Статистика внешнеторговых товарных потоков РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать основные тенденции внешнеторговых товарных потоков России.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть международную торговлю в системе международных экономических отношений;
- исследовать основные показатели внешней торговли;
- охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
- проанализировать динамику и структуру внешнеторговых товарных потоков России;
- оценить приоритеты и направления развития внешней торговли России;
- охарактеризовать место России в международной торговле.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1. Теоретические основы статистики внешнеторговых товарных потоков…………………………………………………………………..5
1.1. Понятие статистики внешнеторговых товарных потоков ……...5
1.2 Основные показатели внешнеторговых товарных потоков …….8
2. Анализ внешнеторговых товарных потоков России на современном этапе............................................................................................................. 13
2.1 Динамика экспорта и импорта РФ.................................................13
2.2 Товарная структура внешней торговли.........................................21
2.3 Географическая структура внешней торговли.............................25
3. Приоритеты и направления развития внешней торговли России.......31
3.1 Место России в международной торговле....................................31
3.2 Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности..........................................................................................34
Заключение..................................................................................................37
Список использованной литературы.........................................................40

Файлы: 1 файл

чистовик .docx

— 440.96 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение.........................................................................................................3

  1. Теоретические основы статистики внешнеторговых товарных потоков…………………………………………………………………..5

1.1. Понятие статистики внешнеторговых товарных потоков ……...5

1.2 Основные показатели внешнеторговых товарных потоков …….8

2. Анализ внешнеторговых товарных потоков России на современном           этапе............................................................................................................. 13

2.1 Динамика экспорта и импорта РФ.................................................13

2.2 Товарная структура  внешней торговли.........................................21

2.3 Географическая структура  внешней торговли.............................25

3. Приоритеты и направления  развития внешней торговли России.......31

3.1 Место России в международной  торговле....................................31

3.2 Мероприятия, содействующие  развитию внешнеторговой деятельности..........................................................................................34

Заключение..................................................................................................37

Список использованной литературы.........................................................40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических  отношений.

Актуальность исследования обусловлена тем, что международная  торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных  экономических отношений. Анализ специфических  проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как  важнейшей формы международных  отношений. В общем виде международная  торговля является средством, с помощью  которого страны могут развивать  специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом  увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные  лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить  с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии  сами эффективно производить.

Страны торгуют по нескольким причинам. Во-первых, экономические  ресурсы – природные, человеческие, инвестиционные товары – распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются  по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных  технологий или комбинации ресурсов.

Анализ основных тенденций внешнеторговых товарных потоков России является актуальным, так как Россия в настоящее время активно борется за улучшение своего положения на международном рынке, и внешняя торговля для России это основной источник средств для поднятия национальной экономики и решения внутренних экономических и социальных проблем.

Цель курсовой работы –  проанализировать основные тенденции внешнеторговых товарных потоков России.

Задачи курсовой работы:

-  рассмотреть международную торговлю в системе международных экономических отношений;

-  исследовать основные показатели внешней торговли;

-  охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;

-  проанализировать динамику и структуру внешнеторговых товарных потоков России;

-  оценить приоритеты и направления развития внешней торговли России;

-  охарактеризовать место России в международной торговле.

Объектом настоящего исследования является внешняя торговля России, предметом – статистический анализ экспорта и импорта России, характеризующих внешнюю торговлю России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы статистики внешнеторговых

товарных потоков

 

 

    1. Понятие статистики внешнеторговых товарных потоков

 

 

Международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических  отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная  торговля начала осуществляться с формированием  первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), применительно  к этим условиям уже правомерно рассматривать  трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный  обмен поступала лишь небольшая  часть производимой в различных  странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное  хозяйство [6].

В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс  купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и  посредниками в разных странах». Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Становление рыночных отношений  дало мощный импульс развитию международной  торговли. Международная торговля претерпела существенные изменения, отражая переход  к новым ступеням в развитии рыночного хозяйства. Поскольку в основе развития международной торговли лежит международное разделение труда, постоянно углубляющееся и развивающееся под воздействием НТП, то возможности развития международной торговли практически безграничны. В начале XXI в. воздействие НТП становится все более значительным, а связанные с ним изменения в международной торговле - все более динамичными. Фактором, способствующим динамичному развитию международной торговли, является вывоз капитала, уже более 100 лет определяющий важнейшие тенденции в развитии международных экономических отношений в целом. Все более активную роль в развитии международной торговли играют современные государства [11].

Начиная с 80-х гг. XX в. развитие международной торговли тесно связано  с глобализацией экономики, когда  происходит по существу «срастание»  рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и  экономических союзов, где уменьшаются  или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между  странами.

Все более значительное место  в современной международной  торговле занимает электронная торговля (e-commerce, electronic commerce). В основе электронной  торговли лежит использование возможностей современных компьютерных систем для  осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов.

Таможенная статистика внешней  торговли, в том числе статистика внешнеторговых товарных потоков, является отраслью экономической статистики, предусматривающей сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу. Таможенная статистика представляет информацию о состоянии внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов. С ее помощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфере .

Таможенная статистика внешнеторговых товарных потоков Российской Федерации учитывает ввоз и вывоз товаров в соответствии с так называемой общей системой учета внешней торговли. Ее объектами становятся все товары (за исключением находящихся в обращении валютных ценностей), ввоз и вывоз которых соответственно увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны.     В Методологии определяется порог статистического наблюдения, а также перечень обязательных показателей статистики внешней торговли и порядок сохранения конфиденциальности статистической информации по внешней торговле. Таможенная статистика отражает динамику показателей внешнеторгового оборота, объемов экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении, изменения географической направленности экспортно-импортных операций. 

Учет экспортных и импортных  товаров в натуральном выражении  предполагает измерение товаров  весом брутто и нетто. Под весом  брутто принято понимать общий вес  товара вместе с тарой. Вес нетто - это чистый вес без внутренней и внешней тары. Ближайшая внутренняя упаковка, в которой находится  товар и которая вместе с ним  поступает к потребителю, входит в вес нетто.     Статистический аппарат ООН рекомендует при учете количественных показателей применять вес нетто, поскольку он удобен для экономического анализа и сопоставления поставок одного и того же товара разными странами. Показатели веса брутто используются при анализе общего объема перевозок. В этом случае регистрация веса брутто ведется при отгрузке товаров.

Таможенная статистика ведет  учет экспортных и импортных товаров  и в стоимостном выражении. Учет экспортируемых товаров производится по ценам ФОБ или франко-граница  страны-продавца, и импортируемых- по ценам СИФ или франко-граница  страны-импортера. Таможенная статистика включает в экспорт и импорт все  товары, пересекающие таможенную границу  страны (за исключением транзитных товаров).

 

    1. Основные показатели внешнеторговых товарных потоков

 

 

Международная торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков - экспорта и импорта  товаров. При этом понятиям «экспорт»  и «импорт» сопутствуют понятия  реэкспорта и реимпорта.

Технологический жизненный  цикл товара проходит в международной  торговле пять основных этапов. На первом этапе новый товар выходит  на внутренний рынок. В процессе его  завоевания качество товара совершенствуется. На втором этапе спрос на внутреннем рынке полностью удовлетворяется, и товары начинают экспортировать. На этом этане государство-производитель (или фирма-производитель) обладает временной монополией в выпуске  и реализации товара на мировом рынке. На третьем этапе возможности  отработки технологии для производства товара внутри страны исчерпаны, большинство  потенциальных покупателей на внутреннем рынке удовлетворили потребность  в данном товаре. Перспективы повышения  эффективности просматриваются  в перенесении производства с  унифицированной технологией в  экономику других стран, имеющих  более дешевые факторы производства, например, более дешевую рабочую  силу. На этом этапе товар начинает выпускаться другими государствами  по лицензии для их внутреннего рынка. На четвертом этапе увеличивается  выпуск товара в странах, в которые  было перенесено производство. Удовлетворив спрос на внутреннем рынке, они начинают завоевание рынков в других странах  и, в частности, национального рынка  страны-разработчика. Дешевизна рабочей  силы обусловливает более низкие издержки производства в стране, воспринявшей товар, поэтому разворачивается  ценовая конкуренция на национальном рынке страны-разработчика [9]. Победа в этой борьбе остается за страной с более низкими издержками производства, и страна-разработчик вынуждена свернуть производство и прекратить экспорт. На пятом этапе страна-разработчик полностью прекращает производство товара, а оставшиеся потребности удовлетворяет за счет ею импорта. В этих условиях она вынуждена заняться разработкой принципиально нового товара.

В международной торговле практикуются варианты технологического жизненного цикла товара с последовательным или одновременным началом как  в стране-разработчике, так и в  стране, воспринимающей технологию производства нового товара. Циклы с одновременным  внедрением эффективны для товаров  с коротким жизненным циклом, так как именно он диктует повышенную скорость коммерческого маневра. Товары с длительным жизненным циклом продвигаются в национальную экономику других государств последовательно, согласно традиционным вариантам технологического жизненного цикла товара.

Участие страны в международной  торговле обусловлено уровнем её экономического развития, размерами  территории, численностью населения, степенью обеспеченности природными ресурсами, емкостью внутреннего рынка, задачами и целями экономической политики [15].

Экспорт - вывоз за границу  товаров для их реализации на внешнем  рынке. Импорт - ввоз товаров для  их реализации на внутреннем рынке. Реэкспорт - вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в данной стране переработке. Реимпорт - обратный ввоз из-за границы  в страну не подвергшихся обработке  отечественных товаров. Факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы  и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства.

При оценке масштабов международной  торговли различают понятия номинального и реального объема международной  торговли. Первый из них (номинальный  объем) представляет собой стоимость  международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной  торговли зависит от состояния и  динамики обменного курса доллара  к национальным валютам. Реальный объем международной торговли - это ее номинальный объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора [18].

Номинальный объем международной  торговли, несмотря на некоторые отклонения в отдельные годы, в целом имеет  общую тенденцию к росту. Она  отражает, прежде всего, тенденцию роста  физического объема международной  торговли (поставок товаров в натуральном  исчислении). Однако, учитывая тот факт, что и цены в международной  торговле имеют в целом тенденцию  к росту, то в результате стоимостный  объем международной торговли растет быстрее, чем ее физический объем.

Объемы экспорта и импорта  рассчитываются в каждой стране, как  в натуральных, так и в стоимостных  показателях. При этом стоимостные  показатели обычно рассчитываются в  национальной валюте и затем переводятся  в доллары США для целей  международного сопоставления. Однако имеются и примеры отдельных  стран (прежде всего это страны, для  которых характерна высокая инфляция), где экспорт и импорт рассчитывают сразу же в долларах США.

Информация о работе Статистика внешнеторговых товарных потоков РФ