Становление рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:23, реферат

Описание работы

Во-первых, период "первоначального накопления", в который вступила российская экономика, требует ускоренных темпов перераспределения и мобилизаций на длительные сроки значительных финансовых ресурсов для создания новых крупных коммерческих структур. Наилучшим способом такой не зависимой от государства мобилизации крупных денежных средств являются акционирование и выпуск акций.
Во-вторых, акции являются "вечным" инструментом, и акционерное общество при нормальном ходе событий не обязано возвращать внесенные акционерами средства. Поэтому многие коммерческие организации предпочитают выпускать акции вместо разнообразных долговых обязательств.

Файлы: 1 файл

рынок ценных бумаг 2.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Государство, которое  могло через регулирование оплаты труда, цен, налоги, свободный доступ к ссудному фонду центрального банка, наличноденежную и кредитную эмиссию привлекать средства на реализацию своих программ, не испытывало острой потребности в налаживании реального рынка собственных долговых обязательств. Государственные облигационные займы, размещаемые по примитивной технологии, использовались лишь в отдельные исторические периоды как одна из форм принудительного изъятия части средств предприятий и заработной платы населения.

Рынок  государственных     долговых  обязательств  в  условиях централизованной системы управления в нашей стране практически отсутствовал в том виде в котором он существует в странах с развитой рыночной экономикой. В отдельные периоды государство прибегало к размещению облигаций среди предприятий и населения с целью изыскания финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов. В условиях высокого уровня инфляции облигации государственных займов продавались со значительной скидкой против их номинальной стоимости и находились в обращении в течении коротких периодов времени. Займы размещались не только для привлечения средств населения, но и для мобилизации ресурсов предприятий и организаций.

В условиях крайне низкого уровня оплаты труда население  не располагало значительными объемами временно свободных денежных средств, которые оно могло бы направить  на приобретение государственных долговых обязательств. Размещение займов среди населения фактически носило принудительный характер, ибо облигациями нередко выдавалась часть заработной платы независимо от согласия на то работающих. Будучи по своей природе рыночной категорией, облигации государственных займов в условиях господства системы централизованного управления экономикой превратились в инструмент изъятия денег у населения.

Практика широкомасштабного  размещения государственных долговых обязательств среди населения возобновилась  в 1982 году, когда был выпущен 3%-ный заем.

С 1990 г. среди населения начали распространяться облигации так называемого целевого беспроцентного займа, выпускаемые сроком на 3 года, которые имелось в виду погасить в 1993 г. путем предоставления их владельцам дефицитных товаров длительного пользования. Поступления от реализации указанных облигаций были учтены в доходах бюджета в сумме 5 млрд. руб. Первоначальными условиями выпуска предусматривалось, что в 1993 г. цены на товары, предоставляемые при погашении облигаций, сохранятся на уровне 1990 г. Однако подобная практика в условиях высокой инфляции означала возникновение больших издержек, связанных с обслуживанием государственного долга. Поэтому в дальнейшем было решено изменить условия займа и учитывать при его погашении динамику цен. На 1 января 1991 г. целевых беспроцентных облигаций было продано на сумму 4.1 млрд. руб., после чего их распространение было прекращено. Погашение государственных долговых обязательств товарами  может оказаться привлекательным для населения только в условиях несбалансированности потребительского и наличия на нем дефицитов, поэтому подобная практика не применяется в странах с развитой рыночной экономикой.

Другим типом  долговых государственных ценных бумаг, размещение которых началось  в  1990 г., стали государственные казначейские обязательства, предназначенные для распространения среди населения. Поступления для распространения среди населения. Поступления от их выпуска были учтены в доходах бюджета 1990 г. на сумму 15 млрд. руб.

Наличие достаточно низких номиналов (от 50 до 1000 руб.) делало указанные облигации доступные даже для групп населения с относительно невысокими доходами. Первоначальными условиями выпуска предусматривалось, что срок обращения государственных казначейских обязательств должен был составить 16 лет, а уровень доходности  5 % годовых. При высокой инфляции и конкуренции других форм размещения сбережений подобные условия оказались непривлекательными для населения и казначейские обязательства сразу после их выпуска практически не пользовались спросом.

Третьим типом долговых правительственных обязательств, попытка распространения которых была принята в 1990 г., стали облигации Государственного внутреннего 5%-ного займа 1990 г. Они были выпущены в соответствии с Законом СССР на 1990 г. на срок с 1 января 1990 г. по 1 января 2006 г. и предназначались для размещения на добровольных началах среди государственных, кооперативных и других общественных предприятий, организаций, а также кредитных учреждений. Распространение облигаций Государственного внутреннего 5%-ного займа 1990 г. и выплата дохода по ним были поручены банковским учреждениям СССР, за что они должны были получать из средств союзного бюджета комиссионное вознаграждение в размере 0.2 % от стоимости реализованных ценных бумаг. Доход по облигациям займа имелось в виду выплачивать в безналичном порядке по купонам облигаций один раз в год в размере 5 % нарицательной стоимости облигации. По купонам, отделенным от облигаций, доход не мог выплачиваться, а сроки оплаты купонов должны были наступать с 1 января каждого года начиная с 1 января 1991 г. Выкуп облигаций займа имелось в виду начать с 1 января 1996 г. в течении 10 лет равными частями ежегодно.

После распада  СССР Россия стала правоприемником  по союзным государственным долговым обязательствам. Центральный банк России, на баланс которого перешла значительная часть таких обязательств, приступил к организации работы по размещению на открытом рынке ценных бумаг в счет ранее сложившегося внутреннего долга. При этом имеется в виду, что ценные бумаги будут выпускаться в безбумажной форме и станут размещаться посредством   регулярных   аукционов,   проводимых   учреждениями Центрального банка Российской Федерации среди предприятий и организаций.

 

Заключение 

Роль рынка ценных бумаг в  развитии экономики

 

В последнее  время были сделаны определенные шаги к его созданию и расширению. Прежде всего это касается создания фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж. По существу весь ограниченный поток ценных бумаг предприятий, банков и других учреждений устремился на фондовые и товарные биржи.

Однако созданию рынка фондовых ценностей предшествовала широкая приватизация  государственной  собственности,  что  позволило  создать

акционерные общества и таким образом наполнить  рынок ценных бумаг акциями и  облигациями предприятий. Осуществляется это в основном за счет акций коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов, то есть секьюритизации сберегательных сертификатов и векселей. В результате этого произошло определенное искажение понятия рынка ценных бумаг, в частности, в деятельности фондовой биржи.

Торговля ценными  бумагами не стала основным видом  деятельности фондовых бирж РФ, т.к. ведущее  положение на них заняли не акции  и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет расширения их номенклатуры. На Московской центральной фондовой бирже в 1992 г. при покупке и продаже преобладали опционы, депозитные, сберегательные и инвестиционные сертификаты, а биржевая торговля МЦФБ на 90-95% держалась на купле-продаже денег. За 9 месяцев 1992 г. предложение денежных ресурсов на МЦФБ достигло 1.8 млрд.руб.; размещено было 730 млн. руб.: из 255 выставленных лотов продано 151, то есть 41.5 %.( "Финансовые известия" №3 от 12.II.1992 и № 10 от 30.12.92)

Таким образом, фондовая биржа выполняет в основном не свойственные ей функции. Увеличение процентной ставки Центрального банка сначала на 50 %, а затем до 80 % повысило процентные ставки коммерческих банков и соответственно за кредитные ресурсы на биржах. Однако денежные ресурсы, предложенные на бирже, носили исключительно краткосрочный характер, поэтому заемщики не могли использовать эти средства для долгосрочных инвестиционных программ. Эта тенденция характерна для всех действующих в Российской Федерации фондовых бирж.

В основе лежит  несколько причин. Во-первых, ценные бумаги (в основном акции) и сами акционерные общества не отвечают общепринятым международным стандартам. К концу 1992 г. из числа существующих в России акционерных компаний лишь 10 % были официально зарегистрированы, тогда как остальные находились по существу на нелегальном положении. Во-вторых, около 90 % акций были эмитированы с нарушением закона, включая правила эмиссии и публичной отчетности. И наконец, в ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попадали так называемые убыточные предприятия.

В результате взаимодействия всех этих факторов доверие различных  инвесторов к выпущенным акциям существенно снижается, что и определяет небольшой объем сделок. Кроме того, использование Московской центральной фондовой биржей метода листинга, то есть предпродажной проверки акций на обеспеченность активами, вызвало значительный отток акций с рынка. Так, оборот акций снизился с 400 млн.руб. за первые четыре месяца 1991 г. до 18 млн. руб. за период 1992 г. Этот процесс носил в определенной степени позитивный характер, поскольку он имел очистительный эффект. Большое количество сомнительных акций выбыло из оборота биржи, а ряд акционерных компаний подали заявки на регистрацию своих ценных бумаг. В результате операций с акциями, которые были официально зарегистрированы,

составили всего 0.04 % от общего оборота на фондовой бирже.

Основной поток  выпуска акций на биржу обеспечивали коммерческие банки, так как они  раньше других юридических лиц, действующих  на рынке, начали осуществлять акционирование.

За коммерческими банками шли страховые, инвестиционные и торговые компании. Однако небольшое количество таких компаний дало довольно слабый приток ценных бумаг на биржу. Самое последнее место в обороте фондовых бирж занимают акционерные производственные компании, что в основном определяется отставанием процесса приватизации в промышленности и на транспорте.

В условиях жесткой  денежно-кредитной политики в первом квартале 1992 г. предложение ценных бумаг на биржах выросло, а обещанная правительством во втором квартале 1992 г. широкая приватизация обусловила миграцию денежных средств от ценных бумаг в банковские депозиты.

Другим позитивным моментом развития рынка ценных бумаг  является увеличение объема операций фондовых бирж и фондовых отделов  товарных бирж. Так к концу 1992 г. объем операций достиг нескольких сотен млрд. руб., однако этот объем включает не только сами ценные бумаги, но и финансовые инструменты и кредитные ресурсы.

Положительной стороной становления Российского  рынка ценных бумаг является рост профессиональных кадров фондовых бирж и брокерских компаний, освоение новых видов  ценных бумаг, улучшение технической оснащенности фондовых бирж. Создание электронных систем позволяет следить за операциями по 14 параметрам. Несколько бирж создали расчетно-клиринговые центры, способные хранить акции не только в бумажной, но и безбланковой форме в качестве записанной дискеты на ЭВМ как банк данных.

Большое внимание биржа уделяет оценке инвестиционных качеств ценных бумаг путем повышения  требований к эмиссиям и организации публичной отчетности акционерных компаний. Четыре наиболее крупные фондовые биржи: Московская Центральная, Московская Международная, Санкт-Петербургская и Сибирская используют листинг, т.е. производят предпродажную проверку на основе обеспеченности реальными активами. Однако критерии такого листинга пока более либеральны по сравнению с аналогичными методами на фондовых биржах западных стран. В дальнейшем уровень листинга будет повышаться и в конечном итоге будет доведен до мировых стандартов.

Положительной стороной деятельности российского рынка ценных бумаг является установление контактов и кооперативных связей российских бирж с крупнейшими фондовыми биржами США, Западной Европы и Азиатско-тихоокеанского региона. Эти связи используются прежде всего для изучения опыта функционирования фондовых бирж этих стран. Кроме того, были созданы также государственные органы, регулирующие деятельность рынка ценных бумаг. К их числу относятся: Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при президенте Российской Федерации, в состав которой включены представители фондовых бирж, специалисты Центрального банка и

Министерства финансов. Антимонопольного комитета и Российского фонда федерального имущества; Министерство финансов, определяющее нормативы выпуска ценных бумаг, деятельности брокеров и фондовых бирж; Центральный банк РФ, регулирующий нормативы выпуска государственных облигаций. Сами биржи создали консультативно-координационный орган - Федерацию фондовых бирж, которая объединяет фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж регионов России. Кроме того, биржи начали котировку иностранных ценных бумаг.

Таким образом, в России в  начале 90-х годов были сделаны  первые шаги в организации рынка  ценных бумаг. Российский рынок ценных бумаг пока не превратился в важный инструмент мобилизации капиталов, необходимый как для реорганизации экономики в целом, так и для финансирования предприятий с целью внедрения новых технологий, повышения эффективности управления производством. Это пока отличает его от рынков ценных бумаг западных стран.

Новым аспектом развития рынка  ценных бумаг в Российской Федерации  является выпуск Центральным банком трехмесячных казначейских векселей по образцу западных стран. Судьба их на рынке ценных бумаг оказалась  значительно более благополучной  по сравнению с другими ценными бумагами Центрального банка, выпущенными два - три года назад. Так при продаже казначейские векселя были предложены из расчета ниже номинала на 80 %. Однако при реализации их стоимость поднялась до 87 % ниже номинала и практически этот вид государственных ценных бумаг был полностью продан в основном юридическим лицам. Это позволило обеспечить дополнительными ресурсами государственный бюджет, так как казначейские трехмесячные векселя являются более ликвидными по сравнению с другими видами государственных ценных бумаг, рассчитанными на длительные сроки.

Особенность развития рынка  ценных бумаг в России заключается  и в том, что рынок наполняется  ценными  бумагами довольно хаотично, что обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных бумаг по линии Министерства финансов и Центрального банка. В настоящее время, когда действует и развивается рынок ценных бумаг. Центральному банку необходимо создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг, это необходимо для укрепления российской финансовой системы. Для этого необходимо Центральному банку выпускать краткосрочные векселя от нескольких недель до одного года, среднесрочные облигации от 1 до 5 лет, а долгосрочные -от 5 и более лет. Таким образом, может возникнуть постоянная система покрытия бюджетного дефицита за счет выпуска государственных ценных бумаг. Однако это будет означать рост краткосрочного   государственного   долга   при   постоянном   выпуске государственных ценных бумаг, которые должны погашаться  через определенное время и по которым ежегодно должен выплачиваться процент. При этом государственные ценные бумаги должны конкурировать на рынке ценных бумаг с ценными бумагами, выпускаемыми акционерными компаниями, предприятиями и банками. Основой конкуренции должны стать доходность и условия размещения этих бумаг.

Информация о работе Становление рынка ценных бумаг в России