Стимулирование инвестиционной деятельности коммерческих банков через систему налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:33, доклад

Описание работы

Увеличение объемов негосударственных инвестиций в экономику России было и остается одним из приоритетов национальной экономической политики. Спустя четыре года после финансового кризиса доверие к долгосрочному инвестированию с помощь банковских кредитов со стороны частных инвесторов низко как всегда, крупные компании стараются осторожно вкладывать свои накопленные деньги в «проверенные» проекты. Потенциальные инвесторы называют крупные банки «черными ящиками», которые по-прежнему могут таить огромные риски, тормозящие инвестиционную активность в стране.

Файлы: 1 файл

статья.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Ермошина Татьяна Владимировна

 

кандидат экономических наук, доцент

НИ МГУ им. Н.П. Огарева

г. Саранск

Email: baricheva@mail.ru

 

Уварова Ирина Андреевна

 

студентка экономического факультета

НИ МГУ им. Н.П. Огарева

г. Саранск

Email: uvar.ir.a@yandex.ru

 

Стимулирование инвестиционной деятельности коммерческих банков через систему налогообложения

 

Аннотация: Данная статья посвящена изучению методов стимулирования инвестиционной деятельности коммерческих банков через систему налогообложения. В работе рассматриваются несколько основных подхода предоставления налоговых льгот коммерческим банкам в рамках общей системы налогообложения. Сделаны выводы об эффективности применения предложенных изменений.

Ключевые слова: банк, налог, инвестиции.

 

Annotation: This paper is concerned with methods to stimulate investment activities of commercial banks through the tax system. We consider several basic approaches to provide tax incentives to commercial banks in the common system of taxation. Conclusions are drawn about the effectiveness of the proposed changes.

Keywords: bank, the tax, investment.

 

 

 

Стимулирование инвестиционной деятельности коммерческих банков через систему налогообложения.

Увеличение объемов  негосударственных инвестиций в  экономику России было и остается одним из приоритетов национальной экономической политики. Спустя четыре года после финансового кризиса доверие к долгосрочному инвестированию с помощь банковских кредитов со стороны частных инвесторов низко как всегда, крупные компании стараются осторожно вкладывать свои накопленные деньги в «проверенные» проекты. Потенциальные инвесторы называют крупные банки «черными ящиками», которые по-прежнему могут таить огромные риски, тормозящие инвестиционную активность в стране. Однако, обладая значительным запасом денежных средств сами банки не спешат участвовать в инвестиционных проектах. Это связано не только с неудовлетворительным бизнес-климатом в стране, но и с несовершенством системы налогообложения инвестиционной деятельности.

Важнейшим звеном модели изменения  системы налогообложения коммерческих банков в соответствии с программой «Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», а также главного документа «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года», основной целью которой являлось  создание совершенно новой национальной инновационно-ориентированной экономики и усиление инвестиционной направленности коммерческих банков, где система налогообложения должна была стимулировать банки вкладывать деньги в приоритетные национальные проекты, это частично выполнилось. Так инвестиции Сбербанка в высокие технологии в 2010-2012 годах составили около 4 млрд долларов США1. Инвестиции Россельхозбанка в АПК только Пермского края в 2012 году превысили 1 миллиард рублей, при финансовой поддержке банка выполнен ряд крупных инвестиционных проектов2. Внешэкономбанк участвует в финансировании инвестиционных программ моногородов. Сейчас портфель перспективных финансовых вложений,  планируемых и реализуемых при участии банка, включает 51  инвестиционный проект общей стоимостью 607,5 млрд. рублей3. ОАО «РЖД» для реализации необходимых инвестиционных программ вынужден привлекать помощь коммерческих банков. Банков, которые финансируют ОАО «РЖД»  ОАО немало, к ним относятся ОАО «Банк ВТБ»,«ТрансКредитБанк», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпромбанк»,«Банк Москвы», ОАО «Банк Уралсиб», ОАО «КИТ Финанс Инвестиционный банк» и другие. Среди сфер, в которых перечисленные банки  оказывают финансовую поддержку можно выделить долгосрочные инвестиционные программы: по обновлению основных фондов, лизинговым услугам, изменению инфраструктуры.

Как показывает анализ инвестиционной деятельностью на сегодняшний день в основном занимаются крупные коммерческие банки, имеющие для этого достаточные  ресурсы и возможности. Но и перед  некоторыми из них стоит проблема наличия соответствующим образом разработанной технологии, позволяющей до минимума снизить кредитные риски, временные издержки, издержки, связанные с процедурой проведения комплексной экспертизы представленного предприятием проекта и финансового состояния потенциального заемщика.

Не говоря о проблемах связанных  с несправедливым налогообложением, необъективных судебных решений  по результатам налоговых проверок, некорректного применения норм Налогового Кодекса, характерных для всех сфер экономики, не только банковской, проблема несовершенства налогообложения коммерческих банков приобрела в последние несколько лет особое значение. Негативные последствия глобализации, в том числе усиление международной конкуренции среди банков, сохранение нетранспарентности всей банковской системы и одновременная необходимость увеличения объемов частных инвестиций в экономику, осложняют проблему совершенствования налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков. Для проведения эффективных реформ и достижения поставленных целей, налоговые изменения следует рассматривать как стимул к повышению устойчивости российских банков и как в перспективе сильнейшее влияние банков на важные отрасли экономики и общей экономической ситуации страны в целом, за счет их инвестиционных вливаний. В таких условиях налоги играют одну из важнейших ролей, так как сама по себе инвестиционная деятельность содержит множество рисков, способствующих снижению деловой активности, задача же государства в современных условиях – не только минимизировать риски связанные с налогообложением, но и регулировать вложения коммерческих банков, способствуя привлечению инвестиций в приоритетные проекты.

Рассматривая налоговую  политику государства последних  лет в области стимулирования инвестиционной деятельности банков можно говорить о том, что исходя из обозначенных долгосрочных целей государства и общемировой тенденции экономики данное воздействие осуществляется косвенно, используется смешанная модель налоговой системы. Такая модель в условиях сравнительной нестабильности экономики России и специфичностью ее развития, наиболее эффективна, так как позволяет быстро корректировать элементы в зависимости от внешних условий. Так изменяя структуру налоговых баз, процентные ставки и предоставляя льготы государство стимулирует отдельные виды деятельности коммерческих банков или отдельные операции (например, при общем изменении ставки налога на прибыль воздействие осуществляется на все виды банков, при изменении порядка налогообложения операций с ценными бумагами - только операции банков-участников рынка ценных бумаг). Однако для стимулирования инвестиционной деятельности в целом (не только покупки-продажи ценных бумаг, но и инвестиций в реальный сектор экономики и инвестиций в инновационные проекты) не предусмотрено никаких специальных регуляторов.

Анализируя систему  налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков, наблюдается тенденция  к унифицированию налогообложения  банков и организаций, что характеризуется  неэффективностью налоговых ставок, множественностью элементов налогооблагаемых баз, ограниченным и жестким режимом льготирования. Самым собираемым налогом с банков остается налог на прибыль, который является абсолютно фискальным и не преследует целей стимулирования конкретных видов деятельности.

Сейчас механизм налогообложения  инвестиционной деятельности коммерческих банков не предполагает специального режима и базируется на общих нормах налогового законодательства, не смотря на всю свою специфичность. На начальном  этапе формирования устойчивых инвестиционных потоков со стороны коммерческих банков, целесообразно было бы ввести пониженную ставку налога на  прибыль в том случае, если банк регулярно направляет прибыль не  на  выплату процентов и увеличение собственного капитала,  а  на  инвестиционную деятельность,  кредитование  реального сектора экономики, поддержку инновационных проектов. Так как налоги от основной деятельности уплачиваемые  коммерческими банками, снижают чистую  прибыль неравномерно, необходимо внести ряд  поправок в законодательство,  которые  способствовали бы накоплению определенных банковских доходов. Например, если государству нужно получить от банков инвестиции в реальный сектор экономики, этими доходами могут стать  доходы  банка от обслуживания (прежде всего вложение средств на  средне- и долгосрочной основе) приоритетных отраслей реального сектора.  Что позволит  максимально снизить налоговый риск от данного вида деятельности.

Система налогообложения  реально не предусматривает возможности  для развития инвестиционной деятельности коммерческих банков. Потому, что инвестиционная деятельность банков зависит от механизма налогообложения прибыли. Так, с 2002 года изменился метод формирования финансовых результатов банка с кассового метода на метод начисления. Это послужило причиной снижения величины свободных ресурсов банка, произошло увеличение краткосрочного кредитования, соответственно снизилась заинтересованность в долгосрочном инвестировании экономики. Для увеличения числа банков-участников в долгосрочных инвестиционных проектах не изменяя метода, следует при расчете налоговой базы по налогу на прибыль предусмотреть возможность уменьшения базы на те доходы, которые начислены от долгосрочного инвестирования.

Дальнейшее совершенствование  системы налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков должно происходить  в рамках «Стратегии  развития банковского сектора РФ на период до 2015 года», а именно применение дифференцированных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, изменение состава налоговых баз и механизма формирования резервов (расширение  налогооблагаемой базы по налогу на прибыль). А именно:

- ввести пониженные  ставки налога на прибыль в  части доходов от инвестиционной  деятельности для банков;

- к расходам необходимо  отнести затраты инвестиционного характера, а также расходы, связанные с организацией инвестиционной деятельности;

- расширить перечень  льгот предоставляемым коммерческим  банкам, участвующим в инвестиционных  операциях;

- освободить от налогообложения  проценты, полученные от выданных кредитов приоритетным отраслям экономики или на финансирование конкретных инвестиционных проектов;

- резервы на возможные  потери по ссудам необходимо  принимать в расчет затрат  при определении налоговой базы  по налогу на прибыль в полном  объеме, что позволит повысить устойчивость банков и, таким образом, даст дополнительный стимул заниматься инвестиционными вложениями.

Таким образом,  при  реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет  сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. Выдвинутые предложения предусматривают изменение механизма налогообложения прибыли, через изменение формирования финансовых результатов, применение дифференцированных налоговых ставок при налогообложении доходов банков-участников инвестиционной деятельности, и направлены на совершенствование механизма налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков.

 

Список использованной литературы:

1. http://www.banki.ru/news/lenta/?id=3727111

2. http://www.rshb.ru/filiali/76/news/65327/?sphrase_id=381805

3. http://www.rbc.ru/companies/vnesheconombank.shtml

1 http://www.banki.ru/news/lenta/?id=3727111

2 http://www.rshb.ru/filiali/76/news/65327/?sphrase_id=381805

3 http://www.rbc.ru/companies/vnesheconombank.shtml


Информация о работе Стимулирование инвестиционной деятельности коммерческих банков через систему налогообложения