Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 07:11, реферат
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ – важнейшая составляющая бюджетного устройства КР – группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и использования бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы.
1.Классификация
структуры доходов бюджетов
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ – важнейшая составляющая бюджетного устройства КР – группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и использования бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. В состав бюджетной классификации входят:
1) классификация доходов
бюджетов – группировка
2) функциональная классификация
расходов бюджетов –
3) экономическая классификация
– группировка расходов
4) классификация источников
финансирования дефицитов
5) ведомственная классификация
расходов федерального бюджета
– группировка расходов, отражающая
распределение бюджетных
Переход к рыночной системе
экономики Кыргызской Республики и других
стран СНГ привнесла немало нового в государственные
финансы. Изменение экономической системы
этих стран сопровождается поисками нового
и даже полностью трансформацией системы
развитых западных стран в экономику.
Все это ведет к новым особенностям в механизме
распределения и перераспределения национального
дохода, новым формам воздействия государства
на процесс воспроизводства, с более или
менее широким использованием государственных
финансов, и подчеркивает роль финансовых
проблем как важнейших политических, экономических
и социальных.
В государственной системе
управления Кыргызской Республики в осуществлении
регулирующих мероприятий в области экономики
государственный бюджет, прежде всего,
республиканский, занимает важнейшее
место.
В связи с приобретением независимости
Кыргызская Республика и независимого
бюджета вынуждена проводить самостоятельную
бюджетную политику, перестраивать бюджетную
систему адекватную требованиям рыночной
экономики. Бюджет переходного периода
призван укрепить рыночную систему, способствовать
развитию частного сектора и предпринимательства.
Все больше необходимость вмешательства
государства в процесс распределения
и перераспределения национального дохода,
приватизация и разгосударствление всей
хозяйственной системы страны повысили
значение бюджетов в экономике и политике
Кыргызской Республики. Государственный
бюджет приобрел следующие новые черты:
Бюджет становиться одним из
важнейших каналов, через который государство
может оказывать определенное воздействие
на различные сферы хозяйственной деятельности
в условиях переходного периода к рыночным
отношениям.
Возрастают масштабы государственного
бюджета в связи с ростом доли национального
дохода, перераспределяемого через него.
Усиление роли бюджета в
экономическом регулировании требовало
пересмотра прежней бюджетной системы.
Первый закон о бюджете Кыргызской Республики
как суверенного государства был принят
30 января 1991 года. Впервые в этом законе
государственный бюджет республики подразделяется
на автономные республиканский и местные
бюджеты. Нижестоящие бюджеты не входят
в состав бюджета вышестоящих уровней.
Республиканский бюджет обеспечивает
централизацию части бюджетных ресурсов
общегосударственного характера. Через
республиканский бюджет регулируется
процесс распределения и перераспределения
национального дохода между субъектами
и регионами республики. А через местные
бюджеты обеспечивается финансирование
объектов местного самоуправления и администрации.
Однако в виду многочисленных
недоработок закона «О бюджете» 1991 года
10 января 1994 года принимается новый, более
усовершенствованный закон «Об основах
бюджетного права в Кыргызской Республике».
В этом законе учитываются все изменения
и дополнения, вынесенные по другим принятым
экономическим законам республики за
прошедший период, адекватные требованиям
переходного периода.
11 июня 1998 года принимается третий
по счету новый закон Кыргызской Республики
«Об основных принципах бюджетного права
в Кыргызской Республике», дополненный
некоторыми новыми положениями.
Бюджетная система Кыргызской
Республики в соответствии с новым бюджетным
законодательством базируется на следующих
основных принципах: единство бюджетной
системы; самостоятельность бюджетов;
прозрачность и гласность бюджетов.
Бюджетная классификация представляет
собой определенную группировку расходов
и доходов, основанную на однородных признаках.
Правильная, научно обоснованная бюджетная
классификация позволяет определить цели
расходования бюджетных средств, установить
задачи курс финансовой политики правительства.
В то же время она показывает источники
бюджетных ресурсов, степень участия отдельных
общественных групп в их формировании.
Доходы бюджета в большинстве
стран подразделяются по источникам: поступления
от налогов и сборов, от государственных
предприятий и имуществ, от займов. В то
же время налоговые поступления подразделяются
далее по видам. Например, в Великобритании
– подоходный налог, налог на прибыль
корпораций, налог на прирост капитала,
налог с наследств и дарений, налог на
добавленную стоимость, таможенные пошлины
и т.д. Доходы от государственных предприятий
и имуществ обычно проходят по сметам
различных ведомств. В ряде государств
они включаются в бюджет отдельной статьей
или как сальдо чистого дохода предприятий.
Отдельной статьей входят в бюджет займы.
Итак, Доходы бюджетов – денежные
средства, поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в соответствии
с законодательством в распоряжение органов
государственной власти соответствующего
уровня.
Согласно действующей бюджетной
классификации все доходы бюджетов делятся
на следующие виды:
1. Налоговые доходы,
которые включают в себя:
– прямые налоги на прибыль, доход, прирост
капитала;
– налоги, взимаемые в зависимости от фонда
оплаты труда;
– налоги на товары и услуги;
– налоги на имущество;
– платежи за использование природных
ресурсов;
– налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические
операции;
– прочие налоги, сборы и пошлины.
2. Неналоговые доходы,
к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного
кодекса относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно государственных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов КР органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного КР, муниципальным образованьям, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы КР, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы (прибыль НацБанка КР, доходы от внешнеэкономической деятельности).
3. Безвозмездные перечисления включают
следующие поступления:
– От нерезидентов;
– От других уровней власти (дотации, субвенции,
средства, перечисленные по взаимным расчетам,
трансферты, прочие безвозмездные поступления);
– От государственных внебюджетных фондов;
– От государственных предприятий и учреждений;
– От наднациональных организаций.
Основная часть доходного
потенциала государственного бюджета
на 2008 год формируется за счет налоговых
доходов, которые составляют около 81% от
общей суммы поступлений в казну. И только
4,91% составили неналоговые доходы. В целом
это свидетельствует о крайне неэффективном
использовании государственной собственности,
поскольку ее доля в общем экономическом
потенциале производственной сферы остается
достаточно высокой – около 30%, а отдача
в виде отчислений от ее использования
и сдачи в аренду составляют всего лишь
2,37% от доходов государственного бюджета.
В доходах государственного
бюджета основные налоговые поступления
– это косвенные налоги (налог на добавленную
стоимость, акцизы, таможенные пошлины).
Доля этих налоговых платежей составляет
около 62% от всех налоговых доходов. Это
также свидетельствует о недостаточно
рациональной структуре доходных источников.
Поскольку косвенное налогообложение
по существу представляет собой надбавки
к цене товара, которые полностью оплачивают
конечные потребители, в конечном итоге,
чрезмерное косвенное налогообложение
сужает внутренний покупательный спрос
и соответственно сокращает потенциальные
возможности экономического развития
страны.
Необходимо отметить, что ряд
государственных налогов являются регулирующими,
т.е. часть из них направляется в бюджеты
субъектов КР и местные бюджеты. Полностью
в государственный бюджет поступают такие
налоги, как, например, налог на добавленную
стоимость на товары, вводимые на территорию
КР; акцизы на природный газ, легковые
автомобили, бензин автомобильный, спирт
этиловый из всех видов сырья (за исключением
пищевого); налоги па операции с ценными
бумагами; таможенные пошлины, сборы и
иные таможенные платежи, а также доходы
от внешнеэкономической деятельности.
Республиканский закон о государственном
бюджете на каждый год содержит перечень
регулирующих и закрепленных государственных
налогов и платежей субъектов КР.
Таковы основные составляющие,
характеризующие доходную часть государственного
бюджета.
В КР двухуровневая система
государственного бюджета:
1. уровень – республиканский бюджет
2. уровень – местные бюджеты
Двухуровневый бюджет даст
положительный импульс для богатых органов
местных самоуправлений. К примеру, бюджеты
городов Канта, Шопокова, Чолпон-Аты и
села Бостери возрастут в несколько раз.
Пансионаты, находящиеся на территории
села, ежегодно в виде налогов в местную
казну перечисляют около 10 миллионов сомов.
Из них 2–3 миллиона предназначались для
нужд села, оставшиеся средства район
распределял среди дотационных сел. При
введении двухуровневой системы все местные налоги
(стопроцентно) распределяются по усмотрению
МСУ.
При двухуровневой системе бюдж
До перехода на двухуровневый
бюджет, в республике действовала четырехуровневая
система, при которой средства из госбюджета
перечислялись сначала в областные, потом
в районные бюджеты и оттуда распределялись
на местах. Переход к новому бюджету был
призван ускорить административно-
По предварительным данным Центрального казначейства КР, доходы государственного бюджета за 2011 год составили 77 миллиардов 344,4 миллионов сомов или 100 % от плана. Их доля составила 28,3 % к ВВП.
Структура доходов государственного бюджета (в сомах):
Наименование статей |
Январь- декабрь 2011 года, факт |
Январь- декабрь 2011 года, прогноз |
Процент выполнения, (%) |
Налоговые поступления: |
53 миллиарда 17,4 миллионов |
52 миллиарда 216,9 миллионов |
101,5 |
ГНС |
29 миллиардов 342,6 миллиона |
29 миллиардов 294,4 миллиона |
100,2 |
ГТС |
23 миллиарда 674,8 миллиона |
22 миллиарда 922,5 миллиона |
103,3 |
Неналоговые поступления |
15 миллиардов 654,8 миллиона |
15 миллиардов 446,1 миллионов |
101,4 |
Полученные официальные трансферты |
8 миллиардов 672,3 миллиона |
9 миллиардов 652,6 миллиона |
89,8 |
Всего |
77 миллиардов 344,4 миллиона |
77 миллиардов 315,7 миллионов |
100,0 |
За 2011 год расходная часть республиканского бюджета (без специальных средств и с учетом государственного долга) исполнена в сумме 75 миллиардов 305,6 миллионов сомов, или на 98,8 % от плана. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года общие расходы увеличились на 31,5 %.
Расходы республиканского бюджета (в сомах):
Наименование статей |
Январь- декабрь 2011 года, факт |
Январь-декабрь 2011 года, прогноз |
Процент выполнения, (%) |
Заработная плата |
12 миллиардов 429 миллионов |
12 миллиардов 511 миллионов |
99,3 |
Взносы в Социальный фонд |
1 миллиард 313,1 миллионов |
1 миллиард 324,7 миллиона |
99,1 |
Приобретение медикаментов |
425,4 миллионов |
425,8 миллионов |
99,9 |
Пособия по социальному обеспечению |
8 миллиардов 21,6 миллион |
8 миллиардов 21,8 миллион |
100 |
Пособия по социальной помощи населению |
5 миллиардов 574,5 миллиона |
5 миллиардов 589 миллионов |
99,7 |
Текущие гранты международных органов |
199,8 миллионов |
200,1 миллионов |
99,9 |
Текущие гранты других единиц госуправления |
13 миллиардов 286,3 миллионов |
13 миллиардов 369,8 миллионов |
99,4 |
Всего по защищенным статьям |
50 миллиардов 830,7 миллионов |
51 миллиард 78,7 миллионов |
99,5 |
Субсидии нефинансовым госпредприятиям |
1 миллиард 343,5 миллиона |
1 миллиард 343,5 миллиона |
100 |
Здания и сооружения |
6 миллиардов 344,4 миллиона |
6 миллиардов 401,1 миллион |
99,1 |
Внешние заимствования |
1 миллиард 973,4 миллиона |
2 миллиарда 30,4 миллионов |
97,5 |
Ценные бумаги, кроме акций |
4 миллиарда 695,9 миллионов |
4 миллиарда 875,8 миллионов |
96,3 |
Всего |
75 миллиардов 305,6 миллионов |
76 миллиардов 194,1 миллиона |
98,8 |
Расходы на заработную плату увеличились на 2 миллиарда 748 миллионов сомов или 28,4 % в связи с повышением оплаты труда работников социальной сферы. За 2011 год удельный вес расходов республиканского бюджета на социальную сферу составил 40,1 %.
Расходы на социальную сферу (в сомах):
Наименование статей |
Январь-декабрь2010 г., факт |
Январь-декабрь2011 г., факт |
Социальная защита |
10 миллиардов 917,5 миллионов |
14 миллиардов 206,4 миллионов |
Образование |
2 миллиарда 653,2 миллиона |
3 миллиарда 903,1 миллиона |
Здравоохранение |
5 миллиардов 553,8 миллиона |
7 миллиардов 713,5 миллиона |
Отдых, культура и религия |
1 миллиард 120,4 миллионов |
1 миллиард 704,8 миллиона |
Всего |
20 миллиардов 244,9 миллиона |
27 миллиардов 527,8 миллионов |
Общий дефицит государственного бюджета за 2011 год составил 13 миллиардов 698,8 миллионов сомов.
Государственный долг, по состоянию на конец декабря 2011 года, составил 141 миллиард 635,7 миллионов сомов, в том числе внутренний долг – 11 миллиардов 776,6 миллионов сомов, внешний долг – 129 миллиардов 859,1 миллионов сомов. На обслуживание долга было направлено 9 миллиардов 394,67 миллиона сомов.