Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:40, реферат
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).
Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 году, целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
Введение……………………………………………………………………….3
Цели НАФТА………………………………………………………………….4
Структура НАФТА……………………………………………………………6
Экономическая характеристика НАФТА……………………………………9
О роли Мексики в НАФТА…………………………………………………13
О роли Канады в НАФТА…………………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………….1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное
бюджетное общеобразовательное
учреждение высшего профессионального
образования
Институт региональной экономики и управления
Контрольная работа по дисциплине «Геоэкономика»
Реферат на тему «Страны НАФТА»
Выполнила студентка 3 курса
заочной формы обучения
по специальности «Таможенное дело»
группы 036401.65
Лесницкая Алёна Александровна
Проверил:____________________
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Североамериканская зона
свободной торговли (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA) — соглашение
о свободной торговле между Канадой, США
и Мексикой, основывающаяся на модели
Европейского Сообщества (Европейского
Союза).
Первым
шагом стал «план Эббота», принятый в 1947
году, целью которого являлось стимулирование
инвестиций США в ведущие отрасли канадской
экономики. В 1959 году США и Канада заключили
соглашение о совместном военном производстве,
которое способствовало внедрению американских
стандартов в канадское производство
военной техники.
Следующим шагом стало
заключение в 1965 году соглашения о либерализации
торговли продукцией автомобилестроения,
которое способствовало интеграции
многих других отраслей. Идея торгово-политического
объединения США, Канады и Мексикой
стала претворяться в жизнь в
1970-ые годы. Сначала речь шла об оформлении
энергетического союза. Подобная идея
была поддержана в 1980-е годы президентами
Р. Рейганом и Дж. Бушем.
В сентябре
1988 году после нелегких трехлетних переговоров
было подписано американско-канадское
соглашение о свободной торговле (CUSFTA),
согласно которому в течение десяти лет
между США и Канадой должна была сформироваться
зона свободной торговли.
В
силу происходивших в 1980-х годах интеграционных
процессов в Европе и Азии, вопрос о создании
НАФТА стал острее, так как стало понятно,
что ответом на объединение Европы должно
стать объединение Америки, и, как его
части — Северной Америки. Однако с самого
начала Мексика, Канада и США рассматривали
значение и потенциал НАФТА с различных
позиций.
Соглашение о создании Североамериканской
ассоциации свободной торговли (НАФТА)
вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив
и подтвердив Соглашение о свободной торговле
между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
Цели НАФТА
В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну. Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:
Основной целью НАФТА
явилось снятие барьеров на торговлю
товарами между странами-участницами.
Половина барьерных ограничений
была снята сразу же, остальные
снимались постепенно в течение
14 лет. Такое соглашение стало расширенным
вариантом торгового соглашения
1989 г. между Канадой и США.
В отличие от Европейского
Союза, НАФТА не ставила целью создание
межгосударственных административных
органов, как не ставила и создание законов,
которые бы управляли такой системой.
НАФТА является лишь международным торговым
соглашением в рамках международного
права. На сегодняшний день цели НАФТА
включают:
Структура НАФТА
НАФТА обладает четкой организационной
структурой. Центральным институтом
НАФТА является Комиссия по свободной
торговле, в которую входят представители
на уровне министров торговли от трех
стран-участниц. Комиссия наблюдает
за осуществлением и дальнейшей разработкой
Соглашения и помогает разрешать
споры, возникающие при интерпретации
Соглашения. Она также наблюдает
за работой более чем 30 комитетов
и рабочих групп НАФТА. Последние
собрания Комиссии проходили в Вашингтоне,
США в 1997 году и в Мехико в начале 1998 года.
Министры согласились о том, что Комиссия
в ее работе будет оказывать содействие
Координирующий секретариат НАФТА (NCS),
создание которого планировалось на конец
1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван
служить официальным архивом работы НАФТА
и выполнять роль рабочего секретариата
при Комиссии.
НАФТА предусматривает
дальнейшую работу по оказанию помощи
в достижении создания зоны свободной
торговли. В соответствии с Соглашением,
с целью способствования торговле и инвестициям.
обеспечения эффективного претворения
в жизнь норм НАФТА и их администрирования
были созданы более 30 рабочих групп и комитетов.
Основные области, в которых ведется работа
по созданию норм, включают в себя происхождение
товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными
товарами и субсидии в эту область экономики,
стандартизацию товаров, госпоставки
и передвижение деловых людей через границы.
Эти рабочие группы и комитеты ежегодно
предоставляют отчет Комиссии НАФТА.
Рабочие
группы и комитеты НАФТА также помогают
сделать процесс претворения НАФТА в жизнь
более гладким, обеспечить создание форума
для изучения способов дальнейшей либерализации
торговли между странами-участницами.
Примером может служить последовательная
политика Канады, направленная на ускоренное
снижение тарифов на некоторые виды товаров.
Кроме того, рабочие группы и комитеты
НАФТА создают арену для обсуждения спорных
вопросов, свободную от политики, и, используя
обсуждение проблем на ранней стадии их
развития, помогают избежать процедур
разрешения споров.
В настоящее
время большая часть торговли, осуществляемой
в Северной Америке, происходит в соответствии
с ясными, четкими и прочно установившимися
нормами НАФТА и Всемирной организации
торговли (ВТО). Однако, несмотря на это,
в сфере торговли подобного масштаба неизменно
возникают спорные вопросы. При возникновении
подобных ситуаций НАФТА выступает за
дружеское разрешение спора государствами,
чьи интересы затронуты, с помощью комитетов
и рабочих групп НАФТА или других консультативных
органов. В случае если взаимоприемлимое
решение не будет найдено, НАФТА предусматривает
скорое и эффективное рассмотрение проблемы
группой экспертов.
Администрирование
положений НАФТА, связанных с разрешением
споров, возложено на канадскую, американскую
и мексиканскую национальные секции Секритариата
НАФТА. В первые девять месяцев 1996 - 97 финансового
года Секретариат назначил 14 рассмотрений
группами экспертов в соответствии с Главой
19 Соглашения и одно арбитражное рассмотрение
согласно Главе 20. В 1996 году были приняты
восемь решений группой экспертов согласно
Главе 19 и один отчет группы экспертов
согласно Главе 20.
Двадцатая глава Североамериканского
соглашения о свободной торговле устанавливает
институциональный механизм и процедуру
разрешения споров. На конец 1996 года в
соответствии с этой главой были затребованы
11 консультаций по 10 случаям, один из которых
был передан для арбитражного рассмотрения.
В четырнадцатой главе дополнительно
оговариваются специальные процедуры
для разрешения любых споров, касающихся
финансовых услуг.
Основываясь на
Канадско-американском соглашении о свободной
торговле (FTA), НАФТА включает в себя (в
Главе 19) уникальную систему рассмотрения
экспертами, представляющими две страны,
национальных решений по вопросам антидемпинга
и компенсационной пошлины, замещая тем
самым юридическое рассмотрение и каждой
из трех стран. Со времени принятия НАФТА
поступило уже 73 запроса на рассмотрение
вопроса группой экспертов, в соответствии
с Главой 19 Соглашения.
Что же касается
разрешения вопросов, связанных с инвестициями,
НАФТА использует процедуры "смешанного"
арбитража между инвестором, чьим интересам
наносится ущерб, и заинтересованным правительством,
основываясь на общих процедурах установленных
канадскими соглашениями о защите иностранных
инвестиций и Мировым банковским центром
урегулирования споров, связанных с инвестициями.
НАФТА также требует от национальных агенств
уважения к принципам справедливости
и прозрачности.
На национальные секции НАФТА возложена
ответственность и за разрешение споров
по другим соглашениям о свободной торговле,
заключенными этими странами не в рамках
НАФТА. Так, еще в 1997 году на канадскую
секция Секретариата НАФТА была возложена
ответственность за администрирование
процесса разрешения споров согласно
Главе 8 канадско-израильского соглашение
о свободной торговле, и такая же ответственность
по канадско-чилийскому соглашению о свободной
торговле.
Экономическая характеристика НАФТА
О масштабах экономической
взаимосвязи США, Канады и Мексики
на основе взаимной торговли и движения
капитала можно судить по следующим
данным. В США реализовывается
около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП
Канады). Доля США в иностранных
прямых инвестициях в Канаде –
свыше 75% и Канады в США – 9%. В
США направляется около 70% мексиканского
экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского
импорта. Доля США в общем притоке
прямых иностранных инвестиций в
Мексику превышает 60%. ВВП США
в 14,5 раз превосходит ВВП Канады
и в 19 раз – Мексики.
По численности населения, по объему совокупного
валового продукта и ряду базовых экономических
показателей североамериканская интеграционная
группировка сопоставима с Европейским
союзом. НАФТА обладает мощным (особенно
благодаря США) экономическим потенциалом,
например, ежегодный объем производства
товаров и услуг США, Канады и Мексики
равняется 5 триллионам долларов, а их
доля в мировой торговле составляет почти
20%. Структура североамериканского интеграционного
комплекса имеет свои особенности по сравнению
с европейской моделью интеграции.
Главное отличие – асимметричность
экономической зависимости США,
Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных
структур Мексики и Канады далеко
уступает по глубине и масштабам
канадо-американской и мексикано-американской
интегрированности. Канада и Мексика скорее
являются конкурентами на американском
рынке товаров и рабочей силы, соперниками
по привлечению капитала и технологий
американских корпораций, чем партнерами
по интеграционному процессу.
Другая особенность североамериканской
экономической группировки заключается
в том, что ее участники находятся в разных
стартовых условиях. Если Канаде за последнее
десятилетие удалось приблизиться по
главным экономическим макропоказателям
(объему ВВП на душу населения, производительности
труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся
на положении экономически отсталого
государства с большой внешней задолженностью,
пока еще заметно отстает от этих стран
по основным базовым показателям.
Разница в размерах
ВВП на душу населения между Мексикой
и США достигает 6,6 раза, а с Канадой –
4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях
экономического развития стран-членов
затрудняет создание единого хозяйственного
комплекса.
Также стоит отметить,
что внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС,
есть только один центр экономической
силы – США, чья экономика в несколько
раз превосходит Канаду и Мексику вместе
взятые. Эта моноцентричность облегчает
управление (страна-лидер легко может
навязать свои решения более слабым партнерам),
но одновременно создает среду потенциальных
конфликтов (партнеры США могут оказаться
недовольными своим подчиненным положением).
Кроме того, интеграция оказывается однобокой:
Канада и Мексика тесно интегрированы
с США, но не друг с другом.
Однако, Соединенные Штаты в результате
заключения этого соглашения получили
значительные выгоды:
Участие США в региональном
интеграционном процессе превратилось
в мощный фактор долгосрочного положительного
воздействия на внутриэкономическое
развитие.
Общий товарооборот
с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти
в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с
Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.).
На обе эти страны приходится треть внешней
торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный
прирост товарооборота с Мексикой составил
более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных
товаров распространился уже на две трети
всего американского экспорта в регионе,
и эти возможности продолжают расширяться.
США нуждаются в такой региональной экономической
интеграции для повышения своей конкурентоспособности
по отношению к основным экономическим
соперникам – ЕС и Японии.
Характеристика стран НАФТА (по состоянию на 2011 год)
Страны |
Население, млн. человек |
Размер реального ВВП, млрд. долларов США |
Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США |
Инфля- ция, % |
Уровень безрабо- тицы, % |
Торговый баланс, млрд. долларов США |
Канада |
34.0 |
1759.0 |
51.7 |
2.9 |
7.5 |
2.4 |
Мексика |
113.7 |
1185.0 |
10.4 |
3.4 |
5.2 |
-1.4 |
США |
313.2 |
15060.0 |
48.1 |
3.1 |
9.0 |
-739.0 |
Источник - CIA World Factbook
В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.