Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики.
Определение и задачи налоговой политики.
Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.
Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики.
Задачи налоговой политики сводятся к:
- обеспечению государства финансовыми ресурсами;
- созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
- сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Налоговая стратегия и тактика.
Налоговая стратегия - долговременный курс налоговой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных социально-экономической стратегией. В процессе ее разработки:
- прогнозируются основные тенденции развития налогов;
- формируются концепции их использования;
- намечаются принципы организации налоговых отношений;
- составляются целевые программы в целях концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития.
Налоговая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития страны путем адекватного изменения способов организации финансовых отношений, маневрирования финансовыми ресурсами.
Тактика выявляет решающие области, узловые проблемы социально-экономического развития, своевременно изменяет способы и формы организации налоговых отношений, решает задачи, поставленные налоговой стратегией.
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции:
- Фискальная функция — собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет.
- Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений.
- Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны.
- стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);
- дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов.
- воспроизводственная подфункция реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами.
- Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан.
Стимулирующая роль.
Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям:
1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.
3. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями
4. Налогообложение природных ресурсов.
1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.
Формами налогового стимулирования выступают:
- налоговые льготы;
- налоговые каникулы;
- налоговые кредиты;
- налоговые рассрочки;
- налоговый вычет.
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.
3. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями.
4. Налогообложение природных ресурсов.
Дестимулирующая роль налоговой политики.
- с 1 января по 30 июня 2012 года включительно - 254 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
- с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
- с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
- с 1 января по 30 июня 2012 года включительно - 360 рублей за 1000 штук + 7,5 процента стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 460 рублей за 1000 штук;
- с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 550 рублей за 1000 штук + 8,0 процента стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1000 штук;
- с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 800 рублей за 1000 штук + 8,5 процента стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 рублей за 1000 штук.
Заключение.