Стратегическое планирование развития муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.

Файлы: 1 файл

стратеги планирование.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Для каждого сценарии должны быть указаны: преимущества, недостатки, риски.

Конечный результат этапа анализа:

-           формулировка гипотез, относительно возможных направлений развития города, позволяющих максимально использовать сильные стороны, определение желаемого будущего города;

-           выявление наиболее острых проблем, сдерживающих развитие;

-           выдвижение нескольких формулировок стратегической цели развития на ближайший период.

2. Разработка Стратегического  плана – этап целеполагания

Выбор цели стратегического плана  города должен основываться на результатах  анализа. Таким образом, и появляется Главная цель или перспектива.

Главная цель (перспектива) должна включать следующие четыре элемента:

1.  Временное измерение;

2.  Оригинальное «продаваемое» предложение (продвижение   брэнда, сделанного в городе);

3.  «Движущие силы»;

4.  Флагманские проекты.

Под перспективой подразумевается  ясная генеральная цель или картина  желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом.

3. Разработка Стратегического  плана – формирование стратегических  направлений и выбор приоритетов

Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа с  учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при минимальных затратах. Как правило, стратегические направления должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое количество направлений – 3–6, целей – 10–15, проектов – 20–40. Обычно формируются следующие направления:

– улучшение общих условий для бизнеса,

– развитие определенных групп отраслей и производств,

– развитие инфраструктуры,

– реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера).

Чем более специфичны применительно  к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений и проектов, реально дающих сильный импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана.

При разработке стратегического плана  целесообразно двигаться от направлений  к проектам, но если не удается быстро определиться с выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться  на инициировании и отборе проектов, которые затем группируются по направлениям.

Оценка и последующий отбор  инвестиционных проектов для финансирования за счет средств бюджета города и  заемных средств производятся на основе трех групп показателей, отражающих:

1)  социальную эффективность расходования средств;

2)  бюджетную эффективность расходования средств;

3)  эффективность использования городских ресурсов и привлечения частных инвестиций в процессе реализации проекта.

Одним из инструментов обсуждения и  отбора окончательных решений может быть общегородская конференция, в ходе которой участникам предоставляется возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация такой конференции позволяет участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами и ранжировать их, что дает объективные основания для формирования экспертами итоговых текстов.

4. Мониторинг стратегического  плана

Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности Стратегического плана.

В ходе мониторинга Стратегического  плана решаются следующие задачи:

·     стимулировать реализацию плана в целом и отдельных программ и проектов,

·     оценить степень достижения главной цели и целей Стратегического плана, дать информацию для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей,

·     оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения и корректировки мер,

·     поддержать в рабочем состоянии структуры стратегического планирования.

Мониторинг Стратегического плана  включает в себя три составные  части:

1.   Мониторинг внешней среды развития города. Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях и регионах, имеющих стратегическое значение для города.

2.   Мониторинг общих результатов реализации Стратегического плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается на три подблока – а) мониторинг достижения главной цели, б) мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, в) мониторинг достижения целей. Мониторинг осуществляется группой аналитиков. Итоги мониторинга подводятся два раза в год в аналитических отчетах фиксированной структуры, с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки Стратегического плана.

3.   Мониторинг процесса реализации проектов (мониторинг усилий и частных результатов).

 

2. Концепция социально-экономического  развития городского округа «Город Чита»

Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации включает в себя:

1 Историко-географическую справку,

2 Оценку уровня жизни – это демография и занятость населения, уровень жизни населения.

3 Оценку социальной сферы городского округа: образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, экология, экономика городского округа, промышленность, строительство, транспорт, связь, жилищная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство, потребительский рынок, малый бизнес, инвестиционная деятельность.

4. Анализ внешнеэкономической деятельности

5. Финансы муниципального образования.

6 Муниципальное имущество и земельные  ресурсы городского округа.

7 Муниципальные предприятия в  экономике городского округа.

8 Предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

9 Предприятия розничной  торговли, аптечной сети.

10 Анализ структуры управления  городским округом «Город Чита».

Анализ  внутренней среды развития городского округа

При анализе внутренней среды городского округа «Город Чита»  оцениваются конкурентные преимущества и недостатки города с учетом тенденций развития внешней среды до 2022 г. (Таблица №1).

Таблица 1. Конкурентные преимущества и недостатки

Оцениваемая группа факторов внутренней среды

Преимущества

Недостатки

География и геополитическое положение

Приграничное  к странам Азии. Удаленность от основных мировых центров военных  и национальных конфликтов, зон распространения  международного терроризма. Расположение на пересечении ЖД, автомобильных, воздушных  транспортных магистралей.

Малонаселенное  окружение. Отдаленность от наиболее важных деловых центров Европы. Неблагоприятн. климатические и гидрогеологические условия. · Неудовлетворительное состояние  окружающей среды.

Население и демографическая ситуация

Большая численность населения (наличие емкого рынка труда и потребления). Относительно высокий образовательный и культурный уровень. Низкая социальная, национальная и религиозная конфликтность.

Старение  населения, низкая продолжительность  жизни. Большая имущественная дифференциация. Дефицит квалифицированной рабочей силы.

Пространственная организация  и ее административное регулирование

Наличие территориальных резервов для строительства жилья, общественно-деловых  и производственных объектов Наличие  кадастровой оценки земли.

Значительная дифференциация между отдельными районами города в плотности жилой застройки и общественно-деловых и производственных объектов.

Политическая и правовая среда

Приверженность большинства населения  демократическим ценностям.

Отсутствие серьезных политических конфликтов. Развитая правовая база в сфере рынка недвижимости.

Усиление диспропорции в объеме полномочий и предметов ведения  между городским и федеральным  уровнями власти. Недостаточно эффективное  инвестиционное законодательство.

Городская среда и инфраструктура

Транспортный  узел международного значения. Относительно высокий уровень инженерного  и энергетического обеспечения  жилищного фонда и нежилого фонда. Разнообразие видов жилья. Активный жилищный рынок. Наличие пригородных  рекреационных зон. Разнообразие видов общественного транспорта.

Физический  износ большинства зданий и инфраструктуры в центре. Дефицит инженерно подготовленных для нового строительства территорий. Недостаток мощностей по утилизации и переработке отходов. Слабое развитие дорожно-транспортной сети, несоответствующее возрастающим нагрузкам.

Экономика

Многоотраслевая структура экономики. Высокий уровень развития финансово-банковской инфраструктуры, высокий кредитный  рейтинг. Наличие современной торговой сети и емкого потребительского рынка. Конкурентоспособность ряда производств. Высокий туристский потенциал.

Значительный  износ основных производственных фондов. Недостаточно высокая экспортная ориентированность  экономики. Низкий уровень доходов  населения. Отставание в темпах развития от ряда ведущих российских регионов и городов.

Социальная сфера

Относительно развиты системы  образования, здравоохранения, социальной помощи, организаций культуры. Активное развитие негосударственного сектора  в системах образования и медицины.

Недостаточное финансирование и слабая материальная база учреждений этих систем.

Высокий уровень преступности.


 

Анализ сочетания внешних и  внутренних факторов

Анализ сочетания внешних  и внутренних факторов развития городского округа «Город Чита» позволяет сделать  следующий прогноз:

Многоотраслевая структура  экономики в сочетании с высоким  темпом институциональных и структурных  реформ в России создают предпосылки  для успешного развития конкурентоспособных  отраслей.

Рост инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку города, успешная защита прав собственности позволяют произвести модернизацию основных фондов.

Приграничное положение  города, его близость к странам  Азии, в сочетании с ростом международной  торговли будут способствовать развитию города как важнейшего транспортного и торгового узла Россия – Азия.

Наличие памятников истории  и культуры, рекреационных зон  в сочетании с ростом туризма  должны быть использованы для увеличения посещаемости города туристами и  развития туристической инфраструктуры в городе.

В целом во внешней и внутренней среде города содержится значительный потенциал успешного развития. Поэтому деятельность всего городского сообщества и, особенно, власти должна быть целенаправленно ориентирована на использование имеющихся преимуществ и благоприятных возможностей одновременно с исправлением обнаруженных недостатков и предупреждением потенциальных угроз.

Проблемы  и конкурентные преимущества социально-экономического развития городского округа

Оценка современного состояния  экономики и социальной сферы  города (Приложение №1 SWОТ-анализ) позволяет выделить ряд конкурентных преимуществ городского округа «Город Чита», создающих условия для его социально-экономического развития:

·          статус областного центра;

·          близость к динамично развивающимся азиатским рынкам – выгодное экономико-географическое расположение для установления внешнеэкономических связей с Китаем и Монголией;

·          выгодное географическое расположение на пересечении важнейших коммуникаций (железнодорожных, водных, автомобильных, авиационных, информ-х): Транссибирская железнодорожная магистраль, кроссполярные воздушные маршруты между Северной Америкой, Северо – и Юго-Восточной Азией); международный аэропорт (аэропорт Чита является аэропортом федерального значения и связывает областной центр с более 20-ю городами России и зарубежьем); федеральная автодорога «Амур»;

·          наличие рекреационных ресурсов.

·          наличие свободных производственных площадей с инженерным обеспечением;

·          удачное градостроительное решение застройки города, позволяющее расширить его границы без существенной реконструкции и сноса;

·          высокий уровень развития электросвязи, в том числе и высокий уровень проникновения мобильной связи;

·          наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

·          развитая транспортная система городского округа;

·          значительный научно-образовательный комплекс специальных и высших учебных заведений;

·          наличие развитой финансово-кредитной системы;

·          наличие традиций и международного авторитета в сфере культуры, искусства, спорта и сохранения духовных ценностей;

·          туристическая привлекательность городской среды, его истории, архитектуры.

Несмотря на имеющиеся  положительные тенденции, в развитии экономики и социальной сферы города имеются проблемы и ограничения, которые необходимо преодолеть в перспективе и трансформировать их в положительные факторы развития.

К основным факторам, сдерживающим социальное и экономическое развитие города, можно отнести:

·          удаленное положение относительно важных центров России, Европы и мира;

·          неблагоприятная медико-демографическая динамика;

·          недостаточность средств бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в развитие экономики городского округа;

·          недостаточный уровень материально-технической базы и обеспеченности квалифицированными кадрами бюджетных учреждений городского округа;

·          высокая степень износа значительной части жилищного фонда, инженерных систем и сооружений, объектов благоустройства;

·          неконкурентоспособность отдельных отраслей производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынке;

·          низкая инвестиционная активность, в том числе в муниципальном секторе экономики;

·          недостаточно эффективные механизмы внедрения передовых конкурентоспособных технологий, задающих новые «точки роста» и обеспечивающих процессы экономического, социального и культурного развития городского округа;

·          деформированная структура занятости – нехватка высококвалифицированных рабочих в ряде отраслей на фоне активизации промышленности и бизнеса.

·          слабое использование туристского потенциала;

·          напряженная экологическая обстановка.

Для определения перспектив дальнейшего развития городского округа выделены «точки роста», способные существенно влиять на экономический потенциал городского округа в ближайшие 10 лет:

·          пищевая и деревообратывающая промышленность;

·          потребительский рынок товаров и услуг;

·          стройиндустрия и жилищное строительство;

·          связь и информатизация;

Информация о работе Стратегическое планирование развития муниципального образования