Стоимость и цена, их сущность и взаимосвязь в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 12:05, реферат

Описание работы

Она определяется общественно необходимыми затратами труда на производство и реализацию товара. В основе цен и их движения лежит закон стоимости. Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары она зависит от стоимости товара и стоимости денег. При несоответствии спроса и предложения на рынке, цена товара неизбежно отклоняется от его стоимости. Отклонение цен вверх и вниз от стоимости товаропроизводителя свидетельствует о том, каких товаров произведено недостаточно, а каких - в избытке.

Файлы: 1 файл

Международный рынок финансов.docx

— 52.80 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Деньги, пожалуй, один из наиболее важных элементов любой экономической системы, содействующих работе экономики. Если действующая денежная система работает хорошо и слаженно, то она вливает жизненную силу во все стадии процесса производства, в кругооборот доходов и расходов, способствует полному использованию имеющихся производственных мощностей и трудовых ресурсов. И наоборот, если функционирующая денежная система работает плохо, с перебоями, то это может стать главной причиной снижения или резких колебаний уровня производства, занятости, роста цен и снижения доходов населения.

В современном мире ценность различных благ выражается в однородных денежных единицах - рублях, долларах и так далее, достаточно легко конвертируемых друг в друга. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой.

Она определяется общественно  необходимыми затратами труда на производство и реализацию товара. В основе цен и их движения лежит  закон стоимости. Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары она зависит от стоимости товара и стоимости денег. При несоответствии спроса и предложения на рынке, цена товара неизбежно отклоняется от его стоимости. Отклонение цен вверх и вниз от стоимости товаропроизводителя свидетельствует о том, каких товаров произведено недостаточно, а каких - в избытке.

 

 

 

 

 

 

1. СТОИМОСТЬ И ЦЕНА, ИХ СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

1.1 ПОНЯТИЕ СТОИМОСТИ

Общее значение слова совпадает  с его значением как экономического понятия - цена, денежное выражение ценности вещи. В более узком экономическом значении слова стоимость - это выраженные в деньгах затраты на производство и реализацию товара.

Понятие является заимствованным. В частности, у М. Фасмера отмечается, что родственные стою и стоит, возможно, заимствованы из польского «stae», «stoi», чешского «stati», «stoji». Истоки слова связывают с латинским «constare» - стоять вместе: «con» от «com» - вместе, «stare» - стоять, выносить, терпеть, платить. Отсюда немецкое «costen», английское «cost».[3]

В современной экономической  литературе понятие «стоимость»  употребляется в нескольких значениях. Стоимость - это денежная величина затрат на производство и реализацию данного товара (английское «сost», немецкое «Kosten» - расходы, издержки, затраты, стоимость). «Стоимость» употребляется и как понятие, синонимичное понятию «цена» (английское «value» , немецкое «Wert» -цена, стоимость, номинал). Например, «The Time sof Money» в русскоязычной экономической литературе принято переводить как «стоимость денег во времени». Стоимость понимается и как категория, отражающая синтез затрат и результатов производства. Наконец, стоимость рассматривается и как понятие, не имеющее особой субстанции, например, затрат факторов производства; она с этой точки зрения представляет собой результат взаимодействия всей совокупности экономических взаимоотношений системы.[3]

 

 

1.2 ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ

Цена - это экономическое  понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать, или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.[4]

Высокая цена означает, что  вещь дорогая и ее покупка требует  больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую  нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Эта функция цен и их взаимодействие с экономикой в масштабах  не только личности и семьи, но и  предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.

Под единым понятием "цена" понимается множество разновидностей цен: оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.[2]

Будучи широкоупотребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической, чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а, следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и  в то же время довольно мощный рычаг  управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику  вообще и на уровень жизни в  частности намного меньше надежд, возлагаемых людьми на цены, на ценовой  механизм. В директивно управляемой  экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной - они образуют часть системы саморегулирования.[5]

В ценовом механизме следует  различать и выделять две взаимодействующие части. Это сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а так же - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Дать общее, единое определение  понятия "цена" столь же сложно, как найти всеобщую дефиницию  термина "деньги". Тем более  что эти понятия тесно связаны между собой и термин "цена" происходит от слова "деньги". Для потребителя, покупателя такое утверждение может показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя цена - это количество денег, которое ему приходится платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца - это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. В принципе, эти естественные, эмпирические определения вполне корректны.[1]

Однако подобные простейшие определения не дают ключ к пониманию, каковой должна быть цена, как она зарождается, как действует ценовой механизм.

Простое наблюдение отдельных  цен и даже покупки по этим ценам  рождают скорее эмоциональное, чем  объективно-научное восприятие. В  обыденном сознании чаще всего рождается  не только частное, узкое, но и искаженное видение цены.

О ценах стали говорить и писать не столько с позиций  их сути и назначения, сколько с  точки зрения способов их формирования, определения. Восприятие цены все более ассоциировалось со словами, сопровождающими это слово: "государственная", "рыночная", "твердая", "договорная", и тому подобными. Смысл «цены» так или иначе, связывается с ценообразующими факторами, влияющими на ее величину.

Целесообразно разделять  два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором - в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием,

В рамках рыночного подхода  приемлемо следующее определение: цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой  он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что, вне рынка, без купли-продажи, о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

Иные позиции в отношении  сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами производства в целом и с главным фактором - трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка: цена - это денежное выражение стоимости товара.

В таком определении центр  тяжести перенесен на понятие "стоимость". Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д. Рикардо и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу. Чтобы обойти многочисленные трудности количественного измерения стоимости в ее трудовом восприятии, К. Маркс вынужден был ввести понятие "абстрактный" и "конкретный" труд, "общественно необходимые затраты труда", но при этом стоимость продолжала оставаться теоретической категорией.[7]

Практическая связь между  стоимостью и ценой была проложена  посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.

Приходится отмечать, что  стоимостный подход к цене в его  трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.

 

1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ СТОИМОСТИ И ЦЕНЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Цена и ценообразование  являются основными элементами рыночной экономики. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую  покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Его характеристикой в условиях рыночной экономики является именно цена. Она отражает состояние рынка: спрос, предложение и так далее. Цена - активный инструмент организации структуры производства. Важно отметить следующие обстоятельства:

- цены устанавливаются  собственниками товаров и проходят  проверку рынком, где под влиянием рыночных факторов определяется их окончательный уровень;

- цены находятся под  неослабным вниманием государства,  которое постоянно ищет способы  воздействия на них с целью  недопущения постоянного роста цен;

- рыночные отношения определяют  специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены.

Цена - одна из наиболее сложных  экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о  том, что составляет основу цены, какие  объективные законы влияют на процессы ценообразования и движения цен.

Цена представляет собой  денежное выражение стоимости товара. В условиях товарного производства и обращения продукты труда реализуются как товары. Цена, каждого отдельного товара не обязательно совпадает с его стоимостью: она может быть выше или ниже стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости - экономического закона товарного производства. Закон стоимости побуждает товаропроизводителей регулировать общественно необходимые затраты труда, добиваться их снижения, а также распределять их и средства производства между отраслями народного хозяйства.[6]

Закон стоимости действует  в обстановке конкурентной борьбы, в которой выигрывают товаропроизводители, применяющие новую технику и технологию, наиболее эффективные способы организации производства. Таким образом, под воздействием закона стоимости осуществляется технический прогресс и происходит дифференциация товаропроизводителей: одни в результате конкурентной борьбы разоряются, другие обогащаются.

Закон стоимости, который  является регулятором процесса производства и обращения товаров, через механизм формирования цен способствует установлению определенного равновесия в соотношении цен на разные виды товаров и тем самым создает основу для определения границы между экономически выгодным и невыгодным производством.

Необходимо отметить, что  любой товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, т.е. обмениваться на них. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях представляет собой его меновую стоимость.

Можно выделить две основные концепции определения стоимости  товара. С точки зрения классического  подхода стоимость сводится к  труду, затраченному на производство товара, сумме заработной платы, прибыли  и земельной ренты. Величина стоимости  товара - это мера затрат труда на его производство. Необходимо отметить, что существует несколько теорий стоимости: теория трудовой стоимости; теория спроса и предложения; теория предельной полезности.

Теория трудовой стоимости  исключает влияние рынка, поэтому  в данном случае стоимость рассматривается  как общественно необходимые  затраты труда без учета спроса и предложения, что по своей сути не отражает природы цены. Сторонники этой теории считали необходимым условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют одну общую основу - трудовые затраты, которые и определяют стоимость.

Информация о работе Стоимость и цена, их сущность и взаимосвязь в рыночной экономике