Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Двойственная функция управления подготовки и принятия решений занимает центральное место в системе всех его функций. Аргументами в пользу такого утверждения являются: во-первых, тот факт, что с нее начинается процесс управления и появляется управленческое решение по поводу реализации которого в последующем и становится возможной сама управленческая деятельность; во-вторых, от качества работы по подготовке управленческих решений, т.е. планирования, зависит и качество самих этих решений, а следовательно, предопределяется успех или неуспех всей управленческой деятельности; в-третьих, управленческое решение, являясь конечным результатом процесса планирования, связывает прошлое с будущим через настоящее и обеспечивает непрерывное протекание всех управляемых, регулируемых процессов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Прогнозирование и планирование………………………………..4-11
План и планирование……………………………………………4
Миссия организации……………………………………………..4
Цели организации………………………………………………..4-6
Прогнозирование…………………………………………………6
Задачи прогнозирования………………………………………..6-7
Прогнозы в социально-экономической сфере………………7-8
Стадии стратегического планирования………………………8
Три класса методов прогнозирования………………………..8-11
Стратегическое планирование как наука………………………11-13
Стратегическое планирование фирмы…………………………13-38
Сущность стратегического планирования………………….13-18
Классификация (типизация) стратегических планов…………….18-25
Особенности методологии стратегического планирования……………………………………………………25-32
Практика использования стратегических планов………….32-38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование_курсовая.doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Рис. 4. SWOT-анализ фирмы за прошлый год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Владимирова Л.П., Прогнозирование и планирование в условиях рынка, М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006, с. 345-376
  2. Уткин Э.А., Стратегическое планирование. М., ЭКМОС, 2000, с. 1-41,33-45
  3. Дафт Р.Л., Менеджмент,СПб., Питер, 2002, с.210-269
  4. Забелин П.В., Нестерова П. В., М., ПРИОР, 1999, с. 3-8, 32-58
  5. Ефремов В.С., Стратегия бизнеса, М., Финпресс, 1998, с. 15-23
  6. Морозова Т.Г., Пикулькина А.В., Прогнозирование и планирование в условиях рынка, М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000, с. 88-105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

   

Глава 1.

 

1.1 Прогнозирование 

4

1.2 Задачи прогнозирования 

5

1.3 Стадии стратегического планирования 

6

1.4 Три класса методов прогнозирования 

7

   

Глава 2.

 

2.1 История возникновения стратегического планирования

11

2.2 Стратегическое планирование как наука

12

2.3 Сущность стратегического планирования

14

2.4 Классификация (типизация) стратегических планов

17

2.5 Особенности методологии стратегического планирования

22

   

Глава 3. Анализ стратегического планирования ОАО

       «Крымпродмаш»

 

3.1 История предприятия

27

3.2 Краткая характеристика

30

3.3 Мероприятия по стратегическому планированию и их 

   эффективность

32

3.4 Рекомендации по развитию стратегического планирования

33

   
   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

35

ПРИЛОЖЕНИЕ

36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

37

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История предприятия

Симферопольский завод продовольственного машиностроения им. В.В. Куйбышева - одно из старейших предприятий Крыма. 31 декабря 2001г. ему исполнится 125 лет.

Продукция, выпускаемая заводом, пользуется большим спросом, как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

Завод оказывает большую помощь сельскому хозяйству Крыма. На протяжении многих лет коллектив завода оказывает помощь колхозам в организации ремонта и обслуживании сельскохозяйственной техники, выделении технического оборудования, инструментов и материалов для мастерских.

В 1970г., в День машиностроения, у главного корпуса завода установлен бюст Валериана Владимировича Куйбышева, крупнейшего организатора и руководителя государственного и хозяйственного строительства в СССР, чье имя присвоено заводу продовольственного машиностроения в 1935г.

31 декабря 1876 года мастерская была  зарегистрирована в коммерческом  банке Таврической губернии. Дата  регистрации мастерской является и датой рождения мастерской.

В 1886г. мастерская уже располагала двумя станками (токарным и сверлильным), двумя вагранками, а также пополнилась некоторым другим техническим оборудованием.

С 1886г. мастерская перерастает в промышленное предприятие, которое называлось предприятием слесарно-механического и литейного производства. В1896г. это предприятие приобретает симферопольский купец Харасанов. Теперь это предприятие специализируется на выпуске приводов и частей к ним, а также насосов.

К этому времени завод располагал 9-ю токарными станками, а также другим техническим оборудованием и мог изготавливать уже более сложные детали и агрегаты. Количество рабочих уже составляло более 50 человек.

В 1914г. завод сделал первый выпуск двигателей внутреннего сгорания для сельскохозяйственных надобностей.

В 1940г. на заводе работало 680 человек. Завод выпускал укупорочные и косточковыбивальные машины, протирочные машины и машины для приготовления пасты из помидор, насосы «Астра», картофелечистки, шинковки для капусты и другое оборудование.

На основании Постановления правительства с сентября 1944г. завод приступил к подготовке и производству машин для консервной промышленности.

В 1949г. было произведено 1500 разных марок машин и оборудования для пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности. Резкое увеличение выпуска машин и оборудования вызвало необходимость увеличения производственных мощностей завода.

В 1960г. завод продолжает работать на 2-х производственных площадках. Количество работающих на заводе на 1 января 1960г. возросло до 1024 человек.

В 1961г. завод полностью перебазировался новую производственную площадку. В цехах установлено 255 токарных станков, транспортно-подъемное оборудование.

На 1 января 1966г. коллектив завода составлял более 1400 человек. В конце 1967г. закончилось строительство инженерного корпуса.

История завода – яркий пример того, как из мелкого, технически отсталого предприятия завод превратился в крупное, передовое, современное предприятие.

В настоящее время ОАО «Крымпродмаш» - крупное, многопрофильное предприятие, специализирующееся на выпуске технологического оборудования и запасных частей к нему для пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, производстве и реализации товаров бытового назначения, а также на оказании сервисных услуг и предоставлении информации, монтажу, наладке и ремонту всех видов технологического оборудования.

Кроме того на предприятии налаживается производство жестяной тары для консервной промышленности.

Подготовлен к запуску цех по переработке сельскохозяйственной продукции: мясных и овощных консервов.

 

Краткая характеристика

Полное название предприятия: Открытое акционерное общество «Крымпродмаш» (Для более полной информации см. приложение 2.)

1.1.  ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.3.  Численность работающих: 862 чел.

1.2. Отраслевая принадлежность: Министерство экономики и промышленной политики.

1.3.Экологические проблемы: утилизация гальванических шламов, утилизация автопокрышек с металлокордом, утилизация отработанного масла.

1.4. Слабые стороны предприятия с точки зрения руководства: маркетинг, программное обеспечение.

1.5.Сильные стороны предприятия с точки зрения руководства: практическое отсутствие конкурентов, выпускающих подобное оборудование.

1.6. Планы на будущее: создание жестяно-баночного завода.

1.7. Связи с иностранными фирмами и консалтинговыми компаниями: в стадии формирования.

2.     Характеристика производства

2.1. Основные производственные помещения, их состав, средний износ: средний износ основных производственных помещений составляет 50% 

Производственная мощность в %:

·     1997г.- 31,5%

·     1998г. – 31,5%

·     1999г. – 53% 

2.2.Основные виды продукции, выпускаемые сейчас: технологическое оборудование для пищевой промышленности и жестяно-баночного производства.

2.3.Снабжение (наличие основных видов сырья / основные поставщики): Украина, Россия, металл, комплектующие.

2.4.Наличие собственных транспортных средств: транспортный участок содержит 30 автотранспортных единиц, в т.ч. : 1 автобус, 1 микроавтобус, 4 легковых автомобилей

3.     Маркетинг

3.1. Клиенты предприятия / география основных покупателей (наличие посредников): Россия, Украина, Беларусь, Казахстан. Посредников нет.

3.2. Основные конкуренты: Барский машзавод, ОАО «Полтавмаш», СКТБ «Продмаш», г. Одесса

3.3. Ценовая позиция продукции предприятия по сравнению с основными конкурентами: цены договорные на основе расчетных.

3.4. Внешнеэкономическая деятельность: есть лицензии.

3.5. Конкурентоспособность основной продукции: продукция конкурентоспособна.

 

Мероприятия по стратегическому планированию и их эффективность.

ОАО «Крымпродмаш» несмотря на свою почти вековую историю, ранее использовало приростный стиль организационного поведения, что давало возможность централизованного стратегического планирования в государственных масштабах.

Сейчас, несмотря на тяжелое материальное положение руководство от планирования не отказывается.

Создано специальное структурное подразделение – отдел по исследованию перспектив развития предприятия, который сотрудничая с отделом маркетинга, планово-экономическим отделом, производственно-диспетчерским отделом, занимается стратегическим планированием.

Итак, основой всего стратегического планирования является годовой план производства.

План производства ОАО «Крымпродмаш» представляет собой информацию о наименовании продукции, ее стоимости и график производства продукции по месяцам. Также составляется и план реализации продукции для отдела сбыта. Но в силу общей нестабильности он рассчитан только на 1 месяц.

В период выживания предприятия затраты на нововведения уменьшены до минимума.

 
Рекомендации по развитию стратегического планирования.

Стратегический план должен учитывать план развития предприятия, разрабатываемый высшим руководством с целью определения плана диверсификации, плана приобретения прав владения и план слияния.

План разработок и исследований должен включать в себя планирование фундаментальных исследований, план исследования и разработок новой продукции, планирование маркетинга, финансовый план сферы исследований и разработок, административно-управленческий план сферы исследований и разработок.

Административно-управленческий план в любом случае должен прорабатываться с позиции плана реализации отдельных проектов, что непосредственно влияет на производственный план, план реализации и финансовый план.

Планирование стратегии НИОКР предполагает определить и скоординировать решения, связанные с созданием нового продукта и технологии для его производства. Для этого в плане необходимо учесть следующую последовательность: технологическое прогнозирование (получение информации о предполагаемых технологических трендам, новых открытиях, инновационной деятельности) и планирование, определение структуры инновационных работ, разработка системы управления.

В плане научно-технического развития предприятия показывается влияние НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) на предпринимательскую деятельность предприятия и распределение ресурсов отдельно на НИОКР и технологическую подготовку производства. Важной частью стратегии маркетинга является бюджет. Необходимо сначала узнать, что предприятие потянет одну из альтернатив (финансовый лимит на маркетинг), а потом уже принимать решение о самой стратегии.

Конечно, необходимо включить стратегию товара, каналов распределения, продвижения товара и ценообразование.

Стратегия производства – основа для создания продукции, реализация которой дает возможность авансировать средства в инновации, НИОКР, маркетинг. В плане необходимо учитывать планирование и контроль, повышение производительности труда (связано с анализом факторов и разработкой программы ее роста, улучшение системы и структуры управления) и человеческий фактор в производстве (влияет на производительность труда).

 

 

 

Практика использования стратегических планов

Классический подход, имеющий почти вековую историю в стратегическом планировании, предполагает оценку сильных и слабых сторон фирмы на основе экспертных знаний и эмпирических зависимостей. Однако такой подход не вскрывает как слабости, так и силы предпринимательской единицы, что решается только в рамках системного подхода, когда фирма рассматривается как открытая система. В такой системе можно исследовать соответствующим образом состав, структуру, внутренние отношения, процессы организации и обмена между ней и окружающей средой. Но главная проблема современной методологии стратегического планирования заключается в поиске рационального использования возможностей системного подхода, имеющего стратегическое значение для фирмы.

Выбор типа стратегии имеет кардинальное значение для фирмы и влечёт долговременные необратимые последствия. И хотя неверное стратегическое решение можно предотвратить принятием другого решения, но это потребует значительных ресурсов, возрастающих во времени. На практике к таким принципиальным решениям относятся планы реконструкции, расширения или ликвидации производств, коренного изменения профиля или специализации деятельности фирмы.

Информация о работе Стратегическое планирование