Стратегия управления долгом города Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 00:23, реферат

Описание работы

К основным элементам стратегии управления долгом Москвы относятся:
- формирование и развитие заемной системы;
- разработка и реализация стратегии заимствований в соответствии с приоритетами бюджетной политики;
- обеспечение безопасного уровня долга;
- развитие рынка долговых инструментов города.

Файлы: 1 файл

экономика москвы.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)
 

                Министерство образования  и науки РФ

Негосударственное образовательное  учреждение

«Институт Содружества Независимых  Государств» 
 

Кафедра государственного и муниципального управления 
 

РЕФЕРАТ по дисциплине

«Экономика  Москвы» 

тема 

«Стратегия управления долгом города Москвы» 
 
 

    Специальность:080504.65 «Государственное и муниципальное  управление» 
 
 
 
 
 

          Студентка группы 294-УЗ

                                                                                                                                    
 
 
 
 
 
 

               Москва

                                                                          2012 

 

     К основным элементам стратегии  управления долгом Москвы относятся:

    - формирование и развитие заемной  системы;

    - разработка и реализация стратегии  заимствований в соответствии с приоритетами бюджетной политики;

    - обеспечение безопасного уровня  долга;

    - развитие рынка долговых инструментов города.

Заемная система города

    В Москве для осуществления государственных  заимствований, их обслуживания и погашения в 1996 г. был создан специальный орган исполнительной власти - Комитет государственных заимствований г. Москвы (до 10 апреля 2003 г. -Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства Москвы).

    В 1997 г. началось формирование заемной системы города. В настоящее время ядром этой системы являются Комитет государственных заимствований (далее - Комитет) и специализированное государственное унитарное предприятие «Финансовое агентство города Москвы» (далее - СГУП «Мосфинагентство»).

    С момента своего становления и до настоящего времени заемная система города прошла несколько этапов:

    I (до 1997 г.) - разрозненные и нескоординированные заимствования, осуществляемые множеством органов московской городской администрации;

    II (1997 г.) - создание Комитета -органа, ответственного за заимствования города;

    III (1999 г.) - реформирование системы, включающее создание профессионального агентства по управлению долгом - СГУП «Мосфинагентство».

Последний этап был обусловлен необходимостью централизации  управления и учета долга; профессионализации управления долгом; оперативной деятельности на фондовом рынке и ее соответствия «правилам» рынка.

Реформирование  системы управления долгом города обеспечило:

    - концентрацию заемных функций в Комитете государственных заимствований;

    - создание специализированного предприятия  - СГУП «Мосфинагентство», функционирующего  как профессиональный аппарат  Комитета;

    - передачу функций по организации займов и решению оперативных задач управления долгом СГУП «Мосфинагентство».

    Полномочия и функции СГУП «Мосфинагентство» заключаются в следующем:

    Участие в планировании городской программы  заимствований.

    1.1. Разработка проектов Программы заимствований, бюджетных показателей, относящихся к долгу города.

    1.2. Подготовка рекомендаций по стратегии управления долгом города.

    1.3. Проектирование условий и параметров займов.

    2. Размещение внутренних и внешних  займов и управление долгом.

    2.1. Принятие и осуществление тактических решений по управлению долгом.

    2.2. Проведение всех операций, связанных с размещением займов.

    2.3. Развитие инфраструктуры рынка облигаций городского облигационного (внутреннего) займа Москвы.

    Основные  результаты осуществления политики в области государственного долга  Москвы в период 2000-2002 гг.

    Реформирование  системы управления долгом позволило в полной мере использовать способность города к мобилизации ресурсов для преодоления последствий финансового кризиса 1998-1999 гг. Такими последствиями были:

    1. Высокий уровень долговой нагрузки  на бюджет. Отношение ежегодных  платежей на погашение и обслуживание долга к доходам бюджета составляло в совокупности в 2000 г. более 28%, к 2003 г. оно снизилось до 8,5%.

    2. Неудовлетворительная структура долга. Доминирующим элементом прямого долга были кредиты банков и бюджетные ссуды, составлявшие в совокупности 63% от его объема. К началу 2003 г. доля кредитов и бюджетных ссуд в объеме обязательств была снижена до 27%.

    3. Валютные риски. Отношение суммы внешнего долга к доходам бюджета за рассматриваемый период снизилось более чем в 3 раза - с 44 до 14%.

    4. Низкая ликвидность рынка облигаций  Москвы. В первую очередь эта  проблема была связана практически  с полным уходом города с  рынка облигаций. Доля указанного  инструмента в объеме долга  Москвы на начало 2000 г. составляла 3%. К началу 2003 г. объем облигационных займов значительно увеличился - с 1,9 млрд до 14,4 млрд руб.

    К числу ключевых операций, направленных на снижение долговой нагрузки и улучшение  структуры долга, проведенных в 2000-2001 гг., следует отнести погашение  внешних кредитов и облигационных займов на сумму более 1,2 млрд долл. и привлечение двух еврозаймов на сумму

    350 млн и 400 млн евро с погашением  в 2004 и 2006 гг. соответственно. При  этом заем в 350 млн евро стал  первым еврозаймом российского  эмитента после кризиса 1998 г.

    К 2003 г. завершилось формирование ликвидного рынка внутренних облигаций Москвы. При этом Москва заняла лидирующие позиции на рынке субфедеральных и корпоративных облигаций.

    Кроме того, в целях оптимизации структуры  внутреннего долга в 2001 г. было осуществлено погашение всех банковских рублевых кредитов (всего на сумму более 12 млрд руб.) через их замещение внутренними облигациями.

    Итогом  стало сокращение долга и резкое снижение долговой нагрузки на бюджет города. Так, при уменьшении суммы  долга Москвы за период с 2000 по 2002 г. на 13% текущая нагрузка на бюджет, определяемая отношением ежегодно погашаемого долга к доходам бюджета соответствующего года, сократилась более чем в 3 раза - с 23,4 до 5,4%.

    Решение долговых проблем, возникших в связи  с кризисом 1998 г., и существенное снижение долговой нагрузки позволило переориентировать политику в области управления долгом с задач его структурной оптимизации, рефинансирования и сокращения на активное использование потенциала финансовых рынков для финансирования инвестиционных программ города.

Бюджетная политика и потребность  в заимствованиях

    Москва, входящая в число крупнейших мегаполисов  в мире, для сохранения необходимой  динамики развития городской инфраструктуры и приведения ее в соответствие с  растущими потребностями города имеет объективную необходимость в значительных капиталовложениях, обеспечение которых -одна из важнейших задач бюджетной политики.

    Вместе  с тем изменение налогового законодательства и перераспределение значительной части налоговых поступлений в пользу федерального бюджета обусловили снижение темпов роста доходов бюджета города. В этих условиях потребность в сохранении стабильного уровня государственных инвестиций в развитие городской инфраструктуры определила в качестве одного из приоритетов бюджетной политики на период до 2006 г. необходимость ежегодного привлечения заемных ресурсов в объеме 20-25 млрд руб.

    По  «стечении указанного периода прогнозируется восстановление и ускорение роста  реальных доходов бюджета. Это обусловлено  как ожидаемым позитивным воздействием на экономику города результатов городских государственных инвестиций и налоговых реформ, направленных на снижение налоговой нагрузки, так и собственно завершением налоговой реформы и стабилизацией ставок распределения налогов между бюджетами разных уровней. Соответственно, прогнозируемое ускорение роста бюджетных доходов будет использовано на сокращение заимствований, а в случае целесообразности и при необходимости - и на снижение долга и дальнейшее улучшение его структуры.

    Таким образом, сложившаяся динамика бюджетных доходов и приоритеты бюджетной политики, к числу которых относится необходимость сохранения стабильного уровня финансирования капитальных расходов бюджета, определяют на среднесрочную перспективу (2004-2006 гг.) потребность привлечения на эти цели заимствований в объеме порядка 20 млрд руб. ежегодно. При этом не исключено, что в зависимости от экономической конъюнктуры и изменений в налоговом законодательстве и бюджетных отношениях в 2004-2006 гг. эта сумма может колебаться в пределах от 10 млрд до 30 млрд руб.

Долговая  нагрузка и безопасный уровень долга

    Бюджетный кодекс определяет следующие предельные параметры долга и дефицита бюджета  субъекта Российской Федерации:

    - объем государственного долга  не должен превышать собственных доходов бюджета рассматриваемого финансового года;

    - предельный объем расходов бюджета на обслуживание государственного долга не должен превышать 15% расходов бюджета рассматриваемого финансового года;

    - предельный размер дефицита бюджета не должен превышать 15% собственных доходов бюджета рассматриваемого финансового года.

    Названные правовые нормы не учитывают двух важнейших факторов, принципиальных для определения безопасного  уровня долга: 1) наличие в бюджете обязательных (неотложных) расходов и 2) распределение платежей, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга во времени. В связи с этим формирование долга Москвы осуществляется с учетом дополнительных критериев, определенных «Концепцией управления государственным долгом города Москвы и использования заемных средств в городском бюджете» (Постановление Правительства Москвы от 6 мая 2003 г. №318-ПП).

    В Соответствии с указанной Концепцией основой бюджетной политики в  области управления государственным долгом Москвы является механизм защиты части расходов бюджета, необходимых для бесперебойного функционирования городской инфраструктуры и выполнения социальных программ, от рисков, связанных с погашением долга. Ключевым условием защищенности указанных расходов от указанных рисков является соблюдение соотношения между размером ежегодных выплат в счет погашения долга и разностью между доходами и текущими расходами бюджета. Соответствующая разность, которая концепцией определена как «капитальный ресурс», должна превышать размер ежегодно погашаемого долга в течение прогнозируемого периода.

    В результате в качестве базовых показателей, определяющих ограничения в проведении городской заемной политики, используются как нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом г. Москвы «О государственном долге города Москвы», так и отношение ежегодно погашаемого долга к величине капитального ресурса бюджета Москвы.

    Кроме того, при оценке долговой нагрузки в качестве вспомогательного условия безопасного уровня долга используется такой простой и широко распространенный показатель, как отношение ежегодно погашаемого долга к доходам бюджета. Согласно известной практике применения этого критерия, указанный показатель свидетельствует о критическом уровне долговой нагрузки, если его значение превышает 15%.

    Выполнимость  перечисленных критериев оценивалась  для случая привлечения заимствований  на финансирование ежегодного дефицита бюджета в объеме 20-30 млрд руб. в  период 2004-2006 г., определенного приоритетами бюджетной политики. Получено, что такие заимствования не скажутся существенным образом на уровне долговой нагрузки в указанные годы. Расчеты показывают, что сумма ежегодно погашаемого долга в 2004-2006 гг. составит менее 10% доходов бюджета и 35% капитального ресурса бюджета Москвы. Сумма долга не превысит 33% доходов бюджета.

    Однако  рост объема долга в рассмотренный  период может оказать негативное воздействие на исполнение бюджета  последующих лет. Это требует  оценки степени и условий безопасности долга для бюджета последующих лет. Проведение такого расчета показало, чю соблюдение критериев безопасного уровня долговой нагрузки будет обеспечено при срочности заимствований не менее 3 лет.

    Это критический срок, иначе заимствования  в рассмотренном объеме станут невозможны по причине несоблюдения предельных показателей критериев безопасного уровня долга и определяемых ими рисков, связанных с погашением долга после 2007 г.

Информация о работе Стратегия управления долгом города Москвы