Статистическое изучение прибыли и рентабельности предприятия (организации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:44, реферат

Описание работы

Статистический анализ показателей прибыльности (рентабельности) деятельности предприятия небходим для того, чтобы предотвратить его банкротства и для последующей успешной деятельности с перспективами выхода на международные рынки и тем самым повышать авторитет государства.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль от продажи может быть рассчитана по формуле

ПП = ВР-С-КР-УР,где

 ПП - Прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг); 
ВР - выручка (валовый доход) от реализации продукции; 
С - себестоимость;

КР - коммерческие расходы

УР - управленческие расходы 

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов, общая; 
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж; 
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут  рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли.

Показатель уровня общей рентабельности (Rобщ) рассчитывается как отношение балансовой прибыли (ПБ) к среднегодовой стоимости нефинансовых активов. Обычно из нефинансовых активов для определения рентабельности учитывают прежде всего основной капитал (основные фонды), нематериальные активы и оборотные фонды (оборотные средства). Формула имеет следующий вид:

 

Rобщ=ПБ/Ф*100

где Ф — средняя  стоимость совокупности основного  капитала, нематериальных активов и  оборотных фондов.

Основной капитал как составляющая нефинансовых материальных активов представляет собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени, — основные средства.

К основным средствам  относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства, а также земельные участки, находящиеся в собственности предприятия. К ним также причисляются капитальные вложения в многолетние насаждения, улучшение земель, которые включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Основные средства предприятия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.

К нематериальным активам, используемым в течение длительного периода в хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, «ноу-хау», программные продукты, монопольные права и привилегии (включая лицензии на определенные виды деятельности), организационные расходы, торговые марки, товарные знаки и т.п. Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях и переносят равномерно свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым на предприятии исходя из установленного срока их использования. Если по нематериальным активам невозможно определить срок полезного их использования, то нормы устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности предприятия). Износ нематериальных активов учитывается и отражается в отчетности отдельно.

Оборотные фонды (материальные оборотные средства) состоят из производственных запасов (в том числе сырье и материалы, топливо и горючее, строительные материалы, семена и корма, скот-молодняк и скот на откорме, прочие запасы), незавершенного производства, готовой продукции, предназначенной для реализации, а также расходов будущих периодов. Оборотные фонды отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческими, внешнеэкономическими организациями, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).

В отличие от показателя общей рентабельности, отражающего эффективность авансированных ресурсов, в рентабельности продаж (Rn) отражается эффективность текущих затрат. Этот показатель рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое приминение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

 .

При анализе хозяйственной деятельности предприятия, во время проведения финансового анализа, для оценки доходности и прибыльности предприятия используют коэффициент рентабельности  капитала. Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (   ) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и так далее.

 .

На объем прибыли  и показатель рентабельности продукции  влияет целый ряд факторов: изменение  себестоимости, объема реализованной  продукции, цен, структурные сдвиги в ассортименте продукции (товаров) и др. Исходным для анализа рентабельности продукции, наряду с ценами, является показатель себестоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых за рассматриваемый период в процессе производства или обращения сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов (в размере амортизационных списаний), трудовых ресурсов (в размере оплаты труда), а также других затрат на ее производство и реализацию.

Рентабельность продукции  обусловлена рентабельностью конкретного  вида продукции, а последняя зависит  от цен на сырье, от качества продукции, производительности труда и т.д. Общая рентабельность зависит не только от этих факторов, но и от эффективности использования производственного аппарата, результатов неосновной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности как соотношения балансовой прибыли и стоимости нефинансовых активов.

На заключительном этапе  статистического изучения прибыли  и рентабельности выявляется влияние  отдельных факторов на их изменение по сравнению с плановыми расчетами или базисным периодом. Это изменение может быть обусловлено:

- изменением уровней фактически действовавших отпускных цен на товары и услуги;

- изменением фактической себестоимости единицы продукции каждого вида;

- изменением объема реализованных товаров и услуг;

- изменением структуры (состава) реализованных товаров и услуг.

Для выявления степени  влияния этих факторов необходимо пересчитать  выручку от реализации товаров и  услуг отчетного периода по ценам  базисного периода и себестоимость  фактически реализованных товаров  и услуг в отчетном периоде  по себестоимости также базисного периода.

Прибыль является ключевым индикатором, характеризующим финансовую деятельность предприятий и организаций. От размера полученной прибыли зависит  финансовое положение предприятия, возможность формирования фондов развития производства и социальной защиты, материального поощрения работников. Рентабельность является одним из основных статистических показателей, позволяющих оценить финансовое положение отраслей экономики и образующих их коммерческих организаций.

 

Практическая часть.

Оценка прибыли и рентабельности «Стерлитамакского нефтехимического завода».

Краткие сведения об ОАО «СНХЗ».

Открытое акционерное  общество «Стерлитамакский нефтехимический завод».

Адрес местонахождения: 453110, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Техническая, д. 10

Акционерное общество «Стерлитамакский нефтехимический завод», созданное 47 лет назад как опытное производство по выпуску изопренового каучука, за годы работы выросло в крупнейшего производителя многопрофильной конкурентоспособной продукции. Ассортимент выпускаемой продукции, насчитывающий более тридцати наименований – это результат собственных исследований и научных разработок. Предприятие производит высокотехнологичную продукцию, способную конкурировать на зарубежных рынках: бутадиен-стирольные каучуки; фенольные антиоксиданты под торговой маркой «Агидол» (является единственным производителем в России и странах СНГ) для производства синтетических каучуков, пластмасс, волокон и других материалов, а также в кормовой, пищевой и косметической промышленности для предотвращения процессов окисления (преждевременного старения); высокооктановые добавки к топливу, отвердители для эпоксидных смол.

Прибыль от продажи рассчитывается по формуле:

ПП = ВР-С-КР-УР

Показатель

Базисный период 2008,руб.

Отчетный период 2009,руб.

Изменения

Абсолютное,руб.

Отч/Базисный,%

Выручка от продаж

6 243 411 000

1 940 776 000

-4 302 635 000

31,09

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

4 929 746 000

1 518 989 000

-3 410 757 000

30,81

Коммерческие  расходы

237 281 000

96 731 090

-140 549 910

40,77

Управленческие  расходы

117 848 000

56 006 331

-61 841 669

47,52


 

ПП за 2008=6243411000-4929746000-237281000-117848000=958536000 руб.

ПП за 2009=1940776000-1518989000-96731090-56006331=269049579 руб.

Абс.= 269049579-958536000= -689486421 руб.

269049579/958536000*100=28,07%

Следует отметить, что в отчетном году выручка от продаж продукции снизилась  на 69%. Себестоимость продаж продукции снизилась на столько же (69%), что привело к уменьшению прибыли от реализации продукции в 2009 году на 72% и она составила 269 049 579 рубля против 958 536 000 рубля в 2008 году.

Балансовая прибыль  рассчитывается по формуле:

ПБ= ПП+ СО + СВ

 

Показатель

Базисный период 2008,руб.

Отчетный период 2009,руб.

Изменения

Абсолютное,руб

Отч/Базисный,%

Прибыль (убыток) от продажи

958 536 000

269 049 579

-689 486 421

28,07

Операционные  доходы и расходы:

 

Проценты к  получению

41 057 000

18 444 097

-22 612 903

44,92

Проценты к  уплате

213 587 000

131 294 518

-82 292 482

61,47

Доходы от участия  в других организациях

28 000

0

-28 000

 

Прочие доходы

2 876 321 000

615 169 166

-2 261 151 834

21,39

Прочие расходы

3 249 663 000

681 937 743

-2 567 725 257

20,99

Внереализационные доходы и расходы:

 

доходы

0

0

   

расходы

0

0

   

 

ПБ за 2008=958536000+(41057000-213587000+28000+2876321000-3249663000)=412692000 руб.

ПБ за 2009=269049579+(18444097-131294518+615169166-681937743)=89430581 руб.

Абс.= 89430581-412692000 = -323261419 руб.

89430581/412692000*100=21,67 %

Из расчетов видно, что 2009 году балансовая прибыль ОАО «СНХЗ» составила 89 430 581 рублей, по отношению к предшествующему году она уменьшилась на 78%.

Чистая прибыль рассчитывается по формуле: ЧП=ПБ-Н

Показатель

Базисный период 2008,руб

Отчетный период 2009,руб

Изменения

Абсолютное,руб

Отч/Базисный,%

Балансовая  прибыль

412 692 000

89 430 581

-323 261 419

21,67

Налог на прибыль

211 505 000

35 583 483

-175 921 517

16,82


ПЧ за 2008=412692000-211505000=201187000 руб.

ПЧ за 2009=89430581-35583483=53847098 руб.

Абс.= 53847098-201187000= -147339902 руб.

53847098/201187000*100=26,76%

Из таблицы видно, что  налог на прибыль в 2009 году значительно  уменьшился с 211 505 000 рублей до 35 583 483 рублей, почти на 85 %. Однако данные расчетов показывают, что, несмотря на это чистая прибыль все-равно уменьшилась на 73 % по сравнению с базисным годом.

Информация о работе Статистическое изучение прибыли и рентабельности предприятия (организации)