качества реализуемых образовательных программ и т. п.). Финансовое обеспечение учреждений начального и среднего профессионального образования, основанного на расчете норматива подушевого финансирования, в условиях ориентации региональных органов власти на повышение эффективности использования бюджетных средств, приобретают особую актуальность.

Важным механизмом бюджетного финансирования образовательных учреждений выступает нормативная величина федерального норматива бюджетного финансирования. Федеральный норматив бюджетного финансирования – нормативная  стоимость реализации государственной  образовательной программы в  течение года по типам и видам  образовательных учреждений в расчете  на одного обучающегося. Размер федерального норматива – минимальная стоимость, обязательная для исполнения бюджетов всех уровней. [3;165]

Эффективность деятельности системы образования Республики Татарстан характеризуется динамикой  изменения следующих показателей:

- введение нормативного  подушевого финансирования;

- как следствие введения  нормативного подушевого финансирования, проведение мероприятий по оптимизации (реструктуризации) сети учреждений образования, в т.ч. децентрализация государственного и муниципального сектора образования, изменение организационно-правового статуса учреждений, усиление их финансовой хозяйственной самостоятельности;

- введение новой системы  оплаты труда.

В Казани и Набережных Челнах уже развита практика нормативно-подушевого финансирования, что является основой для автономных и бюджетных учреждений. Прежде всего, предстоит рассчитать норматив финансирования на одного учащегося в год, свойственный именно этому региону. По завершении переходного периода все образовательные учреждения будут финансироваться только по нормативному подушевому принципу - «средства следуют за учеником».

По моему мнению, вследствие этого многие учебные заведения  СПО находятся в неравном экономическом  положении. Если госзаказ на обучение специалистов небольшой, отсюда идет и  соответствующее финансирование. В  одном учебном заведении госзаказ на 1200 обучающихся, а в другом на  360 и отчего это зависит? Поэтому, чтобы не прекратить свою деятельность,  учебные заведения, находящиеся в менее выгодном экономическом положении вынуждены открывать платные группы. Это конечно отрицательно сказывается на благосостоянии населения региона, желающих обучать своих детей в учреждениях СПО. Но на сегодняшний день уже можно считать общепринятым, что наиболее эффективным является финансирование бюджетной услуги, а не бюджетного учреждения. Необходимость отказа от финансирования учреждений и переход к финансированию бюджетной услуги определенного объема и качества зафиксирована в Республиканской программе региональных финансов.

На первый план выходит  вопрос о более рациональном и  наиболее эффективном использовании  выделяемых средств. В то же время  повышение эффективности их использования  можно достичь только при сочетании  условий с расширением самостоятельности  в распоряжении средствами самого образовательного учреждения. В этом плане подушевое нормативное финансирование имеет хорошие перспективы как формы повышения эффективности государственных бюджетных услуг.

Таким  образом,  я сделала  следующие выводы, что   новая  модель финансирования во все большей  степени становится ведущим инструментом формирования гибкой, динамичной и  ориентированной на выявление наиболее талантливых субъектов системы  образования, которые могут качественно  организовать работу учреждения в современных  условиях. Такая модель основана на объективной, независимой оценке и  высокой степени измеримости  результатов обучения, что является руководящим принципом экономики  знаний. Она включает все атрибуты  рынка: дифференциацию обучаемых по результатам обучения, стимулирование лучших, использование различных  источников возмещения затрат.

И соответствует новой  парадигме профессионального образования  «Работодатель определяет чему учить, образовательное учреждение -  как  учить, абитуриент – где учиться» [5]  ориентацией не на текущий  образовательный процесс, а на его  результат.

Только активное взаимодействие с социумом через механизм социального  партнерства с ведущей ролью  в нем работодателей, может обеспечить формирование социально открытой системы  профессионального образования, способной  адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, структуру  востребуемых профессий, обеспечить высокую педагогическую эффективность профессионального образования.

Список литературы и интернет-ресурсов:

1. tatarstan.ru›about/school.htm

2. См.: СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2291.

3. С.А. Беляков. Лекции  по экономике образования / М. : ГУ-ВШЭ, 2007. - 405 с.

4 С.А. Беляков. Система финансирования образования: анализ эффективности / М.: Технопечать, 2008. - 182 с.

5 Смирнов И.П. Экономическая функция профессионального образования.-М.,2007.- с. 242.


Информация о работе Среднее профессиональное образование в регионе