Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:16, курсовая работа
Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Для каждого сценарии должны быть указаны: преимущества, недостатки, риски.
Конечный результат этапа
- формулировка гипотез, относительно возможных направлений развития города, позволяющих максимально использовать сильные стороны, определение желаемого будущего города;
- выявление наиболее острых проблем, сдерживающих развитие;
- выдвижение нескольких формулировок стратегической цели развития на ближайший период.
2. Разработка Стратегического плана – этап целеполагания
Выбор цели стратегического плана города должен основываться на результатах анализа. Таким образом, и появляется Главная цель или перспектива.
Главная цель (перспектива) должна включать следующие четыре элемента:
1. Временное измерение;
2. Оригинальное «продаваемое» предложение (продвижение брэнда, сделанного в городе);
3. «Движущие силы»;
4. Флагманские проекты.
Под перспективой подразумевается ясная генеральная цель или картина желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом.
3. Разработка Стратегического
плана – формирование
Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа с учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при минимальных затратах. Как правило, стратегические направления должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое количество направлений – 3–6, целей – 10–15, проектов – 20–40. Обычно формируются следующие направления:
– улучшение общих условий для бизнеса,
– развитие определенных групп отраслей и производств,
– развитие инфраструктуры,
– реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера).
Чем более специфичны применительно к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений и проектов, реально дающих сильный импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана.
При разработке стратегического плана целесообразно двигаться от направлений к проектам, но если не удается быстро определиться с выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться на инициировании и отборе проектов, которые затем группируются по направлениям.
Оценка и последующий отбор инвестиционных проектов для финансирования за счет средств бюджета города и заемных средств производятся на основе трех групп показателей, отражающих:
1) социальную эффективность расходования средств;
2) бюджетную эффективность расходования средств;
3) эффективность использования городских ресурсов и привлечения частных инвестиций в процессе реализации проекта.
Одним из инструментов обсуждения и отбора окончательных решений может быть общегородская конференция, в ходе которой участникам предоставляется возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация такой конференции позволяет участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами и ранжировать их, что дает объективные основания для формирования экспертами итоговых текстов.
4. Мониторинг стратегического плана
Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности Стратегического плана.
В ходе мониторинга Стратегического плана решаются следующие задачи:
· стимулировать реализацию плана в целом и отдельных программ и проектов,
· оценить степень достижения главной цели и целей Стратегического плана, дать информацию для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей,
· оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения и корректировки мер,
· поддержать в рабочем состоянии структуры стратегического планирования.
Мониторинг Стратегического
1. Мониторинг внешней среды развития города. Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях и регионах, имеющих стратегическое значение для города.
2. Мониторинг общих результатов реализации Стратегического плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается на три подблока – а) мониторинг достижения главной цели, б) мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, в) мониторинг достижения целей. Мониторинг осуществляется группой аналитиков. Итоги мониторинга подводятся два раза в год в аналитических отчетах фиксированной структуры, с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки Стратегического плана.
3. Мониторинг процесса реализации проектов (мониторинг усилий и частных результатов).
Оцениваемая группа факторов внутренней среды |
Преимущества |
Недостатки |
География и геополитическое положение |
Приграничное к странам Азии. Удаленность от основных мировых центров военных и национальных конфликтов, зон распространения международного терроризма. Расположение на пересечении ЖД, автомобильных, воздушных транспортных магистралей. |
Малонаселенное
окружение. Отдаленность от наиболее важных
деловых центров Европы. Неблагоприятн.
климатические и |
Население и демографическая ситуация |
Большая численность населения (наличие емкого рынка труда и потребления). Относительно высокий образовательный и культурный уровень. Низкая социальная, национальная и религиозная конфликтность. |
Старение
населения, низкая продолжительность
жизни. Большая имущественная |
Пространственная организация и ее административное регулирование |
Наличие территориальных резервов для строительства жилья, общественно-деловых и производственных объектов Наличие кадастровой оценки земли. |
Значительная дифференциация между отдельными районами города в плотности жилой застройки и общественно-деловых и производственных объектов. |
Политическая и правовая среда |
Приверженность большинства Отсутствие серьезных политичес |
Усиление диспропорции в объеме полномочий и предметов ведения между городским и федеральным уровнями власти. Недостаточно эффективное инвестиционное законодательство. |
Городская среда и инфраструктура |
Транспортный узел международного значения. Относительно высокий уровень инженерного и энергетического обеспечения жилищного фонда и нежилого фонда. Разнообразие видов жилья. Активный жилищный рынок. Наличие пригородных рекреационных зон. Разнообразие видов общественного транспорта. |
Физический
износ большинства зданий и инфраструктуры
в центре. Дефицит инженерно |
Экономика |
Многоотраслевая структура экономики. Высокий уровень развития финансово-банковской инфраструктуры, высокий кредитный рейтинг. Наличие современной торговой сети и емкого потребительского рынка. Конкурентоспособность ряда производств. Высокий туристский потенциал. |
Значительный износ основных производственных фондов. Недостаточно высокая экспортная ориентированность экономики. Низкий уровень доходов населения. Отставание в темпах развития от ряда ведущих российских регионов и городов. |
Социальная сфера |
Относительно развиты системы образования, здравоохранения, социальной помощи, организаций культуры. Активное развитие негосударственного сектора в системах образования и медицины. |
Недостаточное финансирование и слабая материальная база учреждений этих систем. Высокий уровень преступности. |
Информация о работе Стратегическое планирование развития муниципального образования