Страхование и риски в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение вопросов страхования, в том числе для отдельных видов хозяйственной деятельности, приобретает особую важность в последнее время в связи с тем, что страхование в России находится в стадии своего развития. Более чем десятилетняя история современного страхового рынка показала, что пока это рынок предложения страховых услуг, в то время как одним из показателей развитого страхового рынка является наличие, с одной стороны, предложения, или достаточного количества страховых компаний, предлагающих страховые услуги, с другой стороны, спроса на страховые услуги со стороны потребителей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность страхования, его формы и роль
1.1 Экономическая сущность страхования
1.2 Правовые основы страхования
Глава 2. Риски в туризме
2.1 Классификация рисков в туризме
Глава 3. Организация страхования рисков в туризме
3.1 Организация медицинского страхования туристов
3.2 Страхование туристов от несчастного случая
3.3 Страхование гражданской ответственности в туризме
3.4 Страхование риска отмены поездки
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Страхование и риски в туризме.docx

— 132.47 Кб (Скачать файл)

      проездной и документ, удостоверяющий личность.

     В случае гибели (смерти) застрахованного наследники (выгодоприобретатели) представляют в страховую компанию:

      заявление;

      составленный перевозчиком акт о несчастном случае;

      свидетельство загса (или заверенную копию) о смерти застрахованного;

      документ, удостоверяющий вступление в права наследования (завещание);

      документ, удостоверяющий личность.

     Требования  о выплате страховой суммы  могут быть предъявлены страховщику  в течение трех лет со дня, когда  страховщик должен был произвести страховую  выплату. Споры, возникающие по договору страхования, разрешаются путем переговоров. При недостижении согласия - в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

     Размеры страхового тарифа по обязательному  личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) указанных видов транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию с Министерством транспорта РФ и утверждаются службой России по надзору за страховой деятельностью.

     Сумма страховой премии включается согласно указам в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с туриста, экскурсанта (застрахованного) при продаже проездного документа (путевки) в размере 2 рублей 30 копеек. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда в РФ, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты страхового взноса.

     Страховая сумма по обязательному личному  страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) определена в 120 минимальных размеров оплаты труда, установленной законом на дату приобретения проездного документа. Пассажиру (туристу, экскурсанту) при получении травмы в результате несчастного случая выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени ее тяжести (таблица 3.2). 

     Таблица 3.2. Максимальная выплата в зависимости от тяжести травмы

     
     Виды  травмы      Примерная компенсация (в% от страховой суммы)
     Сотрясение  мозга      3-5
     Потеря  глаза      45-50
     Перелом носа      5-8
     Потеря  языка      50-60
     Потеря  зуба      4-5
     Перелом плечевой кости      15-20
     Перелом бедра      25-30
     Перелом голени      5-10
     Ожог 11 степени (20-30% площади тела)      20-25
     Перелом ребра      3-5
 

     В случае смерти застрахованного лица наследники получают ее полностью. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ. 
 

     3.3 Страхование риска отмены поездки 

     В жизни  каждого туриста наступает волнительный момент, когда пора упаковывать чемоданы и сумки, планировать свой отдых  и ждать желанной даты, когда самолет  оторвется от земли и унесет путешественника  в теплые края, на долгожданный и  заслуженный отдых.

     Но  порой, к сожалению, дороги, которые  мы выбираем, не всегда выбирают нас. И тур может сорваться в последний момент. Причины для этого могут быть разными: турист может сильно заболеть, или же в его семье случилось несчастье, скажем, смерть близкого родственника, или консульство страны, куда он собирается выехать, просто отказало в визе. Действительно, от подобного не застрахован никто. Произойти может все что угодно. Но что же будет с путевкой? Неужели деньги, которые потрачены на покупку тура, пропадут, и потребовать их будет не у кого.

     К счастью, существует возможность не потерять свои сбережения при возникновении  форс-мажорных обстоятельств, оформив  страховку от невыезда. Впервые эта страховка появилась на рынке несколько лет назад. Сейчас многие страховые компании и туристические агентства говорят о том, что туристы стали все чаще и чаще оформлять страховку от невыезда. Фактически она стала более востребована, причем, в основном в том случае, когда человек выезжает в "визовые страны". Кто хоть раз получал визу, знает, что в ее выдаче могут отказать в любой момент без объяснения причин: консульство может придраться к оформлению документов, или же может посчитать, что турист желает остаться в их стране нелегально, причин может быть масса. Результат один - отдыхающий остается дома.

     Многие  туристические фирмы включают страховку  от невыезда в общее число обязательных страховок, скажем, таких, как медицинская  страховка. Ну а некоторые консульства в свою очередь требуют наличия этой страховки в наборе документов на получение визы.

     Каждая  страховая компания предлагает свою страховую программу, с ориентировкой  на покрытие наиболее распространенных рисков. Однако к ним обязательно будут относиться:

     смерть  родственника или самого застрахованного - госпитализация родственника или самого застрахованного - отказ в визе - вызов в суд - призыв в армию - ЧП в доме или квартире застрахованного - пожар, ограбление и т.п.

     наличие медицинских противопоказаний для  обязательной профилактической вакцинации, если такая требуется для въезда в страну временного пребывания.

     Как правило, договор страхования от невыезда заключается не менее чем  за две недели до отъезда. Если путешественник не может совершить поездку по вышеприведенным причинам, то страховая компания возмещает ему стоимость тура. Ну а если он просто передумал, то никаких выплат по страховке ему не будет возвращено. Продажа таких программ требует от страховой компании специальной лицензии на страхование финансовых рисков в случае несовершения зарубежной поездки. Страхование от невыезда достаточно дорогой вид страхования. У "AIG-Россия" его стоимость составляет 3% от общей стоимости тура при максимальной страховой сумме в $2000 для туров по Европе и $4000 - по США. Тарифы "РЕСО-Гарантии" также увязаны с ценой поездки и колеблются от $10 до $150 (страховая сумма $500-$5000). "Ингосстрах" предлагает услуги страхования по тарифу - $3-60 при страховой сумме от $200 до$3500. "РОСНО" предлагает программы страхования с тарифами: 
 

     
     Страховая сумма на одного человека      Страховая премия с одного человека
     до 2000 USD        30 USD
     от 2000 USD до 3000 USD        50 USD
 

     По данным тарифам осуществляется факультативное страхование граждан, выезжающих во все страны, кроме Испании. Оформление полиса страхования граждан на время путешествий с условием страхования расходов, связанных с отменой поездки, производится не позднее даты подачи документов в консульские отделы Посольств иностранных государств для получения въездной визы. "AIG-Россия" эти риски не страхует из-за того, что у компании, отсутствуют статистические данные об отказах по визам. В этом случае страховой тариф снижается на один или полтора процента.

     Страховщики также вводят различные ограничения  на реализацию полисов страхования  от невыезда. "РЕСО-Гарантии", например, не продает их физическим лицам - только через турфирмы, работающие с ней по страхованию выезжающих за границу.

     Конечно, страховка от невыезда - это очень удобная услуга. И даже наверняка многие придут к выводу, что лучше немного переплатить за тур, чем потом безвозвратно потерять деньги, отданные туристическому агентству, так и не получив желаемое. Но, не смотря на это, считается, что лучшая страховка - это та, которой так и не представилось возможности воспользоваться.

 

      Заключение 

     В отличие  от экономически развитых стран, где  страхование туристов развивается  многие десятилетия, в России массовое страхование туристов фактически ведется  последние 10-15 лет. Сейчас на этом рынке активно работают более 200 страховых компаний, причем большинство из них московские (Приложение). Для достижения своих целей страховые компании проводят активную маркетинговую политику, предоставляют клиентам дифференцированную страховую защиту, возможность выбора лимита ответственности и набора покрываемых полисом услуг, а также предлагают различные страховые продукты с участием разных зарубежных партнеров - страховых компаний или систем-ассистанса (международных сервисных служб).

     Наиболее  известными на российском рынке партнерами отечественных страховщиков, предлагающих страховые услуги российским туристам за рубежом, являются "CORIS", "GESA-assistance", "Mercur", "AXA Colonia Krakenversicherung AG", "International SOS Assistance" и др. одной из самых активных в сфере работы с российскими туристами является французская компания "GESA-assistance". До недавнего времени она контролировала до 70% российского рынка медицинского страхования туристов. Постепенно этот процент стал снижаться в связи с активизацией ее конкурентов. А также из-за того, что на рынке туристических услуг происходит концентрация объемов услуг в рамках крупнейших туроператоров, предпочитающих сотрудничать со страховщиками, имеющими и других иностранных партнеров.

     Как отмечают эксперты на сегодняшний день практически завершился процесс  очищения российского рынка страхования  от "серых схем", и рынок в своей основе стал классическим. Тем не менее, рынок страхования в целом мог бы достичь и лучших результатов, ряд международных компаний показал гораздо более медленный рост объемов, чем ожидалось. В дальнейшем прогнозируется большее оживление на рынке, как долгосрочного страхования жизни и коммерческих рисков, так и в страховании туризма и грузоперевозок.

     Количественный  рост и структурные изменения, происходившие  на российском страховом рынке привели  к тому, что Россия стала сверхпривлекательным рынком для иностранных игроков, одной из региональных арен конкурентной борьбы мировых страховых гигантов. Глобальные страховые компании рассматривают российский рынок как очень перспективное направление для инвестиций - на фоне близкого к нулевому росту западных страховых рынков даже 16% прироста по российской официальной статистике выглядят очень привлекательно, не говоря уже о 20-25% прироста реальных показателей (не искаженных псевдостраховыми операциями). Неудивительно, что иностранные инвесторы стремятся войти на отечественный рынок и закрепиться на нем, опередив конкурентов. Ожидаемые прибыли, с их точки зрения, значительно превышают страновые риски России. События начала 2008 года показали, что эта тенденция начала реализовываться в конкретные знаковые для всего рынка события даже раньше, чем прогнозировалось. Речь идет, прежде всего о покупке компаний РОСНО и НАСТА ведущими иностранными игроками (Allianz SE и Zurich Financial Service, соответственно). В ближайшее время стоит ожидать заключения еще целого ряда громких сделок с участием западных компаний - иностранные инвесторы готовы платить большие деньги за российских страховщиков.

     Приход "иностранцев" в Россию ускорил ряд ключевых для отечественного рынка процессов. В развитие страхования в современной России начал приобретать особую значимость фактор ценовой конкуренции. По большинству видов страхования тарифная конкуренция затруднена - дальнейшее снижение тарифов без существенной угрозы финансовому состоянию страховщика уже невозможно. Лидеры рынка пришли к четкому пониманию, что "тарифные войны" - путь, ведущий в тупик. На первый план все более уверенно выходит фактор качества предоставляемых услуг - в условиях конкуренции со стороны иностранных игроков уровень сервиса становится вопросом выживания. И это очень хорошо стали понимать в компании РОСНО, где даже в самом маленьком офисе филиала в каком-нибудь заброшенном и Богом забытом городке России вам предложат весь спектр страховых услуг, который предлагают и для столичного жителя. Усилия ведущих страховщиков все в большей степени направляются не столько на привлечение новых страхователей, сколько на удержание старых, а это - задача более высокого уровня сложности, требующая внедрения новых методов и принципов работы, направленности на клиента, его индивидуальных запросов.

     Вложения  в качество, как мы видим на примере  компании РОСНО после ее покупки  немцами, в развитие сервисной инфраструктуры требуют от страховщиков значительных финансовых ресурсов. В то время как у иностранных компаний ресурсы практически не ограничены (вопрос лишь в соизмерении издержек и выгод), российским страховщикам (даже с государственным пакетом акций) приходится искать источники финансирования, а это дается далеко не всем. По-прежнему, практически единственным реализуемым на практике способом финансирования страхового бизнеса (без потери контроля над управлением) остаются инвестиции со стороны собственника компании, но этот ресурс близок к исчерпанию - владельцы страховых компаний проявляют все меньшую готовность к масштабным вливания в них. Уже в ближайшее время лидеры рынка придут к необходимости рыночного привлечения средств для развития.

     Перспективный и вполне доступный путь развития - объединение страховых бизнесов. Укрупнение страховых компаний позволяет не только увеличить доступную страховую емкость и финансовую устойчивость, но и дает возможность повысить качество сервиса при объединении ресурсов нескольких компаний благодаря возникающему эффекту масштаба. Среди страхового сообщества постепенно созрело понимание того, что только консолидация и укрупнение позволят выжить в новой агрессивной конкурентной среде. Небольшим страховым компаниям все труднее находить для себя рыночные ниши: необходимость в страховых посредниках постепенно отпадает, сегмент страхования крупного бизнеса давно поделен, а в страховой рознице без развитой филиальной сети, отлаженной системы урегулирования убытков и раскрученного бренда обойти лидеров страхового рынка не удастся.

Информация о работе Страхование и риски в туризме