Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 09:41, курсовая работа
Оказывается, что за 1830-1850 гг. число машиностроительных предприятий в России возросло с 7 до 25 заводов. Вот, например, Гусейнов Р. описывает в своей книге «История экономики России», что именно отмена крепостного права послужила к формированию индустриального этапа.
Вскоре индустриальное производство положило начало к формированию постиндустриального производства, стали развиваться новые технологии, компьютеры, телекоммуникации и многое другое. Очень большие отличия существуют между доиндустриальным, индустриальным и постиндустриальным производством, например, по доминирующему типу ресурсов, методу их использования, технологии, основанной на капитале, труде или знаниях и др.
1. Доиндустриальное производство…………………………………………..
1.1 Сущность и структура доиндустриального производства…………….....
1.2 Развитие сельского хозяйства и ручного труда…………………………..
2. Индустриальное производство……………………………………………...
2.1 Сущность и структура индустриального производства………………….
2.2 Развитие механизированного машинного производства………………...
2.3 Создание высокотехнологических компьютерных технологий и современных телекоммуникаций……………………………………………..
3. Постиндустриальное производство………………………………………...
3.1 Понятие «Новая экономика»………………………………………………
3.2 Постиндустриальное производство в сфере науки, промышленности и услуг…………………………………………………………………………….
3.3 Создание новых технологий………………………………………………
4. Основные отличия между доиндустриальным, индустриальным и постиндустриальным производством…………………………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………..
Начало технического перевооружения текстильной промышленности вызывало настоятельную потребность в машинном производстве. Но в условиях отсталой феодально-крепостнической системы хозяйства создание отечественного машиностроения наталкивалось на объективные, сложно преодолеваемые трудности, связанные с требованием высоких капиталовложений в новую организацию производства, наличием инженерно-технических кадров и квалифицированной рабочей силы. Поэтому новая отрасль промышленности - машиностроение до середины XIX в. находилась в зачаточном состоянии. Изготовление машин и усовершенствованных орудий в этот период производилось на трех типах предприятий: на казенных заводах и мануфактурах, в механических мастерских при крупных частных мануфактурах и фабриках и специализированных механических заводах. Но на всех этих типах предприятий новые машины изготовлялись ремесленно-мануфактурными методами, что являлось общемировым явлением. Основным центром зарождающейся машиностроительной промышленности издавна был Петербург. Здесь в пригородном районе были расположены Ижорские Адмиралтейские заводы, оснащенные усовершенствованным оборудованием и квалифицированным контингентом рабочих. На этих заводах строились первые металлообрабатывающие станки, канатные машины и паровые двигатели. Здесь была изготовлена первая в стране самоходная паровая землечерпалка. С 1804 г. началась постройка паровых двигателей на первом частном машиностроительном предприятии заводчика Ф. Берда в Петербурге. К 1820 г. это предприятие имело 3 паровых двигателя общей мощностью в 42 л. с. и 70 металлообрабатывающих станков. Завод выпускал ежегодно до 10 паровых машин преимущественно для пароходов. В 1847 г. по ходатайству Московского отделения Мануфактурного совета в Москве был открыт машиностроительный завод предпринимателей Риглея и Гоппера. В отчете Департамента мануфактур и внутренней торговли за 1847 г. отмечалось, что это новое механическое заведение «будет приготовлять большую часть машин, выписываемых доселе из чужих краев, и вместе с тем починять уже находящиеся на фабриках английские и другие иностранные машины». Это предприятие, получившее денежное пособие от казны, возглавил английский инженер-механик Л. Риг-лей, который получил привилегию от правительства на беспошлинный ввоз в Россию машинного оборудования из-за границы. Первоначально на заводе было занято 115 рабочих и здесь же «безвозмездно» практиковались воспитанники Технологического института. Однако это предприятие оказалось малорентабельным. После 4-летнего действия завода его предприниматели в 1852 г. подали прошение в Департамент мануфактур и торговли о ликвидации его «по невыгодности и даже убытку». Среди главных трудностей в организации отечественного машиностроения было сохранение в стране крепостного права. Господство принудительных форм труда в горнодобывающей и металлургической промышленности в сильнейшей степени тормозило внедрение машинного производства и развитие машиностроения. За 1830-1850 гг. число машиностроительных предприятий в России возросло с 7 до 25 заводов. 50-е годы XIX в. занимают особое место в мировой истории и в истории России. Именно в эти годы окончательно созревают внутренние и внешние факторы, ускорившие падение крепостничества. Массовое внедрение машинной техники началось с ведущих отраслей текстильной промышленности, где наблюдалось наибольшее применение форм наемного труда с его высокой производительностью в отличие от крепостнических мануфактур. Как и в других странах Запада, главной сферой распространения фабрики стала молодая хлопчатобумажная промышленность, которая по темпам роста шла впереди всех других отраслей. На хлопчатобумажных предприятиях почти не применялся крепостной труд, что было одним из важнейших факторов высоких темпов развития. Благодаря внедрению машинной техники, концентрации производств и применению вольнонаемного труда хлопчатобумажная промышленность стала обладать важными преимуществами над другими отраслями, сдавленными оковами феодально-крепостной монополии. Наивысший прогресс в становлении крупного фабричного производства был достигнут в наиболее прибыльной отрасли хлопчатобумажной промышленности - в хлопкопрядении. За 50-е годы механизация бумагопрядильного производства России приняла особо бурные формы.
В середине XIX в. наиболее отчетливо проявилась важнейшая особенность российского фабричного бумагопрядения - высокая концентрация производства при дальнейшей усиленной машинизации последнего. Главной причиной усиленной концентрации бумагопрядильного производства в России в этот период являлась всевозрастающая капиталистическая конкуренция, выдерживали только крупные рентабельные конкурентоспособные предприятия с более совершенной машинной техникой. Большинство мелких бумагопрядильных предприятий в начале 60-х годов оказались не конкурентоспособными и вынуждены были прекратить свое существование. Наиболее интенсивно развивалась хлопчатобумажная промышленность Петербурга, большинство фабрик которой были акционированы, и давали огромные прибыли. Высокая механизация производства на петербургских бумагопрядильнях способствовала высокой норме производительности труда, которая была в 2-2,5 раза больше, чем в других промышленных центрах страны. В ходе концентрации хлопчатобумажного производства в 50-х годах стал развертываться прогрессирующий процесс комбинирования, связанный с устройством на крупных бумагопрядильных фабриках механического ткачества и ситцепечатания. Комбинированные фабрики отличались высокой рентабельностью в темпах накопления капитала и роста производительности труда, а также большими возможностями в конкурентной борьбе. Массовое внедрение машин и комбинирование машинного производства обеспечили скачок в производительности труда. Всего в хлопчатобумажной промышленности России в 1861 г. имелось приблизительно до 10 тыс. механических станков. Таким образом, на долю московской промышленности приходилось около 22%, а Петербургской - до 39%. Начало систематического введения механического ткачества не означало еще конца домашней системы ткацкого производства. Капиталистическая эксплуатация домашних рабочих-ткачей возрастает в этот период в больших размерах. Слабый удельный вес машинного труда по сравнению с ручным позволял мануфактурным капиталистам успешно конкурировать с фабрикой, продавая подчас на рынках товары по ценам более низким, чем фабричные, и в то же время, получая высокие барыши. В результате развитая домашнекапиталистическая система в ткацком производстве длительное время служила мощным тормозом введения машинного ткачества.
Первые проявления технического переворота в российской промышленности вызвали объективную необходимость в организации массового машинного производства. Длительное время российское машиностроение существовало как вспомогательное производство на предприятиях легкой промышленности и металлургических заводах. Но в 50-х годах с началом железнодорожного строительства и развитием пароходства и под влиянием возрастающих требований развивающейся текстильной промышленности постепенно стали возникать самостоятельные машиностроительные предприятия. Наибольшее историческое значение имели заводы, возникшие в эти годы в Петербурге и Поволжье. Ведущая группа машиностроительных заводов России была сконцентрирована в Петербурге. В 1860 г. здесь насчитывалось 16 предприятий с 6695 рабочими, составлявших 56% от всех рабочих этой отрасли, вырабатывающих продукцию на 7261 тыс. руб., или более 91% от всей суммы производства российских механических заводов. К числу крупнейших механических заводов России относился старейший завод Франца Берда, где строились пароходы, железнодорожное оборудование, паровые машины для фабрично-заводской промышленности. В зарождающемся отечественном машиностроении преобладали мелкие предприятия, значительная часть которых производила сельскохозяйственные машины, машинное оборудование для бурно развивающегося в эти годы свеклосахарного производства, винокуренной промышленности. К 1861 г. насчитывалось 53 предприятия по изготовлению сельскохозяйственных машин и орудий. При сохранении крепостного строя все попытки модернизации техники производства в базисной отрасли промышленности не могли принести существенных результатов. Основная металлургическая база России-горнозаводский Урал продолжал пребывать в кризисном состоянии. Прогрессирующее развитие машинной техники и рост производительности труда вызвали глубокие преобразования в отраслевом и территориальном размещении производительных сил. Центральное место в этом генеральном процессе принадлежало железнодорожному транспорту. Став общим условием производственного процесса, железные дороги стали играть относительно самостоятельную роль мощного фактора, стимулирующего быстрый рост основных отраслей тяжелой промышленности в странах капитализма. Революция транспорта, вызвав гигантское распространение железных дорог и парового флота, явилась важнейшей основой циклических подъемов производства мирового капитализма. Железнодорожное строительство в этот период было главной сферой массового расширения основного капитала капиталистического производства в международном масштабе. С целью создать постоянный источник финансирования частного железнодорожного строительства царское правительство в 1867 г. создало специальный кредитный «железнодорожный фонд» формально обособленный от государственного бюджета. Главным источником его пополнения являлись облигационные железнодорожные займы с правительственной гарантией дохода на общую сумму в 600 млн. руб., выпускаемые на лондонском и парижском денежных рынках по ростовщически низким курсам. Из средств этого фонда царская казна покупала акции частных железных дорог, выдавала всевозможные ссуды, субсидии и «вспомоществования» учредителям и правлениям железнодорожных обществ, доплачивала казенные заказы, выдавала премии за выделку рельсов и подвижной состав заводам. Массовому привлечению иностранного ссудного капитала в железнодорожное дело России способствовала благоприятная конъюнктура заграничного денежного рынка в период промышленного подъема 1868-1872 гг. с его повсеместным акционерным учредительством, кредитной экспансией, грюндерством и биржевой спекуляцией. Этот период вошел в историю российского капитализма под названием концессионной горячки. Железнодорожное строительство приобрело характер спекулятивного грюндерства на основе массового расхищения государственных средств. Железнодорожная горячка вызвала появление целой когорты крупнейших капиталистических воротил - железнодорожных «королей», тесно связанных с банками, иностранным капиталом, правительственной бюрократией и придворными кругами. За 1861-1880 гг. протяженность железных дорог выросла в 14 раз, достигнув 21 тыс. верст. В результате была создана первая разветвленная железнодорожная сеть Европейской России с центром; в Москве, которая делилась на четыре основных, взаимосвязанных между собой узла железных дорог: Московский, Прибалтийский, Азово-Черноморский и Западный. Московский железнодорожный узел стал главным центром сети российских железных дорог, в него входило 18 линий длиной в 8 тыс. км. С 90-ми годами связан наивысший пик железнодорожного строительства, огромный размах которого определил в основном и масштабы роста промышленного производства, в первую очередь тяжелой индустрии.
В Европейской России окончательно складываются восемь основных железнодорожных узлов, охватывающие важнейшие экономические районы. Ведущее место в российской железнодорожно-транспортной системе принадлежало Московскому узлу, обслуживающему наиболее развитые губернии Центрального промышленного района. Другим крупнейшим железнодорожным узлом был Петербург, являвшийся ведущим морским портом страны. Общая производительность Петербургского промышленного района достигала 12,3% общей стоимости общероссийского производства. Важное значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное железнодорожное строительство на окраинах страны. С 1891 г. развернулась постройка крупнейшей Транссибирской магистрали. Эта магистраль, состоящая из 12 основных и вспомогательных линий, к 1900 г. открыла прямое паровое сообщение между Европейской Россией и Дальним Востоком. В структуре промышленного производства произошли глубокие качественные преобразования, обусловившие преимущественный рост отраслей - тяжелой индустрии, производства средств производства, темпы роста которых были почти вдвое выше, чем в легкой и пищевой индустрии. В результате победы промышленной революции в ведущих отраслях промышленности и транспорта утвердилось крупнокапиталистическое машинное производство, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма. Крупнейшим социальным результатом промышленной революции в России явилось гигантское обобществление труда. Так развивалось механизированное машинное производство.
2.3 Создание
индустриальный экономика технология телекоммуникация
Для начала рассмотрим историю создания первой вычислительной техники и компьютеров. История компьютера тесным образом связана с попытками облегчить и автоматизировать большие объемы вычислений. Даже простые арифметические операции с большими числами затруднительны для человеческого мозга. Поэтому уже в древности появилось простейшее счетное устройство - абак. В XVII веке была изобретена логарифмическая линейка, облегчающая сложные математические расчеты. В 1642 Блез Паскаль сконструировал восьмиразрядный суммирующий механизм. Два столетия спустя в 1820 француз Шарль де Кольмар создал арифмометр, способный производить умножение и деление. Этот прибор прочно занял свое место на бухгалтерских столах. Все основные идеи, которые лежат в основе работы компьютеров, были изложены еще в 1833 английским математиком Чарльзом Бэббиджем. Он разработал проект машины для выполнения научных и технических расчетов, где предугадал основные устройства современного компьютера, а также его задачи. Для ввода и вывода данных Бэббидж предлагал использовать перфокарты - листы из плотной бумаги с информацией, наносимой с помощью отверстий. В то время перфокарты уже использовались в текстильной промышленности. Управление такой машиной должно было осуществляться программным путем. Идеи Бэббиджа стали реально воплощаться в жизнь в конце 19 века. В 1888 году американский инженер Герман Холлерит сконструировал первую электромеханическую счетную машину. Эта машина, названная табулятором, могла считывать и сортировать статистические записи, закодированные на перфокартах. В 1890 году изобретение Холлерита было впервые использовано в 11-й американской переписи населения. Работа, которую пятьсот сотрудников выполняли в течение семи лет, Холлерит сделал с 43 помощниками на 43 табуляторах за один месяц. В 1896 Герман Холлерит основал фирму Computing Tabulating Recording Company, которая стала основой для будущей Интернэшнл Бизнес Мэшинс - компании, внесшей гигантский вклад в развитие мировой компьютерной техники. Дальнейшее развитие науки и техники позволили в 1940-х годах построить первые вычислительные машины. Совершенствование первых образцов вычислительных машин привело в 1951 к созданию компьютера UNIVAC, предназначенного для коммерческого использования. UNIVAC стал первым серийно выпускавшимся компьютером, а его первый экземпляр был передан в Бюро переписи населения США. С активным внедрением транзисторов в 1950-х годах связано рождение второго поколения компьютеров. Один транзистор был способен заменить 40 электронных ламп. В результате быстродействие машин возросло в 10 раз при существенном уменьшении веса и размеров. В компьютерах стали применять запоминающие устройства из магнитных сердечников, способные хранить большой объем информации. В 1959 были изобретены интегральные микросхемы (чипы), в которых все электронные компоненты вместе с проводниками помещались внутри кремниевой пластинки. Применение чипов в компьютерах позволяет сократить пути прохождения тока при переключениях, и скорость вычислений повышается в десятки раз. Существенно уменьшаются и габариты машин. Появление чипа знаменовало собой рождение третьего поколения компьютеров. К началу 1960-х годов компьютеры нашли широкое применение для обработки большого количества статистических данных, производства научных расчетов, решения оборонных задач, создания автоматизированных систем управления. В середине 1970-х годов начинают предприниматься попытки создания персонального компьютера - вычислительной машины, предназначенной для частного пользователя. Во второй половине 1970-х годов появляются наиболее удачные образцы микрокомпьютеров американской фирмы Эпл (Apple), но широкое распространение персональные компьютеры получили с созданием в августе 1981 фирмой Ай-Би-Эм (IBM) модели микрокомпьютера IBM PC. Применение принципа открытой архитектуры, стандартизация основных компьютерных устройств и способов их соединения привели к массовому производству клонов IBM PC, широкому распространению микрокомпьютеров во всем мире.
За последние десятилетия 20 века микрокомпьютеры проделали значительный эволюционный путь, многократно увеличили свое быстродействие и объемы перерабатываемой информации, но окончательно вытеснить миникомпьютеры и большие вычислительные системы - мейнфреймы они не смогли. Более того, развитие больших вычислительных систем привело к созданию суперкомпьютера - суперпроизводительной и супердорогой машины, способной просчитывать модель ядерного взрыва или крупного землетрясения. В конце 20 века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети, которая способна объединить возможности различных компьютерных систем. Так были созданы первые компьютеры. Теперь рассмотрим развитие и создание телекоммуникаций на примере сотовой связи. Сотовая связь - вид радиотелефонной связи, в которой вся обслуживаемая зона связи разбита на небольшие участки или ячейки - соты. Идея мобильной сотовой связи состоит в том, что еще не выйдя из зоны действия одной базовой станции, радиотелефон попадает в зону действия любой соседней вплоть до наружной границы всей зоны сети. Кроме мобильной, все большее распространение получает сотовая фиксированная связь. Вместо него одна базовая станция обеспечивает телефонизацию целого микрорайона, а абоненты пользуются настольными телефонными аппаратами, похожими на стационарные кнопочные телефоны.
Идею сотовой связи предложил исследовательский центр Bell Laboratories компании AT&T в середине 1940-х гг., однако реализовать ее удалось более чем через 30 лет, в конце 1970-х гг. Эксплуатация первой системы сотовой связи стандарта NMT-450, предназначенной для работы в диапазоне 450 МГц, началась в 1981 в Швеции, Исландии, Дании, Норвегии, Финляндии и Саудовской Аравии. Затем началась эксплуатация систем связи на базе этого стандарта в странах Европы и Юго-Восточной Азии. В 1985 году на базе этого стандарта был разработан стандарт NMT-900 диапазона 900 МГц, позволивший увеличить абонентскую емкость системы связи. Подобные стандарты были введены в США, Франции и Великобритании. К концу 1980-х гг. началось создание второго поколения систем сотовой связи, основанных на базе цифровых методов обработки сигналов.
В России аналоговые системы сотовой связи на основе стандарта NMT-450 появились с опозданием на 10 лет, цифровые системы на основе стандарта GSM - с опозданием только на 3 года. Стандарты NMT и GSM утверждены в нашей стране в качестве федеральных. В Москве активнее всего развиваются сотовые сети на основе цифрового стандарта GSM, а в регионах - аналоговые сети. В настоящее время ведется разработка третьего поколения мобильной связи со скоростной передачей данных и мобильным доступом к Интернету и электронной почте. Также очень много было создано средств передачи информации и сообщений. Так Россия перешла от индустриального общества к постиндустриальному.
3. Постиндустриальное производство
.1 Понятие «Новая экономика»
В конце 90-х годов модно было утверждать, что «Новая экономика» становится основой экономического роста. После краха высокотехнологических компаний в 2000-2002 годах об этом уже не говорят. Наоборот, новую экономику считают чуть ли не локомотивом «мирового кризиса», обвиняют в создании структурных дисбалансов.
Для начала поговорим о том, что же такое «новая экономика». Под «новой экономикой» подразумевают постиндустриальные отрасли экономики. Сюда относятся отрасли, которые обеспечивают инновативность экономики, производят и внедряют в индустриальный сектор новые технологии. Сюда относятся отрасли, которые обеспечивают формирование рынка и продвижение товара к покупателю, формирование новых рынков. Сюда относятся отрасли, которые осваивают инвестиции в «человеческий фактор» - прежде всего образование. Журналисты и специалисты, слабо понимающие современные тенденции в экономике, придерживающиеся старых представлений времен господства индустриального уклада, выработали более формальное и менее адекватное представление об экономике. Они считают «новой экономикой» совокупность компаний, которые котируются на фондовых рынках типа NASDAQ, Neue Markt и т.д. Если придерживаться первого, более научного, определения понятия, то статистика 2000-2003 годов не дает никаких оснований говорить ни о кризисе, ни даже о спаде в постиндустриальных отраслях. На фоне общего падения в отраслях старой экономики продолжался рост в отраслях, отвечающих за продажи, продвижение к покупателю, связь, дистанционное образование.
Проекты новой экономики, которые котировались как на NASDAQ, так и в других торговых системах. В период охлаждения экономики они вели себя совершенно не так, как проекты традиционной индустриальной экономики. Пока в отраслях традиционной экономики царствовал спад, компании новой экономики, занимавшиеся реальным делом, продолжали расти в цене. Например, выросли акции компаний занимающихся дистанционным образованием, в 2000 году и позже размещались новые выпуски их акций. Концепция кризиса «новой экономики» основана скорее на недоразумении, на неадекватном определении самого этого понятия. Разговоры о кризисе новой экономики начались в связи с обвалом в 2000-2002 рынка NASDAQ, который пресса объявила индикатором положения дел в этой самой новой экономике. В действительности NASDAQ - просто торговая система, требования к входу в листинги (выведенный из ЭВМ и напечатанный на бумаге текст (чаще всего программы с комментариями программиста), которой серьезно ослаблены в сравнении с традиционными торговыми системами. Разумеется, как только началось охлаждение разогретого рынка, они все лопнули и потянули индекс в цело вниз. Крах спекулятивного пузыря в виде множества рухнувших пирамидальных проектов действительно создал проблемы в экономике, и, прежде всего в финансовой сфере. В 90-е годы этот пузырь поглощал безудержную эмиссию, покрывавшую растраты администрации Клинтона на неэффективные реформы здравоохранения и других отраслей. Крах пузыря означал, что инвесторы, вложившиеся в спекулятивные проекты, потеряют свои капиталы - особенно иностранные. По сути, речь идет о рестрикции (ограничение производства, продажи и экспорта товаров, проводимое с целью повышения цен и получения монопольных прибылей денежной массы таким обходным путем) денежной массы таким обходным путем. Оказывается, что существуют два канала, по которым будут конфискованы капиталы иностранных инвесторов в США. Первым каналом было как раз обрушение стоимости акций, на чем инвесторы теряли 40%, а вторым - обрушение курса доллара на 50%-60%, в результате чего будет конфискована половина оставшихся инвестиций иностранцев. Этим господам американцы в среднем оставляли таким образом 30% инвестиций, а 70% неявно конфисковывали.