Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 19:12, реферат
Международная организация труда, членом которой является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:
- стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
- предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;
Введение
Понятие и сущность социальной защиты населения
Становление и развитие системы социальной защиты населения в Республике Казахстан
Основные направления развития системы социальной защиты населения Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.
Таким образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.
Становление и развитие системы социальной защиты населения в Республике Казахстан
20 лет
назад Казахстан под
От советских времен Казахстан унаследовал систему предоставления льгот, распространявшихся более чем на 40 категорий граждан. Не соответствовала требованиям рыночной экономики и пенсионная система. Ее характерными чертами в тот период были: обезличенность пенсионных взносов, большое число лиц, выходивших на пенсию по льготному возрасту, а также несвоевременные отчисления взносов в пенсионный фонд. В качестве примера приведу такой факт: на 1 апреля 1997 года накопились долги перед пенсионерами по выплате пенсий в сумме около 500 млн. долларов США.
Одним словом, социальная сфера Казахстана требовала коренного реформирования. В результате, государство взяло курс на создание новой модели системы социальной защиты и социального обеспечения, адекватной условиям рыночной экономики. Старт был дан в 1995 году, когда президентским указом была вначале принята программа действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы, а затем, в частности, указ, имеющий силу закона, «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним». А в 1996 году принимается решение о постепенном повышении пенсионного возраста.
В первую очередь была реформирована пенсионная система. В соответствии с «Концепцией реформирования пенсионной системы» с 1 января 1998 года вступил в силу Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Новый закон предусматривал, впервые среди стран СНГ, переход от солидарной к накопительной пенсионной системе.
Сегодня, в результате проведенных реформ сформирована инфраструктура нового пенсионного рынка - активно действуют 11 накопительных пенсионных фондов (НПФ). Число вкладчиков в них составило более 8,1 млн. человек. За прошедшие годы ими произведены выплаты на сумму 36,1 млрд. тенге. При этом, государство продолжает выполнять обязательства по выплате солидарных пенсий, пенсионные права которых были заработаны до реформирования. Особо необходимо отметить, что с 2005 года введены базовые пенсионные выплаты.
По итогам последних 11 лет (2000–2011 годы):
минимальный размер пенсий возрос почти в 7 раз (с 3 500 до 24 047 тенге);
средний размер – в 8 раз (с 4 462 до 36 205 тенге);
максимальный – в 6,4 раза (с 8 156 до 52 226 тенге).
Рисунок 1 - Минимальные и средние размеры пенсий по некоторым странам СНГ на 2011 год
Также, положительная динамика просматривается и в изменении структуры совокупного коэффициента замещения дохода пенсионными выплатами. Если в 2007 году он составлял 33,9%, то в 2011 году данный индикатор достиг 44,5%, что превышает минимальные нормы МОТ.
В сфере социальной помощи основные преобразования связаны с:
монетизацией и заменой натуральных льгот, выплатой специальных государственных пособий в денежной форме 17 категориям населения;
введением адресной социальной помощи (далее – АСП) для оказания поддержки малообеспеченным семьям, доходы которых ниже установленной черты бедности (40% от прожиточного минимума - ПМ).
Рисунок 2 - Поддержка социально уязвимых категорий населения
Оказание АСП корреспондируется с использованием активных форм преодоления бедности населения. Как видно на рисунке 2, если в 2002 году, когда она вводилась, 44,5% трудоспособного населения имели доходы ниже ПМ, то к 2010 году их доля сократилась до 6,5%.
Также в рамках монетизации льгот, взамен прежней льготной оплаты коммунальных услуг, были введены жилищные пособия. Данный вид выплат назначается семьям, доля расходов которых на оплату жилищно–коммунальных услуг составляет более 10 % от совокупного дохода семьи.
Реформирование социальной сферы было бы неполным без создания системы обязательного социального страхования. Эта дополнительная форма социальной защиты работающего населения внедрена с 2005 года, и охватывает такие социальные риски, как:
утрата трудоспособности;
потеря кормильца;
потеря работы;
потеря дохода в связи с беременностью и родами (с 2008 года);
потеря дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года (с 2008 года).
Рисунок 3 - Динамика соотношения социальных выплат на случай утраты трудоспособности из АО «ГФСС» и государственных социальных пособий по инвалидности
Как показано на рисунке 3, если в 2005 году средний размер социальных выплат на случай утраты трудоспособности составлял порядка 32% от среднего размера пособия по инвалидности, то к 2010-му данный показатель повысился до 45%.
Аналогичную картину можно увидеть и по социальным выплатам на случай потери кормильца. Так, если в 2005 году средний размер таких выплат составлял 39% от среднего размера социальных пособий по данному социальному риску, то к 2010-му данный показатель повысился до 66%.
С 2006 года, по поручению Главы государства, внедрена комплексная система поддержки семей с детьми, предусматривающая выплату единовременного пособия на рождение ребёнка; пособие по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года для всех семей; пособие на детей до 18 лет из малообеспеченных семей.
Таблица 1 - Социальная поддержка населения
Наименование |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Социальное страхование по беременности, родам и материнству (2005г) |
Пособие родителям воспитывающих детей-инвалидов-1 МЗП | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Единовременное пособие на рождение ребенка: - на первого, второго, третьего - на четвертого и более детей |
16380 тенге |
38880 тенге |
42390 тенге 70650 тенге |
45360 тенге 75600 тенге | ||
Пособие по уходу за ребенком до 1 года: - на первого - на второго - на третьего - на четвертого и более детей |
3276 тенге 3822 тенге 4368 тенге 4914 тенге |
6480 тенге 7128 тенге 7776 тенге 8424 тенге |
7772 тенге 9185 тенге 10 598 тенге 12011 тенге |
8316 тенге 9828 тенге 11340 тенге 12 852 тенге | ||
Пособие детям до 18 лет из малообеспеченных детей |
1092 тенге |
1296 тенге |
1413 тенге |
1512 тенге | ||
Специальное государственное пособие для награжденных многодетных матерей |
4269 тенге |
5055 тенге |
8478 тенге |
9240 тенге | ||
Пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов |
14952 тенге |
15999 тенге |
Как видно из таблицы 1, социальная поддержка материнства и детства в Казахстане дифференцирована по пяти направлениям, размеры которых динамично растут.
Новым видом социальных выплат с 2010 года является пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов в размере одной минимальной заработной платы.
Данные меры благотворно повлияли на демографическую ситуацию и повышение рождаемости в стране. Так, если в 2003 году в стране родились 248 тыс. детей, то в 2010 году количество новорожденных увеличилось почти в 1,5 раза (366,2 тыс. детей).
Основные направления развития системы социальной защиты населения Республики Казахстан
Благоприятные изменения в экономике в последние годы и предпринимаемые меры по обеспечению устойчивого роста позволяют перейти к созданию комплексной системы социальной защиты при наступлении социальных рисков. В этой связи была разработана новая концепция социальной защиты населения с учетом приоритетов и возможностей Казахстана в настоящем и будущем. Основные направления развития системы социальной защиты базируются на анализе международного опыта и современного состояния. Согласно которой предлагается построение такой системы, которая соответствует рыночным условиям и способствует формированию стимулов к стабильной оплачиваемой трудовой деятельности с более высоким уровнем охвата населения при минимальных затратах на администрирование. Новая система будет смешанной и включит в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так и добровольного страхования и предназначена для обеспечения социальной защиты населения от основных рисков, с которыми может столкнуться человек в течение своей жизни. Основополагающие цели и задачи новой системы социальной защиты должны содержать элементы по поддержанию экономического роста; справедливость в предоставлении защиты при наступлении рисковых случаев всем гражданам; эффективное функционирование и максимально полный охват населения. Законодательство, регулирующее социальную сферу, будет сформировано на основе социальных рисков. Предлагаемая к реализации система социальной защиты должна быть:
справедливой - реализация прав на социальную защиту должна быть легко доступной для потенциальных получателей. Гарантированный государством минимальный объем пособий должен предоставлять равный уровень выплат при одинаковых социальных рисках независимо от трудового стажа и заработка. В то же время дополнительный уровень защиты должен зависеть от продолжительности и размера участия в системе каждого конкретного человека; стимулирующей индивидуальную ответственность каждого гражданина, а не его зависимость от государства. В целом, все трудоспособные граждане должны стремиться быть ответственными за свое собственное будущее и благосостояние своих семей; действенной - пособия должны обладать адресностью, то есть предоставляться тем, кто имеет на это право и наиболее нуждается в них; эффективной, то есть прозрачной и хорошо управляемой, низкозатратной и простой. Основные компоненты системы должны гибко регулироваться; доступной, то есть за определенный срок обеспечить максимально полный охват населения.
С учетом вышеизложенного предполагается организовать систему социальной защиты на основе социальных рисков, включающую в себя следующие элементы защиты:
государственные выплаты за счет средств бюджета всем гражданам на одинаковом уровне в зависимости от социальных рисков;
обязательное социальное страхование на первом этапе за счет отчислений работодателей и в перспективе также за счет работников;
накопительную пенсионную систему; социальную помощь и специальные государственные программы поддержки определенных категорий граждан за счет средств бюджета.
Кроме того, будет поощряться осуществление гражданами добровольного страхования на случай наступления социальных рисков. Учитывая специфику Казахстана, на основе международного опыта при рассмотрении институциональной базы системы социальной защиты предпочтение должно быть отдано смешанной системе, при которой эффективно используются возможности как государственных, так и частных институтов. Для более эффективного управления и контроля над всеми социальными выплатами должна быть разработана общегосударственная система персональной идентификации и национальная база данных с присвоением каждому гражданину персонального идентификационного кода. Широкомасштабное социальное обеспечение материнства и детства будет одним из приоритетов всей системы социальной защиты государства. В перспективе по мере совершенствования системы социальной защиты будет расширен перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает необходимость в социальной защите. Так, в целях поддержки демографических процессов рождение и воспитание детей будут рассматриваться как ситуация, нуждающаяся в социальной защите. В качестве поддержки будут вводиться единовременные пособия при рождении ребенка и дополнительные пособия семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей. Предполагается разработка мероприятий по решению проблем инвалидности, по осуществлению государственной поддержки производств для нужд инвалидов, обеспечению внедрения государственных стандартов, обеспечивающих доступ инвалидов к основным правам и услугам. Будут приняты меры по развитию индивидуальных программ профилактики социальных рисков и реабилитации инвалидов (медицинская, социальная, профессиональная), созданию системы социальной, трудовой адаптации инвалидов, оказанию содействия интеграции инвалидов в общество. Данные предложения найдут отражение в разрабатываемой Программе реабилитации инвалидов на 2002-2005 годы.
Адресная социальная помощь будет предоставляться только самым незащищенным слоям населения на основе реальных критериев нуждаемости. Кроме того, будут разработаны специальные программы, нацеленные на предоставление дополнительной защиты определенной группе лиц – ветеранам войны, инвалидам и многодетным матерям. Важным моментом в общих подходах к реформированию социальной защиты является повышение роли социальных нормативов, поэтапное увеличение и приближение минимальной заработной платы к уровню прожиточного минимума. Размер социальных выплат будет рассчитываться исходя из норматива, имеющего реальную социально-экономическую природу. С целью предотвращения и сокращения вероятности возникновения социальных рисков государство будет предпринимать меры превентивного характера. Для предотвращения риска потери работы, а также в целях стимулирования обретения гражданами стабильной оплачиваемой трудовой деятельности государство будет совершенствовать программы создания рабочих мест. Для предотвращения риска нанесения вреда здоровью и жизни граждан при исполнении трудовых обязанностей будет усилен контроль государства за соблюдением трудового законодательства и законодательства по охране труда. С целью снижения риска наступления инвалидности предполагается совершенствовать систему оказания медицинской помощи, в том числе через совершенствование механизмов ее финансирования. Принципы обеспечения выплат уже назначенным на момент внедрения социального страхования получателям государственных пособий по возрасту, по случаю потери кормильца и трудоспособности не претерпят изменений. Предполагается повышение уровня участия в системе социальной защиты не только каждого конкретного гражданина, но и социальных партнеров Правительства - профессиональных союзов трудящихся и объединений работодателей, поскольку все системы социальной защиты прямо или косвенно финансируются за счет средств работников и работодателей.