Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 23:52, курсовая работа
Двойственная функция управления подготовки и принятия решений занимает центральное место в системе всех его функций. Аргументами в пользу такого утверждения являются: во-первых, тот факт, что с нее начинается процесс управления и появляется управленческое решение по поводу реализации которого в последующем и становится возможной сама управленческая деятельность; во-вторых, от качества работы по подготовке управленческих решений, т.е. планирования, зависит и качество самих этих решений, а следовательно, предопределяется успех или неуспех всей управленческой деятельности; в-третьих, управленческое решение, являясь конечным результатом процесса планирования, связывает прошлое с будущим через настоящее и обеспечивает непрерывное протекание всех управляемых, регулируемых процессов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Прогнозирование и планирование………………………………..4-11
План и планирование……………………………………………4
Миссия организации……………………………………………..4
Цели организации………………………………………………..4-6
Прогнозирование…………………………………………………6
Задачи прогнозирования………………………………………..6-7
Прогнозы в социально-экономической сфере………………7-8
Стадии стратегического планирования………………………8
Три класса методов прогнозирования………………………..8-11
Стратегическое планирование как наука………………………11-13
Стратегическое планирование фирмы…………………………13-38
Сущность стратегического планирования………………….13-18
Классификация (типизация) стратегических планов…………….18-25
Особенности методологии стратегического планирования……………………………………………………25-32
Практика использования стратегических планов………….32-38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39
Рис. 4. SWOT-анализ фирмы за прошлый год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
Глава 1. |
|
1.1 Прогнозирование |
4 |
1.2 Задачи прогнозирования |
5 |
1.3 Стадии стратегического |
6 |
1.4 Три класса методов |
7 |
Глава 2. |
|
2.1 История возникновения стратегического планирования |
11 |
2.2 Стратегическое планирование как наука |
12 |
2.3 Сущность стратегического планирования |
14 |
2.4 Классификация (типизация) стратегических планов |
17 |
2.5 Особенности методологии стратегического планирования |
22 |
Глава 3. Анализ стратегического планирования ОАО «Крымпродмаш» |
|
3.1 История предприятия |
27 |
3.2 Краткая характеристика |
30 |
3.3 Мероприятия по стратегическому планированию и их эффективность |
32 |
3.4 Рекомендации по развитию стратегического планирования |
33 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
35 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
36 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
37 |
История предприятия
Симферопольский завод продовольственного машиностроения им. В.В. Куйбышева - одно из старейших предприятий Крыма. 31 декабря 2001г. ему исполнится 125 лет.
Продукция, выпускаемая заводом, пользуется большим спросом, как на внутреннем рынке, так и за рубежом.
Завод оказывает большую помощь сельскому хозяйству Крыма. На протяжении многих лет коллектив завода оказывает помощь колхозам в организации ремонта и обслуживании сельскохозяйственной техники, выделении технического оборудования, инструментов и материалов для мастерских.
В 1970г., в День машиностроения, у главного корпуса завода установлен бюст Валериана Владимировича Куйбышева, крупнейшего организатора и руководителя государственного и хозяйственного строительства в СССР, чье имя присвоено заводу продовольственного машиностроения в 1935г.
31 декабря 1876 года мастерская была
зарегистрирована в
В 1886г. мастерская уже располагала двумя станками (токарным и сверлильным), двумя вагранками, а также пополнилась некоторым другим техническим оборудованием.
С 1886г. мастерская перерастает в промышленное предприятие, которое называлось предприятием слесарно-механического и литейного производства. В1896г. это предприятие приобретает симферопольский купец Харасанов. Теперь это предприятие специализируется на выпуске приводов и частей к ним, а также насосов.
К этому времени завод располагал 9-ю токарными станками, а также другим техническим оборудованием и мог изготавливать уже более сложные детали и агрегаты. Количество рабочих уже составляло более 50 человек.
В 1914г. завод сделал первый выпуск двигателей внутреннего сгорания для сельскохозяйственных надобностей.
В 1940г. на заводе работало 680 человек. Завод выпускал укупорочные и косточковыбивальные машины, протирочные машины и машины для приготовления пасты из помидор, насосы «Астра», картофелечистки, шинковки для капусты и другое оборудование.
На основании Постановления правительства с сентября 1944г. завод приступил к подготовке и производству машин для консервной промышленности.
В 1949г. было произведено 1500 разных марок машин и оборудования для пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности. Резкое увеличение выпуска машин и оборудования вызвало необходимость увеличения производственных мощностей завода.
В 1960г. завод продолжает работать на 2-х производственных площадках. Количество работающих на заводе на 1 января 1960г. возросло до 1024 человек.
В 1961г. завод полностью перебазировался новую производственную площадку. В цехах установлено 255 токарных станков, транспортно-подъемное оборудование.
На 1 января 1966г. коллектив завода составлял более 1400 человек. В конце 1967г. закончилось строительство инженерного корпуса.
История завода – яркий пример того, как из мелкого, технически отсталого предприятия завод превратился в крупное, передовое, современное предприятие.
В настоящее время ОАО «Крымпродмаш» - крупное, многопрофильное предприятие, специализирующееся на выпуске технологического оборудования и запасных частей к нему для пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, производстве и реализации товаров бытового назначения, а также на оказании сервисных услуг и предоставлении информации, монтажу, наладке и ремонту всех видов технологического оборудования.
Кроме того на предприятии налаживается производство жестяной тары для консервной промышленности.
Подготовлен к запуску цех по переработке сельскохозяйственной продукции: мясных и овощных консервов.
Краткая характеристика
Полное название предприятия: Открытое акционерное общество «Крымпродмаш» (Для более полной информации см. приложение 2.)
1.1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1.3. Численность работающих: 862 чел.
1.2. Отраслевая принадлежность: Министерство экономики и промышленной политики.
1.3.Экологические проблемы: утилизация гальванических шламов, утилизация автопокрышек с металлокордом, утилизация отработанного масла.
1.4. Слабые стороны предприятия с точки зрения руководства: маркетинг, программное обеспечение.
1.5.Сильные стороны предприятия с точки зрения руководства: практическое отсутствие конкурентов, выпускающих подобное оборудование.
1.6. Планы на будущее: создание жестяно-баночного завода.
1.7. Связи с иностранными фирмами и консалтинговыми компаниями: в стадии формирования.
2. Характеристика производства
2.1. Основные производственные помещения, их состав, средний износ: средний износ основных производственных помещений составляет 50%
Производственная мощность в %:
· 1997г.- 31,5%
· 1998г. – 31,5%
· 1999г. – 53%
2.2.Основные виды продукции, выпускаемые сейчас: технологическое оборудование для пищевой промышленности и жестяно-баночного производства.
2.3.Снабжение (наличие основных видов сырья / основные поставщики): Украина, Россия, металл, комплектующие.
2.4.Наличие собственных транспортных средств: транспортный участок содержит 30 автотранспортных единиц, в т.ч. : 1 автобус, 1 микроавтобус, 4 легковых автомобилей
3. Маркетинг
3.1. Клиенты предприятия / география основных покупателей (наличие посредников): Россия, Украина, Беларусь, Казахстан. Посредников нет.
3.2. Основные конкуренты: Барский машзавод, ОАО «Полтавмаш», СКТБ «Продмаш», г. Одесса
3.3. Ценовая позиция продукции предприятия по сравнению с основными конкурентами: цены договорные на основе расчетных.
3.4. Внешнеэкономическая деятельность: есть лицензии.
3.5. Конкурентоспособность основной продукции: продукция конкурентоспособна.
Мероприятия по стратегическому планированию и их эффективность.
ОАО «Крымпродмаш» несмотря на свою почти вековую историю, ранее использовало приростный стиль организационного поведения, что давало возможность централизованного стратегического планирования в государственных масштабах.
Сейчас, несмотря на тяжелое материальное положение руководство от планирования не отказывается.
Создано специальное структурное подразделение – отдел по исследованию перспектив развития предприятия, который сотрудничая с отделом маркетинга, планово-экономическим отделом, производственно-диспетчерским отделом, занимается стратегическим планированием.
Итак, основой всего стратегического планирования является годовой план производства.
План производства ОАО «Крымпродмаш» представляет собой информацию о наименовании продукции, ее стоимости и график производства продукции по месяцам. Также составляется и план реализации продукции для отдела сбыта. Но в силу общей нестабильности он рассчитан только на 1 месяц.
В период выживания предприятия затраты на нововведения уменьшены до минимума.
Рекомендации по развитию
стратегического планирования.
Стратегический план должен учитывать план развития предприятия, разрабатываемый высшим руководством с целью определения плана диверсификации, плана приобретения прав владения и план слияния.
План разработок и исследований должен включать в себя планирование фундаментальных исследований, план исследования и разработок новой продукции, планирование маркетинга, финансовый план сферы исследований и разработок, административно-управленческий план сферы исследований и разработок.
Административно-управленческий план в любом случае должен прорабатываться с позиции плана реализации отдельных проектов, что непосредственно влияет на производственный план, план реализации и финансовый план.
Планирование стратегии НИОКР предполагает определить и скоординировать решения, связанные с созданием нового продукта и технологии для его производства. Для этого в плане необходимо учесть следующую последовательность: технологическое прогнозирование (получение информации о предполагаемых технологических трендам, новых открытиях, инновационной деятельности) и планирование, определение структуры инновационных работ, разработка системы управления.
В плане научно-технического развития предприятия показывается влияние НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) на предпринимательскую деятельность предприятия и распределение ресурсов отдельно на НИОКР и технологическую подготовку производства. Важной частью стратегии маркетинга является бюджет. Необходимо сначала узнать, что предприятие потянет одну из альтернатив (финансовый лимит на маркетинг), а потом уже принимать решение о самой стратегии.
Конечно, необходимо включить стратегию товара, каналов распределения, продвижения товара и ценообразование.
Стратегия производства – основа для создания продукции, реализация которой дает возможность авансировать средства в инновации, НИОКР, маркетинг. В плане необходимо учитывать планирование и контроль, повышение производительности труда (связано с анализом факторов и разработкой программы ее роста, улучшение системы и структуры управления) и человеческий фактор в производстве (влияет на производительность труда).
Практика использования стратегических планов
Классический подход, имеющий почти вековую историю в стратегическом планировании, предполагает оценку сильных и слабых сторон фирмы на основе экспертных знаний и эмпирических зависимостей. Однако такой подход не вскрывает как слабости, так и силы предпринимательской единицы, что решается только в рамках системного подхода, когда фирма рассматривается как открытая система. В такой системе можно исследовать соответствующим образом состав, структуру, внутренние отношения, процессы организации и обмена между ней и окружающей средой. Но главная проблема современной методологии стратегического планирования заключается в поиске рационального использования возможностей системного подхода, имеющего стратегическое значение для фирмы.
Выбор типа стратегии имеет кардинальное значение для фирмы и влечёт долговременные необратимые последствия. И хотя неверное стратегическое решение можно предотвратить принятием другого решения, но это потребует значительных ресурсов, возрастающих во времени. На практике к таким принципиальным решениям относятся планы реконструкции, расширения или ликвидации производств, коренного изменения профиля или специализации деятельности фирмы.