Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2014 в 15:06, контрольная работа
Банковская система – одно из высших достижений экономической цивилизации. В России функционирует двухуровневая банковская система.
Первый уровень – Центральный (эмиссионный) банк. Центральный банк называют «Банк банков», поскольку в нем имеют счета и хранят свои резервы коммерческие банки.
МВД России
Факультет заочного обучения
Вариант № 9
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине экономика
Краснодар 2013г.
Вопрос №1. Структура и функции банковской системы.
Банковская система – одно из высших достижений экономической цивилизации. В России функционирует двухуровневая банковская система.
Первый уровень – Центральный (эмиссионный) банк. Центральный банк называют «Банк банков», поскольку в нем имеют счета и хранят свои резервы коммерческие банки.
Функции Центрального банка:
Денежная или банковская эмиссия – функция обеспечения потребности национальной экономики - в наличных деньгах.
Основные задачи ЦБ: проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.
Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.
В России 6 специализированных государственных банков:
Центральный банк занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. Представляя собой орган государственного управления, Центральный банк выступает и как коммерческий банк, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка. Половину своей прибыли Банк России перечисляет в доход федерального бюджета. Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей. Центробанк владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк, поскольку ЦБ:
Второй уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:
Сущность банковского
дела состоит в извлечении дохода из распоряжения
временно свободными денежными средствами.
Поэтому банки стремятся привлечь максимальное
число вкладчиков, согласных за определенную
плату передать деньги банку во временное
пользование, а затем предоставить эти
средства за более высокую плату и на определенный
срок тем, кто в них нуждается (разница
в сумме этих двух плат и составляет прибыль
банка). Возможности привлечения средств
для банков в настоящее время, с одной
стороны, ограничены слабым доверием клиентов
к банковской системе, с другой стороны,
малочисленностью и неконкурентоспособностью
предоставляемых услуг. В развитом народном
хозяйстве нет, не одного предпринимательского
дела и не одного частного или общественного
бюджета, которые не были бы объектом банковских
услуг. Так получается, что практически
нет никакой другой отрасли экономики,
которая в такой бы мере пронизывала бы
и активно участвовала в построении экономической
жизни, как банки.
Под банковской системой понимается строго
определенная законом структура специализированных
организаций особого рода действующих
в сфере финансов и денежно-кредитных
отношений и имеющих исключительные полномочия
для осуществления банковской деятельности.
В единую банковскую систему, таким образом,
включены центральный банк, коммерческие
банки и их филиалы, филиалы и представительства
иностранных банков. В настоящее время
несколько расширяется понятие банковской
системы, и в широком смысле этого слова
она включает не только банки, но и сопутствующие
кредитные организации, которые позволяют
банкам более эффективно выполнять свои
функции, в частности, банковскую инфраструктуру
и банковский рынок. Понятие банковская
система является ключевым в изучении,
как банковского дела, так и экономической
системы в целом. Это обусловлено тем,
что коммерческие банки функционируют
в рыночной экономике не изолированно,
а во взаимосвязи и взаимозависимости
друг с другом.
Вопрос №2. Государственный бюджет и источники его формирования.
Финансовая и бюджетная система государства.
Финансы - экономический инструмент, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства.
Централизованные финансы - это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом.
В рамках централизованных финансов рассмотрим государственную бюджетную систему РФ. Прежде всего, бюджет это роспись доходов и расходов государства на определенный срок, иными словами, это финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые расходы и доходы. Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его расходы. Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, бюджетная система выполняет при этом три функции:
1.фискальную - через изъятие налогов обеспечивает необходимые ресурсы для правительственной деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также на существование аппарата управления;
2.экономического регулирования - налоги и расходы используются как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);
3. выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей, мало обеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам. Бюджетное устройство определяется государственным устройством – в унитарных государствах это, как правило, два уровня государственный и местный бюджеты. В федеральных государствах три звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. В соответствии с Федеральным законом « Об уставах бюджетного устройства и
Бюджетного процесса в РСФСР» бюджетная
система нашей страны представляет собой
совокупность бюджетов трех уровней –
федерального, субъектов Федерации и административно-
Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40 процентов национального дохода). Централизация средств в Федеральном бюджете дает возможность маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участки экономического и социального развития, осуществлять единую социально-экономическую политику в стране. Огромные суммы, концентрирующиеся в бюджете, позволяют государству проводить активную экономическую и социальную политику. Сейчас в ведении правительства должно находиться и регулирование бизнеса, и помощь нуждающимся, и улучшение системы образования, и стимулирование экономического развития. Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в наше стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:
Бюджет Российской Федерации как основной финансовый план государства основывается на показателях прогноза социально-экономического развития на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налоговой системой и экономической политикой государства.
Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.
Источники формирования Государственного бюджета.
Доходы бюджета поступают из трех источников:
Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: Пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка). Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается большой процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже.
Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложиться на лиц с низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, регрессивный характер. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, как акцизные сборы, налоги с продаж, налоги с добавленной стоимости. В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов:
Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет: